Походные мили «Ярослава Мудрого»

Фото автора и из архива корабля.
Фото автора и из архива корабля.

Из дальнего похода в родную гавань вернулся сторожевой корабль Балтийского флота «Ярослав Мудрый»

Боевая служба корабля длилась 3618 часов. Причём только 244 из них были стояночными. Остальное время СКР резал форштевнем воды нескольких морей и двух океанов, оставив за кормой тридцать семь тысяч морских миль.

Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» покинул базу 31 мая 2016 года. И даже несмотря на то, что обстановка на протяжении всего плавания была более или менее благоприятной, старший на походе заместитель командира Балтийской ВМБ капитан 1 ранга Иван Ковалёв назвал её как сложную и напряжённую.
Поход проходил под пристальным и отнюдь не дружественным взглядом кораблей и авиации иностранных государств. Это заставляло ходовую вахту постоянно держать ухо востро. Но в этом был и положительный момент. Все радиотехнические учения экипаж проводил по реальным целям. Набрались опыта и моряки-сигнальщики. Им представилась редкая возможность ознакомиться с большинством кораблей и летательных аппаратов военных флотов мира не по силуэтам из справочника, а визуально, в непосредственной близости от себя. Командир корабля капитан 3 ранга Алексей Новожилов отметил, что его сигнальщики научились точно определять на глаз и тип иностранного корабля или самолёта, и даже примерную дистанцию.
Поход имел две особенности, которые отличали его от предыдущих. Во-первых, СКР «Ярослав Мудрый» недавно вышел из ремонта, где обновлению подверглись главные двигатели и другие агрегаты корабля. А во-вторых, экипаж уходил в море с новым командиром. Для капитана 3 ранга Алексея Новожилова это была первая боевая служба в качестве командира.
Главная задача для электромеханической боевой части любого корабля, напомнил командир БЧ-5 капитан 3 ранга Николай Зубович, всегда одна: обеспечить корабельных потребителей энергией, а сам корабль – ходом.
Механики справились со своими обязанностями в полном объёме, поддерживая заданную среднюю скорость хода в 14 узлов.


Поход проходил под постоянным пристальным и отнюдь не дружественным присмотром кораблей и авиации иностранных государств


 – В этом походе особенно отличились моряки трюмной группы, которой командует старший лейтенант Александр Костикьян, – подчеркнул капитан 3 ранга Николай Зубович. – Его подчинённые мастерски управлялись с приёмкой топлива и воды на ходу.
Эффективно неслась ходовая вахта у действующих механизмов. Здесь особо отличились машинисты турбо-котельной группы старший матрос Александр Гусев и матрос Игорь Евтушенко. За всё время похода к их работе не было ни единой претензии.
Отметим, что в какой бы точке Мирового океана ни находился корабль, БЧ-4 под руководством старшего лейтенанта Ивана Кашеварова уверенно обеспечивала все виды связи с любыми абонентами, на каком бы удалении они ни находились.
– Дальний поход, – вспоминает заместитель командира корабля по работе с личным составом капитан 3 ранга Сергей Скорняков, – был, как никогда, богат на дни рождения. И потому у моряков появилась некая традиция определять походы по количеству именинных пирогов. Этот получил название «поход ста пятидесяти двух пирогов». Их выпекал корабельный кок-пекарь старший матрос Владимир Мокшин. Обладая особым кулинарным талантом и фантазией, он всегда изготовлял пироги не похожими один на другой. Ну а сами кулинарные произведения в торжественной обстановке командир вручал именинникам.
Впрочем, командование постаралось сделать так, чтобы в дальнем походе экипаж имел возможность проводить свой досуг с пользой. В первую очередь для организации культурного отдыха использовались стоянки в портах. Наиболее ярким был визит на Кубу, где российских моряков с восторгом принимали везде, где бы они ни появлялись. Экипажу представилась возможность увидеть собственными глазами достопримечательности Гаваны, почтить память борца за свободу Хосе Марти и советских воинов-интернационалистов, павших на кубинской земле. В других портах, куда заходил «Ярослав Мудрый» во время плавания, наши моряки являли собой образцы культуры и воспитанности. Так было и на Мальте, и в Омане, и в Джибути.
– За время похода наш корабль дважды пересёк Атлантический океан, – вспоминает капитан 3 ранга Алексей Новожилов. – В бассейне Карибского моря совместно с кораблями военно-морских сил Республики Никарагуа мы осуществляли патрулирование здешних вод в интересах обеспечения безопасности и свободы мореплавания.
Через Атлантику СКР «Ярослав Мудрый» вернулся в Средиземное море. В составе корабельной ударной группы Средиземноморской эскадры сторожевой корабль Балтфлота поочередно участвовал в слежении за авианосно-ударными группами США. Сначала во главе с авианосцем «Эйзенхауэр», а затем во главе с авианосцем «Трумэн».
Экипаж за период плавания выполнял и тренировочные учебные артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям. Это делалось в интересах плановой огневой подготовки артиллеристов и дальнейшего совершенствования их боевого мастерства.
Через Суэцкий канал сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» вышел в Красное море, а через него – в Аденский залив. Задачей было обеспечение безопасности судоходства на международных транспортных линиях. Надо сказать, что встреча с пиратами так и не состоялась, зато радиометристы комплексов освещения надводной обстановки и сигнальная вахта ещё раз подтвердили высокий уровень своей подготовки и бдительности.
Капитан 3 ранга Алексей Новожилов особо отметил роль штурманской боевой части сторожевого корабля, которую возглавляет капитан-лейтенант Иван Рябов. Точность счисления, которую демонстрировали вахтенные штурманы БЧ-1, немногим отличалась от показаний приборов космической навигации. Причём каждую вахту штурманы обязательно производили определение места корабля с помощью секстанта. Ну а самые точные расчёты обсервационного места по небесным светилам принадлежали самому командиру.
На флоте есть такое утверждение: мало сходить в дальний поход и выполнить поставленную задачу, надо по возвращении ещё и достойно отчитаться.
В настоящее время сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» как раз вошёл в период отчётности. И первым, кто посетил экипаж с проверкой, был главный штурман ВМФ контр-адмирал Эдуард Луйк. Он известен на флоте своей строгостью и принципиальностью ещё с той поры, когда возглавлял штурманскую службу на Балтике. Сдать ему зачёт с первого раза считалось большой удачей. Не было поблажек и для офицеров СКР «Ярослав Мудрый». Отчитаться перед главным штурманом ВМФ командиру корабля и его штурману удалось только со второго раза. Но думается, что этот урок непременно поможет офицерам в будущих походах. А в том, что вскоре кораблю вновь придётся отправиться в плавание, на борту «Ярослава Мудрого» никто не сомневается.

Автор  Юрий ШЕВЧЕНКО.