Диплом двойного назначения

Методика комплектования воинских должностей военнослужащими ВМФ 

Современное строительство и перевооружение кораблей новейшим вооружением ставит вопрос набора на военную службу грамотных специалистов, при этом должно быть найдено решение проблемы кадрового заказа Военно-Морского Флота.

Определение наличия и максимальной схожести гражданской специальности призывника с его военной специальностью при комплектовании воинских должностей по военно-учетной специальности (ВУС) — актуальная задача. Особенно это касается тех специальностей, которые связаны с обслуживанием и эксплуатацией наукоемких, высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники (ВВТ) Военно-Морского Флота (ВМФ) РФ. В частности, таковыми являются ракетные специальности, что позволяет быстро обучить, подготовить и допустить к самостоятельному исполнению обязанностей военнослужащих по занимаемой воинской должности на корабле или в части флота (рис. 1).

Методика, разработанная на кафедре ракетного вооружения подводных лодок (РВ ПЛ), позволяет выявлять в текстовых характеристиках, рассматриваемых военных и гражданских специальностей, соответствия значимых признаков, принадлежащих одной и другой специальностям. И чем больше общих сущностных признаков, тем больше их соответствие друг другу.

Автоматизация логических и выполнение вычислительных операций позволяет устанавливать наиболее точные, в том числе прямые, логико-смысловые связи между сущностными категориями специальностей среднего профессионального образования (СПО).Суть методики заключается в рассмотрении фрагментов характеристик ВУС ракетчиков и гражданских специальностей, которая устанавливает соответствие между ВУС матросов (старшин) и профессиями (специальностями) СПО по их смысловому содержанию и ранжированному отбору.

Перечень профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка граждан в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО) Российской Федерации (РФ) и родственных ВУС ВМФ, определены следующими определяющими и руководящими документами:

Перечень военно-учетных специальностей. Военно-
учетные специальности солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 854-43, от 12 декабря 2007 г.

Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1199 от 29 октября 2013 г.

Оценка смыслового сходства специальностей по основным показателям ВУС и гражданских специальностей СПО проводится следующим образом.

Этап 1. Определение критериев смыслового сходства. Основными критериями смыслового сходства ВУС и гражданских специальностей СПО являются основные показатели объектов профессиональной деятельности и основных функций специалиста по данной специальности. Установление соответствия между ВУС матросов (старшин) и профессиями (специальностями) СПО по их смысловому содержанию и ранжированному отбору по степени смысловой близости профессиональных компетенций основывается на логико-смысловой сравнительной оценке текстов документов, характеризующих специальности.

 В качестве исходных данных используются: Программа подготовки по ВУС младших специалистов ВМФ и Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС 3++) СПО третьего поколения. ВУС матросов (старшин) ракетных специальностей определены Постановлением Правительства Российской Федерации № 854-43, от 12 декабря 2007 г., раздел №1 «Профессии СПО» на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1199 от 29 октября 2013 г.

Этап 2. Оценка критериев сходства ВУС и гражданских специальностей СПО. Для оценки критериев сходства специальностей необходимо выбрать и обосновать функции специалиста. Признаками, определяющими функции специалиста ВУС и гражданских специальностей СПО, являются смысловые (ключевые) слова, которые определяют основные функции специалиста по данной специальности. Основные функции специалиста матроса (старшины) определяются содержанием ВУС, которые приведены в программе подготовки в категориях «знать» и «уметь». Основная деятельность военного специалиста, как правило, связана с эксплуатацией и обслуживанием ВВТ, а также с боевым применением ракетного оружия (БП РО) и борьбой за живучесть (БЗЖ) корабля и техники, находящейся в его ведении. Основные функции специалиста СПО изложены в ФГОС 3++ в категориях «Объекты профессиональной деятельности», «Виды деятельности», а также в категориях «Знать» и «Уметь». Основная деятельность гражданского специалиста СПО более разнообразна и разнопланова и может быть связана с эксплуатацией, производством, монтажом, наладкой и ремонтом техники.

Этап 3. Сравнение показателей программ подготовки по ВУС и ФГОС СПО. Анализ программ подготовки по ВУС и ФГОС 3++ СПО специалистов среднего профессионального звена (СПЗ) дает основание определить общие признаки по ряду показателей и в то же время обозначить отличительные особенности, которые приведены в таблице 1.

Сравнительный смысловой анализ текстов документов по ВУС и ФГОС 3++ СПО профессий (специальностей) без автоматизации трудоемких логических и вычислительных операций — скрупулезная, кропотливая и длительная работа. И при значительном количестве сравниваемых документов большого объема представляется малоэффективной, с повышенной вероятностью совершения ошибочных действий, поэтому требуется максимально возможная автоматизация рабочих процессов.

Разработанная методика предусматривает следующие основные действия:

формирование поискового запроса и выполнение поиска гражданских специальностей, соответствующих ВУС по смысловым показателям;

поиск гражданских специальностей, соответствующих ВУС по смысловым показателям.

При этом автоматизированный компьютерный поиск профессий (специальностей) СПО, схожих с заданной ВУС, рекомендуется выполнять в два шага поэтапно (рис. 2).

В первом шаге поиска выполняется первичный отбор профессий (специальностей) СПО, аналогичных ВУС, во втором шаге поиска находятся профессии (специальности) СПО по уточненному запросу.

Ранжирование гражданских профессий (специальностей) в каждом шаге поиска выполняется поисковой компьютерной программой по убыванию количества смысловых совпадений с заданной ВУС. Первичный отбор профессий (специальностей) СПО, аналогичных ВУС, производится из приказа Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. №1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей СПО» по ключевым (смысловым) словам или по опорному ключевому слову обобщается, отражается и определяется основная суть военно-учетных специальностей.

Если поисковая компьютерная программа не может найти названия профессий (специальностей) СПО с искомыми ключевыми словами (опорными словами), то следует отредактировать запрос, используя следующую степень обобщения ключевых слов. Например, термин «электрические машины» входит в обобщающий термин «электрооборудование». Редактирование запроса также может заключаться в сокращении ключевого слова до корневой основы путем исключения приставки, окончания, суффикса. Таким образом регулируется диапазон поиска. Не следует включать в поисковый запрос наименования вооружения и специальной военной техники, не используемые в названиях профессий (специальностей) СПО.

Необходимо обратить внимание на то, что ВУС по вооружению и военной технике базируются на основных областях знаний технических и физико-математических наук, в частности: механики, гидрологии, гидромеханике, гидравлике, электротехнике, радиотехнике, электроэнергетике, теплотехнике, термодинамике, аэродинамике, вычислительной технике, электронике, автоматике, электромеханике, оптико-электронных приборах, гидравлических машинах и др. В поисковую модель запроса вводятся название области знаний физики или техники, доминирующей в данной ВУС.

На втором шаге выполняется поиск более тесных связей между заданной ВУС и отобранными в первом шаге профессиями (специальностями) СПО.

При поисковом запросе на втором шаге вводятся дополнительные показатели ВУС по объекту деятельности и по основным функциям специалиста. Например, к ключевому слову «электрооборудование» может быть добавлено прилагательное «судовое», а также показатель основной функции специалиста «эксплуатация». Поиск необходимых результатов во втором шаге производится по материалам ФГОС 3++ СПО гражданских профессий (специальностей), отобранных в первом шаге поиска в результате первичного отбора.

В зависимости от конкретной поисковой системы, используемой на втором шаге, результаты поиска могут быть ранжированы по схеме: точное соответствие всем словам запроса; всем словам запроса, кроме последнего; всем словам запроса, кроме двух последних; первому слову запроса и ранжирование результата поиска по количеству этого слова в тексте. Найденные результаты поиска профессий СПО при необходимости могут корректироваться экспертом.

Формирование поискового запроса. Для эффективно поиска профессий СПО, соответствующих ВУС по смысловым сходствам ВУС и гражданских специальностей СПО, целесообразно использование информационно-поисковых систем, содержащих требуемые данные, например, систему информационно-правового обеспечения «Гарант», интернет-сайты по СПО и другие ресурсы. Результат поиска зависит от правильно составленного поискового запроса.

Алгоритм составления поискового запроса профессий (специальностей) СПО, сходных с заданной ВУС, предусматривает наличие исходных данных. В качестве исходных данных использованы: учебная программа подготовки по ВУС и ФГОС 3++ СПО. Действия по определению профессий (специальностей) СПО, соответствующих ВУС, могут быть представлены следующим алгоритмом:

1. Для составления поискового запроса требуется обработка текста программы подготовки по ВУС младшего специалиста, которая включает в себя:

удаление из текста не значимых (не ключевых) элементов;

подсчет частоты вхождения в текст значимых (ключевых) слов;

ранжирование списка значимых (ключевых) слов.

Удаление из текста документа элементов, не имеющих смысловой значимости, производится удалением предлогов, личных местоимений, союзов, частиц, знаков препинания и т.д. Частота вхождения в текст однокоренных значимых слов определяется путем подсчета этих слов в тексте. Ранжирование списка значимых слов осуществляется упорядочиванием этого списка по убыванию показателей частоты вхождения их в текст.

2. Получение смыслового ядра текста и проверка сходимости смыслового ядра с исходным текстом выполняется за счет минимизации списка значимых (ключевых) слов путем удаления из указанного списка малоиспользуемых слов.

3. Проверка сходимости смыслового ядра текста с исходным текстом осуществляется составлением смыслового ряда (смысловой модели) пар слов, состоящих из комбинации слов смыслового ядра, точно отражающих суть и содержание текста исходного документа. В случае слабой сходимости смысловой модели текста с полным текстом исходного документа заново формируется набор слов смыслового ядра с дальнейшей их проверкой на соответствие исходному тексту.

Все вышеперечисленные и указанные действия моделируются до получения требуемого результата исследования. Степень соответствия специальностей оценивается числом совпадающих смысловых признаков.

Определение профессий и специальностей СПО, сходных по смысловому соответствию с ВУС, родственных ракетной специализации.

Составление поискового запроса связано с подбором ключевых слов или слова, по которым поисковая компьютерная программа осуществляет нахождение данных, соответствующих запросу. Ключевые слова (слово) поискового запроса должны выражать суть ВУС, их набор должен быть оптимальным по диапазону поиска, термины в запросе должны соответствовать терминам, использованным в перечнях профессий (специальностей) СПО и в текстах ФГОС 3++ СПО. Сравнительная оценка военных и гражданских специальностей в военно-ракетной области приведены в таблице 2.

После удаления из текста программы подготовки по ВУС элементов, не имеющих смысловой значимости, подсчета частоты вхождения в текст однокоренных значимых слов, выполненные посредством машинной обработки текста, ранжированный список значимых слов представляет собой диаграмму, в которой приведены слова, характеризующие объекты деятельности и функции специалиста. После проведения минимизации списка значимых слов формируется смысловое ядро содержания данной специальности, выраженное совокупностью значимых слов по области и объектам деятельности, а также по основным функциям специалиста. Для ВУС специалистов-ракетчиков подбор ключевых слов представлен в таблице 3.

На основании смыслового ядра записывается смысловая модель ВУС корабельного электрооборудования.

 Сама смысловая модель ВУС корабельного электрооборудования (доминанта текста) включает следующие понятия: эксплуатация и обслуживание корабельного электрооборудования (управление электроэнергетической, ремонт электрооборудования, генераторов, приборов, трансформаторов, кабелей, электроприводов, обмоток, электродвигателей, устранение неисправностей).

Полученная смысловая модель имеет достаточную сходимость с исходным документом и таким образом, найденное смысловое ядро ВУС позволяет составить поисковые запросы первого и второго шагов:

поисковый запрос первого шага: электрооборудование (опорное или ключевое слово);

поисковый запрос второго шага: эксплуатация электрических машин и электроприводов судов.

Ключевое слово без окончания «электрооборудование» вводится в поисковую систему программы по тексту документа, например, системы «Гарант», а результаты поиска приведены в таблице 4 для профессии СПО.

Код и наименование специальности среднего профессионального образования взаимосвязаны и определяют квалификацию специалиста среднего должностного звена на кораблях и частях флота (табл. 5).

Во втором шаге выполняется поиск и ранжирование профессий и специальностей, отобранных в первом шаге, по ФГОС 3++ СПО. В настоящее время ФГОС 3++ СПО профессий, найденных в первом шаге, отсутствуют в официально существующих источниках, поэтому их ранжирование и отбор первых трех производится по данным, содержащихся в наименованиях квалификаций и профессий квалифицированного рабочего (служащего).

Указанные данные содержат основные сведения об объектах деятельности рабочих, а также об их преимущественной деятельности. По числу совпадений объектов деятельности по ВУС и профессии рабочего производства, а также по совпадению основной деятельности специалистов на первом месте по сходству с ВУС — профессия 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», на втором — 26.02.04 «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов».

Для ранжирования специальностей СПО по степени их сходства с ВУС следует оценить количество совпадений их основных показателей путем сравнения содержания программы подготовки по ВУС и ФГОС 3++ СПО специальностей, отобранных в первом шаге. По степени совпадений основных признаков военной и гражданской специальностей является специальность СПО 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», которая является прямым аналогом ВУС.

Для определения степени схожести с ВУС двух других специальностей СПО в тексты ФГОС СПО, указанных специальностей, вводится поисковый запрос — «электрические сети», затем «электрические машины», являющиеся одними из основных элементов электрооборудования, обслуживаемыми по ВУС. По данному запросу большее число элементов наблюдается у специальности 26.02.04 «Монтаж и техническое обслуживание (ТО) судовых машин и механизмов».

Таким образом, ранжирование результатов поиска второго шага будет следующим: на первом месте специальность СПО — 26.02.06, на втором — специальность СПО 26.02.04. Полученные результаты исследования и разработки методики поиска специальностей родственным с другим ВУС по ракетной специализации (направленности), сведены в таблице 6.

Таким образом, разработанная методика позволяет устанавливать более точные сходства военных и гражданских специальностей по их смысловому содержанию, и сочетанию выбора ВУС и гражданских специальностей с использованием поэтапного выбора терминов. Первичный отбор профессий (специальностей) СПО, аналогичных ВУС, производится в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей СПО» по ключевым словам, или опорному ключевому слову обобщенно отражающего основную суть ВУС.

Во втором шаге выполняется поиск и ранжирование профессий и специальностей, отобранных в первом шаге, по ФГОС 3++ СПО. В настоящее время ФГОС 3++ СПО профессий, найденных в первом шаге, отсутствуют в официальных источниках, поэтому их ранжирование и отбор первых трех производится по данным, содержащимся в наименованиях профессий и квалификаций рабочего (служащего).

Обоснование и разработка методических рекомендаций по комплектованию воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в ВМФ, со специальностями среднего профессионального образования, родственными военно-учетными специальностями дает возможность решения кадрового вопроса (заказа) и комплектования вакантных должностей техника (старшины команды) на кораблях и частях Военно-Морского Флота Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА:

Бычков В.В., Хорошайлов В.Г. Обоснование и разработка методических рекомендаций по комплектованию воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в ВМФ, со специальностями среднего профессионального образования, родственными военно-учетными специальностями». Рабочие материалы отчета по КНИР, этап 3, шифр НИР «Студент-2». — СПб.: ВМИ ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2016. — С.14.

В. Бычков, кандидат технических наук, капитан 1 ранга запаса