В Новороссийске сегодня, 20 декабря, состоится торжественная церемония подъема Андреевского военно-морского флага и приема в состав Военно-Морского Флота новейшего головного патрульного корабля 22160 «Василий Быков» и спасательного буксирного судна проекта 22870 «Капитан Гурьев».
Церемония пройдет с участием представителей Главного командования ВМФ России, Командования Черноморского флота, руководства Зеленодольского судостроительного завода и руководства, и Астраханского судоремонтного завода (филиала Центра судоремонта «Звездочка»).
Ранее, Главнокомандующий ВМФ Адмирал Владимир Королёв заслушал в Адмиралтействе руководителей профильных управлений Главного командования ВМФ о завершении и результатах государственных испытаний патрульного корабля «Василий Быков» и спасательного буксирного судна «Капитан Гурьев». По словам Главкома ВМФ России «Патрульный корабль «Василий Быков» очередное достижение отечественного военного кораблестроения и является головным в серии, которая строится для Военно-Морского Флота в рамках программы надводного кораблестроения. Эти корабли идеально справятся с задачами антипиратского характера, а также существенно повысят эффективность действий группировок сил ВМФ в море».
Новейший патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» построен для ВМФ России на Зеленодольском судостроительном заводе имени М.Горького (Республика Татарстан) (АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс» (группа компаний АО «Холдинговая компания «Ак Барс»)
Патрульные корабли проекта 22160 спроектированы ОАО «Северное Проектно-Конструкторское Бюро» (г.Санкт-Петербург) предназначены для защиты и охраны морской экономической зоны, а в случае военных действий они призваны обеспечивать устойчивость сил и объектов флота в ходе обороны районов базирования. Они, также, призваны решать задачи эскортной и антипиратской деятельности, а также выполнять поисково-спасательные функции. Автономность плавания кораблей этого проекта составляет 60 суток. Патрульные корабли проекта 22160 способны развивать скорость 30 узлов, имеют водоизмещение около не более 1700 тонн, численность экипажа около 80 человек. Дальность плавания корабля 6000 морских миль. Для эффективного выполнения задач по предназначению корабли, в качестве штатного вооружения имеют 57-мм артиллерийскую установку, зенитно-ракетный комплекс, пулемёты. На корабле предусмотрена возможность базирования вертолета Ка-27ПС. Корабль оснащен самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения.
В зависимости от характера выполнения задач, на кораблях возможно размещение различных систем вооружения и технических средств в контейнерном (модульном) исполнении включая:
— Универсальные ракетные комплексы;
— Противокорабельные ракетные комплексы;
— Перспективные зенитные ракетные комплексы;
— Средства радиоэлектронной борьбы;
— Минное воружение различных типов и назначения (включая минно-торпедные комплексы);
— Подводные телеуправляемые минно-поисковые комплексы;
— Различную аэромобильную технику и вооружение морской пехоты.
Это первый российский корабль, который спроектирован с применением модульной концепции вооружения. Часть вооружения на корабле монтируется на стадии строительства и не меняется в течение всей службы. Зарезервированы площади и объемы, которые в ходе ремонта или модернизации можно использовать для размещения дополнительного вооружения. В настоящее время АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» ведет строительство еще 5 единиц патрульных кораблей проекта 22160 — «Дмитрий Рогачев», «Павел Державин», «Сергей Котов», «Виктор Великий» и «Николай Сипягин».
Спасательное буксирное судно «Капитан Гурьев» проекта 22870 Астраханским судоремонтным заводом (филиал АО «Центр судоремонта «Звёздочка»). Оно имеет Водоизмещение: 1200 т. длину — 57 м, ширину — 14 м, осадка — 3.2 м. Максимальная скорость хода судна: 14 узлов, Автономность: 20 суток Экипаж: 26 человек
Спасательно-буксирное судно «Капитан Гурьев» проекта 22870 предназначено для оказания помощи аварийным кораблям (судам) и спасения личного состава; буксировки кораблей; тушения пожаров на аварийных судах и береговых сооружениях. Обладает возможностями для поддержания аварийных кораблей на плаву и выполнения сложных водолазных работ на глубинах до 60 метров. Кроме этого судно может выполнять задачи по сбору нефтепродуктов с поверхности моря, а также вести поисковые и обследовательские работы.
Закладка судна состоялась 27 января 2016 года. «Капитан Гурьев» стал пятым судном проекта 22870, построенным астраханскими корабелами по проекту ОАО «КБ «Вымпел» (г. Нижний Новгород). Головной буксир проекта «Профессор Николай Муру» был передан Военно-Морскому флоту в 2014 году.