На связи – центр в Переславле-Залесском

Межвидовому региональному учебному центру Ракетных войск стратегического назначения в этом году исполняется 60 лет.

Из его стен вышли десятки тысяч специалистов связи, которые применяли и применяют по сей день свои навыки в РВСН и других видах и родах войск. На сегодняшний день межвидовой региональный учебный центр РВСН готовит курсантов по более чем десяти военно-учётным специальностям, три из которых были введены не так давно. Актуальность новых специальностей продиктовала модернизация современных образцов техники.

На родине Александра Невского
На рубеже 1950–1960-х годов, в период образования нового вида
Вооружённых Сил – Ракетных войск стратегического назначения, – возникла острая необходимость в организации подготовки связистов-ракетчиков.
С этой целью директивой Главного штаба РВСН в городе Переславле-Залесском Ярославской области 1 декабря 1961 года была сформирована новая войсковая часть как школа по подготовке сержантов связи Ракетных войск. Главнокомандующим РВСН формирование учебного заведения было поручено участнику Великой Отечественной войны с богатым войсковым опытом, офицеру войск связи подполковнику Ивану Петрину. Поэтому основные этапы становления учебного центра связаны с его именем.

– Формирование школы происходило в трудных условиях, – рассказывает начальник МРУЦ полковник Алексей Казаков. – Будущий городок не имел капитальных сооружений, личный состав размещался в щитосборных казармах, не было учебных классов. Часть формировалась офицерами из разных видов Вооружённых Сил. Но, несмотря на сложности, благодаря высоким организаторским способностям Ивана Михайловича Петрина, энтузиазму и самоотверженности офицеров, курсантов, рабочих и служащих в кратчайший срок удалось наладить учебно-воспитательный процесс, выработать оптимальную программу по боевой и политической подготовке, создать основную материально-техническую базу. Первый выпуск курсантов состоялся 21 октября 1962 года, выпускные экзамены школа сдала на оценку «хорошо».
Знаменательным для коллектива школы стал 1963 год – 22 февраля ей вручили Боевое знамя и Грамота Верховного Совета СССР. 31 октября 1966 года школа младших специалистов была переформирована в учебный центр связи Ракетных войск стратегического назначения. К 1970 году строительство части в основном было завершено.
В 80-е годы учебный центр продолжал своё нелёгкое развитие. Разрабатывались и внедрялись новые методы обучения курсантов и совершенствования их практической подготовленности. В середине 90-х для обучения курсантов были получены подвижные образцы техники связи. В 1996 году в учебный центр поступила станция спутниковой связи СКС «Кристалл» и был сформирован резервный центр спутниковой связи. В 2000 году за высокие показатели в боевой и мобилизационной готовности учебный центр занесен в Книгу воинской доблести и славы РВСН. В середине 2002 года для подготовки специалистов телеграфных приёмных устройств и тропосферной связи были созданы циклы номер пять и шесть.
– За последнее время в центре многое изменилось, – добавляет начальник МРУЦ. – В казармах и спортивном зале завершились капитальные ремонты. Кроме того, учебный центр оснащён самыми современными тренажёрами, которые, размещаясь в классе, полностью имитируют системы связи ракетного комплекса «Ярс».

В отборе кандидатов помогает военный оркестр

Основу учебного центра составляют три батальона, курсанты которых проходят подготовку на шести учебных циклах, которые, по-сути, выполняют функции кафедр. Батальоны распределены по трём направлениям организации и обеспечения связи. Первый батальон осуществляет подготовку по направлению радиосвязи. Во втором батальоне готовят специалистов проводной и космической связи. В третьем – прививают навыки обеспечения и прокладки кабельных систем связи. Среди курсантов – военнослужащие как по призыву так и по контракту.
– Межвидовой региональный учебный центр осуществляет набор курсантов два раза в год, – продолжает полковник Казаков. – Во время призыва наши офицеры выезжают в регионы, где на сборных пунктах осуществляют отбор кандидатов. Хотел бы отметить, что потенциальные курсанты должны соответствовать определённым критериям. На учёбу к нам зачисляются только те лица, кто имеет полное среднее, среднее профессиональное или высшее образование. Таким образом, в процентном соотношении в каждом призыве около половины набора со средним профессиональным образованием и примерно по 25 процентов из числа тех, кто пришёл к нам после 11 класса или высшего учебного заведения. Кстати, в центре есть даже такие ребята, кто имеет два высших образования. Всего сейчас у нас обучается около 1 тысячи курсантов, представляющих 46 субъектов Российской Федерации. Из них 90 процентов – военнослужащие по призыву и оставшиеся 10 процентов – это контрактники. Срок обучения военнослужащих по контракту – три месяца, а у призывников – четыре. По уже сложившейся традиции, выпуск весеннего призыва проходит в последнюю пятницу октября, а осеннего – в аналогичную пятницу апреля. Могу сказать, что согласно нашему план-заданию все выпускники будут трудоустроены. У нас не бывает такого, что подготовили 200 связистов, а их требуется всего 100. Каждый военнослужащий на счету, и его ждут в войсках. Есть и такие ребята, которые после выпуска остаются в центре. При этом многие из них после окончания срока службы по призыву пишут рапорта с просьбой заключить с ними контракт. В среднем это около 10 человек. Полностью контрактная у нас рота связи, комплектующаяся как мужчинами, так и женщинами. Кроме того. все должности младших командиров – командиров отделений и заместителей командиров учебных взводов – замещаются контрактниками.

В течение трёх лет с разрешения командования РВСН на 10 должностях командиров отделений у курсантов по призыву в учебных батальонах стояли женщины-военнослужащие. Эффект был заметен

Каждый призыв по-своему уникален. Например, во время прошлогоднего весеннего призыва было порядка 150 человек из Москвы и Московской области. Сейчас же из столичного региона обучается всего 45 человек. А вот если из Сибири в предыдущем наборе было всего 100 человек, то в этот призыв только из одного Красноярского края привезли три команды общей численностью – 115 человек. Всего из Сибири было отобрано порядка 300 человек.
Как известно, у стратегических ракетчиков нет своих конкурсов в рамках Армейских международных игр. Однако это не мешает им принимать участие в подавляющем большинстве состязаний, входящих в программу АрМИ. Оказавшись в МРУЦ, где готовят профессиональных связистов, вопрос про конкурс «Уверенный приём» был одним из основных. Оказалось, что до этого года специалисты центра не принимали участие в этом конкурсе, а были лишь его организаторами, когда тот проводился в масштабах РВСН на их базе. С этого года в соответствии с решением командования РВСН, команда межвидового регионального учебного центра будет участвовать в конкурсе на общих со всеми правах.
Ничто так не стимулирует подготовку по специальности, развитие профессиональных качеств, как соперничество. В последнее время в центре стали проводить конкурс на лучшего радиста, специалиста космической связи и так далее. Это принесло свои плоды. Если в 2015 году из стен военно-учебного заведения выходило 20 отличников, то сейчас их выпускается от 50 до 70.
Что даёт отличный аттестат по выпуску? В центре стараются прислушиваться к каждому такому военнослужащему относительно его выбора дальнейшего места службы. Хотя удовлетворить все пожелания сложно. Например, курсант из Казани закончил обучение с отличием и хочет попасть служить в Йошкар-Олинскую ракетную дивизию. Однако там специалист с его военно-учётной специальностью не требуется. В таком случае подбирается альтернативный вариант. Кстати, удивительное дело – меньше всего служить с рядом домом хотят москвичи. Их наоборот больше интересует Сибирь. Тот же Иркутск, Барнаул или Новосибирск. Так что за место службы на берегах Байкала или на Алтае ещё нужно побороться.
Как мы уже сказали, в Переславском центре готовятся специалисты по более чем 10 военно-учётным специальностям, и каждая из них особенная. Однако даже в этом многообразии есть несколько уникальных. Это телеграфисты, которых готовят работать в радиоэфире с использованием азбуки Морзе, а также специалисты по работе с оптическим волокном.
Подготовить радиста – очень сложно, потому что у обучаемого должны быть как морально-волевые качества, так и предрасположенность, слух. Просто так взять и назначить человека морзянщиком не получится. Его нужно разглядеть если не на сборном пункте, то сразу по прибытию в центр.
Последние три года в отборе потенциальных телеграфистов помогает… военный оркестр. И надо отметить, что эта идея командования себя оправдала. Почти 50 процентов будущих радистов были отобраны через «военно-оркестровое сито». При этом, не минуя, конечно же, профессиональный отбор.
А вот в оптоволоконщики и кабельщики отбор осуществляется по принципу личной беседы и изучения биографии призывника. Здесь главное, чтобы у молодого человека было профильное среднее профессиональное образование или хобби, связанное с техникой, паянием деталей.

От морзянщика до оптоволоконщика
Пусть МРУЦ и не высшее военно-учебное заведение, однако в его рядах есть преподаватели с большой буквы. Один из них – Александр Боровлёв, который носит звание «Почётный радист». К слову, таким званием за заслуги в области радиосвязи, радиотехники и массовых коммуникаций отмечаются лучшие специалисты страны в этой сфере.
– Александр Васильевич – живая легенда не только цикла подготовки специалистов-радиотелеграфистов приёмных радиоустройств, но и всего центра, – убеждён начальник цикла майор Александр Алейкин. – Мало того, что, будучи действующим офицером, неоднократно признавался лучшим радистом Ракетных войск, так ещё за почти 30 лет преподавательской деятельности в МРУЦ он обучил азбуке Морзе более десяти тысяч курсантов.
– Я прибыл в центр в 1993 году, – рассказывает Александр Боровлёв. – Действующим офицером был до 2002 года. Всю жизнь посвятил радио. Специфика нашего цикла – готовить радиотелеграфистов, которые работают на радиолиниях протяжённостью от 1500 до 2000 километров в коротковолновом диапазоне. На занятиях они имеют дело с учебно-тренировочной нагрузкой, которая практически не несёт никакой информации. Однако когда они прибудут после выпуска в войска, то там им предстоит работать с закодированной информацией, несущей оперативную нагрузку.
Информация передаётся группами, состоящими из пяти букв или цифр. Бывает, что во время крупных учений радист может принять до 500 групп. Приём групп происходит по напевности. Каждая буква и цифра имеет свою напевность, которую курсанты изучают в первый месяц после прибытия в центр. Вот, допустим, «пятёрка» имеет код из пяти точек и словоформу «пя-ти-ле-ти-е». Согласитесь, это ещё более-менее легко запомнить. А вот с «семёркой» сложнее. Она имеет код из двух тире и трёх точек и словоформу «дай-дай за-ку-рить». Так же и с буквами. Например, буква Ф состоит из двух точек, тире и точки, а проговаривается как фи-ли-МОН-чик. Поэтому так важно, чтобы у радиста был музыкальный слух.
Точки выделяются и проговариваются быстро, а тире тянется. И чем дольше этим занимаешься, тем быстрее на слух прогоняешь в голове нужные словоформы и расшифровываешь поступающую информацию. Мозг уже автоматически определяет, где между символами небольшая пауза и далее начинается новый сигнал. Особенность изучения азбуки Морзе в центре заключается в том, что тексты передаются без смысловой нагрузки – это просто набор букв и цифр, так как нельзя передавать информацию открытым текстом. Таким образом, информация заранее закодирована и её смысл непонятен ни тому, кто её передаёт, ни тому, кто её принимает.
В центр регулярно поступают новые тренажёры, включая те, которые полностью имитируют системы связи ракетного комплекса «Ярс». Для того чтобы воочию увидеть этот тренажёр, мы переместились на цикл, которым руководит майор Андрей Винницкий. Там как раз проходили занятия на ярсовском тренажёре. Пусть он визуально не похож на ПГРК «Ярс», зато полностью дублирует всю аппаратуру связи, чтобы специалист, приезжая в войска, знал, с чем ему работать, так как он на этой технике учился.
– Что собой представляет наш цикл? – переспрашивает Андрей Винницкий. – Это комплекс классов, в которых размещена аппаратура, используемая на передающих центрах узлов связи. Здесь происходит передача информации в эфир посредством электромагнитных волн. В настоящий момент на нашем цикле обучается три взвода по трём военно-учётным специальностям: механики КВ-передающих устройств, механики тропосферных станций и механики радиотехнических средств управления, где обучаются только военнослужащие по контракту.
– Машина связи на комплексе «Ярс» обеспечивает два канала на передачу и 16 каналов на приём различных видов информации, – продолжает майор Винницкий. – Здесь есть рабочее место для оператора, командира дежурных сил и механиков. Аппаратура в аудитории один в один как в настоящем ярсовском комплексе, но при этом руководитель занятий может, не вставая с места, дать команду: «Рабочее место номер – один настроить радиостанцию Р-168-25У на частоту 32 килогерца!» После чего курсант, настраивая аппаратуру, выполняет команду. В свою очередь, компьютер с помощью систем контроля сканирует правильные и неправильные действия обучаемого, засекает время и выставляет оценку, выводя ошибки, которые были допущены при выполнении нормативов.
Как мы уже говорили, среди всех военно-учётных специальностей, по которым готовят в МРУЦ, есть несколько достаточно «эксклюзивных». Специалист по работе с оптическим волокном – одна из таких.
– В последнее время, ввиду того что в войска поступают более современные образцы вооружения и военной техники, идёт интенсивный переход с «провода» на оптический кабель, – рассказывает начальник цикла по подготовке специалистов телефонной и телекодовой засекречивающей аппаратуры связи и линейно-кабельных сооружений майор Владимир Боровлёв. – Это связано с тем, что скорость передачи информации у оптоволокна намного выше, чем у проводного кабеля. Итак, что представляет собой оптический кабель? Волоконно-оптические линии связи имеют высокую пропускную способность информационного сигнала. Их работа во многом зависит от качества соединения провода: чем лучше соединены волоски, тем меньше степень затухания сигнала в месте контакта. Если вдруг произошёл разрыв, то восстановить линию можно благодаря сварке. Соответственно работать с этими сварочными аппаратами могут только подготовленные люди. Поэтому по прибытии молодого пополнения в центр я лично обхожу прибывший контингент и опрашиваю, кто занимался оптоволокном.
Какие нюансы сварки оптоволокна? Если кабель многожильный, оболочка оптического волокна делается разных цветов, чтобы было удобнее сваривать отдельные проводники. После этого их укладывают в специальную муфту. В процессе скола проводника образуются частички стекла, их сразу собирают, потому что прозрачным волокном легко травмироваться.
При очистке изоляции соблюдают осторожность – сердечник провода очень хрупкий. При любом повреждении придется заново начинать процесс. Перед заправкой концов в сварочный аппарат их тщательно обезжиривают, просушивают, в рабочей зоне не должно быть пыльно. Любое постороннее включение увеличивает потерю мощности передаваемого сигнала.

«Макияж под камуфляж»
Оказавшись в межвидовом региональном учебном центре и пройдя по служебной территории от КПП до штаба, мне то и дело попадались представительницы прекрасной половины человечества. Оно и понятно, самые «женские» должности в армии – это либо связисты, либо медики. На сегодняшний день в центре учится порядка 50 женщин. Несмотря на то, что они обучаются по всем военно-учётным специальностям, девушки объединены в одну «сержантскую» роту, где обучаются только военнослужащие по контракту, включая мужчин. Почему «сержантская» рота? Просто по выпуске всем курсантам этого подразделения присваивается звание младшего сержанта из числа тех, кто раньше им не был.
– «Визитная карточка» нашего центра конкурс профессионального мастерства среди женщин-военнослужащих «Макияж под камуфляж», который впервые был проведён накануне 8 марта в 2015 году, – рассказывает заместитель начальника МРУЦ по военно-политической работе подполковник Евгений Чистикин. – Несмотря на то, что конкурсу чуть больше пяти лет, он уже стал брендом и о нём известно за пределами РВСН. По регламенту в нём принимает участие две команды. Одна – сборная нашего центра, и вторая команда – это красавицы, представляющие все Ракетные войска стратегического назначения. В конкурсе есть индивидуальные номинации: «лучший снайпер», «лучший специалист связи», «победитель биатлонной гонки», но основной зачёт – командный. Потому что главный приз – это экскурсионная поездка по Золотому кольцу, и в неё оправляется вся команда.
– Говоря о женщинах в нашем центре, – продолжает подполковник Чистикин, – нельзя не упомянуть об эксперименте, который мы считаем удачным. В течение трёх лет с разрешения командования РВСН на 10 должностях командиров отделений у курсантов по призыву в учебных батальонах стояли женщины-военнослужащие. Эффект был заметен. По многим показателям эти подразделения были на лидирующих позициях. Будь то учёба или дисциплина. Все 10 девушек изъявили желание участвовать в эксперименте добровольно, никого на эти должности мы не назначали против её воли. Почему мы сейчас ушли от этого? Всё-таки сложно девушкам на этих должностях – у большинства из них маленькие дети, сады, школы, уроки, а личный состав, в свою очередь, требует к себе повышенного внимания. В общем, вернулись к прежней системе комплектования, когда на должностях командиров отделений стояли исключительно мужчины.

Достойное образование
Приехав в МРУЦ и начав вникать в ходе бесед с руководством центра с преподавателями и офицерами циклов в специфику тех специальностей, которым здесь обучают, я задумался о том, как же всё-таки повезло тем призывникам, которые попали сюда учиться. Всего за четыре месяца они бесплатно получают достаточно редкую специальность, которая им может пригодиться затем в гражданской жизни.
– Я сам родом из Пермского края, – рассказывает рядовой Дмитрий Аппазов. – Закончил Соликамский технологический колледж по специальности «монтажник радиоэлектронной аппаратуры». Азбуку Морзе в колледже не изучал, но всегда хотел научиться общаться при помощи неё. Программа обучения в МРУЦ хоть и сжата, но составлена грамотно. Просто сравниваю с колледжем и понимаю, что те четыре года, сколько у нас там длилось обучение, можно было, как минимум ужать до двух лет. Выходит так, что в армию уходил с одной специальностью, а вернусь на «гражданку» с двумя.
Ради интереса я зашёл на официальный сайт Соликамского технологического колледжа и посмотрел, сколько стоит обучение. В среднем 30 тысяч рублей в год. Таким образом, за четыре года студенту придётся выложить порядка 120 тысяч рублей. А межвидовой региональный учебный центр даёт хорошую подготовку бесплатно. Что кстати, оценили и курсанты, пришедшие в армию после высших учебных заведений.
А вот рядовой Роман Карпов из Москвы. Он выпускник Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», где учился по специальности «радиотехник». В центре он отучился на «радиотелеграфиста засекречивающей аппаратуры связи».
– В связи с тем, что обучение в МРУЦ окончил на отлично, изъявил желание остаться служить в центре, – рассказывает Роман. – Пусть опыта у меня мало, но в связи с тем, что высшее образование профильное, порой бывает, что и ко мне обращаются за советом. До армии про учебный центр в Переславле-Залесском даже не слышал и вообще думал, что служить буду в ВКС, так как туда постоянно требуются радиотехники. Однако оказался в РВСН, чему очень рад. Кстати, в последнее время всё чаще и чаще думаю по поводу контракта. Так что может быть, что моя служба в армии продлится дольше года.

Фото автора и из архива МРУЦ

Переславль-Залесский