БРОНЯ, ОГОНЬ, СКОРОСТЬ, МАНЕВР

Чемпионат мира «Танковый биатлон-­2014» стал своего рода военной сенсацией года. Вспомним, начало этим необычным состязаниям было положено в прошлом году. Тогда помимо России участие в чемпионате приняли танковые экипажи из Казахстана, Беларуси и Армении, благодаря чему состязания получили статус международных. Пробный камень оказался на редкость удачным ­ соревнования прошли с успехом, широко освещались прессой и обрели немалый общественный резонанс. В результате было принято решение сделать данные состязания ежегодными с дальнейшим расширением их формата и географии стран­участниц. Ряд государств откликнулись на предложение участвовать в очередных «танковых баталиях».

 

…Впервые в истории в подмосковном Алабине, на территории учебно­тренировочного комплекса 2­й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии, соревновались команды из двенадцати стран: Анголы, Армении, Республики Беларусь, Венесуэлы, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Монголии, России и Сербии. Кроме того, более двадцати государств прислали своих наблюдателей. Турнир обрел статус чемпионата мира по танковому биатлону.

SHI_4385

От каждой страны прибыло по четыре экипажа: три основных и один запасной. Почти все участники состязались на российских танках Т­72Б, которых было подготовлено более шестидесяти. Боевые качества танка иностранные танкисты оценили высоко. Впрочем, в ряде армий, откуда прибыли команды, «семьдесятдвойки» имеются на вооружении.

Наши танкисты в ответ на вопрос о боевых качествах машины говорили, что она быстро разгоняется и буквально летит по трассе, а стрелять из нее ­ одно удовольствие. Надо сказать, последняя модификация легендарной «семьдесятдвойки», на которой выступали наши команды, обладает цифровой электроникой, мощным двигателем, а новый автоматизированный многоканальный прицел «Сосна­У», захватив цель, цепко удерживает ее при любых маневрах танка. В свою очередь панорамные стабилизированные прицелы значительно облегчили поиск хорошо замаскированных целей. Словом, как и на прошлогоднем биатлоне, о «семьдесятдвойке» непосредственные участники соревнований отзывались очень хорошо.

SHI_4259

В то же время всем хотелось посмотреть на борьбу команд на своих танках из разных стран, чтобы сравнить их боевые качества на трассе биатлона. Организаторы обеими руками за это, о чем говорили не раз, и правилами чемпионата мира это разрешается и даже приветствуется. Надо надеяться, что в следующий раз так и будет. А пока, к сожалению, единственными, кто привез на соревнования танки отечественного производства, были танкисты из Китая.

Танки Туре 96 А, на которых они выступали, тяжелее российской машины на 5,5 тонны (при массе 50 т), имеют ту же скорострельность 8 выстрелов в минуту и превосходят в максимальной скорости (65 км\час против 60 у нашего танка). Во время соревнований не раз приходилось слышать мнение, что на трассе биатлона эти машины уступали нашим по некоторым качествам, в частности по надежности. Так, по словам одного из участников соревнований из российской команды, «мы заметили, что танки у них постоянно ломаются, часто они просто «не вывозят» экипаж, у них перегревается двигатель, и подвеска не подходит к нашим условиям…».

SHI_3337

Но это мнение участников, и боевые качества машины мы оценивать не будем. Факт тот, что на чемпионате танкисты из Китая показали отличное мастерство, ярко проявив себя. В финальной эстафете, складывающейся совершенно непредсказуемо, они завоевали почетную «бронзу».

Все конкурсанты находились в абсолютно равных условиях. Победить случайно, по счастливому совпадению обстоятельств было невозможно. Каждый экипаж прошел через целый каскад упражнений, в которых нужно было проявить все свои боевые качества в комплексе. В том числе технику преодоления любых препятствий, стрельбу в разных условиях, причем заранее не зная мест расположения целей. Стрелять танкистам приходилось и с ходу, и «с борта», то есть с развернутым на девяносто градусов орудием, в движении. Словом, упражнения танкового биатлона были рассчитаны действительно на профессионалов. Потому, как говорится, и были разрешены все приемы ­ при неукоснительном соблюдении мер безопасности. Если что­то шло вразрез с этими мерами, то участников штрафовали. Так, например, было с одной из иностранных команд, которая, разогнавшись перед финишем, упорно не желала сбрасывать скорость до самой площадки перед вышкой, где стояли готовые к старту танки. Хорошо, что не врезались! Это все­таки танковый биатлон, а не лыжный…

С другой стороны, зрители своими глазами в режиме онлайн наблюдали столкновение на трассе двух танков, шедших на высоких скоростях и зацепивших при обгоне друг друга. Но при этом экипажи не нарушили правила, борьба есть борьба. Отделались легко, экипажи не пострадали. У одного танка лишь сорвало подкрылок. Экипаж сразу, не теряя секунд, продолжил движение по трассе.

SHI_3633

В первые дни в ходе индивидуальных гонок состязались экипажи стран­участниц. Маршрут состоял из трех кругов протяженностью в семь километров, при этом каждый раз нужно было поразить цели. Затем участников ждала спринтерская гонка, как и положено в биатлоне. Эта дистанция в три километра со стрельбой стала кульминацией биатлона, задавшей временную разницу в последующем старте гонки преследования. После гонки преследования был еще и спортивный этап, на котором всем командам нужно было показать быстроту, силу и выносливость. В итоге на финальном этапе была проведена эстафета среди четырех лучших команд, определившихся по результатах трех предыдущих этапов. За объективностью оценок следила международная судейская комиссия.

Все эти события уже позади, и я не стану описывать динамику соревнований, условия упражнений, расстановку позиций и т.д. Все это подробно освещалось в прессе. Поэтому остановимся на наиболее ярких моментах и впечатлениях от этого необычного зрелища.

Прежде всего на этом чемпионате все испытали чувство глубокого удовлетворения результатами нашей команды. Борьба до самого финала складывалась крайне напряженно. Россияне сумели захватить лидерство буквально с самого начала чемпионата и уже не  уступали его до самого конца, как бы причудливо ни тасовались карты этой непредсказуемой по результатам борьбы. Практически сразу определились наиболее сильные команды, прежде всего это экипажи из Казахстана, Армении, Беларуси, Китая, Киргизии.

На первом этапе по результатам индивидуальной гонки два наших экипажа («Россия­-1» и «Россия­-2») заняли два первых места, на третьем был экипаж из Армении. Наш третий экипаж, «Россия-­3», занял в общем итоге лишь 11­е место, но, что называется, с боем (об этом еще скажем дальше).

SHI_3246

На втором этапе, спринте и гонке преследования, оба наших экипажа прочно удержали два первых места, за ними с минимальным отрывом ­ соперники из Казахстана и Армении.

На очередном, спортивном этапе, где проверялись сила, быстрота и выносливость танкистов (добавим, на тридцатиградусной жаре, не всем оказалось это по силам), вдруг вырвалась вперед многочисленная команда из Китая, до этого шедшая на восьмой позиции. Она неожиданно опередила всех. В итоге определилась четверка лидеров для финального поединка ­ эстафеты. Это команды из Армении, Казахстана, Китая и России.

Финальная эстафета стала буквально ураганом, сметавшим все, даже самые логичные прогнозы. Три экипажа из каждой команды передавали друг другу эстафету, действуя на пределе своих сил и возможностей. На первом из кругов (по 4 км) стрельбы не предусматривалось, и тут вовсю «отрывались» механики­водители. Танки летели наперегонки, показывая предельно допустимые скорости. На втором эстафетном круге ­ то же самое, но уже со стрельбой по цели из пулемета, на третьем ­ огонь с ходу по трем мишеням, имитирующим танки. Жаль, нет возможности подробно описать это зрелище. Не раз бывало так, что идущие сзади оказывались впереди, а потом наоборот. До последних минут никто не мог сказать, за кем будет победа. Промахи, штрафные круги по 500 метров, пролетаемые махом, буря переживаний, неистовство на трибунах…

Когда финальный, третий танк из нашей команды первым пересекал финиш, трибуны ревели от восторга. Второй в четверке сильнейших стала армянская команда с отрывом в пять минут, третье место заняли танкисты из Китая, четвертое ­ команда из Казахстана, хотя не раз она могла оказаться на первых позициях.

SHI_3173

В общем итоге чемпионом мира в личном зачете стал наш экипаж («Россия-­2») в составе командира младшего сержанта Марата Халикова, наводчика-­оператора сержанта Геннадия Теряева и механика-­водителя Дениса Акишина.

Второе место завоевал другой экипаж («Россия­1»): командир ­ лейтенант Ринат Хадиев, наводчик­оператор ­ рядовой Андрей Туманов, механик­водитель ­ рядовой Игорь Артемьев.

На третьем месте в личном первенстве ­ экипаж из Казахстана. Командир танка ­ лейтенант Пархат Тыныштыбаев, наводчик­оператор ­ сержант 3­го класса Болат Алиев, механик­водитель ­ старший сержант Жангелды Амирбаев.

А командное первенство в финальной эстафете, как уже говорилось, выиграла наша сборная в составе трех экипажей. Словом, полная победа. Как известно, и призы победившим российским экипажам были достойными ­ новые внедорожники «УАЗ­Патриот» и «УАЗ­Хантер», а сборная Армении за второе место в эстафете выиграла для своей армии танк Т­90!

После столь ожесточенного соперничества все испытывали приятное чувство гордости за нашу команду. Действительно, молодцы. Выложились и победили. А еще, что гораздо более важно, это победа самой системы подготовки российских танкистов, ведь именно подготовка определяет успех.

SHI_4812

Теперь вернемся в те горячие августовские дни, в атмосферу острейшего соперничества. Чтобы читатель представил себе накал борьбы, скажу только одно ­ результаты с самого начала этой многодневной гонки со стрельбой различались у команд­лидеров буквально на минуты, а то и на секунды. Вот лишь один характерный пример. На этапе индивидуальной гонки (3 круга по 7 км со стрельбой на трех рубежах) две команды ­ Китая и Киргизии ­ разделили между собой шестое место: у обоих было по 32 минуты 15 секунд. У лидера ­ российского экипажа ­ в тот день результат составлял 27 минут 26 секунд, у сидящего у него «на хвосте» казахстанского экипажа ­ 30 минут 14 секунд. За ними на третьем месте шел индийский экипаж с результатом 31 минута 26 секунд. То есть разница ­ минуты. Так бывает только в большом спорте, в том же чемпионате мира по лыжному биатлону, а правила в танковом были максимально приближены к нему.

Можете себе представить, каким был накал соревнований. Трибуны бурлили. Крики порой сливались в сплошной рев, кто кричал от радости, кто шумно переживал неудачу родного экипажа. В пластиковых удобных креслах, расположенных рядами под тенистыми, защищающими от палящего солнца навесами, уживались прямо противоположные страсти. Это неудивительно, ведь зрительская аудитория буквально пестрила военнослужащими в форме разных стран мира, приехавших на чемпионат.

Но при этом сама атмосфера турнира дышала праздником, единением перед лицом этого захватывающего зрелища. На трибунах, где можно было услышать разноязычную речь, люди улыбались друг другу, дружелюбно общались. Вот один из моментов, который мне запомнился. С виду мало значительный, но, я бы сказал, характерный.  Это было, когда одна из машин, которую вел экипаж из Анголы, не смогла с первого раза преодолеть косогор ­ довольно простое, в общем­то, препятствие (более сложные ­ это колейный мост, эскарп и т.д.). Нужно всего лишь вовремя разогнаться. Но, видимо, сказался недостаток подготовки ангольцев (да и не только их, на косогоре «спотыкались» и другие команды).

Танк остановился, потом откатился назад. Это было как на ладони видно с правой трибуны, откуда открывался хороший обзор на препятствие. В этот момент, видя неудачу ангольцев, вся трибуна как один начала дружно поддерживать их! Причем без различия, кто за какую команду болел. «Поддержим парней из Анголы!» ­ громогласно вещал в мощных динамиках и голос комментатора соревнований.

И экипаж будто услышал, как за него дружно переживают, хотя слышать внутри ревущего танка танкисты не могли ничего. Машина откатилась назад, взяла разгон и все­таки въехала наверх, на косогор. В этот момент все дружно скандировали ангольскому экипажу.

Точно так же дружно переживали за монгольский экипаж, у которого танк заглох во время преодоления брода (скорее всего из­за того, что танкисты сгоряча не закрыли вовремя специальные жалюзи, и в движок попала вода). И подобное единение можно было видеть на трибунах нередко, когда вдруг у кого­то возникала неисправность или трудности в прохождении препятствий. И уж тем более не бросалось в глаза проявлений откровенной бурной радости при неудачах «чужой» команды, как это бывает в большом спорте. Все­таки, что ни говори, а армейские турниры значительно отличаются от спортивных, и к военным у людей во всех странах особое отношение…

Кстати, место проведения биатлона, оборудованное для зрителей, во многом было не узнать. Все ухожено, отстроено, заасфальтировано, установлено несколько дополнительных трибун, уже в непосредственной близости от трассы. Поэтому обзор был лучше, чем на прошлых соревнованиях. Хотя, на мой взгляд, зрелищность ­ одно из слабых мест таких танковых турниров, если говорить о виде с трибун. Все равно видна лишь относительно небольшая часть действия. Перед трибунами опять же были установлены большие экраны, где снимались разные фрагменты трассы в режиме онлайн. В результате зрители имели возможность «проходить маршрут» вместе с экипажами­участниками. Съемка, скажем прямо, была замечательной, но экраны отсвечивали из­за палящего солнца, это несколько снижало качество изображения. Возможно, что над ними целесообразно было бы установить «козырьки», чтобы не так отсвечивали. Лично на меня наибольшее впечатление произвела съемка в режиме онлайн на экране в пресс­центре, где была крупным планом видна вся картина каждого заезда вплоть до деталей.

Зрелище было массовым. Место действия на полигоне под Алабино посетили, по оценкам Минобороны, свыше 70 тысяч человек. Это говорит о повышении имиджа армии. Кроме того, можно лишь отдаленно представить себе, какое огромное количество людей уже посмотрели и еще посмотрят документальный фильм, отснятый телеканалом «Россия», как и в прошлый раз, на всех этапах танкового соперничества. Опять же камеры (свыше ста, в том числе роботизированные) были установлены всюду, где только можно: внутри, снаружи танков, на орудиях, на препятствиях, съемка одновременно велась из разных точек, в том числе с вертолета. В итоге захватывающий фильм с реальными, настоящими армейскими парнями, а не выдуманными киношными ­ лощеными и ненатуральными ­ героями. Реальная боевая работа танкистов из разных стран, собравшихся вместе, на чемпионат мира ­ где еще такое увидишь? Вполне естественно возникает чувство гордости за нашу страну, нашу армию, где впервые в истории стали проводить такие чемпионаты.

У журналистов была возможность по ходу просмотра соревнований также слушать техническую запись переговоров в эфире. Скажу честно ­ впечатлило. Во внутренних переговорах руководства соревнований с экипажами особенно ощущалось неимоверное напряжение чемпионата.

­ …Обороты, красный, обороты, ­ среди переговоров на русском, казахском, португальском и других языках отчетливо был слышен сдержанный голос руководителя с вышки в эфире. В самой его интонации буквально кожей ощущалось огромное напряжение. «На поворотах аккуратней», ­ озабоченно добавлял голос. Скорее всего это говорил тот, кто сам готовил команду к состязаниям и переживал не меньше своего экипажа…

Это момент состязаний, когда в заезде участвовали экипажи из Китая, Кувейта, Армении и России. Красный ­ это третий российский экипаж  («Россия-­3») в составе командира Булата Цыренова, наводчика-­оператора Сандана Дашиева и механика-­водителя Александра Рыбакова (россияне соревновались на танках красного цвета).

SHI_3153

Молчание в эфире, рев двигателей, грохот орудий ­ кто­то отстреливается на рубеже. Наш экипаж висит на «хвосте» у одного из соперников, зеленого танка, и на съемке крупным планом хорошо видно, что обороты и без того самые что ни есть максимальные. Танки временами несутся буквально бок о бок. Вот они один за другим переваливаются через эскарп, потом натужно преодолевают холм… В эфире голос командира нашего экипажа: «Разрешите обгон?»

­ Давай, красный, если можешь обгоняй, ­ радуется голос.

Впереди колейный мост. Зеленый танк въезжает на него и безошибочно проходит, чувствуется основательная подготовка экипажа. Красный танк берет мост, что называется, махом и преодолевает его буквально в три касания. Я бы сказал, что наш механик­водитель Рыбаков на своем танке низко пролетел над мостом… Правилами танкового биатлона разрешено действовать на пределе возможностей техники, прыжки тоже разрешены.

И вновь в эфире напряженные секунды молчания, слышен лишь рев танковых двигателей на предельных оборотах. Вот поворот трассы. Именно на этом повороте наш экипаж, умело сманеврировав, почти впритирку обгоняет соперника и дальше летит вперед. «Молодец, красный!» ­ звучит в эфире голос, и в нем слышно с трудом сдерживаемое ликование. Но буквально через секунду вновь озабоченно звучит напоминание: «Аккуратно на поворотах, красный, аккуратно!»

Адреналиновая смесь поединка бьет через край, но нельзя ни на секунду забыться, допустить ошибку. Последствия чреваты. Вот видно крупным планом, как въезжает на тот же колейный мост танк одного из иностранных соперников и едва не слетает с препятствия, гусеницы свешиваются с краев. Каким­то чудом выезжает с препятствия, не завалившись.

Стрельба. На одном из рубежей у красного промах. Голос в эфире звучит с непередаваемой грустью: «Красный, попаданий нет». Но зато уже на следующем круге экипаж компенсирует ошибку точной стрельбой, а о мастерстве вождения уже сказано выше. Во время заезда красный на моих глазах трижды (!) совершил прямой обгон соперников на скоростных участках трассы.

В этом заезде экипаж Булата Цыренова становится победителем. А в общем итоге за тот день оказывается (как уже упоминалось выше) лишь на одиннадцатом месте. Однако такие превратности судьбы делают Цыренова, Дашиева и Рыбакова только крепче. Они продолжают бороться изо всех сил.

И вот пару дней спустя в очередной бешеной танковой гонке на короткой дистанции со стрельбой (на спринте) экипаж Булата Цыренова, пролетев трассу на максимальных скоростях, ювелирно преодолев препятствия и поразив все цели, занимает первое место! Вот это характеры, просто нет слов.

Впрочем, не будем больше вдаваться в перипетии соревнований, тем более что все желающие могут детально увидеть соревнования от начала до конца в документальном фильме. Скажем о другом ­ о той неоценимой роли, которую играют такие соревнования в боевой подготовке. Эта роль определяется значением не столько самого чемпионата, сколько всеармейским размахом и эффективностью подготовки к нему.

­ Именно массовость подготовки имеет важнейшее значение от проведения такого рода соревнований, ­ сказал мне во время танкового биатлона один из офицеров руководства. ­ Можете себе представить, на отборочных этапах во всех четырех военных округах приняли участие свыше трехсот экипажей боевых машин!

SHI_4738

Это значит, что свыше трехсот экипажей, немалую часть из которых составляют профессионалы, теперь подготовлены, можно сказать, на пять баллов. Потому что они прошли «обкатку» комплексными упражнениями по боевой подготовке. Причем в обстановке острейшего соперничества, ведь каждый хотел стать лидером и принять участие в чемпионате мира. Поэтому работали на пределе сил и научились многому из того, что не всегда возможно на обычных занятиях по  боевой подготовке. Ведь одно дело учиться «не спеша», и другое ­ стремиться к достижению высших результатов, к борьбе с лучшими экипажами.

Что и говорить, не только ради спортивного интереса организуются подобные чемпионаты. Есть в них и «долгоиграющий» эффект, интерес с дальним прицелом ­ поднять в целом качество боевой выучки экипажей боевых машин, причем в масштабе всей армии. А это, согласитесь, дело стоящее.

Вот что, в частности, сказал в своем интервью телевидению начальник Управления боевой подготовки Сухопутных войск генерал­майор Александр Перязев во время всеармейского этапа соревнований по танковому биатлону­2014, в ходе которого отбирались лучшие экипажи на чемпионат мира. Эти состязания проходили здесь же, на полигоне в подмосковном Алабине. Всеармейский этап танкового биатлона был в этом году тем более значимым, что в нем впервые принимали участие и экипажи боевых машин пехоты, среди которых тоже определились лидеры.

­ Конечно, это прежде всего боевая подготовка, ­ ответил Александр Васильевич на вопрос корреспондента о том, чем же все­таки является на самом деле танковый биатлон ­ спортом или боевой подготовкой. ­ То, что соревнованиям придается спортивный характера, считаю, правильно, потому что в итоге полное напряжение экипажа, и из машины, будем говорить простым языком, выжимается все на максимуме. Работа экипажа как в бою, такая же слаженность. Причем без боевого соприкосновения. В танковом биатлоне все работает на максимуме. Машина ­ на максимальных оборотах, личный состав ­ на пределе своих возможностей…

Танковый биатлон дает стимул и побуждает к достижению высших результатов, не дает удовлетворяться уже достигнутым. Те, кто смотрел прошлогодние соревнования, помнят, что последнее место заняла команда из Восточного военного округа. Заметим, это был лучший в ВВО экипаж, прошедший все стадии жесткого отбора. Но кто­то на турнире сильнейших становится первым, а кто­то ­ последним.

Соответствующие выводы были сделаны. На всеармейских соревнованиях по танковому биатлону в этом году именно экипажи боевых машин из Восточного военного округа заняли первое место (!) в общекомандном зачете. Причины этого, весьма неожиданного для многих, успеха, как мне прокомментировали данный факт специалисты, достаточно просты: все дело в усовершенствованной подготовке танкистов. Выступив неудачно, они сумели проанализировать недостатки, правильно оценить ошибки и извлечь уроки. Вышеупомянутый экипаж под командованием младшего сержанта Булата Цыренова стал в составе команды из России вместе с другими двумя экипажами чемпионом мира.

Вот что значат соревнования по танковому биатлону и подготовка к ним. Проигравших здесь заведомо нет. Хочешь победить ­ побеждай! Все в твоих руках.

Это не просто красивые слова. Давайте вспомним не такие уж давние времена, когда не было подобных соревнований. Будем называть вещи своими именами: ведь не те были стимулы к повышению своего боевого мастерства. Отстрелялся, отводил на «удовлетворительно», а если на «хорошо» ­ вообще замечательно, и хватит на этом!

Злополучная тенденция довольствоваться немногим (не у всех, конечно) имела под собой хорошо удобренную многими годами почву. Еще, пожалуй, с девяностых годов, когда армия просто­напросто выживала и о каком­либо соперничестве речи попросту не было. Потом шли всякого рода организационно-­штатные реформенные перемены, которые еще очень свежи в памяти… Все это повышению эффективности боевой подготовки отнюдь не способствовало. Не до соперничества было, что и говорить…

SHI_5220

Теперь ситуация существенно изменилась. Возрождение соперничества в масштабах всей армии свидетельствует прежде всего об оздоровлении процесса боевой подготовки. Меняются приоритеты: не просто отстреляться, а отстреляться лучше всех. Не просто отводить упражнение, а отводить на максимальных скоростях и с минимальным временем прохождения препятствий. Создать систему, в которой военнослужащие будут стремиться к высшим результатам, всячески стимулировать их к этому, в том числе достойным премированием. То есть во главе  угла должно быть именно качество отработки задач. Пожалуй, это именно те приоритеты, на которые и делается ставка при организации такого рода турниров. Подчеркнем еще раз: проигравших здесь нет, есть только выигравшие, и в этом, как мне кажется, основная суть. Помните старую шутку: главное ­ не победа, главное ­ участие! Так вот это как раз тот пример, когда именно участие во всеармейских соревнованиях по танковому биатлону, на полигонах всех четырех военных округов, становится фактором повышения боевого мастерства экипажей. И, разумеется, еще большим приближением их подготовки к условиям реального боя.

Напоследок можно сказать одно: следующий чемпионат мира по танковому биатлону будет еще круче. Так пообещали организаторы, и им можно верить…

Олег КОБЫЛЕЦКИЙ.

Фото Юрия ШИПИЛОВА

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий