КОЛЛЕКТИВ НАЧИНАЕТСЯ С ЛИЧНОСТИ

Одной из первостепенных проблем, решаемых командными кадрами в сфере военного управления, является учет в своей командирской деятельности психологии воинского коллектива. Это весьма сложное и специфическое дело, требующее в первую очередь основательной теоретической подготовки и определенного опыта. Войсковая практика свидетельствует, что такая «тонкая материя» как психология коллектива далеко не всегда учитывается в практической деятельности командных кадров именно ввиду того, что, увы, многие смутно представляют себе, что это такое… Психология личности ­ тут все более­менее понятно, а что значит ­ психология целого воинского коллектива? Здесь есть над чем призадуматься, тем более, что само по себе это понятие является научным, а значит вполне конкретным. И, наверное, не нужно объяснять того факта, что если командир не смог найти психологического «ключика» к возглавляемому им коллективу, то это будет негативно сказываться буквально на всех без исключения сторонах его деятельности. А значит, его нужно искать, заветный «ключик»…

Попробуем помочь разобраться в этом и обратимся к научному осмыслению самой сути психологии воинского коллектива и ее составляющих. Об этом нашим читателям расскажет  авторитетный эксперт в области военной психологии ­ Валентин Антонович ФОМИН, полковник в отставке, кандидат исторических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры гуманитарных и социально­экономических дисциплин ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ».

 

Для того чтобы разобраться в понятии «психология коллектива», нужно начать с азов. Прежде всего, что такое воинский коллектив? Говоря научным языком, это социальная общность военнослужащих объединенных общей деятельностью, единством взглядов и убеждений, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества.

Теперь разберемся, какими важнейшими признаками характеризуется воинский коллектив. Для начала перечислим их по порядку:

­ четкая организация (обусловленная жесткими рамками организационно­ штатной структуры подразделения, части);

­ наличие органов управления (командиров, штабов);

­ общественно­ значимая цель деятельности (вооруженная защита государства);

­ сплоченность, относительная устойчивость и продолжительность функционирования; здоровая социально­психологическая атмосфера (взаимопомощь, поддержка);

­ наличие активного ядра;

­ идейно­нравственное единство, общественная зрелость.

Учтем при этом, что по своей классификации воинские коллективы подразделяются по характеру совместной деятельности, служебному положению военнослужащих и по их количеству (начиная от элементарных ­ отделения, экипажа и кончая основными ­ полк, бригада и т.д.). Независимо от классификации, любой воинский коллектив в своем развитии проходит несколько стадий.

Стадия социального единства характеризуется тем, что большинство воинов сознательно относятся к службе и ориентируются на единую систему ценностей, которая не противоречит общественному мнению. Для следующей стадии ­ войскового товарищества ­ характерно завершение процесса взаимного изучения, здесь уже устанавливаются товарищеские взаимоотношения между воинами. Впоследствии, на стадии социальной зрелости, коллектив достигает единства воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций. Наконец, высшей точкой развития является стадия самоуправления, когда коллектив понимает своего руководителя «с полуслова» и воспринимает его требования как свои собственные, при этом отпадает необходимость постоянного личного контроля подчиненных.

Однако следует подчеркнуть, что  коллектив в своем развитии может пойти и в противоположную сторону. То есть, вернуться на исходные позиции, причем даже с высшей стадии перескочить на низшую, или полностью распасться на группы по срокам службы, по землячеству и т.д. Для того чтобы такого не произошло, и нужно прежде всего отчетливо представлять себе основы психологии воинского коллектива. Это научное понятие рассматривается специалистами как устойчивая совокупность социально­ психологических процессов и явлений в коллективе, которая определяет поведение как всего сообщества в целом, так и большинства его членов. Психология воинского коллектива начинается с личности каждого военнослужащего, и вовсе неспроста изучение характера буквально каждого своего подчиненного является прямой, подчеркнем, обязанностью командира подразделения.

Психология воинского коллектива включает базовые социально­психологические процессы, к которым относятся общение и взаимоотношения, а также коллективные явления ­ мнение, настроение, традиции, мотивы, интересы, цели. При этом наиболее действенное влияние на все стороны жизнедеятельности воинского коллектива оказывает именно общение военнослужащих между собой. С научной точки зрения это процесс взаимодействия и взаимоотношений личностей и социальных групп, в котором происходит взаимообмен знаниями, умениями, профессиональным и социальным опытом, ценностными ориентациями, установками и взглядами, а также осуществляется волевой контакт.

В сфере управления общение является той самой профессионально значимой категорией, которая лежит в самой природе воинской деятельности. Это особенно актуально для командных кадров, поскольку управленческое воздействие осуществляется именно посредством общения. И, в зависимости от того, как оно организуется, определяется и успех деятельности воинского коллектива.

2

На управленческую деятельность любого командира и социально­ психологический климат коллектива существенное влияние оказывают взаимоотношения в воинском коллективе. Это непосредственные личностные связи и отношения, складывающиеся в реальной жизни, в служебной и неслужебной деятельности военнослужащих. Они в известной мере определяют уровень развития воинского коллектива и его сплоченность.

В структурном плане  взаимоотношения  подразделяются: на  служебные и внеслужебные (социально ­ бытовые). Служебные, кроме того, подразделяются по вертикали (начальники и подчиненные) и по горизонтали (равные по воинскому званию и должностному предназначению). Внеслужебные (социально­ бытовые) более демократичны, опираются в основном на коллегиальность руководства и другие демократические принципы.

Особого внимания заслуживают взаимоотношения сержантов и солдат. Мудро поступают те командиры, которые придают этому фактору важное значение. То есть, внимательно оценивают взаимоотношения сержантов и рядовых, на конкретных  примерах подчеркивают опасность лжетоварищества, повышают авторитет младших командиров и прививают им правильное представление о войсковой дружбе между командиром и подчиненным.

Значительное воздействие на взаимоотношения людей в коллективе оказывают лидеры, как положительной, так и отрицательной направленности. Поэтому командиру необходимо выявлять этих лидеров, всячески поддерживать первых и активнее вести работу с теми, кому присущи жесткость и стремление подчинить себе сослуживцев. Если их не удается  переубедить в  неправильности поведения, то следует развенчать их авторитет в коллективе, сформировать вокруг коллективное мнение, которое держало бы под контролем их эгоистические устремления и безнравственное поведение.

Важным элементом психологии воинского коллектива является коллективное мнение. Это совокупность оценочных суждений, представлений и взглядов военнослужащих, отражающих общее отношение членов коллектива к важным для них событиям, ситуациям, явлениям.

В процессе формирования коллективное мнение проходит ряд этапов. На первом из них воины воспринимают, переживают и оценивают событие, явление или поступок, после чего у каждого появляется своя субъективная оценка и индивидуальное мнение­ суждение. На втором этапе формирования коллективного мнения воины обмениваются мыслями, суждениями и оценками. Здесь происходит трансформация  и интеграция  личного мнения в групповое, переход  его за  рамки  индивидуального сознания. Все это обязательно нужно учитывать командиру, чтобы вести работу по формированию общественного мнения в нужном направлении. Ведь на третьем этапе развития коллективного мнения участвуют уже группы воинов, которые имеют различные мнения по обсуждаемому вопросу. За основу принимается, как правило, доминирующая, основная точка  зрения одной из групп, которая и может стать коллективным мнением. Еще раз подчеркнем, и об этом свидетельствует войсковая практика, ­ командиру очень важно оценивать уровень зрелости коллективного мнения, чутко улавливать коллективное настроение. Это является ключевым моментом в понимании психологии коллектива.

Для изучения коллективного мнения командиру необходимо использовать различные средства. Например, письменные  опросники,  личные беседы, анкетирование, диспуты на общих собраниях военнослужащих и т.д. Важно иметь в виду и то, что управление коллективным мнением достигается в первую очередь при условии постоянного контакта с подчиненными, ежедневного информирования их о текущих событиях (ни в коем случае нельзя этим пренебрегать, хотя в практике часто бывает обратное). Важно доводить до людей правдивую информацию, не чураться атмосферы дискуссии, учиться логически убеждать людей ­ все это играет на подлинный, а не показной авторитет командира. Важнейшие условие при этом ­ максимум педагогического такта и чуткости в работе с людьми, и тогда это оценят по­достоинству…

Особое место в управленческой деятельности командира отводится анализу и учету коллективного настроения. Это совместное переживание тех или иных событий, фактов, а также сходные эмоционально­психологические состояния, овладевшие воинским коллективом или его частью и влияющие на его поведение и результаты деятельности.

Коллективное настроение, как известно, может быть отнюдь не только положительным, но и отрицательным. Положительное настроение (мажор) включает в себя бодрость, воодушевление, чувство профессиональной гордости. Отрицательное (минор) характеризуется неуверенностью, пессимизмом, депрессией, злостью, отчаянием, раздражительностью, а то и паникой (хуже всего, если такое происходит в боевой обстановке). В любом случае хотя бы малейшие признаки отрицательного настроения в коллективе должны немедленно восприниматься командиром как сигнал тревоги! Нужно сразу искать причину, в противном случае ситуация может выйти из­под контроля. Причины могут быть разными, например, сильное стрессовое воздействие с чьей­то стороны или, скажем, плохие взаимоотношения, недостаток сплоченности между людьми. В любом случае источник минора должен быть найден, после чего станет ясно, какие можно предпринять меры к немедленному исправлению ситуации.

Для создания положительного коллективного настроения командиру целесообразно опираться на воинов, обладающих природным  юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью и чуткостью. Такие люди (порой сами того не сознавая) непроизвольно создают  вокруг себя атмосферу хорошего самочувствия, к ним инстиктивно, как к источнику добрых, положительных эмоций, тянутся другие.

Ну и, конечно же, командир должен владеть своими эмоциями! Он не имеет права давать волю раздражению, злости и другим негативным чувствам.  Для этого, кстати, руководителю желательно знать способы саморегуляции, все они подробно описаны в специальной литературе, и при желании можно их освоить.

Особо отметим: управление коллективным настроением достигается в том случае, когда командир учитывает, во­первых, зависимость коллективного настроения от социальных условий, во­вторых, огромную побудительную силу коллективного настроения, в­третьих, особый динамизм коллективного настроения. То есть, подчеркнем особо, его способность быстро перерастать в действия, подверженность мгновенным переходам из одного состояния в другое. Все это нужно знать и учитывать, такова мера ответственности командира!

Пойдем дальше. Важнейшей социально­психологической задачей командира является воспитание и сплочение подчиненного коллектива на передовых, прогрессивных, коллективных традициях.

Традиции ­ это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни коллектива подразделения строго определенные правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения между военнослужащими, соблюдение которых стало социальной потребностью каждого или большинства членов коллектива.

Традиции играют особую роль, и не случайно сегодня их возрождению отдается приоритет. Как все мы знаем, многим частям и соединениям возвращаются почетные наименования. Люди воспитываются на доблести предков, узнают историю своих воинских коллективов, их боевой путь, и это само по себе является мощнейшим воспитательным, мобилизующим личный состав фактором. Здесь можно сказать одно: хорошо, что благодаря нынешнему руководству Вооруженными Силами этот процесс все больше набирает силу, ведь раньше многие традиции были  незаслуженно забыты. Между тем давно замечено, что утрата традиций, их забвение делают невозможным развитие коллектива, точно так же, как потеря памяти становится препятствием для развития личности…

Следующим структурным элементом психологии воинского коллектива являются мотивы ­ это силы, побуждающие человека к действиям, поступкам. Благодаря им определенным образом  активизируется его ум, чувства, воля и все другие психические свойства и качества. Поэтому знание мотивов поведения человека дает возможность правильно оценивать его как личность. К числу основных мотивов относятся: влечения, желания, склонности, чувства и привычки.

В связи с тем, что мотивы занимают исключительное место в направленности личности каждого военнослужащего, командирам необходимо их изучать и направлять в соответствующее русло. Огромную роль при этом играет индивидуальный подход, так как каждый воин начинает свою службу с уже сложившимися мотивами своей будущей деятельности. Разновидностью мотивов являются интересы ­ это избирательное отношение к какому­ либо объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности для большинства членов воинского коллектива. Интерес может побудить человека к решению наиболее важной и значимой задачи. По направленности интересы подразделяются на общественно­ политические, военно­профессиональные, познавательные, эстетические и материальные.

Еще одним важным структурным элементом психологии воинского коллектива являются коллективные цели. Это идеальные, мысленные предметы предвосхищения результатов коллективной деятельности, путей и способов их достижения. Цели коллектива питают его жизнеспособность, определяют его движение вперед. И, напротив, отсутствие целей приводит к застою в коллективе и даже к его разложению. Однако для усиления воспитательной силы коллектива мало определять лишь направление его деятельности. Здесь важно умение руководителей конкретизировать цели коллектива, то есть разбить их по рубежам и определить вклад каждого члена коллектива. Когда человек чувствует внимание к себе, он нередко преображается на глазах, начиная действовать в полную силу! Но при этом самому командиру ни в коем случае нельзя забывать, может быть, о самом главном ­ поддержании своего личного авторитета среди военнослужащих. Иначе все слова, все убеждения будут совершенно бесполезны. Ну и, конечно же, необходимо проявлять заботу о подчиненных, начиная с их правовой защищенности и кончая так называемыми мелочами. Мелочей не бывает, люди все подмечают и оценивают по достоинству. Заботливый командир всегда будет пользоваться авторитетом, если эта забота ­ искренняя. Не зря родилось известное всем выражение «батяня­комбат»…

Вкратце рассмотренные выше социально­психологические процессы и явления в воинском коллективе в совокупности создают ту морально­психологическую атмосферу, в которой живут военнослужащие и которая влияет на решение задач, стоящих перед подразделением или частью. Может быть, сами читатели продолжат разговор на эту важную тему, делясь своим опытом в сфере психологии коллектива, но уже применительно к практике. Ведь создание здорового морально­ психологического климата в коллективе, управление социально­ психологическими процессами и коллективными явлениями в нем относятся к одной из наиболее важных задач управленческой деятельности командиров всех уровней.

 

Валентин ФОМИН

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий