На острие информационных технологий

Доклад по организации информационного обеспечения учений
Доклад по организации информационного обеспечения учений

50 лет органам информационного обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации

Днём основания органов информации военного ведомства является 15 ноября 1971 года, когда приказом министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А. Гречко была утверждена организационная структура, получившая название «Информация». Ее создание было связано с необходимостью информационного обеспечения деятельности министра обороны СССР.

Доклады, выступления, речи министра обороны (на партийных съездах, конференциях, пленумах, на сессиях Верховного Совета, на совещаниях руководящего состава, на заседаниях коллегии Минобороны), а также публикации в СМИ готовились в «Информации» или в обязательном порядке проходили через неё. «Информация» была, пожалуй, одной из наиболее авторитетных военных структур, выступала своего рода катализатором военно-научной, оперативно-стратегической, а затем и информационной работы в Министерстве обороны, Генеральном штабе, Вооружённых силах в целом. Здесь работали талантливые, профессионально подготовленные специалисты.

В ноябре 1987 года название структуры было изменено на «Информацию Министра обороны СССР». А уже через два года она стала называться «Управление информации Министерства обороны СССР».

С сентября 1990 года в целях упорядочения организации и проведения информационно-пропагандистских мероприятий в армии и на флоте с участием представителей зарубежных СМИ на Управление информации Министерства обороны СССР были возложены координация работы с зарубежными СМИ, обобщение и систематизация отчётов о проведённых мероприятиях в Советской армии и Военно-морском флоте.

3 июня 1992 года в штат Управления информации была введена должность пресс-секретаря министра обороны.

10 июля 1992 года в связи с созданием органов управления Министерства обороны Российской Федерации Управление информации было реорганизовано в Пресс-службу Министерства обороны численностью 60 военнослужащих и 9 служащих.

Основным предназначением Пресс-службы было целенаправленное распространение через СМИ объективных сведений о повседневной деятельности армии и флота, о важнейших открытых мероприятиях, проводимых министром обороны и его заместителями, а также о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и других событиях в армии и на флоте.

В декабре 1992 года были созданы пресс-центры видов Вооружённых сил РФ, округов, групп войск, флотов, родов войск. Координация их деятельности возлагалась на Пресс-службу Министерства обороны РФ.

4 января 1993 года был сформирован Отдел международной информации и рекламы Министерства обороны РФ (агентство «Интервоенинформ» МО РФ), который подчинялся первому заместителю министра обороны. А в конце января произошла очередная реорганизация Пресс-службы.

В штат Аппарата министра обороны вместо пресс-секретаря была включена должность помощника министра обороны РФ по связям с общественностью и прессой, сформирован Пресс-центр Министерства обороны РФ численностью 30 военнослужащих и 8 лиц гражданского персонала, создано Пресс-бюро министра обороны РФ численностью 9 военнослужащих и 4 гражданских специалиста.

В феврале того же года был сформирован Отдел военных специальных корреспондентов при Пресс-центре Министерства обороны РФ численностью 9 военнослужащих.

С 19 июля 1993 по 18 апреля 1995 года главная информационная структура Министерства обороны называлась «Управление информации и печати МО РФ».

Должностным лицом Министерства обороны, которое отвечало за подготовку предложений министру обороны в области информационной политики и координировало работу информационных структур Вооружённых сил, являлся помощник министра обороны по связям с общественностью и прессой. Он подчинялся непосредственно министру обороны, организовывал его связи с общественностью и прессой, выражал официальную точку зрения главы военного ведомства.

5 марта 1994 года впервые в Вооружённых силах вводится единое Положение о пресс-центре вида, округа, группы войск, флота, рода войск. Пресс-центрам придаётся статус самостоятельных подразделений с непосредственной подчинённостью главнокомандующим, командующим и оперативным подчинением Управлению информации и печати МО РФ.

Однако введённое положение не закрепляло численность и чётко не определяло организационную структуру пресс-центров, фактически передав решение этих главенствующих вопросов в ведение соответствующих руководителей. Это в ряде случаев создавало предпосылки к организационно-кадровым издержкам в формировании пресс-центров на начальном этапе их становления.

30 сентября 1994 года Отдел военных специальных корреспондентов при Управлении информации и печати был преобразован в группу, которую включили в состав Военного информационно-рекламного направления Министерства обороны РФ.

Очередные организационные изменения в органах информационного обеспечения ВС РФ были вызваны мероприятиями по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике и в приграничных районах Северного Кавказа, проводившимися с 11 декабря 1994 по 31 августа 1996 года, и последующим латентным периодом, длившимся до 30 сентября 1999 года.

В апреле 1995 года Управление информации и печати было реорганизовано в Управление информации Министерства обороны.

Приказом министра обороны РФ «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» в июне 1995 года в целях повышения эффективности воспитательной работы Центральную телевизионную и радиовещательную студию (ЦТРС), а также Военное информационно-рекламное направление МО РФ было подчинено Главному управлению воспитательной работы Министерства обороны РФ.

В 1996 году на базе Управления информации, отдела референтов и консультантов, отдела Министерства обороны по связям с информационными структурами органов государственной власти и управления, общественных организаций была создана Пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации численностью 41 человек.

В январе 1997 года в структуру Пресс-службы были внесены изменения: упразднён отдел по работе с российскими и зарубежными средствами массовой информации и на его базе сформированы две группы: информационного анализa и планирования и информационных связей.

В марте 1997 года на базе отдела референтов и группы информационных связей были созданы соответственно отдел информационных и общественных связей и группа подготовки информационных материалов. Последняя вскоре была преобразована в отдел информации.

С июня 1997 года на Пресс-службу Министерства обороны были возложены организационно-методическое руководство и координация деятельности системы средств массовой информации и пресс-центров Вооружённых сил. Ей были переданы функции учредителя газеты «Красная звезда», журналов «Воин России», «Ориентир», ЦТРС Министерства обороны.

В ноябре 1997 года был сформирован Отдел военных специальных корреспондентов при Пресс-службе МО РФ численностью 11 военнослужащих.

5 марта 1999 года директивой министра обороны «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации системы информирования российской и зарубежной общественности» было установлено, что официальная позиция Министерства обороны доводится до СМИ непосредственно министром обороны, а также начальником Пресс-службы Министерства обороны — пресс-секретарём министра обороны, а в отдельных случаях, по поручению министра обороны, другими должностными лицами министерства.

В августе 1999 года приказом министра обороны, министра внутренних дел и директора ФСБ в целях информационно-пропагандистского обеспечения деятельности федеральных сил при проведении контртеррористической операции в Республике Дагестан в составе Оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией в Республике Дагестан был создан Временный объединённый пресс-центр, на который возложили функции оперативного информационного обеспечения деятельности подразделений федеральных войск и правоохранительных органов.

В апреле 2000 года в целях совершенствования информационного обеспечения Вооружённых сил, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения престижа военной службы на органы воспитательной работы Вооружённых сил была возложена координация информационного обеспечения войск (сил), деятельности средств массовой информации ВС РФ, их всестороннего обеспечения, а также подготовка кадров военных журналистов.

С июля 2000 года начальники пресс-служб непосредственно подчиняются соответствующим начальникам управлений и отделов воспитательной работы.

На Главное управление воспитательной работы Вооружённых сил РФ были возложены непосредственное управление и всестороннее обеспечение деятельности редакции, издательства и типографии газеты «Красная звезда», функции учредителя журналов «Воин России» и «Ориентир», ЦТРС Министерства обороны. Пресс-служба Министерства обороны в то время занималась вопросами информационного и методического обеспечения средств массовой информации Вооружённых сил.

В 2000 году было решено создать организационную структуру Министерства обороны по распространению информации в сети Интернет. В Интернете на официальном сайте министерства планировалось систематизировать и размещать информацию о жизни и деятельности Вооружённых сил, предоставляемую органами военного управления.

В то время были созданы Мобильный пресс-центр Вооружённых сил РФ численностью 10 человек и Редакция информации Министерства обороны РФ в сети Интернет численностью 13 человек, подчинявшиеся Пресс-службе МО РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» в целях совершенствования органов военного управления было сформировано Управление информации и общественных связей Министерства обороны, включённое в состав Аппарата министра обороны. При этом были расформированы Пресс-служба Министерства обороны и Мобильный пресс-центр Вооружённых сил.

Управление имело в своём составе: пресс-службу; службу информационной безопасности; отдел анализа и прогноза информационной ситуации; отдел референтов Министра обороны; отдел координации органов информационного обеспечения. Численность управления составляла 43 военнослужащих и 10 человек гражданского персонала.

В марте 2006 года в Управлении информации и общественных связей проходили организационные преобразования, после которых оно стало включать в себя: управление; юридическую службу; пресс-службу; службу анализа, планирования и развития общественных связей; службу мониторинга сферы массовой информации; отделение защиты государственной тайны. В состав управления были включены подразделения Экспертного центра Аппарата министра обороны. В подчинении управления находились: редакция информации (Министерства обороны) в глобальной информационной сети Интернет; агентство «Военинформ» Министерства обороны; редакционно-издательский центр (РИЦ) Министерства обороны.

В июле 2010 года главный орган информационного обеспечения изменяет своё название на Управление пресс-службы и информации (УПСИ) Министерства обороны.

Брифинг руководителя Департамента информации и массовых коммуникаций генерал-майора И.Е. Конашенкова для центральных телеканалов
Брифинг руководителя Департамента информации и массовых коммуникаций генерал-майора И.Е. Конашенкова для центральных телеканалов

В июле 2010 года, в связи с созданием в Вооружённых силах четырёх объединённых стратегических командований было принято решение сохранить пресс-службы только на базе новых военных округов (Западного, Центрального, Южного и Восточного). Пресс-службы видов Вооружённых сил и родов войск были включены в состав управления в виде отдельных групп информационного обеспечения.

Кардинально новый этап развития системы информационного обеспечения связан с реализацией в военном ведомстве, начиная с конца 2012 года, новых подходов к информационной работе.

В 2012 году основными проблемными вопросами в части, касающейся информационного обеспечения реализации государственной политики в области обороны, оставались невысокий уровень поддержки населением России деятельности Вооружённых сил, низкая оценка гражданами их способности гарантированно защитить свою страну. По данным социальных опросов, доля граждан, считавших престиж военной службы низким, составляла 27 проц., в то время как высоко оценивал престиж военной службы лишь 21 проц. населения.

Руководством военного ведомства одним из приоритетных направлений деятельности была признана информационная работа, основными целями которой по решению министра обороны РФ генерала армии С.К. Шойгу были определены демонстрация открытости Вооружённых сил для общества и средств массовой информации, повышение интенсивности освещения всех аспектов их деятельности, расширение форм и методов информационной работы, использование новых форматов взаимодействия со СМИ.

Координация реализации информационной политики в Вооружённых силах была возложена на первого заместителя министра обороны РФ Р.Х. Цаликова.

Результат не заставил себя долго ждать. Так, уже в 2013 году количество проведённых в Вооружённых силах мероприятий информационного обеспечения по сравнению с 2012 годом выросло в 2,8 раза, количество пресс-конференций, брифингов и интервью с участием командного состава возросло в 1,4 раза, общее количество позитивных и нейтрально информационных материалов СМИ о Вооружённых силах увеличилось более чем в 3,2 раза.

Первый заместитель министра обороны РФ Р.Х. Цаликов проводит совещание с руководителями органов информационного обеспечения ВС РФ
Первый заместитель министра обороны РФ Р.Х. Цаликов проводит совещание с руководителями органов информационного обеспечения ВС РФ

Начали улучшаться и показатели поддержки населением деятельности армии и флота, оценки гражданами престижности военной службы.

Повышению степени открытости и прозрачности Вооружённых сил в значительной мере способствовало широкое освещение заседаний коллегии Минобороны и деятельности Общественного совета при Минобороны России, регулярное освещение селекторных совещаний сначала в Ситуационном центре Минобороны РФ, затем — в Национальном центре управления обороной, а также организация и проведение регулярных встреч руководства Минобороны с главными редакторами и ведущими обозревателями центральных СМИ и военными экспертами.

В 2014 году был разработан и запущен на интернет-портале МО РФ раздел «План деятельности», где были изложены подробные сведения и целевые показатели по всем направлениям работы Министерства обороны вплоть до 2020 года. В результате Минобороны первым среди федеральных органов исполнительной власти, подчинённых Президенту РФ, выполнило задачу по обеспечению доступа граждан к информации о своей деятельности. Открытие раздела сопровождалось резким увеличением посещаемости сайта Минобороны — до 100 тыс. пользователей в день.

Новые подходы к информационной работе, продуктивность созданных инструментов по работе в интернет-сегменте в дальнейшем полностью оправдали себя, когда органы информационного обеспечения столкнулись с новыми вызовами и угрозами. К числу таковых в первую очередь следует отнести антироссийскую пропагандистскую кампанию в ряде зарубежных СМИ, развёрнутую с обострением ситуации на востоке Украины и возвращением Крыма в состав Российской Федерации, впоследствии усилившуюся с началом операции российских ВКС в Сирии.

Окончание этого периода характеризовалось дальнейшим увеличением интенсивности мероприятий информационного обеспечения, фактическим переходом информационной работы в круглосуточный режим, оттачиванием форм и методов работы дежурных смен, повышением критериев оперативности мониторинга СМИ и информационного реагирования.

Благодаря эффективности созданной системы работы информационным структурам Минобороны России впервые удалось добиться устойчивого доминирования объективной информации о деятельности Вооружённых сил и значительно повысить авторитет Российской армии в России и за рубежом.

Очередные изменения развития системы информационного обеспечения Вооружённых сил определялись необходимостью дальнейшего наращивания эффективности информационной работы в военном ведомстве.

На брифинге присутствуют иностранные военные атташе.Работают все мировые СМИ
На брифинге присутствуют иностранные военные атташе.Работают все мировые СМИ

В августе 2016 года Управление пресс-службы и информации было реорганизовано в Департамент информации и массовых коммуникаций с возложением на него новых задач и функций.

В департаменте были образованы шесть направлений:

– оперативного реагирования и организации информационного обеспечения;

– информационного обеспечения деятельности руководства Министерства обороны;

– взаимодействия с российскими и зарубежными СМИ;

– мониторинга российских и зарубежных СМИ;

– информационного анализа и специальных медиапроектов;

– организационно-плановое.

Центр сопровождения (подготовки и размещения информации) интернет-портала Министерства обороны был преобразован в Центр подготовки информации и сопровождения интернет-ресурсов Министерства обороны. Расширение перечня выполняемых им функций обусловило образование новых отделов:

– сопровождения интернет-портала МО РФ;

– ведения иноязычных проектов;

– подготовки, обработки и каталогизации фото- и видеоинформации;

– развития функциональных возможностей и сервисов интернет-портала;

– ведение мультимедийного блока в интересах деятельности Минобороны России;

– ведения страниц в социальных сетях.

В 2016 году была возобновлена подготовка кадров в интересах органов информационного обеспечения на базе Учебного военного центра при Воронежском государственном университете.

По решению министра обороны РФ с 2017 года на базе Военного университета Минобороны России была организована подготовка курсантов по новой военной специальности «Информационное и медиакоммуникационное обеспечение военной деятельности».

Также на базе Военного университета начали реализовываться программы дополнительного профессионального образования в области информационного обеспечения в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В рамках одной из групп повышения квалификации дважды в год проводятся курсы подготовки командующих объединениями (командиров соединений) по эффективному взаимодействию с представителями СМИ.

В марте 2017 года департаменту были подчинены все печатные средства массовой информации, учредителем которых является Минобороны России. В дополнение к журналам, издаваемым РИЦ МО РФ, добавились газета «Красная звезда», журналы «Ориентир» и «Воин России», окружные и флотские газеты.

Решение об объединении печатных средств массовой информации и органов информационного обеспечения под единым командованием было обусловлено необходимостью централизации информационной политики и более глубокого погружения тематики изданий в мероприятия повседневной деятельности и боевой подготовки в войсках. Данное решение было также обусловлено необходимостью совершенствования системы распространения изданий.

В 2017 году окружные и флотские издания были включены в российские федеральные подписные каталоги в качестве региональных приложений к газете «Красная звезда». Благодаря этому была обеспечена их надёжная доставка в части и соединения Вооружённых сил и появилась возможность индивидуальной подписки на них гражданами на всей территории России.

В 2017 году министром обороны было принято решение создать «базовый набор» изданий, которыми гарантированно обеспечивались бы все комнаты информирования и досуга в Вооружённых силах. Этот набор включал в себя газету «Красная звезда», одну из окружных (флотских) газет, перешедших на современный формат D2, журнал «Армейский сборник», увеличившийся в объёме за счёт тематики журнала «Ориентир» (выпуск которого был приостановлен для исключения дублирования), сборник «Воин России», который также был увеличен в объёме и начал выпускаться ежеквартально в формате литературно-художественного альманаха. Для гарантированного обеспечения войск «базовым набором» изданий тираж журналов был увеличен практически в 10 раз (с 930 до 9 тыс. экземпляров), окружных и флотских газет — с 1—2 тыс. до 4—5 тыс. экземпляров, а газеты «Красная звезда» — с 19 до 24 тыс.

В последние годы были созданы новые журналы: «Вестник военного образования», «Военные комиссариаты России», «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации».

С 1 января 2018 года все перечисленные издания стали выпускаться новой объединённой структурой — ФГБУ «Редакционно-издательский центр «Красная звезда» Министерства обороны.

Структура, цели и объём задач органов информационного обеспечения не находятся в застывшем положении, они адекватны состоянию медийной среды, быстро меняющейся вслед за развитием информационных технологий, а сами информационные структуры готовы к новым вызовам.

В целях создания непрерывного потока фото- и видеоинформации непосредственно из воинских частей, с полигонов, аэродромов, мест проведения общественно значимых мероприятий по решению министра обороны РФ были сформированы и с 1 января 2020 года приступили к полноценной работе отделения информационного обеспечения и постоянные корреспондентские пункты телеканала (ТК) «Звезда» при пресс-службах военных округов и Северного флота.

Также структурные подразделения корпунктов ТК «Звезда» развёрнуты в городах Хабаровск, Владивосток, Екатеринбург, Новосибирск, Североморск, Нижний Новгород, Калининград, Санкт-Петербург, Севастополь, Владикавказ, Ростов-на-Дону.

В результате работы подразделений информационного обеспечения на порядок увеличились поток мультимедийного контента и количество информационных материалов о деятельности Вооружённых сил. Удалось повысить качество подготовки и скорость передачи информационных материалов, обеспечить проведение прямых трансляций из регионов в формате «HD» для наполнения информационного ресурса не только ТК «Звезда», но и других телевизионных каналов, использовать мультимедийный контент для подготовки фильмов, роликов, сюжетов о деятельности, истории и традициях объединений (соединений), военных округов (флотов), родов войск и видов Вооружённых сил.

Изменился формат утренних эфиров и новостных блоков ТК «Звезда» с учётом постоянного потока мультимедийной информации от отделений информационного обеспечения и постоянных корреспондентских пунктов с организацией не менее двух-трёх прямых включений с мест событий ежедневно.

Наибольшие изменения с началом работы подразделений информационного обеспечения претерпели количество и формы подачи информации о деятельности ВС РФ в социальных сетях, интерес аудитории привлекают её актуальность, привязка к конкретной воинской части, военному округу, роду войск или виду Вооружённых сил.

Мозговой штурм по созданию очередного мультимедийного проекта на интернет-портале Минобороны России и в социальных сетях
Мозговой штурм по созданию очередного мультимедийного проекта на интернет-портале Минобороны России и в социальных сетях

Ежемесячно подразделениями информационного обеспечения подготавливается до 500 видеоматериалов, более 300 информационных сообщений, до 100 публикаций для газеты «Красная звезда», окружных и флотских печатных изданий с выходом в СМИ до 2 тыс. информационных материалов о деятельности Вооружённых сил.

Размещаемый на официальном сайте и аккаунтах Минобороны России в социальных сетях видеоконтент, получаемый от подразделений информационного обеспечения, вызывает большой интерес у широкой аудитории и набирает до 2,5 млн просмотров, в том числе в таких популярных социальных сетях, как «Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook», «YouTube», «Инстаграм».

http://history.milportal.ru/