28 октября является праздничным днем для пилотов, штурманов, бортинженеров, наземных специалистов — всех тех, кто имеет отношение к армейской авиации. В канун праздника об истории армейской авиации, ее дне нынешнем и решаемых задачах нашим корреспондентам рассказал командующий Ленинградской армией ВВС и ПВО Западного военного округа генерал-майор Олег МАКОВЕЦКИЙ.
О. ВИНОКУРОВА,
Н. КАИНБЕКОВ, специальный корреспондент журнала «Армейский сборник»
— В состав Вооруженных Сил России входит много родов войск. Одну из воздушных «ниш» занимает армейская авиация, которая ежегодно 28 октября отмечает свой праздник. Почему он привязан к этой дате?
— Именно в этот день, 28 октября 1948 года, в подмосковном Серпухове было создано специальное подразделение — вертолетная эскадрилья, которую первой оснастили вертолетами Ми-1. Этот день и стал отправной датой в создании армейской авиации.
— Как она развивалась, какие задачи выполняла и выполняет ныне?
— Основой эскадрильи были вертолеты, однако поначалу они не привлекались к выполнению боевых заданий, а осуществляли перевозки грузов, разведку и корректировку огня, поддерживали связь. Так как техника совершенствовалась, уже в 1970-х годах вертолеты стали самостоятельным средством огневой поддержки войск с воздуха. Кроме того, они также использовались для переброски десанта, поисково-спасательных и других операций. Советскую, а позднее российскую армейскую авиацию начали использовать как боевое орудие. Вертолеты успешно показали себя в боевых действиях в Афганистане, Таджикистане, позднее в «горячих точках» Северного Кавказа и в других местах.
В 1990 году армейская авиация была выведена из состава Военно-воздушных сил и стала самостоятельным родом войск. В 2003 году она была передана обратно, став одним из видов авиации наравне с фронтовой, транспортной и дальней.
Ныне она осуществляет авиационную поддержку общевойсковых формирований Сухопутных войск, высадку тактических десантов, оказывает помощь в ведении радиоэлектронной борьбы, размещении минно-взрывных заграждений и так далее. Армейская авиация также применяется в соответствии с планами командующих войсками военных округов.
В программу летной подготовки армейской авиации включена и разведка пожароопасной обстановки. Наши военные вертолеты привлекаются для непосредственной борьбы с лесными пожарами, по необходимости принимают активное участие в спасательных операциях, оказании помощи при техногенных и природных происшествиях.
Также наши вертолеты использовались для отражения нападения террористических групп в Сирии, для оказания помощи в различных гуманитарных операциях на территориях Африки, Азии и других стран.
В знак благодарности и для увековечения памяти военных летчиков в Пушкине на территории штаба Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа будет возведен мемориал. В состав комплекса войдет часовня, а также стела с перечнем фамилий летчиков из состава Ленинградской армии, павших в годы Великой Отечественной
войны и в локальных вооруженных конфликтах.
— Известно, что военно-политическая обстановка в Северо-Западном регионе сложная. Вооруженные силы стран НАТО приближаются к нашим границам, нередко идут на провокационные действия. Расскажите, какие задачи выполняют соединения и части вашего объединения?
— Основная задача объединения — это несение боевого дежурства по противовоздушной обороне, в рамках которого осуществляется контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства над территорией Западного военного округа и правил пересечения воздушными судами государственной границы РФ с Финляндией, странами Балтии и Украиной, прикрытие от внезапных ударов средств воздушного нападения противника органов государственной власти и военного управления, экономики и инфраструктуры страны, а также пресечение полетов воздушных судов, незаконно пересекающих государственную границу РФ или нарушивших порядок использования воздушного пространства нашей страны.
Кроме того, мы решаем задачи по обеспечению перевозок войск и грузов по территории России и сопредельных государств.
— Не так давно российские СМИ распространили информацию, что вдоль наших границ трижды были замечены иностранные военные самолеты…
— Что-то маловато… Ежедневно наше объединение отслеживает и осуществляет проводку порядка трех тысяч летательных аппаратов как гражданской авиации, так и военной. Но боевая авиация — пилотируемая и беспилотная — занимает в этой статистике менее десяти процентов. Каждое судно в небе мы отслеживаем, сопровождаем и готовы к любым действиям, чтобы предотвратить нарушения нашей государственной границы.
На приближение боевой авиации к нашим рубежам мы реагируем, начиная от повышения степеней готовности до взлета дежурных сил. После получения команды на вылет дежурный самолет оказывается в небе в считанные минуты. Точное время озвучить вам не могу.
При нарушении государственной границы наша задача — в кратчайшие сроки обнаружить, определить государственную принадлежность и установить связь с воздушным судном, а далее принять меры по принуждению воздушного судна к посадке на наш аэродром или выходу его за пределы территории страны.
— Выходит, военные летчики всегда на боевом посту — и в будни, и в праздники?
— Боевая служба праздников не имеет. Нам всегда надо быть начеку, иначе нельзя. Летний период боевой учебы — самый результативный, с наиболее благоприятными метеоусловиями для боевой подготовки и подготовки летного состава, для выполнения задач на всех полигонах западной части России.
Принимая участие в стратегических командно-штабных учениях «Кавказ-2020», мы внесли большой вклад в практическую часть действий войск по плану этого самого крупного в году мероприятия боевой подготовки. Учения проводились на полигонах объединения ВВС и ПВО Южного военного округа. Часть замысла от нас была скрыта. Указания поступили в ходе самих учений. Перед их началом необходимо было переместиться на полигоны, провести слаживание в составе созданных группировок.
— Масштабным СКШУ «Кавказ-2020» предшествовал конкурс АрМИ «Авиадартс-2020» по воздушной выучке летных экипажей. Кто представлял ваше объединение на конкурсе?
— От нас участвовали три группы: от гвардейского истребительного авиационного полка (аэродром Бесовец, Карелия) — Су-35С (ведущий — капитан Антон Доля, ведомый капитан Сергей Поляков), от курского гвардейского истребительного авиационного полка на самолетах Су-30СМ — капитан Полянский и лейтенант Дудовкин, и второй экипаж — капитан Горячев и лейтенант Коптеев. А от бригады армейской авиации (Псковская область) участие в конкурсе на вертолетах Ка-52 приняли два экипажа. Состав первого — капитаны Волчков с Редюком, второго — старший лейтенант Вернигоров и лейтенант Гайнанов.
К слову, Алексей Волчков и Юрий Вернигоров на всеармейском этапе победили в номинации «Боевые вертолеты». А пара истребителя-бомбардировщика Су-30СМ (Алексей Полянский и Вячеслав Горячев) стала вторыми в соревнованиях лучших летчиков-истребителей.
По плану Игр после полетов на полигоне Дубровичи был показан розыгрыш тактического эпизода «Авиамикс». В нем приняли участие все новые типы летательных аппаратов. Летчики показали свое мастерство в пилотаже и боевом применении по наземным целям и в воздушном бою.
— Ваше объединение было представлено на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020». В каких мероприятиях участвовали ваши летчики?
— Представители Ленинградской армии ВВС и ПВО вместе со своими боевыми машинами находились на аэродроме Кубинка. Самолеты и вертолеты объединения приняли участие в динамическом показе: пролет различных типов авиации, а также розыгрыш тактических эпизодов, где зрителям и участникам форума показали применение авиационных средств поражения по наземным целям. На аэродроме Кубинка была организована большая статическая экспозиция, на которой была представлена разнотипная авиационная техника ВВС, в том числе и техника нашего объединения — Су-30СМ, Су-35С и вертолеты Ка-52, Ми-28, Ми-35 и Ми-8МТПР.
— Олег Владимирович, а не вредят ли Армейские международные игры ходу боевой подготовки?
— Напротив! Конкурс по воздушной выучке — такой же элемент боевой подготовки, как и обычные полеты, но с одной особенностью — в нем участвуют только лучшие. Выиграть в конкурсе весьма почетно. К тому же победители конкурса имеют определенные льготы при прохождении военной службы и для поступления в Военно-воздушную академию. Принять участие в конкурсе можно лишь однажды, поэтому АрМИ — серьезный стимул для молодых пилотов повышать свою боевую выучку.
— Боевая готовность Российских Вооруженных Сил растет год от года, армия получает новейшие образцы вооружений и военной техники. Хотелось бы узнать о техническом оснащении вашего объединения.
— На вооружении у нас находится разная боевая техника. Это многоцелевые вертолеты Ми-8, включая их современные модификации — транспортно-штурмовой Ми-8АМТШ «Терминатор» и многоцелевой Ми-8МТВ5, многоцелевые ударные вертолеты Ми-24 и Ми-35М, тяжелые многоцелевые транспортные
Ми-26, ударные Ми-28НМ «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор».
С 2015 года идет переоснащение частей армейской авиации на новые и модернизированные вертолеты. Например, Ми-8АМТШВА — для выполнения задач в условиях Арктики. Модернизированные машины значительно повысили боеспособность армейской авиации.
Замечу, что более 60 процентов имеющейся на вооружении объединения авиационной техники — это новые образцы.
В этом году мы получили четыре самых современных боевых вертолета с Ростовского вертолетного завода — Ми-28УБ. Такие вертолеты пришли к нам впервые. Отличие этих учебно-боевых машин в том, что они имеют двойное управление. А преимущество — могут выполнять как учебные, так и боевые задачи. Летчиками отдельного вертолетного полка (аэродром Пушкин) эти машины уже освоены и применяются в боевой подготовке.
Также в этом году с Новосибирского авиационного завода в смешанный авиационный полк на аэродром Бутурлиновка прибыл многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34.
— Не секрет, что успешное выполнение учебных и боевых задач во многом зависит от выучки личного состава, мастерского владения им техникой и вооружением. Как проходит переобучение кадров на новые образцы техники? Вообще, хватает ли специалистов, чтобы летать? Где нынче в России готовят асов?
— Начну с ответа на последний вопрос. Пилотов готовят два учебных заведения Минобороны. Управлять самолетами учат в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, а пилотов вертолетов готовят в Сызрани в филиале Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия». Эта же академия в Челябинском филиале готовит штурманов на все типы летательных аппаратов, а летающих бортовых специалистов готовит Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Воронеже.
Практическое освоение самолетов и вертолетов проходит достаточно быстро и эффективно. Связано это с тем, что авиатехника имеет улучшенные характеристики, а также новое современное навигационное оборудование, позволяющее летчикам легче ориентироваться в воздушном пространстве.
Переподготовка летного состава производится планово. Теоретическую часть в течение двух-трех месяцев изучают в Государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны России имени В.П. Чкалова в Липецке, Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке, а боевое применение и боевые возможности осваиваются постепенно.
Укомплектованность кадрами в объединении достаточная, чтобы своевременно поднять в воздух все летательные аппараты объединения.
— Нам известно, что через пару лет в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ) выпустит первую группу женщин-военных летчиц. Нынешним летом они приступили к учебным полетам. Как вы относитесь к тому, что представительницы слабого пола стремятся в небо?
— Я бы их так не назвал! Физическая подготовка, состояние здоровья и моральный дух курсанток весьма высоки. Многие поступали по два-три раза — настолько сильным было желание стать военными летчицами. О серьезном настрое и взвешенном решении может говорить и тот факт, что в числе курсанток есть и потомственные летчицы. Например, дочь командира Энгельского гвардейского авиационного соединения (ЦВО) генерал-майора Олега Пчелы.
— Старейший британский аэрокосмический еженедельник Flight International (Flight) ежегодно публикует рейтинги мощи ВВС всех стран. По данным журнала, Россия уступает США, которые превосходят нас по количеству военных самолетов почти в четыре раза. Как вы относитесь к таким рейтингам и стоит ли гнаться за лидерством?
— Американский авиафлот действительно превосходит наш по количеству, с этим не поспоришь, поскольку затраты на оборону у них и у нас несопоставимы, но вот по мощи, по выучке личного состава — вряд ли…
К тому же мы выигрываем за счет того, что у нас богаче авиационная история, крепки традиции и преемственность, за плечами нашего народа большая кровопролитная война на нашем континенте. В ходе Великой Отечественной войны, во время боевых действий в «горячих точках» в послевоенный период приобретен колоссальный опыт, который позволяет до сих пор поддерживать высокий боевой дух авиационных коллективов.
— В заключение позвольте поблагодарить вас за то, что в своем жестком рабочем графике вы нашли время встретиться и подробно ответить на наши вопросы. В связи с Днем армейской авиации России, что бы вы хотели пожелать своим подчиненным, коллегам?
— Со своей стороны также хочу поблагодарить вас и уважаемый в войсках журнал «Армейский сборник», что вы на его страницах рассказываете о специалистах ВВС и ПВО, о проходящих у нас мероприятиях, публикуете интересные и полезные материалы. Поздравляя сослуживцев, коллег, ветеранов с праздником — Днем создания армейской авиации, хочу, прежде всего, поблагодарить их за ратный труд, пожелать им крепкого здоровья, семейного благополучия, мирного неба, достойного исполнения воинского долга по защите воздушных рубежей нашей Родины.
Фото М. Кулаковского