ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ В РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ В РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЯ

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации на современном этапе особое внимание уделяется укреплению военно-технической составляющей Вооруженных Сил РФ, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах обороноспособности государства.

Благодаря активной работе Главного управления вооружения ВС РФ удалось добиться серьезных результатов в решении стратегически важных задач по перевооружению Российской армии, выполнению планов гособоронзаказа, отладить совершенный алгоритм испытаний и закупок новой боевой техники.

Об организационных аспектах подготовки государственной программы вооружения рассказал журналу «Армейский сборник» начальник ГУВ ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев.

Обоснование и формирование комплекса программных мероприятий развития системы вооружения ВС РФ представляют собой процесс, в котором задействованы органы государственной власти и военного управления, научно-исследовательские центры, а также другие заинтересованные учреждения и организации.

Каждая из перечисленных структур отвечает за выполнение определенного перечня функциональных задач, решения которых обобщаются, согласовываются с другими заинтересованными участниками и представляются на утверждение в установленные сроки в органы государственного управления в виде отдельных документов.

Данные документы взаимосвязаны в части обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в вооружении, военной и специальной технике (далее — ВВСТ) и направлены на достижение требуемого уровня готовности системы вооружения ВС РФ в условиях текущих и прогнозируемых угроз и вызовов безопасности государства.

Такой сложный итерационный иерархически выстроенный процесс взаимодействия органов и организаций различного уровня управления в интересах обеспечения его оперативности и эффективности должен быть обеспечен соответствующими организационно-методическими пояснениями. В настоящее время такими пояснениями в соответствии с действующим законодательством являются единые методические материалы по разработке проекта государственной программы вооружения (далее — ГПВ).

Основным нормативным правовым документом, регламентирующим порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) и организаций по разработке проекта ГПВ, являются Правила разработки и реализации государственной программы вооружения, утвержденные указом Президента Российской Федерации (далее — Правила).

В соответствии с Правилами решение о начале разработки ГПВ принимает Военно-промышленная комиссия Российской Федерации. Данное решение включает перечни государственных заказчиков, а также федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в разработке программы. Традиционно в состав государственных заказчиков ГПВ входят все силовые ведомства, в интересах которых формируются мероприятия по развитию ВВСТ, а также госкорпорация «Росатом».

К основным непосредственным участникам разработки проекта ГПВ следует отнести ФОИВ, организации оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК), генеральных конструкторов по созданию ВВСТ, руководителей приоритетных технологических направлений.

В части обоснования предложений по развитию системы вооружения к процессу разработки ГПВ привлекаются ведущие научные организации государственных заказчиков и промышленности, а также академические институты и общественные академии. В интересах единства понимания всеми участниками процесса разработки проекта ГПВ разрабатываются единые методические материалы (далее — ЕММ).

За координацию мероприятий разработки проекта ГПВ отвечает Минобороны России, которое с участием других государственных заказчиков ВВСТ и заинтересованных ФОИВ формирует проект ЕММ по подготовке проекта ГПВ и после принятия соответствующего решения Военно-промышленной комиссией Российской Федерации доводит их до общего сведения в целях выработки итогового документа.

Применительно к рассматриваемой предметной области — планированию развития ВВСТ — ЕММ направлены на обеспечение своевременной и качественной отработки государственными заказчиками ВВСТ и другими заинтересованными ФОИВ предложений в проект ГПВ.

В соответствии с положениями Правил ЕММ включают в себя требования к структуре, содержанию и форме документов проекта ГПВ, а также в виде отдельного документа — план-график подготовки проекта программы с указанием сроков, ответственных исполнителей и участников разработки.

Применительно к процессу формирования государственной программы вооружения цель взаимодействия его участников заключается в разработке комплекса мероприятий, взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам осуществления работ, для создания, производства и поддержания в боеготовом состоянии ВВСТ, обеспечивающих решение задач Вооруженных Сил и других войск.

В интересах достижения данной цели решается ряд основных задач: анализ требований к перспективам развития системы вооружения, оценка текущих условий данного процесса и разработка комплекса мероприятий, необходимых для удовлетворения требований, а также их согласование с ресурсными возможностями государства.

При этом сроки проведения работ по разработке проекта ГПВ и ответственные органы за их проведение регламентируются действующим законодательством в данной области, а решение указанных задач развития системы вооружения осуществляется согласно принятой методологии программно-целевого планирования.

Сущность программно-целевого планирования заключается в обосновании и выборе по заданному критерию программы, рационально увязывающей цель (цели) развития со временем их достижения и потребными для этого ресурсами.

В части предъявляемого положениями ЕММ комплекса требований к организации и проведению работ по разработке проекта ГВП необходимо выделить следующие:

формирование рациональной номенклатуры образцов ВВСТ, направленной на обеспечение эффективного решения задач технического оснащения;

использование унифицированного терминологического аппарата военно-технической политики Российской Федерации для единого понимания и интерпретации целей и задач, начиная от формирования необходимых исходных данных и разработки вариантов управленческих решений до фактической их реализации организациями ОПК;

совершенствование научно-методического обеспечения разработки проекта ГПВ в интересах повышения научной обоснованности принимаемых долгосрочных управленческих решений.

Концептуально порядок разработки комплекса мероприятий развития системы вооружения включает в себя анализ ее текущего состояния, обоснование требований на программный период и определение существующих возможностей государства по развитию ВВСТ. Исходя из предъявляемых требований и текущего состояния системы вооружения, формируется комплекс мероприятий развития ВВСТ.

Далее проводится оценка реализуемости сформированного комплекса мероприятий: соответствие требуемого и возможного уровня финансирования, наличие необходимых производственных мощностей ОПК. Результатом оценки является вывод о возможности государства по удовлетворению потребности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в ассигнованиях на развитие системы вооружения.

В случае если экономические и промышленные возможности государства не позволяют обеспечить потребности, то решение данной проблемы заключается в поиске компромисса между потребностями и возможностями. Достижение равновесия свидетельствует о том, что при данных макроэкономических показателях и возможностях ОПК государство способно обеспечить требуемый уровень развития системы вооружения.

Таким образом, данный замысел отражает общий методический подход к проведению работ по разработке мероприятий развития ВВСТ на предстоящий программный период. Учитывая, что условия развития ВВСТ постоянно изменяются в зависимости от военно-политической и социально-экономической обстановки как в Российской Федерации, так и в мире в целом, данный проект уточняется с учетом текущих особенностей его реализации в рамках решения частных вопросов разработки ГПВ.

К документам, разрабатываемым в интересах формирования проекта ГПВ, в рамках рассматриваемых ЕММ относятся:

анализ и оценка возможных угроз национальной безопасности Российской Федерации;

прогноз расходов бюджетных ассигнований в сфере

национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

элементы единой системы исходных данных для программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики Российской Федерации;

основные направления развития ВВСТ.

С учетом опыта разработки ГПВ одновременно с формированием ЕММ подготавливается план-график, в котором отражаются запланированные работы, ответственные за их проведение и сроки представления итоговых документов на утверждение. Разрабатываемый проект плана-графика рассматривается и утверждается коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в виде отдельного самостоятельного документа.

В целом состав материалов проекта ГПВ включает комплект документов, утверждаемых Президентом Российской Федерации в рамках соответствующего указа и пояснительной записки. При этом ЕММ достаточно полно и методически корректно поясняют организацию процесса разработки как основных документов, предваряющих проект ГПВ, так и самого проекта ГПВ в составе нескольких книг, включая соответствующую пояснительную записку.

Таким образом, методический подход на основе ЕММ позволяет упорядочить процесс подготовки соответствующих предложений в документы, необходимые для разработки ГПВ, и обеспечивает своевременную и качественную отработку всеми участниками необходимых мероприятий, на основе которых на государственном уровне формируется решение о развитии системы вооружения Российской Федерации в рамках ресурсов, выделяемых для обеспечения выполнения задач обороны, безопасности и правоохранительной деятельности.

 

Анатолий Васильевич Гуляев
Анатолий Васильевич Гуляев

Анатолий Васильевич Гуляев родился 5 сентября 1961 г. в деревне Лубенск Брасовского района Брянской области. Окончил Харьковский автомобильно-дорожный институт (1984), Военную академию тыла и транспорта (1997), Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (2012).

С 1984 по 2002 г. проходил службу на офицерских должностях в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.

В 2002–2008 гг. — в Главном штабе Сухопутных войск в должностях от заместителя начальника автобронетанковой службы управления начальника вооружения Сухопутных войск до начальника штаба вооружения — заместителя начальника вооружения Сухопутных войск.

В 2008-2009 гг. — начальник оперативно-технического управления штаба вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2009-2011 гг. — начальник организационно-планового управления  — заместитель начальника Главного управления вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2012 г. назначен заместителем директора Департамента Министерства промышленности и торговли России.

С ноября 2012 по ноябрь 2015 г. — руководитель Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации.

С 1 декабря 2015 г. —  начальник Главного управления вооружения ВС РФ.

Кандидат технических наук, заслуженный военный специалист.

Награжден Благодарностью Президента РФ, орденом Почета, медалью Суворова и другими медалями.

Женат, имеет двух дочерей.