Как и почему мы можем потерять свою идентичность?

“Основы российской государственности”: учебное пособие для студентов, изучающих социогуманитарные науки / Т. В. Евгеньева, И. И. Кузнецов, С. В. Перевезенцев, А. В. Селезнева, О. Е. Сорокопудова, А. Б. Страхов, А. Р. Боронин; Под ред. С. В. Перевезенцева. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023. – 550 c., илл. ISBN 978-5-85006-521-8.

Вся мировая история доказывает, что жить и успешно развиваться может только то государство, народ которого имеет целостное представление о себе, о том, кто он, откуда и куда идет, поскольку только на административных скрепах государство долго держаться не может.

Глубокий идентификационный кризис 1990-х — начала 2000-х гг. наложил серьезный отпечаток на процесс формирования политической системы, показал, что отсутствие целенаправленного формирования национально-государственной идентичности несет в себе опасность противоречий и конфликтов между не только социально-политическими или этнорегиональными группами, но и отдельными элементами самой системы. Можно вспомнить раскалывавшие общество и государство противостояние Президента и Верховного Совета (парламента) в 1993 г. или многочисленные поддерживаемые гражданами конфликты между институтами власти по линиям регион — регион или регион — федеральный центр (можно вспомнить сохранившийся и сегодня в массовом сознании образ «понаехавших»).

Отсутствие согласия между гражданами и государством, между самими государственными институтами делает такое государство слабым, не способным отстоять свои интересы и на уровне международных отношений. В то время как сегодняшнее обозначение России как «центра силы» требует целенаправленного формирования такой национально-государственной идентичности, которая смогла бы объединить территории, этносы, конфессии, поколения вокруг общих представлений и ценностей.

Угроза утраты нашей цивилизационной идентичности связана как с внешним влиянием, так и с процессами, происходящими внутри страны. Она определяется совокупностью нескольких взаимосвязанных факторов.

Во-первых, российский народ не просто представляет собой сложную полиэтническую и конфессионально неоднородную общность, но и сохраняет на отдельных территориях в разной степени различающиеся культурноисторические традиции, а в ряде случаев обусловленные этими традициями экономические уклады. В 1990-е гг. на этих основаниях даже делались многочисленные попытки отдельных политических групп (прежде всего региональных элит) обратиться к «древним», этническим или конфессиональным корням своего коллективного «мы», что на определенном этапе создавало угрозу разрушения Российской Федерации по образцу СССР. Отголоски этих процессов мы можем встретить и сегодня.

Во-вторых, серьезным вызовом остаются не преодоленные до конца последствия глубокого и длительного кризиса идентичности 1990-х — начала 2000-х гг. и нерешенная до конца задача формирования устойчивой модели российской идентичности, связанная, в частности, с долгим отсутствием систематизированной политики в этой сфере.

Бесконтрольная миграционная политика приводит к размыванию этнической структуры общества, вымыванию социокультурного ядра российского общества, межнациональным конфликтам, резкому скачку нагрузки на социальную систему и правоохранительные органы.

В-третьих, нужно учитывать происходящий на наших глазах процесс «цифровой трансформации» социальной идентичности личности, в рамках которой образы виртуальной реальности формируют своеобразные симулятивные варианты идентификации, вытесняющие исторически сложившиеся цивилизационные основания идентификационной матрицы.

В-четвертых, серьезное влияние на процесс формирования российской идентичности оказывает процесс экономической, политической и культурной глобализации. Вызовы глобализации являются не только российской, но и общемировой проблемой. Но для России преодоление этих вызовов приобретает особое значение в ситуации серьезного политического противостояния «коллективному Западу», под предлогом включения в глобализационные процессы навязывающему собственные экономические, социально-политические ценности и культурные образцы (безграничный индивидуализм и потребительство, нетрадиционную сексуальную ориентацию, разрушение семьи и т. д.).

В-пятых, это активная целенаправленная деятельность самых различных политических и псевдогуманитарных структур, открыто пропагандирующих и оказывающих финансовую поддержку любым формам активности, направленным на разрушение национально-государственной идентичности (защита «угнетенных» народов и «дискриминируемых» сексуальных меньшинств и т. д.). Особое место в этой активности занимают различные проекты, направленные на фальсификацию истории, отрицание ее роли в мировых исторических, политических и культурных процессах. Сюда можно отнести отрицание роли нашей страны в победе во Второй мировой войне, вытеснение информации о ее научных и технических достижениях, спортивных победах, «отмена» фамилий наших выдающихся писателей, художников, композиторов.

Что мы делаем, чтобы сформировать общероссийскую идентичность?

Устранение этих угроз невозможно без серьезной государственной политики, направленной на формирование российской национальногосударственной идентичности, то есть политики идентичности. Содержание этой политики опирается на выделение в ее структуре идентичности трех взаимосвязанных компонентов: образов, ценностей и символов. Ценности выступают центральным, смыслообразующим основанием для консолидации сообщества, в то время как детерминированные ими образы и символы не только служат непосредственным отражением социально-политической реальности в сознании людей, но и в доступной массовому сознанию форме несут в себе основные смыслы предлагаемых обществу идей. В связи с этим они обладают значительным потенциалом для осуществления целенаправленной политики по конструированию национальногосударственной идентичности.

В России вопрос о необходимости формирования более конкретных ценностных и образно-символических оснований новой национальногосударственной идентичности встал в начале 2000-х и особенно в 2010-е гг. В этот период формируются понимание как базовых структурных элементов, так и основных направлений формирования российской идентичности, опирающиеся на традиционные базовые элементы идентификации российского общества.

Говоря об основных направлениях государственной политики идентичности, следует выделить такие, как формирование образа прошлого, образа единого пространства, представлений о том, кто такие «мы», «свои» и кто такие «они», «чужие» или «враги», представления о будущем государства народа и каждого гражданина.

Историческая политика. Многие знают из учебника истории высказывание русского ученого, поэта и общественного деятеля Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765): «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Прошлое продолжает жить в памяти поколений, события и герои прошлого во многом определяют восприятие современных социальных и политических процессов. В кризисной ситуации общество может находить в прошлом, казалось бы, утерянные ценности и смыслы, образцы поведения. История становится тем экзистенциальным пространством, в котором человек заново находит свою идентичность, смысл своего существования, основу для объединения с нацией и государством.

Серьезное разрушительное воздействие на представления о прошлом оказала целенаправленная трансформация представлений о ближайшем, советском, прошлом в негативном ключе, которая стала центральным направлением политики власти в конце 1980-х и в течение 1990-х гг.

В этих условиях необходимость грамотной политики по систематизации образа прошлого, на основании которого можно было бы формировать его взаимосвязь с ценностями и целями настоящего, осознается на государственном уровне. Ставится задача разработки государственной исторической политики.

На первом этапе (вторая половина 2000-х гг.) эта политика носила скорее оборонительный характер, ориентируясь на противостояние искажениям истории России со стороны наших политических оппонентов, которое в некоторых случаях приобретает характер «войн памяти». В первую очередь это коснулось описания и интерпретации событий Второй мировой и Великой Отечественной войн.

В 2010-е гг. историческая политика приобретает систематизированный характер. В основе этой новой политики идеи «тысячелетней государственности» и «преемственности всех исторических эпох».

Отечественная история — это непрерывный процесс. Российское государство существовало в течение нескольких веков, независимо от того, какую форму оно принимало и как называлось — Московское княжество, Российская империя или СССР. Идея преемственности предполагает, что из каждой из них нам остаются как материальные, так и культурные достижения, которые могут быть успешно встроены в современное развитие России.

Значимое место в исторической политике занимает ценность традиций, основанных на опыте социального существования многих поколений. Традиции передаются от родителей к детям и внукам вместе с памятью о событиях прошлого, в контексте которых они сохранялись или трансформировались.

Традиции патриотизма, которые открыто осуждались государственными СМИ в 1990-е гг. и продолжали оставаться предметом насмешек представителей оппозиции, во всей полноте проявились в поддержке абсолютным большинством российских граждан специальной военной операции, направленной на защиту русских людей на востоке Украины.

Однако нужно иметь в виду, что идеи преемственности, ориентированные в целом на достижение широкого общественного согласия, не могут быть полностью приняты как рядом идеологически ориентированных акторов (как левых, так и праворадикальных), так и частью молодежи, ориентированной на «черно-белое» восприятие политической реальности. Дополнительную сложность для реализации политики формирования российской идентичности создает пространство сети интернет, которое периодически превращается в пространство противоборства между различными интерпретационными историческими проектами, начиная от идеологически ориентированных и заканчивая мифологическими или фантазийными.

Именно в интернет переместились сегодня войны памяти. В связи со специальной военной операцией и политикой Западной Европы вновь обострилась тема Второй мировой войны и роли в ней Советского Союза, реанимировались дискуссии о фашизме и т. д. Наши оппоненты называют фашистами россиян, а обколотые и обвешанные фашистской символикой боевики «Азова» позиционируются в западных СМИ как комбатанты.

В этих условиях одним из серьезных направлений государственной исторической политики должно было бы стать создание единой концепции отечественной истории. Первая попытка была осуществлена в 2013–2017 гг., когда были разработаны «Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории» и «Историко-культурный стандарт по истории России» для средней школы, который включал в себя «принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию  отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий». Впрочем, первые варианты этих документов были довольно эклектичны, не случайно на протяжении последних лет содержание стандарта постоянно менялось, и это вполне понятно, ведь многие исторические проблемы вызывают острые дискуссии и в научном сообществе, и в учительской среде, и в обществе в целом. Не случайно в сам историко-культурный стандарт включен перечень так называемых трудных вопросов, то есть тех исторических проблем, с которыми связаны объективные сложности в преподавании. В 2022 г. была предложена концепция преподавания истории для студентов высших учебных заведений, обучение в рамках которой начинается с 2023 г. В целом можно сказать, что разработка единой концепции отечественной истории продолжает оставаться в стадии обсуждения и дальнейшего совершенствования.

Помимо государства, в реализации исторической политики участвуют многие организации гражданского общества: Российское историческое общество, Военно-историческое общество, различные региональные организации данного профиля.

Все более активную роль в формировании исторического сознания играют организации, занимающиеся исторической реконструкцией различных направлений: от воссоздания культуры и образа жизни представителей этнической группы или жителей определенной местности до реконструкции военно-исторических событий.

Большую роль в формировании у граждан целостных представлений об истории России играют интернет-проекты. О месте своей семьи в истории страны, о своих предках каждый человек может найти информацию на специальных порталах, представляющих необходимые данные. Если кто-то хочет более глубоко разобраться в событиях того или иного периода истории, ему сегодня доступно большое количество рассекреченных документов этого периода.

С задачей развития массового интереса к истории нашего государства связана массовая акция «Исторический диктант», организуемая общественной организацией «Волонтеры истории». Смысл акции в том, чтобы привлечь внимание граждан, особенно молодых граждан России, к знанию истории страны, пониманию ее основных этапов и событий. Диктант проводится по всей стране 3 ноября, накануне праздника — Дня народного единства.

Все эти государственные и негосударственные структуры имеют одну цель — помочь человеку, особенно молодому, узнать и запомнить как можно больше об истории своей страны.

Образ единого пространства. Значимым основанием идентификации нации является своеобразная символизация пространства ее существования. Образ пространства непосредственно связан с представлениями об истории, об исторических обстоятельствах и событиях, в результате которых оно создавалось. «Наше» пространство — это не просто географическая территория. Это территория, наполненная памятными, сакральными местами, образами и символами, формирующими у живущих на ней чувство принадлежности к единой общности людей. Эта общность — «мы» — состоит из личностей, наделяемых особыми характеристиками и движущимися к общей цели.

В сознании живущих в нем людей пространство приобретает дополнительные символические характеристики, не связанные непосредственно с географическими особенностями. Именно по этой причине такие серьезные переживания вызвал у многих распад СССР – не только потому, что была потеряна часть территории, а потому, что разрушалось то неделимое единство, которое было частью идентичности нации.

И не случайно такую массовую эмоциональную поддержку получило возвращение в состав Российской Федерации в 2014 г. Крымского полуострова, который на массовом уровне никогда до конца не воспринимался как часть Украины, и включение в нее четырех регионов: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в 2022 г. Возвращение этих регионов было воспринято не просто как присоединение когда-то потерянного кусочка территории, а как возвращение России к своему истинному пространству. Исследования российской идентичности показывают, что опасность посягательства на какую-либо часть территории воспринимается часто не только на рациональном уровне. Территория — это «Русская земля», «своя» земля, на которой живут «свои», «наши» люди.

Таким образом, можно говорить о значимой роли восприятия пространства существования многонародной России в формировании и сохранении единой идентичности. В этом контексте одним из важных направлений формирования российской идентичности является активность государства, направленная на приобретение знаний о своей стране — начиная с системы образования, а также через различные каналы массовой коммуникации или с помощью поддержки внутреннего туризма.

В стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в качестве одного из направлений выделены пункты, касающиеся развития этнографического и культурно-познавательного туризма; организации посещения детьми и молодежью объектов исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, памятных мест, городов-героев и городов воинской славы. С 2021 г. реализуется программа молодежного студенческого туризма, в которую включено более 200 университетов. В рамках данной программы молодые люди в возрасте до 35 лет могут путешествовать по России и удовлетворять свои потребности в научном познании и культурном развитии. Сегодня активно обсуждается вопрос о создании специальной туристической карты для молодежи по аналогии с «Пушкинской картой», предоставляющие льготные условия для поездок по России. А возможности самой этой карты расширяются за счет включения в нее ряда туристических направлений, связанных со знакомством с природой и культурой нашей страны.

Образы «нас, «своих» и «чужих». Для идентификации с общностью, воспринимаемой как «мы», существенное значение имеет образ «других», «чужих» или «врагов». В разные периоды современной российской истории дихотомия «мы» — «они» приобретала различное содержание.

Кого же в России мы можем считать «своими»? Российское государство на протяжении всей своей истории принимало представителей самых разных этносов, культур и конфессий, живущих на ее территории. Российское пространство стало одним из важных элементов, объединяющих их всех в единую нацию.

Памятники «Тыл — фронту» (Магнитогорск), «Родина-мать» (Волгоград) и «Воиносвободитель» (Берлин) объединены общим элементом — Мечом Победы. Меч Победы был выкован в уральском тылу, разил врага в самой ожесточенной битве мировой истории и разбил свастику в самом ее логове. Авторами триптиха были скульпторы Е. В. Вучетич, Л. Н. Головницкий, архитектор Я. Б. Белопольский и другие.

Представители народов, живущих в пространстве России, в военных конфликтах защищали «свою» территорию и живущих на ней людей, которые тоже были «своими». «Своих» защищали солдаты Великой Отечественной войны, «своими» были жители Северной Осетии, которых защищали российские войска. В этих войсках воевали представители всех народов России. Так происходит сейчас, когда в российской армии и войсках Донбасса и Луганска воюют представители всех национальностей (татары, башкиры, тувинцы и др.), защищая «своих» — тех, кто в течение восьми лет подвергался постоянным преследованиям со стороны украинской власти. В военных сводках рассказывают об успехах чеченских и осетинских подразделений, освобождающих города и поселки Донбасса. В рассказах жителей освобожденных регионов мы слышим, как всех их называют русскими (актуализированное в 1990-е гг. определение «россияне» так и не прижилось окончательно в массовом сознании).

В разные периоды истории России в роли «чужих» выступали различные государства и народы: шведы, поляки, немцы на Западе, турки, японцы на Востоке. Всех их объединяла одна характеристика — они хотели завладеть какой-то частью территории государства «нашего» пространства или наших богатств.

Сегодня в политике государства сформирован четкий образ «врагов» — это прежде всего «коллективный Запад», иногда разделяемый, иногда не разделяемый на отдельные региональные группы (США, Западная Европа и др.). Основные положения государственной политики, направленные на защиту «своих» против агрессивной активности «врагов», отражены в двух основных государственных документах.

В Стратегии национальной безопасности России подчеркиваются угрозы, исходящие от разнообразных враждебных государств: «Действия некоторых стран направлены на инспирирование в СНГ дезинтеграционных процессов в целях разрушения связей России с ее традиционными союзниками. Ряд государств называет Россию угрозой и даже военным противником. Увеличивается опасность перерастания вооруженных конфликтов в локальные и региональные войны, в том числе с участием ядерных держав. Космическое и информационное пространства активно осваиваются как новые сферы ведения военных действий». Основными направлениями противостояния врагам названы: «1) сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан», то есть защита и поддержка «своих», граждан России, и «2) защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны», то есть защита «своего» Российского государства.

В Концепции внешней политики Российской Федерации на первом месте также находится «обеспечение безопасности России, ее суверенитета во всех сферах и территориальной целостности».

Образ будущего. Образ будущего является неотъемлемым элементом процесса формирования российской идентичности. Можно выделить две составляющие этого образа. С одной стороны, если рассматривать его с точки зрения личности, образ будущего является неотъемлемой частью картины мира человека, обязательным и необходимым элементом, обеспечивающим ее целостность. С другой — образ будущего придает законченный характер смысловой триаде «прошлое — настоящее — будущее», которая обеспечивает экзистенциальную устойчивость любого общества и государства.

Образ будущего — это позитивная модель ожидаемого будущего, идеальные представления о государстве и обществе в перспективе, отражающие ожидания разных социальных групп и политических субъектов в конкретном историческом и социокультурном контексте.

Конструированием образа будущего и обрисовкой социальнополитических перспектив занимаются не только политические субъекты (государство, политические партии и деятели), но ученые и деятели культуры — писатели, художники, режиссеры. Многочисленные картины будущего можно встретить в философских трудах, произведениях массовой и элитарной культуры. Достаточно вспомнить, например, утопии и антиутопии или произведения писателей-фантастов.

Создание образа будущего в процессе формирования национальногосударственной идентичности происходит вслед за определением исторических оснований существования политического сообщества (образ прошлого) и с опорой на скрепляющие его ценности и символы в настоящем.

В современной России контуры будущего определяются стратегически значимыми целями развития страны, которые обозначены в ключевых государственных документах. Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г.:

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможности для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д) цифровая трансформация.

Документы стратегического планирования призваны решить прежде всего конкретные государственные задачи социально-экономического, научно-технологического и социокультурного развития России. Однако если посмотреть на них сквозь призму проблемы формирования национальногосударственной идентичности, то можно увидеть в них ответы на ключевые вопросы, связанные именно с образом будущего. Как распорядиться богатствами, доставшимися россиянам от предков? Как сделать близкими труднодоступные территории России? Как новые технологии будут работать в интересах российского государства и общества?

Второе важное направление создания образа будущего — определение места России в системе международных отношений. Остроту этому процессу придает тенденция к переосмыслению складывавшихся в течение нескольких десятилетий исторических обоснований геополитических конструкций, привычных для массового сознания. Каким должно быть место России в процессах современного мирового развития?

Указ Президента РФ от 13 мая 2023 г. № 161 «О внесении изменений в Концепцию государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию» подчеркивает, что для успешного достижения задач будущего развития Российского государства необходимо обеспечить «влияние на общемировые процессы в целях формирования стабильного и справедливого миропорядка, строящегося на общепризнанных принципах и нормах международного права, партнерских отношениях между государствами». Достижение стабильности и справедливости является сегодня основным ценностным ориентиром как во внутренней, так и во внешней политике Российского государства.

Основы российской государственности