В Центральном военно-морском музее завершается подготовка к открытию 28 марта выставки к 195-летию со дня рождения Алексея Боголюбова (1824-1896) – морского офицера, знаменитого художника, активного пропагандиста русской культуры и знатока новых направлений европейского искусства. На выставке будут представлены работы мастера из собрания Центрального военно-морского музея, начало которому положил дар художника, преподнесшего в 1888 году Морскому музею небольшое произведение «Клипер «Разбойник» в Гавре».
В 1891 году Боголюбов передал в музей картину «Морской прибой в Ментоне». В 1899 году на Передвижной художественной выставке в Санкт-Петербурге картина была отмечена как одна из лучших пейзажных работ мастера. Эти работы положили начало коллекции произведений художника. В настоящее время в собрании Центрального военно-морского и музея насчитывается около 70 его графических и живописных произведений.
На выставке также будут представлены этюды и марины, созданные за границей Боголюбовым и его учениками. Этот период жизни Алексея Петровича весьма примечателен. После 1873 года Боголюбов постоянно жил и работал за границей, изредка приезжая на родину. Он был назначен попечителем над пенсионерами Академии художеств. Во Франции его мастерскую на Рю де Рома, 95 называли «Русский Париж». Здесь находили поддержку ставшие впоследствии известными художниками И.Е. Репин, В.Д. Поленов, И.П. Похитонов, А.К. Беггров, Н.Н. Гриценко, М.С. Ткаченко. Мэтр увлекал их новыми идеями, давал советы, выезжал с ними на этюды, находил для них заказы.
Начиналось же всё в Кронштадте. Здесь будущий художник провел десять лет офицерской службы. После окончания Морского кадетского корпуса он ходил в плавание на военных судах различного класса – 92-пушечном корабле «Волга», бриге «Усердие», пароходо-фрегатах «Император Александр I», «Камчатка». В свободное время рисовал. Максимилиан Лейхтенбергский – президент Императорской академии художеств дал Боголюбову напутствие, которое решило судьбу лейтенанта: «Желаю вам счастья и науки, и чем быть дюжинным офицером, будьте художником, кажется вы, тут вновь успеете».
В 1850 году Боголюбов становится вольным слушателем Академии художеств. Ранние работы художника – «14-пушечный пароходофрегат «Камчатка»», «Выход из реки Тахо фрегата «Илья Муромец» на буксире пароходофрегата «Камчатка» и «Пассажирский пароход «Император Николай I» у черноморского побережья» представлены на выставке. В 1853 году Боголюбов закончил Академию художеств с золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку в Европу для совершенствования в области изобразительного искусства. В этом же году А.П. Боголюбов назначается живописцем Главного морского штаба. По поручению Гидрографического департамента в 1860-х годах рисовал виды и очертания берегов, входов в узкости шхер, подходов к рейдам Каспийского и Балтийского морей.
К юбилею Гвардейского экипажа в 1860 году живописец исполнил для альбома несколько рисунков с изображением императорских яхт. По заказу он создавал картины морских сражений, начиная с петровского времени и заканчивая событиями Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Мастер неоднократно выезжал на места военных действий, где с натуры делал зарисовки и эскизы для будущих полотен. «Атака катером «Шутка» турецкого парохода на Дунае в 1877 г.», «Взрыв турецкого броненосца «Люфти-Джелиль» на Дунае 29 апреля 1877 г.», «Переправа русских войск через Дунай у Мачина. 1877 г.», – эти картины и рисунки о войне можно увидеть в зале экспозиции и на выставке.
Группа информационного обеспечения Военно-морского флота