Внутренние проблемы России не могут не оказывать влияния на формирование ее военнополитических интересов. Часть их обусловлена распадом СССР, другие вызваны реформами 8090х годов прошлого века.
Среди внутриполитических аспектов, оказывающих влияние на формирование военнополитических интересов России:
1. Важность уникального геополитического положения России для обеспечения национальной безопасности.
Огромный пространственный размах, граница, не имеющая аналогов по протяженности, неравномерная плотность населения, очаговый характер экономических зон, контрасты между ними в использовании людских ресурсов и энергии, уязвимость транспортных коммуникаций, АЭС и производств, связанных с повышенными экологическими рисками, оказывают непосредственное влияние на обеспечение национальной безопасности России. Наша страна сопричастна любым военнополитическим процессам, происходящим как в Европе, так и в Азии. Поскольку Россия расположена на важнейших транснациональных воздушных, морских и наземных магистралях, от характера их функционирования зависит как развитие геополитической обстановки в мире, так и ход возможных боевых действий на различных театрах военных действий. Вооруженные столкновения вблизи границ России, в сопредельных регионах, непосредственно делают территорию страны уязвимой в военном отношении: Запад стремится потеснить Россию от ее европейских границ; Восток вовлекает в орбиту своего влияния постсоветские среднеазиатские государства и автономии, входящие в состав Российской Федерации; АзиатскоТихоокеанский регион практически начал «мирную колонизацию» Дальнего Востока и Сибири.
В геостратегическом отношении нынешнее положение России характеризуется сужением сферы ее влияния в мире, потерей большинства традиционных союзников (партнеров), ограничением геостратегических выходов в Европу в результате создания кордона государств Балтии и Восточной Европы, вышедших из сферы российского влияния. Большая часть авиации и морского флота, стратегических запасов вооружения, военной техники, а также важнейших элементов оборонной инфраструктуры осталась на территориях республик бывшего СССР, главным образом в Украине и Белоруссии.
Вблизи границ нашей страны возрастает влияние таких новых глобальных и региональных центров силы, как Германия и Китай. Продолжается эскалация вооруженных конфликтов, особенно по периметру ее южных границ. В этом регионе усиливается влияние идеологии ислама и пантюркизма. Политические, экономические, этноконфессиональные и другие интересы ряда стран не совпадают с интересами России. Если раньше государства, находившиеся в сфере советского влияния, в силу объективных причин были вынуждены свои собственные национальные интересы подчинять блоковым интересам, то теперь, с исчезновением Советского Союза и возглавляемого им военнополитического блока, посткоммунистические участники международных отношений оказались перед дилеммой определения дальнейших путей реализации своих жизненно важных национальных интересов.
2. Зависимость уровня обеспечения военной безопасности от экономических ограничений.
Военная история свидетельствует о самой тесной связи между экономикой государства и возможностью реализовывать его военнополитические интересы. Экономика оказывает определяющее влияние на развитие всех областей военного дела: на организацию, численность и качество вооруженных сил, на способы ведения войны.
В постперестроечное время наиболее перспективные и прибыльные высокотехнологичные отрасли в России утратили лидирующие позиции. Российская Федерация стала объектом экспансии, имеющей целью превратить ее в сырьевой придаток Европы, Америки и Японии, сохранить ее как рынок дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы, как научнотехнический и социальноэкономический полигон.
Слабость экономики в условиях мирового кризиса сказывается на военнополитических интересах государства. Помощник президента, эксглава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, выступая перед депутатами Государственной Думы, заявила: «Мировой экономический кризис… показал исчерпанность модели роста российской экономики, которая у нас была в предыдущие годы». По ее словам, эта не очень устойчивая модель строилась на высоких ценах на нефть, которые только за последние пять лет выросли в три раза, а также на доступности дешевых «длинных» денег для российских банков и предприятий за рубежом. Начавшийся мировой экономический кризис изменил ситуацию.
В России, как и в любой другой стране, состояние экономики в значительной степени детерминирует ее возможности по обеспечению национальной безопасности. Укрепление и совершенствование системы военной безопасности России сопряжены с определенными трудностями. Господствующий в современной России социальный класс собственников не проявляет должной заинтересованности в модернизации экономики, науки, ВПК, армии и далеко не всегда достаточно заботится о росте национальной безопасности страны. Финансовые вложения в промышленность, науку и оборону носят долгосрочный характер и не могут принести таких же высоких и скорых дивидендов, как экспорт природных богатств страны, соответственно финансовой заинтересованности элиты в прогрессе этих отраслей нет.
3. Состояние военной организации как показатель уровня военной безопасности государства.
Современное международное взаимодействие носит преимущественно силовой характер. Одним из самых последних и результативных аргументов в политической жизни попрежнему остается военная сила. Важнейшим фактором, определяющим международный статус, а также главным механизмом успешности реализации национальных интересов государства в военнополитической сфере являются Вооруженные Силы РФ.
Для развитых государств современного мира характерна тенденция ускоренного развития своей военной организации. Делая упор на традиционные военносиловые методы отстаивания своих национальных интересов, многие страны ежегодно увеличивают свои военные расходы. Для того чтобы располагать возможностями по ведению войны с любым противником, обладающим высокотехнологичным оружием, в развитых странах активно осуществляются разработка, накопление и практическое апробирование научнотехнических достижений в военной области.
С учетом этих обстоятельств задача повышения эффективности военной политики является для России крайне актуальной, так как при использовании военной силы для обеспечения своих национальных интересов она может рассчитывать практически только на собственные ресурсы. При этом Россия вынуждена учитывать необходимость парирования угроз любого характера и масштаба.
Основные проблемы современного состояния Вооруженных Сил России связаны с процессом их реформирования, сохраняющимся несоответствием между декларируемыми установками и реалиями армейской жизни, недостаточным, нерациональным, а зачастую и имевшим место нецелевым распределением финансовых ресурсов.
Реорганизация армии в течение 20 лет осуществлялась с разной степенью интенсивности. По словам руководителя Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолия Цыганка, « …армия имеет примерно 20% нового вооружения. Все остальное вооружение достаточно старое. 58я армия, которая вступала в Южную Осетию, имела 80% устаревших машин, 20% новых».
Несомненно, качественное состояние Вооруженных Сил оказывает прямое влияние на военнополитические интересы государства, от него во многом зависит судьба России.
Бесспорно, деятельность по обеспечению военной безопасности должна быть важнейшей обязанностью политического руководства государства. Формирование стратегии национальной безопасности, оценка существующих и перспективных угроз, определение военнополитических интересов, а также принятие политических и военных решений это приоритетная область деятельности высшего государственного руководства.
Полностью делегировав государству деятельность по выстраиванию приоритетов национальной безопасности и военного строительства, общество, к сожалению, не оказывает на него стимулирующего влияния, возможно, потому что им в полной мере не осознана вся острота ситуации, связанная с недостатками в рассматриваемой сфере, серьезность существующих и вероятных военных опасностей и угроз. От этого во многом зависит эффективность вооруженной защиты государства и в конечном итоге жизнеспособность общества.
Деятельность военной организации регулируется и направляется государством, его социальнополитическими и правовыми структурами. Однако анализ строительства и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации комиссией Общественной палаты Российской Федерации по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей показывает, что «закрытость принимаемых решений в этой сфере приводит подчас к субъективизму, неоправданным управленческим решениям…».
К сожалению, декларируемые намерения и практические действия в оборонной сфере далеко не всегда совпадают. В определении и реализации военнополитических интересов российского государства рациональный подход порой не является определяющим. Доктор философских наук Юрий Киршин отмечает: «Опыт последних 1015 лет свидетельствует, что низкая эффективность военной политики, военного реформирования во многом обусловлена низкими нравственными качествами некоторых политиков и военачальников, которые ставили аморальные цели и использовали аморальные средства».
Если составлять перечень военнополитических интересов России и определять их с точки зрения высших ценностей, которые остаются для каждой нации постоянными в любых исторических условиях, то главным, на мой взгляд, военнополитическим интересом России можно считать физическое выживание социума, неотъемлемыми компонентами которого выступают независимость, территориальная целостность и суверенитет. Обеспечение этих условий в современном мире возможно только с опорой на военную силу. Одной из коренных потребностей государства в области военной безопасности является противодействие внешнему давлению, а его наиболее опасной формой применение или угроза применения военной силы. Обеспечение безопасности важнейшая сторона деятельности нашего государства, а военнополитические интересы выступают фактором обеспечения национальных интересов.
Нина КУЛАКОВА,
кандидат политических наук
Оставьте первый комментарий