Спецпоезд для ремонта Вооруженных Сил Российской Федерации

МТО ВС РФ № 11 2022Г.

Владимир Александрович АНИСКИН

начальник оперативного отдела –

заместитель начальника управления ГУН ЖДВ,

 полковник

 

Ким Вачаганович БАБАКЕХЯН

кандидат технических наук,

заместитель начальника НИИЦ ЖДВ МО РФ,

 полковник

 

Валерий Геннадьевич МОРЖАКОВ

старший научный сотрудник отдела

НИИЦ СТ ЖДВ,

 полковник запаса

 

Александр Фёдорович ЩЕРБАКОВ

научный сотрудник отдела НИИЦ СТ ЖДВ,

подполковник запаса

 

Состав и оснащение перспективного специального поезда

для восстановления инфраструктуры железнодорожного транспорта

В настоящей статье рассмотрены вопросы создания и комплектации специальных поездов Железнодорожных войск, предназначенных для проведения технической разведки железных дорог, разминирования и их восстановления по краткосрочному варианту. На спецпоезда могут возлагаться задачи по сопровождению воинских эшелонов, транспортов (поездов).

Бронепоезда появились на полях сражений еще в XIX веке (в ходе Гражданской войны в США 1861–1865 годов). К концу ХХ века вооруженные силы большинства стран мира сочли бронепоезда анахронизмом и отказались от их использования. Тем не менее в России в измененном виде они благополучно дожили до XXI века и продолжают чувствовать себя вполне востребованными [1, с. 1]. Конкретно это проявилось в ходе контртеррористической операции в Чеченской Республике.

Тогда решение вопросов по обеспечению бесперебойного функционирования железнодорожных коммуникаций было возложено на Железнодорожные войска Российской Федерации (ЖДВ РФ) [2, с. 3], в частности:

–        техническое прикрытие инфраструктуры железнодорожного транспорта Чеченской Республики, разминирование и ее восстановление;

–        боевое охранение и сопровождение воинских эшелонов и транспортов по маршруту Моздок – Гудермес – Ханкала, Ханкала – Гудермес – Моздок;

–        охрана и оборона мест дислокации задействованных частей (ЖДВ РФ) [2, с. 134].

В районах ведения боевых действий стали использоваться особые составы. Бронепоездами их можно было назвать лишь формально, да и в документах они именовались специальными поездами (СП) [1, с. 3].

До 2000 года на вооружении Железнодорожных войск в Чечне имелись два спецпоезда, получивших тактические номера СП-1, СП-2. К 2002 году были сформированы поезда «Амур», «Байкал» и «Терек». На них были возложены задачи по ведению инженерной разведки железнодорожных маршрутов, сплошному разминированию путей и прилегающей местности, боевому охранению и сопровождению воинских эшелонов с личным составом и материальными средствами для всей группировки, а также по ликвидации последствий диверсий на железной дороге.

В последнее время в характере военных угроз государству произошли серьезные изменения. ВС РФ, и ЖДВ как их составная часть, прошли процесс реформирования, поменялся баланс сил, выделяемых на выполнение задач по восстановлению инфраструктуры железнодорожного транспорта в условиях ведения боевых действий. Тем самым возникла необходимость для переоснащения спецпоездов современными образцами вооружения и военной техникой.

На сегодняшний момент на спецпоезда возложены следующие задачи [4, с. 8]:

–        восстановление разрушенного верхнего строения пути и отдельных элементов стрелочных переводов, а также разрушенных водопропускных труб;

–        выполнение земляных работ;

–        техническая разведка железной дороги;

–        разминирование железных дорог;

–        сопровождение воинских эшелонов, транспортов (поездов).

В этой связи в федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-исследовательский испытательный центр Железнодорожных войск» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «НИИЦ ЖДВ» МО России) разработан новый специальный поезд.

В его составе располагаются три платформы прикрытия – две в голове поезда и одна в хвосте. Для этого запланировано использовать универсальные четырехосные платформы 13-1258 (федеральный номенклатурный номер 2220571655706) (фото 1) [4, с. 8].

 

Фото 1. Платформа универсальная четырехосная 13-1258

В целях безопасности размещение личного состава на платформах не предусмотрено. Для ведения инженерной разведки и обследования верхнего строения пути в ходе движения на первой платформе предлагается установить систему видеоконтроля «СВОД» (фото 2). При ее использовании видеоинформация о состоянии верхнего строения железнодорожного пути на наличие взрывоопасных устройств и их признаков в режиме реального времени будет передаваться на пункт управления поезда, где размещаются два оператора [4, с. 10].

 

Фото 2. Автоматизированная и измерительная система контроля технического состояния элементов верхнего строения пути серии «СВОД»

Для защиты спецпоездов и боевого прикрытия места проведения восстановительных работ предлагается использовать универсальный обитаемый двухместный боевой модуль Б05Я01 (башня с комплексом вооружения и СУО) «Бережок» (фото 3), установленный на БМП-2м [4, с. 12].

 

Фото 3. Российский универсальный боевой модуль Б05Я01 «Бережок», установленный на БМП-2м

Применение БМП-2м в составе овждб и создаваемого спецпоезда позволит использовать ее в качестве мобильной защищенной огневой точки в местах ведения восстановительных работ. Спуск и заезд на платформу во время стоянки осуществляется с помощью складных трапов (фото 4) с приводом от ручных лебедок [4, с. 14].

 

Фото 4. Поднимаемые складные трапы

Спецпоезд может перевозить 100 пм рельсов (8 шт. по 12,5 м) и 100 шт. шпал с необходимым количеством элементов костыльного скрепления. Для этого в составе имеются платформы и полувагоны [4, с. 16–26].

Движение спецпоезда по железнодорожным путям производится с помощью маневрового тепловоза ТЭМ-18ДМ [4, с. 31]. Для безопасности экипажа кабина машиниста защищается бронепанелями и бронированными стеклами (фото 5).

 

Фото 5. Защитные бронепанели и бронестекла

Также на борту спецпоезда располагается необходимый путевой инструмент для ведения восстановительных работ. В два стандартных фитинговых 20-футовых контейнера встроены металлические стеллажи, на которых можно разместить средства малой механизации, всевозможную тару со скреплениями (фото 6). Их использование сократит время, используемое на загрузку и выгрузку [4, с. 44].

 

Фото 6. 20-футовый фитинговый контейнер

Для взаимодействия спецпоезда с организациями ОАО «РЖД» и вышестоящим командованием предусмотрены современные отечественные средства связи, обеспечивающие работу открытых и закрытых каналов.

Чтобы защитить состав от подрыва радиоуправляемыми взрывными устройствами, на нем устанавливается аппаратура РЭБ [4, с. 49]. Для транспортировки личного состава овждб к месту выполнения поставленных задач предлагается использовать плацкартный вагон 61-4516 со штатным оборудованием, предназначенный для перевозок пассажиров на дальние расстояния. Он рассчитан на 54 спальных места или 81 место для сидения [4, с. 57].

В настоящий момент в рамках выполнения опытно-конструкторской работы «Вагон-1» ведется разработка железнодорожного комплекса 15Т-91М (фото 7), состоящего из двух специальных вагонов [4, с. 62]. В них предусмотрен полный комплекс помещений и оборудования для комфортного расположения военнослужащих.

 

Фото 7. Железнодорожный комплекс обеспечения транспортирования специальных грузов 15Т-91М

Комплекс позволит обеспечить автономность эксплуатации спецпоезда не менее 14 суток без дозаправки дизельным топливом и углем, не менее 5 суток без дозаправки водой и не менее 6 часов по энергопотреблению от аккумуляторных батарей.

Для выполнения восстановительных работ, а также разборов завалов на железнодорожных путях предусмотрена строительно-восстановительная техника. На отдельных универсальных платформах 13-1258 (федеральный номенклатурный номер – 2220571655706) к месту работ в составе спецпоезда планируется доставка имеющегося в штате восстановительного батальона экскаватора ЭОВ-3521М (фото 8) и принятого на снабжение ЖДВ бульдозера специального БС-1-12 (трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием) (фото 9) [4, с. 66];

 

Фото 8. Экскаватор ЭОВ 3521М

 

Фото 9. Бульдозер БС-1-12

Для переезда колесной техники с платформы на платформу применяются штатные торцевые борта платформ или металлические аппарели (фото 10) [4, с. 67].

 

Фото 10. Металлические аппарели

Одной из задач, возлагаемых на спецпоезда ЖДВ, было и остается ведение инженерной разведки на объектах инфраструктуры ж/д транспорта и разминирования восстанавливаемых объектов. Для этого в штате овждб предусмотрен минно-подрывной взвод. Наряду с имеющимися на обеспечении штатными индукционными миноискателями в состав минно-подрывного взвода включен георадар «ОКО-2» (фото 11). Он используется для решения инженерно-геологических, гидрогеологических и поисковых задач и с легкостью обнаруживает различные объекты, в том числе и неметаллические, в различных средах.

 

Фото 11. Георадар «ОКО-2»

Для выполнения технической разведки в прежнем составе спецпоезда специальных подготовленных сил и средств не было предусмотрено. В новом составе в штат введено соответствующее отделение разведки в количестве семи человек [4, с. 70]. В нем предусмотрены специалисты путевых, плотнично-мостовых и монтажно-мостовых работ; по строительству, монтажу и восстановлению контактной сети, тяговых подстанций и энергоснабжения; инженерной разведки и управляемого минирования; коротковолновых радиостанций средней мощности, стартового и подъемно-транспортного оборудования для мини-БПЛА «Гранат-1» (фото 12).

 

Фото 12. БПЛА «Гранат-1»

Отделение технической разведки предлагается оснастить комплектом разведки и разминирования КРЖД и миноискателем «Коршун» (фото 13).

 

Фото 13. Локатор нелинейного типа НР900ЕК «Коршун»

Для доставки в штаб в кратчайшие сроки первичных документов разведки (схемы состояния и разрушения объектов) предусмотрена радиостанция, которая работает в различных режимах модуляции радиочастоты, имеет возможность встречной работы с радиостанциями других типов, осуществляет прием и передачу файлов, речи, текстов, карт, шифрокода. Применение в составе поезда указанной железнодорожной техники, строительных машин, механизмов и имущества позволяет сформировать специальный поезд для выполнения задач ЖДВ без проведения опытно-конструкторских работ, так как дальнейшая разработка тактико-технических требований не требуется. Это в значительной степени сократит расходование бюджетных средств на создание новых видов вооружения и техники.

Список используемых источников

1. Шумилин С. Второе рождение российских бронепоездов // Сухопутная техника, ноябрь 2018. Электронный ресурс: (Дата обращения: 21.08.2022).

2. Котлова Н.Н., Парфутчик Г.Н. Тревожные километры. Броня крепка. М., 2012. С. 132–177.

3. Скавыш В.В. Поезда специального назначения в контртеррористической операции в Чечне // Альманах «ВоенКом: Военный комментатор» № 1(6). 2005. Электронный ресурс: otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie/boyevoye-primeneniye02/spetspoezda-v-chechne/ (Дата обращения: 21.08.2022).

4. Отчет о НИР «Исследование вопросов состава и оснащения специальных поездов отдельного восстановительного железнодорожного батальона в современных условиях ведения боевых действий» (шифр «Меркурий») НИИЦ СТ ЖДВ 3 ЦНИИ Минобороны России. 2021.

Материально-техническое обеспечение ВС РФ