СОЛДАТА В ПОЛЕ НАКОРМЯТ ВВОЛЮ

СОЛДАТА В ПОЛЕ НАКОРМЯТ ВВОЛЮ

В Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время питание военнослужащих организовано с привлечением сил и средств сторонних предприятий общественного питания, которые работают исключительно в стационарных условиях. В случае, когда подразделения покидают пункты постоянной дислокации для участия в длительных маневрах,  своевременное приготовление пищи и доставка ее личному составу осуществляются силами и средствами продовольственной службы конкретной воинской части.

Во время учений, в лагерях, в районах катастроф, когда военнослужащие находятся длительное время в отрыве от основных сил, на продовольственных пунктах с использованием технических средств командиром организуется приготовление еды по подразделениям. Возможно, что горячая пища может доставляться им в термосах. При этом существует единая раскладка продуктов, которая составляется для всей воинской части или для подразделения, находящегося в полевых условиях.

Питание военнослужащих вдали от пункта постоянной дислокации имеет свои особенности. Так, прием пищи организуется по группам, используется упрощенная технология приготовления пищи. При планировании питания в полевых условиях из меню исключаются холодные закуски, соусы, рыбные блюда, сладкие блюда, изделия из теста, а обеспечение подразделений и кухонь водой на хозяйственно-питьевые нужды строго нормировано. Наконец, одно из главных правил в поле — строгое соблюдение всеми санитарно-эпидемиологических норм и правил — условие сохранения здоровья личного состава и боеспособности подразделения и части.

Словом, питание военнослужащих в полевых условиях Российской армии организуется в строгом соответствии с нормативно-правовой базой, определенной руководящими документами продовольственной службы. Однако в вопросах широкого ассортимента блюд, разнообразия питания мы все-таки еще отстаем от лучших армий мира. Чтобы устранить отдельные недостатки в организации питания солдат и офицеров в полевых условиях требуется целый комплекс мероприятий. Прежде всего, речь идет о разработке и изготовлении новых образцов технических средств приготовления пищи; совершенствовании планирования питания различных контингентов военнослужащих; разработке и внедрении новых рецептур блюд и технологических режимов приготовления пищи. А также об улучшении контроля за организацией питания солдат, о доведении норм продовольственных пайков до каждого из них и о совершенствовании полевого хлебопечения.

В современных условиях для приготовления пищи в подразделениях (батальоне, дивизии, отдельной роте) используются кухни прицепные КПБМ-150, КП-130-11, КП-125М, автомобильные ПАК-200М и переносные КП-20, КП-30. Однако все эти технические средства имеют ряд недостатков, которые влияют на работу поварского состава. Так, у кухни КПБМ-150 при длительной эксплуатации быстро прогорает дымоход, в зимнее время на потолке и стенах помещения образуется конденсат. В результате повара работают в мокрой одежде. Сам кунг, в котором расположена кухня, очень тяжелый и неустойчивый при буксировке.

Кухня прицепная КП-130-11 была разработана в конце 60-х и начала выпускаться с 70-х годов. Она удобна в эксплуатации, но емкость котлов (85–100 л) требует приготовления пищи на количество свыше 50 человек. Также повар испытывает определенные сложности  при мытье котлов после раздачи пищи. Из-за узкого и закругленного отверстия котла с крышкой при его мойке расходуется большое количество воды, а поварам необходимо подниматься на рабочую поверхность кухни.

Кухня КП-125М служит в
войсках более 50 лет. Она удобна в эксплуатации, но имеет один недостаток — не устойчива при буксировке, особенно на поворотах. Причина — высокий дорожный просвет и узкая колея.

Автомобильные кухни ПАК-200 в целом зарекомендовали себя с хорошей стороны. Но тоже есть недостаток: отсутствует отвод пара из кузова, что при кипении пищи в котлах, особенно в зимнее время, способствует образованию конденсата на внутренних стенах кузова-фургона.

По мнению многих специалистов продовольственной службы, сегодня пришло время применять модульное построение кухонь при транспортировке пищи. Прицепная кухня должна иметь в качестве рабочих емкостей модули, состоящие из трех сосудов (котлов) небольшого объема до 15–25 л из расчета приготовления пищи для личного состава взвода. И таких модулей в конструкции кухонь должно быть до 4 штук, что позволит приготовить пищу на личный состав роты с учетом возможных приданных подразделений. При этом конструкцией кухни должно быть предусмотрено отсоединение модулей и доставка их в подразделение для раздачи готовой пищи.

Использование таких прицепных кухонь позволит сократить время приготовления пищи, так как закипание воды в котлах с меньшим объемом будет занимать небольшое время по сравнению с действующими образцами. Улучшатся и санитарно-эпидемиологические показатели, и будет более удобно доставлять пищу.

Новым направлением в организации питания военнослужащих в полевых условиях является использование передвижных модульных пунктов. Они позволят личному составу ежедневно три раза в сутки принимать горячую пищу в крытом помещении. Уже разработаны и изготовлены образцы передвижных модульных пунктов питания: МПП-480, МПП-240, МПП-120, МКх2,2(МКх240). В них входят следующие элементы: пищевой блок, состоящий из модуля горячего цеха, модуля участков по обработке мяса, рыбы и овощей, модуля участков раздачи готовой пищи, мытья и хранения чистой посуды, модуля продовольственного склада, модуля столовой; а также жилой блок (общежитие) и передвижные дизельные электростанции.

Кроме того, в обозримом будущем возможно использование пароконвектоматов в качестве оборудования в автомобильных кухнях. В совершенствовании организации питания военнослужащих в полевых условиях важен технологический аспект приготовления пищи. Речь идет о замене одних продуктов общевойскового пайка на другие. В условиях, когда возможность приготовить горячую пищу исключена, прибегают к индивидуальным рационам питания. Тем более что общевойсковой паек имеет достаточно широкий ассортимент продуктов. Однако в полевых условиях по причине отсутствия необходимых производственных помещений и технологического оборудования значительно уменьшается ассортимент блюд.

Решить данную проблему можно, если использовать полуфабрикаты высокой степени готовности, замороженные блюда. Однако для их кратковременного хранения в состав продовольственных пунктов следует ввести полевые средства хранения скоропортящихся продуктов — холодильники. Но это только первый шаг. Необходимо еще наладить крепкую взаимосвязь в цепи «поставщик — потребитель». В случае, если удастся решить эти проблемы, то использование продуктов высокой степени готовности позволит расширить ассортимент блюд, повысить разнообразие пищи и, следовательно, ее питательную ценность и вкусовые качества, безопасность питания военнослужащих.

И еще. В целях совершенствования планирования питания военнослужащих в полевых условиях разработаны типовые раскладки продуктов по общевойсковому пайку, а также новые технологические карты на широкий ассортимент блюд. В них изложена не только технология приготовления разных видов еды, но и предлагается рецептура всего набора продуктов. Использование технологических карт способствует облегчению планирования питания, особенно в подразделениях, находящихся в отрыве от своей воинской части.

Но, как говорится, не хлебом единым… озабочены командиры в поле. Важной задачей является соблюдение личным составом подразделений санитарно-эпидемиологических требований, в том числе по содержанию кухонь, инвентаря и посуды. Они должны строго выполняться как при выборе местности для развертывания продовольственного пункта, так и при подвозе, приеме и хранении продовольствия и питьевой воды. Кухни, инвентарь и посуда перед приготовлением пищи должны тщательно мыться и протираться. При этом особое внимание следует обращать на состояние пищеварочных котлов. Около каждой кухни должны оборудоваться умывальники в целях соблюдения поварами правил личной гигиены.

Емкости для перевозки и хранения воды устанавливаются на подставках под навесом. Они очищаются и дезинфицируются не реже 1 раза в неделю. После очистки внутренние поверхности обрабатываются 3–5%-процентным раствором хлорной извести или протираются тканью, смоченной этим же раствором. Через 30 минут емкости ополаскиваются чистой водой. Разбор воды производится только с помощью кранов и насосов. Запасы воды в емкости необходимо освежать через каждые 1–2 суток. Работники водоснабжения (водители автоцистерн) обязаны проходить медицинский осмотр так же, как поварской состав.

Категорически запрещено использовать воду для питья, мытья котелков, ложек и других хозяйственно-бытовых нужд из непроверенных источников. На весь специальный транспорт, а также на прицепы, контейнеры или специально оборудованные ящики, предназначенные для подвоза продовольствия и воды, начальником медицинской службы воинской части или санитарно-эпидемиологическим учреждением оформляется санитарный паспорт.

Важным является и снабжение подразделений хлебом в полевых условиях. Обычно его подвозят со склада воинской части (сторонней организации) или непосредственно из гражданских хлебопекарных предприятий. В тех случаях, когда нет возможности это сделать, его выпекают на полевых средствах хлебопечения. Для этих целей в составе подразделений материально-технического обеспечения батальонов (дивизионов) имеются передвижные хлебопекарные блоки — ПХБ-0,4 с производительностью до 400 кг хлеба в сутки. Правда, тут есть свои трудности: температура в пекарной камере при посадке теста в печь должна быть не ниже 260–280 оС. Но нередко температура в хлебопекарной камере падает на 50–60 оС. Это приводит к повышенному расходу дизельного топлива, так как приходится увеличивать время выпечки хлеба.

Из-за отсутствия воздушной подушки между поддоном хлебопекарной камеры и установленными на него хлебопекарными формами иногда происходило подгорание нижней корки. В процессе эксплуатации ПХБ-0,4 во время тактико-специальных занятий по приготовлению хлеба в полевых условиях офицерами материально-технического обеспечения данный недостаток был устранен. В хлебопекарной камере на поддоне установили направляющие с высотой 3 см, что позволило создать воздушное пространство между поддоном и хлебопекарными формами. В результате прекратилось подгорание нижней корки.

В перспективе намечен выпуск новых хлебопекарных средств. Так, разработан и изготовлен опытный образец автомобильной хлебопекарни АХП-0,4. Также предусмотрен переход от прицепных хлебопекарных блоков к автомобилям-хлебопекарням, что позволит повысить мобильность и маневренность полевых пекарен.

За последние годы офицерами и работниками материально-технического обеспечения была проведена огромная работа по улучшению питания военнослужащих в полевых условиях. Однако технологии приготовления пищи в полевых условиях, как и способы ее хранения и доставки, постоянно совершенствуются. Те полевые кухни, которые сейчас исправно используются в войсках, уже завтра будут заменены на более совершенные, а значит, более надежные и удобные. В тыловых подразделениях для хранения полуфабрикатов появятся холодильные камеры. Все это позволит расширить ассортимент еды в поле для российских солдат.

Чтобы планы стали реальностью, в организациях и подразделениях материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ разрабатываются новые проекты современных технических средств приготовления пищи. Возможно, уже завтра мы увидим их в войсках.

ЛИТЕРАТУРА:

Руководство по организации питания личного состава воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Воениздат, 2007.

Руководство по приготовлению пищи в воинских частях, военно-учебных заведениях и учреждениях армии и флота. — М.: Воениздат, 1992.

Войсковое питание и хлебопечение. — Вольск: ВВИМО, 2015.

Организация питания личного состава батальонных тактических групп в полевых условиях. — Вольск: ВВИМО, 2017.

Беляев М.И. Индустриальные технологии производства продукции общественного питания. —
М.: Экономика, 1989.

О. ЧОТЧАЕВ, кандидат экономических наук, доцент,

В. ИВАНИЧКИН, кандидат военных наук, профессор