В небесах мы летали одних…

Генерал-майор И. Чупров с личным составом управления и штаба авиабригады (1943 г.)
Генерал-майор И. Чупров с личным составом управления и штаба авиабригады (1943 г.)

Авиаторы погранвойск в битве за победу

А. КУЛЕБА,

полковник запаса

…«Летчики-пограничники», «авиаторы-чекисты», «крылатые дозорные», «крылатые часовые рубежей Отчизны», «пилоты в зеленых фуражках»— так величали в советские годы летчиков пограничных войск.

В годы Великой Отечественной войны, с началом фашистской агрессии они стали одними из первых, кто пережил горечь утрат и поражений. Это не помешало им в дальнейшем мастерски громить врага в составе родных эскадрилий, а также частей ВВС Красной армии и флота, выполнять специальные задания и другие приказы командования, всемерно приближая Победу в войне.

Первая пограничная авиабригада

К началу Великой Отечественной войны пограничная авиация имела широкую сеть мест дислокации ее подразделений по всей стране.

Несмотря на свой молодой возраст (авиация Государственного политического управления была создана в 1923 году, а непосредственно в составе войск пограничной охраны она появилась только в июле 1932 года), авиаторы-чекисты уверенно действовали на границе. Они не только вели разведку с воздуха, обнаруживая и преследуя нарушителей, но также всесторонне обеспечивали и поддерживали погранзаставы на суше, корабли на море.

Многие и многие крылатые дозорные имели солидный и разноплановый боевой опыт. Например, за их плечами были боевые действия в 1920-х-1930-х годах по борьбе с бандитизмом на юге Украины, в Тамбовской губернии и в Сибири, операции по ликвидации басмачества в Средней Азии, участие в советско-японском конфликте на озере Хасан и т. д.

Незадолго до начала войны, 9 августа 1939 года, руководство НКВД СССР и руководство Главного управления пограничных войск (ГУПВ) решили реорганизовать пограничную авиацию по образцу и подобию Военно-воздушного флота, где в эти годы началось формирование авиационных дивизий, корпусов и воздушных армий.

Все авиачасти пограничных округов (авиаэскадрильи, авиаотряды и гидрозвенья) были переформированы по единым штатам и сведены в Отдельную пограничную авиационную бригаду ГУПВ НКВД СССР. Ее командиром был назначен полковник И. Чупров, который одновременно являлся помощником начальника погранвойск по авиации.

К началу войны пограничная авиабригада представляла собой внушительную силу — она насчитывала свыше 2,5 тыс. человек личного состава. При формировании авиабригады предполагалось, что в 1939 г. в ее составе будет 115 самолетов и 2800 чел. личного состава, а к концу 1941 г. — до 245 единиц авиапарка и до 4400 человек.

Штаб соединения дислоцировался в пос. Быково Раменского района Московской обл., где имелся аэродром НКВД. Здесь же базировались авиационная эскадрилья, транспортный авиаотряд и узел связи авиабригады. Другие авиачасти размещались в таких приграничных городах, как Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Хабаровск, Нерчинск, Алма-Ата, Мары, Ташкент, Гродно, Коктебель (Крым), Одесса, на острове Эзель (Эстония), в Архангельске и Новой Ладоге.

Накануне войны в бригаде произошли, можно сказать, революционные изменения в ее техническом оснащении. Дело в том, что до 1939 г. авиационные части имели на вооружении уже устаревшие, преимущественно одномоторные двухместные самолеты Р-1, Р-3, Р-5, а также гидросамолеты Ш-2, «Савойя 62 бис» и МБР-2.

В 1939 году бригада начала получать новые самолеты СБ (АНТ-40) и Р-10 (ХАИ-5), которые имели радиооборудование, начался напряженный процесс освоения новой техники. В таком виде авиация погранвойск и встретила войну.

Бомбят Гродно, погибаем…

Особенно тяжело началась война для авиаторов 10-й эскадрильи, дислоцировавшейся под белорусским г. Гродно. По свидетельствам очевидцев, 22 июня 1941 г. до начала вражеского налета на аэродром Королина (так пишут ветераны авиации погранвойск в воспоминаниях, а в других источниках — Каролин, по названию рядом расположенной деревни) в воздух успело подняться дежурное звено из трех самолетов Р-10. Их экипажи вступили в неравный бой с фашистами, бомбившими город. Однако хорошо вооруженные немецкие истребители Мe-109 сбили наши самолеты. В скоротечном воздушном бою погибли лейтенанты
А. Астахов, В. Пыжов и С. Фадеев. Не вернулись с боевого задания старший лейтенант В. Красовский и лейтенант Н. Андрющенко.

Попав под массированный удар авиации противника, аэродром эскадрильи фактически был уничтожен вместе с девятью не взлетевшими самолетами СБ. Командир эскадрильи капитан Кудрявцев в адрес командира авиабригады полковника И. Чупрова открытым текстом прислал радиограмму: «Бомбят Гродно, высылайте авиацию из Минска, погибаем». Стремясь не допустить паники, заместитель наркома внутренних дел И.И. Маслеников начертал на этом документе резолюцию: «т. Петров. Закройте временно радиост. Бригады. 22.06.».

В этот же день в эскадрилью поступил приказ командира авиабригады о передаче летно-технического состава и матчасти в состав 13-го ближнебомбардировочного полка 9-й смешанной авиадивизии (п. Россь, Волковысский район Гродненской области), а подразделения обеспечения эскадрильи должны были влиться в состав 16-го погранотряда
(г. Дзержинск).

Как свидетельствуют документы, несмотря на непредсказуемость обстановки, приказ был выполнен. Авиаторы-пограничники 10-й эскадрильи с боями выходили из окружения. Многие из них погибли, пропали без вести. Другие, оставшись в живых, продолжали сражаться с врагом в частях ВВС Красной армии. Некоторые из них, выйдя из окружения, вернулись в авиабригаду в Быково.

Яркими, отважными, но в то же время трагичными стали первые дни и месяцы войны и для 11-й эскадрильи майора Н. Петрова, которая располагалась на аэродроме в г. Курессааре.

В отличие от 10-й эскадрильи, аэродром 11-й эскадрильи не был подвергнут ударам авиации противника. Это позволило командованию оперативно провести сбор личного состава, организовать взаимодействие с 10-м погранотрядом, командованием береговой обороны Балтийского флота и начать боевые действия. Уже 22 июня 1941 г. первый успешный разведполет выполнил экипаж самолета СБ лейтенанта Анчука. А вот выполнявшее в этот день полет на морскую разведку звено самолетов СБ под командованием старшего лейтенанта Королева оказалось в непростой ситуации. Из-за отсутствия должного взаимодействия самолеты были атакованы и обстреляны нашими истребителями И-153 «Чайка». Летчик вовремя заметил атаку и смог благополучно уйти.

В этот же день эскадрилья нанесла первый бомбовый удар по противнику, который атаковал комендатуру Либавского погранотряда в населенном пункте Руцава.

Уже спустя три дня по приказу командира авиабригады эскадрилья была передана в состав 4-й смешанной авиационной дивизии ВВС Прибалтийского военного округа, а звено морских разведчиков МБР-2 — в ВВС Балтийского флота. В связи с этим 10 самолетов СБ перелетели на аэродром Вехме, южнее Таллина и продолжали боевые действия уже в составе этих частей ВВС.

Положение на фронте становилось все более угрожающим. Передовые части противника подходили к городам Острову и Пскову. В связи с этим пограничная эскадрилья перебазировалась на аэродром Старая Русса. Экипажам 11-й эскадрильи была поставлена задача: объединенными силами эскадрильи и 35-го бомбардировочного авиационного полка нанести бомбовый удар по переправе на р. Западная Двина. Ее выполнение было связано с серьезным риском. Советская авиация, особенно бомбардировочная, несла большие потери. Противник господствовал в воздухе. Боевые вылеты советских бомбардировщиков почти не прикрывались истребительной авиацией. Бомбометание производилось с малых и средних высот, на которых самолеты попадали под огонь не только зениток, но и всех видов стрелкового оружия. В таких условиях 7 июля 1941 г. состоялся последний боевой вылет пограничной эскадрильи. Группа состояла из двух шестерок СБ из 11-й авиаэскадрильи и 35-го бомбардировочного авиаполка. Ведущим группы являлся майор
Н. Петров, штурман эскадрильи — С. Козельков. Прикрытие группы осуществлял лишь один истребитель И-153 «Чайка». В ходе выполнения боевой задачи группа была атакована немецкими Ме-109. В тяжелом воздушном бою было сбито 10 советских самолетов, из которых — 4 пограничных экипажа (экипажи Самохина, Королёва и Анчука погибли). Экипаж Цапенко и штурмана Стратулатова перелетел через линию фронта и совершил вынужденную посадку. Самолет был разбит, летчики получили ранения. В пограничной эскадрилье уцелели всего три самолета: два СБ и один учебный УСБ, который также участвовал в боевых вылетах.

В конечном итоге, по приказу командира авиабригады командир авиаэскадрильи майор Н. Петров, а также небольшая группа личного состава, в том числе два техника, 11 июля 1941 г. перелетели на подмосковный аэродром Быково, где переучились на самолеты Пе-2 и после принялись самоотверженно сражаться с врагом.

В 1941 году пограничная авиабригада передала в состав Военно-воздушного флота четыре отдельные авиаэскадрильи (6-ю, 7-ю, 10-ю, 11-ю), отдельное авиазвено с оставшейся авиатехникой и 256 человек личного состава.

Так завершились первые бои для авиаторов западной и северо-западной границ. В результате пограничная авиабригада, существенно уменьшившись и в людях, и в технике, продолжила свою боевую и служебную деятельность, имея в составе 10 авиационных подразделений, в том числе: одну отдельную транспортную авиаэскадрилью (в дальнейшем — полк), один истребительный авиаполк, шесть авиаэскадрилий и два авиазвена. На ее вооружении состояло 133 самолета.

Воздушные кордоны в Подмосковье

Особо следует рассказать о пограничных авиачастях, которые дислоцировались на аэродроме в Быково. На их долю выпало непосредственно сражаться с фашистами в ходе битвы за столицу.

Как уже упоминалось, в июне 1941 г. в Быково базировалась 1-я отдельная авиаэскадрилья, оснащенная самолетами Р-10. Кроме них, на аэродроме находились звенья самолетов СБ, Р-5 и По-2.

С началом войны было принято беспрецедентное решение — за счет имевшегося в Быково летно-технического состава сформировать пограничный авиаполк на истребителях и скоростных бомбардировщиках для выполнения боевых задач по обороне Москвы. Не только решение о создании такого полка принималось оперативно, но и выполнялось оно очень быстро — фашистские силы стремительно приближались!

В сентябре 1941 г., после завершения формирования, полк поступил в оперативное подчинение 6-го авиакорпуса, прикрывавшего от воздушных налетов противника сектор Москва — Кашира — Коломна. В этом секторе и патрулировали истребители полка. Когда немецкие войска были отброшены от Москвы, полк прикрывал наступающие части в направлении Москва — Наро-Фоминск — Малоярославец и далее. Потом защищал железнодорожные участки Наро-Фоминск — Балабаново — Малоярославец.

Аэродром функционировал круглые сутки, по нему неоднократно наносились удары авиацией противника. Первый налет был совершен днем 3 августа 1941 г. Фашистский Хе-111, вынырнув из облака, сбросил зажигательные бомбы на стоянку истребителей, но они упали в стороне от самолетов, не причинив им вреда. «Зажигалки» быстро потушили.

Боевую деятельность полка в те дни воссоздают оперативные сводки, в частности, за 10 октября 1941 г.: «В 8.45 экипажи старших лейтенантов Магдалина и Судакова в районе 10 км западнее железнодорожной станции Запутня на высоте 1300 метров обнаружили бомбардировщик Ю-88, пикировавший на железнодорожный эшелон. Противник отогнан от объекта атаки, но не сбит, так как ушел в облака…».

В боевом журнале полка имеется и такая сводка за 7 декабря 1941 г.: «В 13.20­13.50 в районе Верхне-Мячиково за облаками на высоте 2500—3000 метров в упорном воздушном бою с самолетами противника… погиб командир 2-й эскадрильи капитан Беляев. Полк потерял одного из лучших своих летчиков. Потерян был и самолет МиГ-3».

В начале 1943 г. полк был передан в 6-й авиакорпус ПВО Красной армии и получил именование 11-го истребительного авиационного полка ПВО. Боевое состояние воинской части характеризует выдержка из акта ее передачи и приема: «1-й истребительный авиационный полк пограничных войск НКВД с 1 декабря 1941 г. находился в оперативном подчинении 6-го авиакорпуса и выполнял наравне с другими авиачастями боевые задачи по обороне столицы. Личный состав полка хорошо освоил особенности работы в условиях ПВО города Москвы и
изучил районы боевых действий. В полку отработаны вопросы наведения наших истребителей на самолеты противника и отражения массовых налетов».

Выполняя специальные задачи

Однако круг боевых задач для Отдельной авиационной погранбригады не ограничился действиями истребительного авиаполка.

Группа десантников готовится к тренировочным прыжкам с самолета Ли-2

В 1942 г. при штабе авиабригады в Быково была создана отдельная транспортная авиаэскадрилья. Командиром ее был назначен капитан М. Бабанов. В конце
1942 г. она развернулась в 1-й отдельный транспортный авиационный полк пограничных войск НКВД. Командиром полка был назначен полковник В. Сычев.

Экипажи полка выполняли весьма специфические задачи, относимые к числу специальных. Один их перечень красноречиво говорит о том, насколько они были важны и опасны:

выполнение специальных вылетов в осажденный Ленинград по доставке вооружения, боеприпасов, продуктов, эвакуации раненых, больных и детей;

обеспечение боевой деятельности партизанских отрядов в тылу противника путем доставки почты, оперативных сотрудников, оружия, боеприпасов, медикаментов, продовольствия, эвакуации раненых партизан, их семей;

парашютная подготовка партизан-разведчиков и доставка их на самолетах полка в партизанские отряды;

обеспечение фронтов и отдельных армий средствами правительственной связи, прежде всего «ВЧ»;

обеспечение боевых действий войск НКВД и партизанских отрядов по уничтожению бандформирований на территории СССР, в том числе освобожденной от фашистских войск.

Эвакуация тяжелораненного командира в тыл специально оборудованным самолетом По-2 (Белоруссия, 1944 г.)

В числе тех авиаторов, которые неоднократно вылетали к партизанам, были экипажи подполковника Яковлева и майора Куцемелова, политрука Камышева, капитана Тверезого. Свыше 500 боевых вылетов совершиллетчик транспортного полка
М. Скрыльников. Он завозил в осажденный Ленинград боеприпасы, продовольствие, медикаменты, вывозил оттуда женщин, детей и раненых. Кроме того, Скрыльников зимой 1941 г. выбрасывал воздушные десанты на Калининском, Волховском, Северо-Западном и Западном фронтах. Сложные боевые задания выполнял он во время обороны Севастополя и Сталинграда. 122 боевых вылета совершил этот летчик за линию фронта, снабжая партизан средствами связи, медикаментами, вооружением и боеприпасами.

Вылеты в партизанские отряды совершались с самыми разно-
образными целями. Учитывая, что садиться приходилось на площадки ограниченных размеров, выполнялись они на самолетах Р-5 и У-2. Так, например, 4 января 1942 г. экипаж самолета Р-5 в составе капитана Тверезого и штурмана майора Зонова пересек линию фронта в районе городов Сухиничи — Козельск и произвел посадку у партизан. Доставив партизанам груз, обратно летчики привезли… князя Львова! Львов-Корзухин — сын обер-прокурора Святейшего Синода в буржуазном Временном правительстве. Еще в 1932 году он бежал из Советского Союза в Германию, стал германским шпионом и руководителем диверсионной школы. Операция по его аресту была успешно проведена отрядом легендарного чекиста Д.Н. Медведева. Вот его-то от партизан и доставил на «Большую землю» экипаж самолета НКВД. Как вспоминал командир авиабригады генерал
И. Чупров, при приземлении Львов спросил летчиков: «Вам, по всей вероятности, не приходилось возить такой груз?» Летчики заверили, что возили и более важные грузы.

Понятно, что полеты в тыл противника, в партизанские отряды выполнялись без прикрытия истребителей и были связаны с огромным риском, самолеты нередко попадали под вражеский огонь. Так, 7 июля 1943 г. экипаж самолета Р-5 транспортного полка (летчик майор Яковлев и штурман майор Куцемелов) вылетел за линию фронта, чтобы доставить из тыла противника сотрудника НКВД. В районе оз. Усвяжского при перелете линии фронта самолет был обстрелян из пулеметов с земли, а затем атакован Ме-110. Вследствие этого командир самолета вынужден был возвратиться на аэродром взлета. 16 июля 1943 г. экипаж произвел повторный вылет на выполнение поставленной задачи. Совершив посадку у партизан, экипаж успешно доставил работника НКВД в Москву. Мужество пилотов было достойно оценено — оба награждены орденами.

Но, к сожалению, не всегда встреча с огнем противника заканчивалась благополучно.

4 августа 1942 г. самолет Р-5 (летчик капитан Гришин и механик ст. сержант Казаков) со спецгрузом на борту выполнял полет в г. Ворошиловск. Подлетевший самолет был обстрелян, так как город уже был занят противником, и загорелся в воздухе. Летчик совершил посадку и, обороняясь, вместе с механиком попытался уйти от преследования, но оба были расстреляны фашистами.

Фронтовые будни транспортников

Транспортный полк пограничной авиабригады трудился напряженно, но испытывал трудности с получением новой техники. В начале войны полк получил на вооружение первый и единственный на всю погранавиацию новый транспортный самолет ПС-84 (Ли-2). Он имел радиокомпас и автопилот, хорошо показал себя в полетах и интенсивно применялся для выполнения специальных задач. Но на получение других таких самолетов бригада не рассчитывала, так как они отправлялись во фронтовые авиачасти, а имеющийся парк самолетов типа Р-5 и У-2 с трудом позволял выполнять значительный объем боевых задач.

Механики авиаремонтных мастерских трудятся над восстановлением самолета Ли-2

Инженерно-технический состав авиаполка предпринимал все для того, чтобы поддержать технику в боеготовом, исправном состоянии, но ее все равно не хватало.

Поэтому однажды у специалистов родилась оригинальная идея — собственными силами доставлять в бригаду сбитые на фронтах или потерпевшие аварию самолеты Ли-2, восстанавливать их (из нескольких собирать один) и в дальнейшем применять в интересах авиабригады.

Этот замысел по согласованию с Главным штабом ВВС удалось реализовать.

В итоге только за июль–ноябрь 1942 г. транспортный полк в Быково дополнительно получил пять транспортных самолетов. В условиях, когда каждый самолет был на счету, когда работали, по существу, без запасных частей, без нормальной ремонтной базы, это была большая трудовая победа. Как свидетельствуют документы, экономия государству от такого нетривиального решения составила 6 млн 227 тыс рублей. Всего же за годы войны бригада восстановила девять самолетов Ли-2.

Накопленный опыт ремонтно-восстановительных работ порой находил самое неожиданное применение.

Так, в первые дни войны авиабригаде поручили отыскать под Москвой несколько сбитых советской зенитной артиллерией и истребителями ПВО фашистских самолетов. Усилиями специалистов бригады немецкие самолеты DO-215, Хе-111 и Ме-109 с характерными черными крестами на фюзеляжах и свастикой на хвостах были собраны с мест падений, приведены в подобающий вид, привезены в Москву и установлены для показа населению на площади Свердлова (сегодня — Театральная). Демонстрация поверженной техники врага имела огромное морально-психологическое значение, вызывала неподдельный интерес у москвичей. Самолеты простояли на площади до глубокой осени 1941 г.

В конце лета 1943 г. инженерно-техническим работникам транспортного авиаполка вновь представился случай продемонстрировать свои незаурядные умения.

На аэродром авиабригады в Быково были перегнаны два новых транспортных самолета «Дуглас» С-47, поступила команда: переоборудовать их под пассажирский вариант класса «люкс». Коллектив авиаремонтных мастерских успешно справился с поручением, и в ноябре 1943 г. экипажи ВВС на этих самолетах отправились в г. Баку. Позже стало известно, что 27 ноября 1943 г. на этих переоборудованных «дугласах» в Тегеран на встречу глав трех великих держав улетела правительственная делегация в составе
И. Сталина, В. Молотова и К. Ворошилова. А несколько позднее, весной 1946 г., на одном из пассажирских самолетов С-47 летчиками 1-го транспортного авиационного полка пограничной авиабригады на Нюрнбергский процесс был доставлен немецкий фельдмаршал Паулюс.

В годы Великой Отечественной войны транспортный полк авиабригады также привлекался к проведению специальных операций войсками НКВД по ликвидации бандформирований на территории СССР, в том числе освобожденных от фашистской оккупации.

Например, в мае — августе 1943 г. для ликвидации банд в Калмыкии было создано более 20 оперативных групп с приданными им самолетами У-2 и Р-5. За время операции, как докладывал генерал И. Чупров, в результате непосредственной боевой деятельности авиации было уничтожено и захвачено в плен около двух сотен бандитов, свыше 600 добровольно сдались пограничникам. Также были изъяты сотни винтовок, автоматов, пулеметов, тысячи патронов к ним, а еще полторы сотни лошадей с седлами в придачу.

Аналогичные чекистско-войсковые операции по ликвидации бандформирований, к которым привлекались экипажи авиабригады, прошли в сентябре 1943 г. — марте 1944 г. на освобожденных от оккупации территориях Северного Кавказа (Чечено-Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия). Летная работа осуществлялась в сложных условиях горной местности и в степях, в которых крайне сложно было ориентироваться с воздуха.

Транспортный полк авиабригады действовал не только в интересах партизан и частей НКВД. Его экипажи выполняли полеты по снабжению Ленинградского, Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приморского фронтов и ряда других армий средствами связи «ВЧ»; транспортировке боеприпасов, спецгрузов, снаряжения и вооружения; перевозке офицеров и оперативных работников НКВД; обеспечению службы охраны тыла 1-го и 2-го Украинского фронтов.

В апреле 1945 г. в Быково в составе погранавиабригады был сформирован специальный авиационный полк, направленный в г. Нерчинск. Главным его предназначением стало снабжение всем необходимым строительства новой линии ВЧ-связи — она потребовалась для организации прямой связи Приморья и Сахалина с Москвой. Необходимость такой линии была очевидна на фоне предстоящих боевых действий с Японией.

В результате к началу войны с Японией районы Приморья и Сахалина получили прямой канал связи со столицей.

Тыл без провокаций

В то время, когда на западе страны шли тяжелые бои с фашистами, подразделения Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД, дислоцированные в дальневосточных и южных регионах СССР, продолжали охранять государственную границу во взаимодействии с морскими и сухопутными подразделениями пограничных войск. Они выполняли боевые задачи, связанные с пресечением вооруженных провокаций на границе, наносили превентивные удары по вооруженным формированиям на сопредельной стороне.

Поверженные фашистские самолеты на площади Свердлова (Театральной) в Москве

На эти авиационные подразделения авиабригады возлагалась и подготовка парашютистов.

В первой половине 1944 г.
обученные парашютисты были использованы при проведении целого ряда парашютно-десантных операций.

Например, с 20 марта по
30 апреля 1944 г. состоялась парашютно-десантная операция по очистке тыла границы на территории Ашхабадской и Марыйской обл. (Туркменский пограничный округ).

Практически одновременно в период с 24 марта по 25 апреля 1944 г. при ликвидации банд Мурды-Меле, Чара-Шанули и Курбан-Назар в Марыйском районе, десантные группы сбрасывались в места базирования банд, а также на направления вероятного движения нарушителей и для усиления отдельных погранзастав.

Как свидетельствуют воспоминания ветеранов, применение авиации и парашютистов в ходе этих операций явилось одной из причин, обусловивших добровольную сдачу бандитов — они ясно поняли, что скрываться и от самолетов, и от парашютистов невозможно.

Как мы уже упоминали, многим летчикам-пограничникам по воле обстоятельств довелось сражаться в составе авиационных частей Красной армии и флота. На новом месте службы они показывали себя подлинными профессионалами летного дела, демонстрируя в небе образцы мастерства, мужества и героизма.

Десятки летчиков-пограничников, сражавшихся в составе авиационных частей ВВС и ВМФ, за высокое мужество, храбрость и отвагу отмечены высокими правительственными наградами. Многие из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

В их числе:

Голубев Виктор Максимович — дважды Герой Советского Союза (1942 г., 1943 г.);

Говорухин Лев Александрович — Герой Советского Союза (1946 г.);

Делегей Николай Куприянович — Герой Советского Союза (1944 г.);

Мещеряков Иван Иванович — Герой Советского Союза (1942 г., посмертно);

Мартыненко Иван Назарович — Герой Советского Союза (1945 г., посмертно);

Мирович Анатолий Иванович — Герой Советского Союза (1945 г.).

Истории известны и два авиатора, которые в предвоенные годы проходили военную службу в авиационных частях пограничных войск, а с началом войны убыли в авиационные части ВВС Красной армии и, сражаясь в их составе, стали героями Советского Союза. Это Герой Советского Союза (1943 г.) Алексей Петрович Маресьев и Герой Советского Союза (1945 г.) Геннадий Васильевич Писарев.

…«Как львы дрались советские пограничники, принявшие на себя первый внезапный удар подлого врага. Бессмертной славой покрыли себя бойцы-чекисты… Они бились врукопашную, и только через мертвые их тела мог враг продвинуться на пядь вперед». Эта цитата из газеты «Правда» от 24 июня 1941 года стала крылатой. В ней — все о советском пограничнике: о его мужестве и отваге, любви к родной земле и ненависти к врагу.

Так проявили себя пограничники не только в первые дни
войны, но и на протяжении всех тяжелых четырех лет кровопролитных сражений за независимость нашей Родины на земле и в воздухе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Центральный пограничный архив ФСБ России Ф. 14. Оп. 43. Ед. хр. 2.

2. Там же. Ф. 14. Оп. 4. Ед. хр. 512.

3. Там же. Ф. 14. Оп. 2. Ед. хр. 206.

4. Там же. Ф. 14. Оп. 7. Ед. хр. 34.

5. Там же. Ф. 19. Оп. 11. Ед. хр.1026.

6. Там же. Ф. 30. Оп. 1. Ед. хранения 20–23.

7. Сергеев Н.М. Воздушный щит границы / Н.М. Сергеев. // На страже границ советского государства. Историко-мемуарный сборник в 3 книгах. — М. : ГУПВ КГБ при СМ СССР, 1971. 

8. Из истории советских пограничных войск. Пограничные войска в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Документы и материалы в 2 книгах. — М. : Воениздат, 1975. — Кн. вторая. Июнь 1941 — 1943 гг. — 404 с.

9. На страже границ Отечества. Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. Том 3. / В.И. Боярский, В.И. Бурдужук, Ю.И. Завацкий и др. / Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Научно-исследовательский центр. — М. : Граница, 2000. — 504 с.

10. Пограничные войска СССР в Великой Отечественной войне в 2 томах. — М. : Граница, 1993. — Том 2. — 424 с.

11. Пограничные войска СССР в Великой Отечественной войне. 1942 — 1945 гг. Сборник документов и материалов. — М. : Издательство «Наука», 1976. — 975 с.

12. Пограничные войска СССР в годы Второй мировой войны 1939 — 1945. К 50-летию Победы / В.И. Боярский, Е.И, Белов, Е.П. Егоров и др. / Федеральная пограничная служба России. — М. : Граница, 1995. — 432 с.

13. Сечкин, Г.П. Пограничные войска в Великой Отечественной войне / Г.П. Сечкин. — М., 1990. — 366 с.

14. Сечкин, Г.П. Советские пограничные войска в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. и возможные их действия в современных операциях / Г.П. Сечкин. — М. : Воениздат, 1976. — 288 с.

15. Сечкин, Г.П. Участие пограничных войск в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии / Г.П. Сечкин. — М., 1988. — 275 с.

16. Чупров, И.М. Авиация в охране границ / И.М. Чупров. — Люберцы : Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ, 1993. — 236 с.