БОЙ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Наш журнал постоянно держит в поле зрения одну из самых актуальных тем, а именно ­ внедрение в процесс боевой подготовки и в целом в оснащение Вооруженных Сил новых технологий. Так, мы уже достаточно подробно информировали наших читателей о войсковых испытаниях Единой системы управления тактического звена, о занятиях с использованием ротного комплекта лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП), о «беспилотниках» и т.д.

Многие разработки только в последнее время начали пробивать себе дорогу, процесс этот активизировался с 2000­х годов. Поэтому сегодня технические новинки можно увидеть не в каждом гарнизоне и лишь в ограниченном количестве. Между тем их внедрение в процесс боевой подготовки может внести существенные изменения в систему обучения личного состава.

Сегодня мы расскажем об уникальной российской разработке ­ комплексном тренажере для подготовки органов управления тактического звена. Автору этих строк довелось побывать на Государственных испытаниях этого тренажера, причем в тот день, когда был подписан акт о его принятии на вооружение. Впрочем, обо всем по порядку.

Комплексный тактический тренажер для подготовки органов управления тактического звена был развернут в просторном производственном помещении, в городе Бронницы. Мы приехали туда вместе с авторитетным военным экспертом генерал­лейтенантом запаса Сергеем Антоновым (до увольнения он долгое время служил в главкомате сухопутных войск), а также с полковником Анатолием Хромовым, начальником отдела ­ заместителем начальника главного управления боевой подготовки cухопутных войск. Он являлся заместителем председателя Государственной комиссии, принимавшей тактический тренажер.

К слову сказать, трудности российской дороги (мы ехали в непогоду) как нельзя лучше способствовали теме нашего разговора о нелегком пути внедрения новейших российских разработок в практику. Сергей Иванович Антонов знает проблему досконально. Ведь и после увольнения в запас в 2011 году он по роду своей деятельности поддерживает теснейшие отношения с главным штабом сухопутных войск. О трудностях внедрения новых разработок свидетельствует даже один небольшой пример, приведенный генералом. Был разработан современный тренажер для определенного типа боевых машин, но не мог выпускаться только потому, что одно должностное лицо оценивало сложнейший электронный блок (по сути «мозг» этого тренажера) чуть ли не по цене металлолома (меньше тысячи рублей). То есть в разы ниже реальной стоимости. И как в таком случае его производить? Похоже на анекдот, но было не до смеха, ведь переубедить это «лицо» никак не удавалось. К счастью, в последнее время ситуация изменилась к лучшему. Но сам пример достаточно показателен. Беда, если судьбу разработки решают люди некомпетентные.

…Название «комплексный тренажер» только звучит в единственном числе. На самом деле это целый тренажерный компьютерный комплекс, который создает виртуальную имитацию общевойскового боя для полнокровной роты. Поэтому его можно назвать своего рода виртуальным полигоном, на котором «воюет» в реальном режиме времени целое подразделение. Одновременно в единое информационное пространство «заведено» более 80 компьютеров. В том числе и экипажные тренажеры БМП­2 (реальные, в «железе»). В них каждый член экипажа действует на своем боевом месте. Таким образом, все это, вместе взятое, включая средства усиления роты и активно сопротивляющегося противника, работает в смоделированном едином виртуальном пространстве. Рота в количестве шестидесяти человек ведет виртуальный бой.

Когда мы зашли в просторное помещение, как раз шел «бой» (за день тренировок они проигрываются по четыре­пять раз). На центральном огромном мониторе с разных ракурсов были видны атакующая пехота, разрывы, вертолеты по флангам, громко раздавались команды. Левая сторона зала, сплошь заставленная экипажными тренажерами БМП­2, находилась в движении. Тренажеры, в которых сидели солдаты­мотострелки, гудели, кренились в стороны и взад­вперед, повторяя рельеф местности. Не вдаваясь в подробности, скажем лишь, что каждый экипажный тренажер состоит из взаимосвязанных между собой тренажеров командира, наводчика­оператора и механика­водителя БМП. Благодаря современным технологиям они объединены в одно целое и даже кренятся при имитации движения машины, повторяя рельеф местности, тоже синхронно.

Мы прошлись вдоль тренажеров. Механиков­водителей было не видно, так как они сидят в закрытых отсеках (внутри те же органы управления, что и в БМП, а также монитор с видом бегущей навстречу трассы). Но на компьютерных экранах, на автоматизированных рабочих местах инструкторов ­ вся информация как на ладони. На мониторах отображается как вид изнутри, с места механика, так и всей машины снаружи. Экран фиксирует также показания приборов и все действия обучаемого. Если механик что­то сделал неправильно, машина глохнет. Все действия и ошибки фиксируются для дальнейшего разбора.

Точно так же мониторы отображали вид поля боя и наблюдаемых сквозь прицелы целей с мест командира и наводчика. Все действия отслеживает электроника и передает на мониторы инструктора. Приборы, прицелы такие же, как в настоящей БМП. Огонь ведется виртуально, результаты зависят от правильности действий. Одним словом, это те же тренажеры для обучения специалистов, но на порядок выше ­ в них одновременно обучается весь экипаж, как на учениях или в бою. Видит одну и ту же местность, действует синхронно и т.д. В свое время создание этих экипажных тренажеров тоже было своего рода техническим ноу­хау.

А теперь разработчики пошли еще дальше. Все эти тренажеры работают в едином виртуальном пространстве роты. То есть каждый военнослужащий видит обстановку со своего места в боевом строю. Соответственно командиры взводов и роты видят не только «картинку» обстановки (своих подчиненных, противника и т.д.), но и ее отображение на карте, постоянно меняющейся в соответствии с ситуацией. Таким образом, вся рота в полном составе действует одновременно на своих боевых местах.

В экипажных тренажерах сидели тридцать человек, остальные военнослужащие находились на автоматизированных рабочих местах (АРМ). Это компьютерные тренажеры, традиционно установленные на столах. Роте приданы все средства огневой поддержки и усиления. В данном случае в наступлении ­ вертолетное звено, танковый взвод, артиллерийская батарея, снайперская группа, инженерно­саперное, разведывательное и огнеметное отделения, противотанковый взвод. Все эти средства также включены в единое виртуальное поле боя, ими управляет один из помощников руководителя занятия.

Прямо перед центральным экраном на своем АРМ ­ руководитель занятия. На таком тренажерном комплексе (ротном) руководит занятиями офицер в ранге командира батальона, а командир роты со всеми своими подчиненными и командирами подразделений усиления являются обучаемыми. Впоследствии комбат детально оценивает их действия (все результаты, каждая ошибка фиксируется тренажером) и выставляет оценки. Потом неудавшиеся эпизоды можно проиграть повторно, вплоть до полной отработки.

Это первый ротный тренажер, пока в своем роде единственный (чуть ниже скажу о его взводном аналоге). Забегая вперед, отметим, что впоследствии, после проведения Государственных испытаний и подписания акта приемки, его отправили в создаваемый на 252­м общевойсковом полигоне (в Подмосковье, недалеко от поселка Мулино) новейший Центр боевой подготовки, где будут собраны самые современные технологические средства для подготовки личного состава и органов управления тактического звена.

Для действий на тренажерном комплексе в ходе Государственных испытаний была привлечена штатная мотострелковая рота в полном составе во главе с ее командиром гвардии капитаном Константином Александровым из гвардейской Кантемировской танковой бригады. Разумеется, была выбрана передовая рота. До этого она хорошо сдала проверку, а гвардии капитан Константинов был признан в бригаде лучшим командиром роты.

Возле мониторов, на которых гремел бой, находились как военные (члены комиссии и эксперты), так и гражданские специалисты (разработчики). Отношения между ними были доброжелательными, как это бывает у единомышленников, но при этом весьма взыскательными, деловыми. Так, еще в начале испытаний высшими должностными лицами главного штаба сухопутных войск был высказан ряд замечаний по работе тренажера, и специалисты занимались их устранением. Впоследствии и в подписанном акте Госиспытаний будет указан ряд недостатков, которые в дальнейшем, уже в рабочем порядке, обязуются также устранить разработчики.

На испытаниях тренажера отрабатывалась боевая задача наступления усиленной мотострелковой роты из положения непосредственного соприкосновения с противником. В роли противника, который держал развитую, то есть оборудованную в инженерном отношении, оборону, виртуально действовала не окопавшаяся «банда» боевиков, а оснащенное современным вооружением и боевой техникой подразделение, приравненное к боевым характеристикам передовых армий мира. Благо компьютерная библиотека данных позволяет создавать тактическую обстановку в полном соответствии с тактикой действий, штатным вооружением и ТТХ боевой техники подразделений практически любой страны мира.

Меня познакомили с главными разработчиками комплексного тренажера ­ автором самой идеи, директором ООО «Логос», кандидатом технических наук, лауреатом Премии Правительства РФ в области науки и техники Николаем Ивановичем Ильинским и его заместителем, также непосредственным создателем этого тренажера Михаилом Николаевичем Крыловым. По ходу виртуального боя Николай Иванович давал свои комментарии:

­ Изначально мы готовили задачу по обороне. Но испытания начались с того, что наша вводная была отодвинута в сторону, и комиссией был приготовлен совершенно другой сценарий выполнения задачи. По настоянию комиссии было выбрано наступление, это гораздо более сложный и динамичный вид боевых действий. Всю боевую задачу нам готовили подполковник Сергей Никитин, доцент кафедры Московского общевойскового военного института, и полковник запаса, профессор кафедры Рязанского высшего воздушно­десантного командного училища (РВВДКУ) Кирилл Костин. Местность, на которой происходит действие, реальная, она была поднята по цифровой карте. То есть воссоздана в трехмерном рельефе, заставлена домами и развалинами, засажена деревьями и т.д.

­ А программная база тренажера позволяет смоделировать любую местность?

­ По цифровой карте, по аэрофотоснимкам можно воссоздать практически любой рельеф местности в любом регионе мира. К слову, у нас накоплен определенный опыт в этом плане, ведь мы делали тренажеры для Анголы, Туркмении, Алжира… Это экспортные поставки.

­ Николай Иванович, я обратил внимание, что командиры отделений подают команды голосом своим компьютерным солдатам…

­ Да, в тактический тренажер включена речевая компонента. Чтобы создать образы мотострелков, которые ведут бой спешенными, а это очень нелегко сделать виртуально, мы пошли по такому пути. Создали трехмерные компьютерные модели солдат, которые выполняют речевые команды своих командиров отделений в реальном режиме времени.

Одним словом, в нашем тренажере все заведено в единое информационное пространство. Каждый обучаемый на своем рабочем месте видит поле боя через те прицелы, которые имеются на его смоделированном рабочем месте…

…А бой разгорался. По запросу командира роты поднимается поддерживающее роту вертолетное звено. На экране ­ съемка с разных ракурсов: то с борта вертолетов, делающих боевой заход, то панорамный снимок развертывающихся в боевую линию БМП. Работает артиллерия, прикрывая выдвижение роты на заданные рубежи. Видно, как разрывы накрывают огневые точки неприятеля. Вертолеты делают заход и «нурсами» бьют по танкам противника. Разворачивающиеся в боевые линии взводные колонны тоже все в разрывах, по ним работает противник. Вот видно (дается крупный план), как одна БМП вспыхивает (потом мне сказали, что сидящие в экипажном тренажере этой БМП ребята просто зубами скрипели от досады, попадания переживают всерьез!). Тут же другая БМП открывает огонь и уничтожает огневую точку. За противника подыгрывает опытный офицер, участник боевых действий и эксперт по тактике, имеющий научную степень. Так что бой идет без поддавков.

Командира роты Алексея Константинова отвлечь невозможно, он полностью занят управлением боем. Только когда он ненадолго останавливает подчиненных, чтобы разобрать очередной этап и проанализировать ошибки, я интересуюсь его мнением о тренажере.

­ Практика великолепная, в первую очередь для командиров, ­ отвечает он. ­ Отрабатываются все действия по управлению реальным боем в самых различных ситуациях. Что касается роты, ее сейчас не узнать. В тактическом плане подчиненные выросли на голову. А ведь мы начинали с нуля, чуть больше двух недель назад впервые увидели этот комплекс.

Сразу скажу, что тот бой был для роты Константинова победным, хотя он потерял часть личного состава и боевой техники. Очередной бой состоялся уже непосредственно на глазах генерал­полковника Николая Богдановского (в то время генерал­лейтенанта, заместителя главнокомандующего cухопутными войсками ­ начальника главного управления боевой подготовки сухопутных войск, председателя Государственной приемной комиссии, ныне ­ командующего войсками Центрального военного округа). Этот бой привел к полному поражению роты. Боевые машины горели, как свечки, подразделение было почти полностью уничтожено противником. Командование ротой несколько раз переходило из рук в руки по мере выбывания из строя офицеров, в конце остатки уцелевших (их были единицы) выводил из боя сержант, командир отделения.

Практика подтвердила эффективность тренажера. В прошлый раз ­ выигрыш, сейчас ­ поражение, результаты непредсказуемы. Исход боя на тактическом комплексе зависит от того, кто сработает тактически грамотнее, оперативнее, изощреннее ­ ты или противник. Никаких застывших схем, шаблонов. К примеру, не поднял вовремя вертолетное звено на помощь ­ тут же получил «по зубам» от противника, и твои машины уже горят. Если противник опытен, он немедленно воспользуется ситуацией.

Потом военные эксперты мне сказали, что одной из главных ошибок наступающих в проигранном ими бою было то, что запоздало сработала артиллерия. В результате не были подавлены огневые точки, и рота попала под массированный огонь. Кроме того, не успели вовремя «задымить» свои боевые машины, чтобы укрыть их от противника ­ об этом сказал мне уже сам гвардии капитан Константин Александров. Напомним, он хороший командир, один из лучших в соединении. Но допустил ошибки и «сгорел» со своей ротой на поле боя.

Вспоминается один маленький, но показательный эпизод. Генерал Николай Богдановский, наблюдая со своего кресла за ходом боя на центральном мониторе, сказал сидящим рядом разработчикам и военным: «Я у своего отца спрашивал, а он в Великую Отечественную противотанкистом был, немецкие танки жег, два ордена Славы у него, что ему больше всего на войне запомнилось? Он мне ответил: «Как ни вспомню войну, все одно: или копаем, или стреляем, или копаем, или стреляем… И так все время!»

Все понимающе закивали головами. А генерал сказал, глядя на экран: «Тут же не копают, не стреляют. Хотя все грохочет!»

Все заулыбались: разумеется, это была шутка, но с тонким намеком. Конечно, настоящий бой ­ это одно, а тренажер ­ совсем другое. И никто не говорит, что даже самый навороченный современный тренажер может заменить бой. У тренажера совершенно другая функция: качественно подготовить воинов к бою, создать для этого условия, заставить проявить тактическую изощренность, смекалку, правильно распорядиться личным составом, техникой, вооружением… И в конечном счете такой тренажер нужен для того, чтобы удалось избежать ошибок уже на настоящем поле боя и чтобы было как можно меньше потерь.

Такой же тренажер, только на взводное звено, уже полтора года существует в Рязанском высшем воздушно­десантном командном училище (РВВДКУ). На нем все время идет обучение. Меня познакомили с двумя опытнейшими офицерами­десантниками, принимавшими в качестве военных экспертов участие в Госиспытаниях: подполковником Андрем Пономаревым, доцентом кафедры РВВДКУ и полковником запаса, профессором кафедры этого же училища Кириллом Костиным.

Последний ­ личность в своем роде легендарная, он известен и как участник боевых действий, и как научный работник. Кирилл Константинович устроил мне целую экскурсию по тренажерному комплексу, провел буквально по всем без исключения рабочим местам, на которых вели виртуальный бой в режиме «онлайн» мотострелки. Кстати, профессор Костин занимался разработкой боевой задачи по наступлению МСР для проведения Государственных испытаний тактического тренажера.

Кирилл Константинович этот тренажер (точнее, такой же, но меньше, для взвода) знает, как никто другой, потому что сам проводит на нем занятия в РВВДКУ. Более того, накапливает опыт обучения и пишет диссертацию, связанную с данной тематикой. На тренажере обучают как курсантов училища, так и офицеров (тактическое командное звено) на курсах повышения квалификации. Тренировки проходят в двухстороннем порядке. К примеру, одна группа курсантов в режиме реального времени «воюет» с другой в едином виртуальном пространстве, потом тщательно оцениваются результаты, допущенные ошибки и т.д. Другой вариант, когда действия противоборствующей стороны имитирует сам комплексный тренажер, за противника подыгрывает опытный специалист (как на этих испытаниях).

­ Это уже другое качество обучения, ­ сказал мне Кирилл Костин в ответ на вопрос об эффективности тренажера. ­ Мы проводили в училище эксперимент. Одна рота у нас на таком тренажере обучалась, а другая обычным способом. Это небо и земля. На тренажере курсанты получают практику в работе руководства, навыки управления боем, вот в чем главная ценность!

Наша система обучения нацелена в основном на подготовку специалистов. То есть курсант водит, стреляет, занимается физической подготовкой, изучает технику, выполняет тактические упражнения и так далее. А вот реальных навыков командира, организатора боя явно не хватает! Этот методологический недостаток полностью компенсируется тактическим тренажером. На нем и курсант, и офицер могут отрабатывать навыки ведения боя, создавая практически любые ситуации.

Проводя в училище занятия на таком тренажере, я могу воспроизвести весь ход тренировки с остановкой эпизодов, разбором всех элементов и выставлением оценки. Возможность повторения эпизодов с запоминанием ошибок, с их воспроизведением позволяет качественно отработать задачу. Выявить ошибку, если, например, командир вовремя не поставил задачу и не отреагировал на обстановку. А также выявить все положительные моменты. С детальным разбором.

На курсах повышения квалификации мы также подготовили к работе на тренажерах командиров и заместителем командиров рот ВДВ.

Я поинтересовался у Кирилла Константиновича его мнением о том, заметно ли выросли навыки мотострелков, привлеченных к испытаниям?

­ Кроме механиков­водителей, раньше никто не на тренажерах работал. После двух недель обучения их не узнать.

После отработки каждого очередного эпизода командир собирал личный состав, указывал на ошибки. Тренировались по четыре­пять раз в день. Естественно, сегодня личный состав в тактическом плане подготовлен на голову выше любой другой роты, не занимавшейся на таком тренажере.

Причем на все это, подчеркну, не расходуя ни одного литра горючего, ни одного боеприпаса, ни одного часа моторесурсов…

­ Где, на ваш взгляд, нужно иметь такие тренажеры?

­ Для того чтобы работал тренажерный комплекс, прежде всего нужно ввести в штаты соответствующих специалистов. Это начальник тренажерного комплекса, инженер­программист, техник и т.д. В батальоне такой центр обязательно должен быть, чтобы обучать ротное звено. В полку соответственно батальонный центр, где уже командир полка учит батальонное звено. А в училище тренажерные комплексы дают будущим курсантам то, чего остро не хватает сейчас, ­ навыки управления боем.

Кирилл Костин уверен, что за внедрением высоких технологий в процесс обучения будущее, которое начинается уже сегодня. По мере внедрения в войска новейших тактических тренажеров необходимо совершенствовать саму систему боевой подготовки и обучения курсантов в вузах, вносить соответствующие изменения. Но это уже другая, очень серьезная тема, и говорить о ней нужно отдельно.

Достаточно высоко тренажер оценил и полковник Анатолий Хромов: «На нем можно не только отработать навыки ведения боя в составе подразделения, но и задать любую обстановку, моделировать вероятные действия противника. В соответствии с этим отработать свои варианты противодействий. Причем самые разные варианты».

­ А как появилась идея создания такого комплексного тренажера? ­ спросил я у Николая Ильинского.

­ Основная идея, ­ ответил Николай Иванович, ­ заключалась в том, чтобы перенести боевые действия или учения из реального пространства в виртуальное. Для этого нужно было создать это самое виртуальное пространство, средства компьютерной графики для обработки цифровых карт, чтобы рельеф воссоздать.

В свое время мы разработали экипажные тренажеры, которые еще несколько лет назад были новшеством. Потом пришла мысль перейти от них к комплексным тренажерам, для мотострелковых и танковых подразделений.

На вопрос о том, кто был инициатором идеи разработки и поставки в войска таких тренажеров, ответил полковник Анатолий Хромов:

­ Тактико­техническое задание на тренажеры было утверждено начальником Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ), а сама инициатива и все согласования шли непосредственно от нынешнего начальника Генштаба ВС РФ генерал­полковника Валерия Васильевича Герасимова. В ту пору он занимал должность начальника Главного управления боевой подготовки ВС РФ и поддержал эти разработки, видя в них дальние перспективы…

Изделие, словно живое существо, оно меняется вместе со временем. Меняются принципы боя ­ тут же нужно вносить изменения в программное обеспечение тренажера, совершенствуется техника ­ опять изменения. И так бесконечно.

­ А ведь на этом тренажере, наверное, можно не только отрабатывать навыки ведения боя в составе взвода или роты, но и планировать будущие операции? То есть заранее моделировать их на конкретно взятой местности? ­ интересуюсь я у Николая Ильинского.

­ Лет десять назад мне попал в руки иностранный журнал со статьей о моделировании и тренажерной подготовке. В основном речь шла об авиационных тренажерах. Я предложил достаточно высоким начальникам создать что­то подобное у нас, чтобы заранее готовить подразделения. А то ведь приходилось воевать на незнакомой местности, да еще порой без качественной подготовки, слаженности. Позже созрела идея объединить экипажные тренажеры под ротное командование, свести все в единое виртуальное пространство. Генерал Валерий Васильевич Герасимов помог реализовать идею на практике.

Сейчас на таком тренажере можно смоделировать конкретные условия, показать местность до того, как начнется планируемая операция. Более того, подразделения могут там виртуально повоевать! Это и есть реальная подготовка планируемых операций. Тренажер позволяет смоделировать как определенные характерные для каких­то подразделений тактические действия, так и учесть специфику театра военных действий, на котором планируется применение войск.

­ А есть ли зарубежные аналоги подобной системы, что они за собой представляют?

­ Полагаю, что есть, ­ ответил Николай Иванович. ­ Некоторые изделия мы видели несколько лет назад на выставке по тренажерной техники «Айтек», которую проводят страны НАТО. Тогда они делали первые шаги. Но состояние таких работ не афишируется.

­ Судя по тому, что вы видели, отечественные разработки не уступают зарубежным аналогам?

­ Считаю, что нет. Более того, по ряду параметров, например таким как речевое управление моделями, мы превосходим зарубежных разработчиков.

В настоящее время вблизи Мулино создается Центр боевой подготовки, который не будет уступать по своей оснащенности зарубежным аналогам.

Там работает по контракту известная немецкая фирма, внедряющая свои разработки, туда же, под «одно крыло», собирают новейшие российские ноу­хау, включая и тактический тренажер, о котором говорилось в этой статье. Кстати, Николай Ильинский рассказал и о другой интереснейшей разработке своей компании, которую планируется поставить для обучения механиков­водителей боевых машин на полигоне под Мулино, ­ так называемом автоматизированном танкодроме, созданном на базе использования спутниковых систем, как нашей ГЛОНАСС, так и американской GPS. При его использовании достигается полная объективность контроля прохождения боевой техникой трассы, так как контроль этот обеспечивает спутниковая навигация с точностью до сантиметра. Но это тема уже для другой публикации.

Олег КОБЫЛЕЦКИЙ.

Фото предоставлены

Сергеем АНТОНОВЫМ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий