После начала Русско-турецкой войны 1768—1774 гг. для отвлечения внимания турок от Азовской флотилии Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное. Две российские эскадры под командованием адмирала Г.А. Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона, объединённые под командованием графа А.Г. Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты.
После согласования плана действий российский флот под всеми парусами подошёл к южному флангу турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Крупнейшее сражение между русским и турецким флотами в Чесменской бухте происходило с 5 по 7 июля (24—26 июня по ст. ст.) 1770 года.
Турецкий флот открыл огонь в 11.30—11.45, российский — в 12.00.
Манёвр не удался трём российским кораблям. «Европа» проскочил своё место и был вынужден развернуться и встать позади «Ростислава».
«Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог встать в строй, но был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Святой Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем встал в строй.
«Святой Евстафий» под командованием Г.А. Спиридова начал дуэль с флагманским кораблём турецкой эскадры под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. После того как горевшая грот-мачта турецкого флагмана упала на «Св. Евстафий», тот взорвался. Через 10-15 минут взорвался и турецкий линейный корабль. Адмирал Г.А. Спиридов и брат командующего Ф.Г. Орлов покинули горевшее судно ещё до взрыва.
Спиридов продолжил командование с корабля «Три Святителя».
К 14.00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей. Там они образовали две линии из линейных кораблей. Остальные суда заняли позиции между этими линиями и берегом. В течение дня 6 июля российские суда обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.
В 17.00 бомбардирский корабль «Гром» стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. 7 июля в 0.30 к нему присоединился линейный корабль «Европа», а к 1.00 — «Ростислав».
«Европа», «Ростислав» и подошедший «Не тронь меня» образовали линию с севера на юг и вступили в бой c турецкими кораблями. 66-пушечный «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу бухты. Около 1.30 ночи в результате огня «Грома» и «Не тронь меня» один из турецких линейных кораблей взорвался. Горевшие обломки забросали другие корабли в бухте.
После взрыва в 2.00 второго турецкого корабля в бухту вошли российские брандеры. Два из них туркам удалось расстрелять. Один под командованием Маккензи атаковал уже горевший корабль, а другой, под командованием лейтенанта Д.С. Ильина, сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг свой брандер и вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и воспламенил большинство оставшихся турецких кораблей. К 2.30 взорвались ещё три линейных корабля.
Около 4.00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывести из-под огня удалось только одно из них — 60-пушечный «Родос». С 4.00 до 5.30 взорвались шесть линейных кораблей, а после — ещё четыре одновременно. К 8.00 бой в Чесменской бухте был завершён.
После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Всё это сыграло важную роль в подписании мирного договора между Россией и Османской империей, заключённого 21 (10 по ст. ст.) июля 1774 года «в лагере при деревне Кючук-Кайнарджи».