Заслуженно позитивными можно назвать усилия руководства Минобороны России в сфере решения столь злободневного для каждого военнослужащего «квартирного вопроса». Актуально это и для офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов контрактной службы Южного военного округа. Конечно, работы в данном весьма значимом направлении еще немало, но подвижки, как говорится, налицо. О том, чего уже удалось добиться в решении жилищной проблемы и какие задачи предстоит решить, корреспонденту журнала «Армейский сборник» Юрию Селезневу рассказал начальник ФГКУ МО РФ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Михаил Колычев.
— Михаил Александрович, какие задачи приходилось решать ФГКУ «Югрегионжилье» в последние годы, что сейчас на повестке дня?
— На протяжении всего периода своего существования Южное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны России успешно реализует задачи, поставленные президентом страны и министром обороны в сфере обеспечения жильем военно-
служащих и членов их семей. И основной показатель нашей работы — увеличение количества семей военнослужащих, которые получили положенные по закону квартиры.
Обращу ваше внимание на такой факт: за семь лет нашей деятельности были обеспечены постоянными и служебными жилыми помещениями более 42 тысяч военнослужащих.
Таким образом, благодаря эффективной организации работы очередь на жилье сократилась в 4 раза.
В 2017 году региональным управлением выполнены социальные обязательства по реализации жилищных прав более 22 тысяч семей военнослужащих. В том числе около 1,3 тысячи военнослужащих реализовали свое право на обеспечение жильем посредством жилищных субсидий, более 200 военнослужащих обеспечены квартирами для постоянного проживания, около 4 тысяч военнослужащих приобрели жилье за счет участия в накопительно-ипотечной системе (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих. Примечательны и такие цифры: более 4,4 тысячи военнослужащих получили служебные жилые помещения, около 12,5 тысячи человек — денежную компенсацию за поднаем.
Всего в 2017 году обеспечено жильем для постоянного проживания около 33 процентов от общего числа военнослужащих, состоявших на учете к началу года.
Представлю вашему вниманию общую картину обеспечения военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания. За период работы управления ликвидирована очередь на жилье в таких городах, как Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань, Ставрополь, Анапа, Сочи, Ахтубинск, Нальчик, Майкоп.
В связи с тем, что строительство постоянного жилья прекращено, приоритетной формой обеспечения стала жилищная субсидия, позволяющая решить жилищный вопрос каждого человека в погонах индивидуально.
В период с 2014 по 1 января 2018 года количество военнослужащих, избравших форму обеспечения жильем в виде жилищной субсидии, увеличилось с 26 до 68 процентов от общего количества военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся.
За 4 года реализации этого проекта обеспечены жилищной субсидией более 3,7 тысячи семей военнослужащих на сумму 21,6 млрд рублей.
О том, какое значение придается осуществлению данной программы, можно судить по такому примеру. В конце марта 2018 года в окружном Доме офицеров командующий войсками Южного военного округа генерал-полковник Александр Дворников вручил денежные субсидии на сумму около 100 миллионов рублей четырнадцати военнослужащим для приобретения жилья в собственность. Самая крупная выплата жилищной субсидии произведена капитану 3 ранга Черноморского флота, имеющему состав семьи 7 человек, выслугу 24 года. Размер субсидии на его семью составил 12,9 миллиона рублей. Нелишним будет заметить, что вручение субсидий состоялось в рамках торжественного мероприятия, посвященного представлению личному составу округа Боевого знамени ЮВО нового образца и ордена Суворова, которым был награжден военный округ за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели в боевой подготовке, мужество и героизм, проявленные личным составом в ходе выполнения боевых и учебных задач.
Важной темой также является обеспечение имеющих на это право офицеров и солдат специализированными жилыми помещениями.
По состоянию на 1 января 2017 года количество военнослужащих, нуждающихся в служебном жилье, составило 19,6 тысячи человек.
В течение всего минувшего года наблюдалась положительная динамика снижения количества военнослужащих, нуждающихся в служебных жилых помещениях. Это связано с обеспечением военнослужащих по месту прохождения военной службы жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с приобретением жилья в собственность с использованием НИС, получением жилищной субсидии и договоров социального найма.
По состоянию на начало 2018 года количество военнослужащих по Южному военному округу, включенных в список на предоставление служебных жилых помещений, составляло 18,6 тысячи человек.
В настоящее время более 12,4 тысячи военнослужащих получают компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
Обеспечены более 4,4 тысячи военнослужащих и членов их семей.
— Вы упомянули о том, что большинство военнослужащих стали обладателями собственного жилья, приняв участие в реализации накопительно-
ипотечной системы. Как известно, действует она не первый год. Как складывается ситуация сейчас?
— За 2017 год включены в реестр участников НИС более 7 тысяч военнослужащих Южного военного округа.
Наблюдается положительная динамика увеличения направленных сводных сведений для реализации жилищных прав военнослужащих ЮВО на получение целевого жилищного займа.
С начала действия программы военной ипотеки на территории Южного военного округа включены в реестр участников НИС более 53 тысяч военнослужащих, из которых свое жилищное право реализовали свыше 25 тысяч человек.
В 2017 году более 4 тысяч военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации реализовали право в рамках НИС в Южном военном округе.
Наибольшей популярностью среди военнослужащих в качестве места приобретения собственного жилья в регионах Южного военного округа пользуются Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края. На территории Республики Крым и в г. Севастополе отмечено значительное увеличение количества приобретенного в рамках НИС жилья в сравнении с 2016 годом: в 2016 году было приобретено 400 квартир и домов, а в 2017 году — уже 700 квартир и домов.
Имеются и некоторые особенности реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на территории ЮВО, которые мы, кстати сказать, недавно обсуждали на учебно-методическом сборе с участием ответственных должностных лиц воинских частей военного округа.
Напомню, что одним из способов реализации прав военнослужащих на обеспечение жилой площадью является участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
НИС жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации начала функционировать с 2005 года, после вступления в силу Закона № 117-ФЗ «О накопительно-
ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
С июня 2013 года отдел реализации НИС жилищного обеспечения военнослужащих является структурным подразделением ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, на которое возложены полномочия по введению НИС на территории Южного военного округа.
В рамках стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации и улучшения жилищных условий военнослужащих накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации является наиболее перспективной формой жилищного обеспечения военнослужащих.
В настоящее время численность военнослужащих-участников НИС Минобороны России составляет 212 тысяч человек. В сравнении с 2012 годом численность участников возросла более чем в 2,5 раза.
При этом если ежегодный прирост участников НИС с 2012 по 2017 год в среднем составил 20 тысяч человек, то в 2017 году количество участников НИС увеличилось уже на 30 тысяч человек.
За последние пять лет более 80 тысяч военнослужащих Минобороны России реализовали свое право на жилищное обеспечение в рамках НИС.
Отделом реализации НИС ФГКУ «Югрегионжилье» с июня 2013 года по настоящее время направленны в Департамент жилищного обеспечения сведения на включение в реестр участников НИС — более чем 30 тысяч военнослужащих, на получение целевого жилищного займа — более 16 тысяч, из которых 14 тысяч военнослужащих- участников НИС реализовали право на жилищное обеспечение. Также проделана значительная работа по оформлению документов на исключение из реестра участников НИС, на использование накоплений, учтенных на именном счете участника НИС, также принято более 400 решений о выплате дополнительных денежных средств на сумму около 700 миллионов рублей.
Цифры говорят сами за себя. Система работает в целом успешно и эффективно.
Основные преимущества военной ипотеки перед другими формами жилищного обеспечения военнослужащих (квартира, жилищная субсидия, ГЖС) заключаются в следующем.
Во-первых, предоставляется возможность приобрести свое жилье уже через три года участия в НИС.
Во-вторых, одним из важных факторов привлекательности НИС является то, что участие военнослужащего в военной ипотеке не зависит от обеспеченности военнослужащего или членов его семьи жильем и не требует признания нуждающимся в жилых помещениях.
Кроме того, военнослужащий – участник НИС имеет возможность реализовать свои жилищные права не только путем приобретения жилья в рамках НИС в период прохождения военной службы, но и путем получения накопленных денежных средств после увольнения с военной службы.
Вместе с тем можно отметить, что многие участники НИС, проходившие военную службу в Минобороны России, предпочли получение накоплений в виде наличных средств, учтенных на их именном накопительном счете. Плюс к этому еще и инвестиционный доход.
Третий фактор — это предусмотренные федеральным законодательством выплаты военнослужащим денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, в случае досрочного увольнения их с военной службы, а также гарантии членам семей погибших участников НИС в виде их права на получение всех средств по НИС, накопленных военнослужащим, или погашения за счет средств федерального бюджета обязательства перед кредитной организацией за приобретенную военнослужащим по договору целевого жилищного займа квартиру.
И еще четвертый фактор — для расчета периода службы, дающего право на получение военнослужащим накоплений, учитывается общая продолжительность военной службы в льготном исчислении.
Для упрощения порядка реализации жилищных прав в рамках НИС в законодательную базу внесено множество изменений. Например, с 2016 года отменили такой критерий для выплаты денежных средств, дополняющих накопления, как наличие у военнослужащих и членов их семей в собственности жилых помещений.
С мая 2017 года при заключении договоров на приобретение жилья с использованием средств целевого жилищного займа разрешено использовать материнский капитал.
С марта 2017 года увеличился перечень оснований, по которым при увольнении военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, восстанавливаются накопления на именных накопительных счетах, но при одном условии: если они были исключены из реестра участников НИС и не получили накопления и выплаты, дополняющие накопления.
Предпринятые меры работают на повышение социальной защищенности военнослужащих, также появляется дополнительная мотивация для продолжения гражданином военной службы, так как у военнослужащего после завершения очередного контракта и перерыва в службе при поступлении на службу повторно все накопления восстановятся.
И в завершении темы по НИС хотелось бы привести пример, что получит от государства военнослужащий, если он реализует свое право на жилищное обеспечение в рамках НИС.
Возьмем военнослужащего, который поступил на военную службу с 1 января 2018 года. То есть 1 января 2018 года ему присвоено звание «лейтенант». Ежегодный накопительный взнос согласно федеральному закону о федеральном бюджете на 2018 год составляет 268 465,60 руб., за 20 лет общая сумма годовых взносов, начисленных военнослужащему, составит 5 369 312 рублей. Инвестиционный доход за 20 лет из расчета 8 процентов годовых (данный размер предлагает использовать ФГКУ «Росвоенипотека» при расчетах) составит
3 912 157,58 рубля. Таким образом, всего военнослужащему будет начислено 9 281 469,58 (5 369 312+
3 912 157,58) рубля. То есть в конце службы военнослужащий получит за счет инвестиционного дохода в 1,7 (9,3 млн/5,4 млн) раза больше денежных средств.
При этом федеральным законом сумма ежегодного накопительного взноса не может быть уменьшена, а процент инвестиционного дохода, который заявила «Росвоенипотека» по итогам работы за 2016 год, составил 13,32 процента. То есть реально военнослужащему в нашем случае может быть начислена сумма более 14 млн рублей.
Но, конечно, нужно учитывать, что за это время многое может измениться в экономической ситуации в нашей стране.
Значение инвестиционного дохода — величина непостоянная. В настоящее время военнослужащий, который является участником НИС с 2005 года, накопил (за 13 лет) в среднем более 3,4 млн рублей, из них инвестиционный доход составляет 1,2 млн рублей, или 35 процентов от общей суммы начисленных средств.
Но, учитывая положительную динамику экономической ситуации в стране, можно сделать вывод, что НИС предоставляет военнослужащим реальную возможность решить вопрос своего жилищного обеспечения на достойном уровне.
К этому показателю причастны все сотрудники не только органов жилищного обеспечения, но и ответственные должностные лица по НИС, назначенные приказом командиров воинских частей, которые своим кропотливым и напряженным трудом из года в год повышали эффективность рабочего процесса.
За прошедшие годы накоплен серьезный опыт работы, подготовлены специалисты для работы в различных уголках России, налажена система взаимодействия с воинскими частями и реагирования на нештатные ситуации.
Президент Российской Федерации на итоговой Коллегии Министерства обороны 2017 года обратил внимание, что одной из важнейших задач Российской Федерации было и остается укрепление социальных гарантий военнослужащих и их семей. Экономика восстанавливается, появляются дополнительные ресурсы, работа по решению жилищных вопросов военнослужащих и членов их семей продолжится.
В таком же направлении мы будем двигаться и дальше, сохранив и приумножив в 2018 году достигнутые рубежи и поднимая нашу работу по реализации социальных гарантий военнослужащих в сфере обеспечения их жильем еще на более высокий уровень.
— Михаил Александрович, больная тема последних лет — возможности для военных пенсионеров на переселение из занимаемых жилых помещений, расположенных на территории бывших закрытых военных городков. Мы знаем, что значительная часть офицеров, прапорщиков запаса и в отставке по ряду причин оказались заложниками непростой социальной ситуации. Как будет решаться эта проблема?
— С 2018 года государственную финансовую поддержку в сфере обеспечения жильем получили военные пенсионеры, проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации были поставлены на учет для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом с целью переселения из закрытых военных городков.
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Ранее социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставлялась жилищными органами Министерства обороны Российской Федерации только военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. В перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р, периодически вносятся изменения в части исключения либо дополнительного включения в него военных городков.
В связи с исключением военных городков из перечня закрытых граждане, состоявшие в очереди на переселение из указанных военных городков, исключались из списков очередников в связи с утратой оснований на получение государственных жилищных сертификатов.
С 2018 года граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию, которые до момента исключения военного городка из перечня закрытых установленным порядком были признаны нуждающимися в переселении, могут воспользоваться правом на переселение из занимаемых жилых помещений в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации будет осуществлять выпуск и реализацию государственных жилищных сертификатов, предназначенных для выдачи гражданам, за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на социальные выплаты, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
— И в завершение разговора расскажите, пожалуйста, вкратце о задачах на перспективу.
— В 2018 году запланировано предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) примерно одной тысяче военнослужащим на сумму 5,1 млрд рублей.
Запланировано обеспечить 4,6 тысячи военнослужащих жилыми помещениями специализированного фонда.
В 2018 году также запланированы ввод в эксплуатацию и заселение жилых домов-новостроек, расположенных в городах Моздок, Новочеркасск и Анапа, в Республике Абхазия.
— Спасибо за интересную беседу.