Возможные векторы новой Арктической стратегии

Арктика всегда имела важное страте­гическое значение для всех государств, прилегающих к этой зоне, а с конца про­шлого столетия стала вызывать немалый интерес и у стран, казалось бы, далеких от данного региона.

Несмотря на различные геополитические противоречия, полярные широты предоставляют большие возможности мирового экономического сотрудничества и имеют предпо­сылки создания коллективной системы безопасности на этом обширнейшем и пока мало освоенном пространстве. Разраба­тываемая по поручению Президента Российской Федерации новая Стратегия развития Арктической зоны предусматри­вает как защиту национальных (в т.ч. оборонных) интересов, так и проведение активной международной интеграционной политики с расширением мер доверия и снижением разногла­сий. Однако наши мирные инициативы (в том числе направ­ленные на сокращение стратегических военных маневров)далеко не всегда находят должный отклик у некоторых зару­бежных партнеров.

Военно-стратегическая обста­новка в Арктической зоне Рос­сийской Федерации за последние годы оставалась стабильной, но, в то же время, характеризова­лась постепенным усилением военной активности отдельных государств. Тенденция к наращи­ванию военного присутствия со­предельных стран в северном ре­гионе ведет к изменению баланса сил и увеличивает вероятность развязывания военных конфлик­тов различной интенсивности. Достигнутые ранее договоренно­сти пока позволяют в целом удер­живать ситуацию под контролем.
Одним из фундаментов ста­бильности в Арктике является, не вызывающая сомнения, Кон­венция ООН по морскому праву 1982 года, ратифицированная Со­ветским Союзом, а затем — и Рос­сией. Однако в последнее время отдельные политики и должност­ные лица арктических государств заявляют о предстоящих походах боевых кораблей по российским северным акваториям, озвучива­ют свои намерения «выкупить» Гренландию, ставят под сомнение юрисдикцию наших арктических владений. Между тем, еще в Феде­ральном законе «О ратификации Конвенции Организации Объ­единенных Наций по морскому праву и Соглашения об осущест­влении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» от 26 фев­раля 1997 г. № 30-ФЗ было четко указано: «Российская Федерация заявляет, что в соответствии со статьей 298 Конвенции ООН по морскому праву она не принима­ет предусмотренные в разделе 2 части XV указанной Конвенции процедуры, ведущие к обяза­тельным для сторон решениям, в отношении споров, связанных с толкованием или применени­ем статей 15, 74 и 83 Конвенции, касающихся делимитации мор­ских границ; споров, связанных с историческими заливами или правооснованиями; споров, ка­сающихся военной деятельности, включая военную деятельность государственных судов и лета­тельных аппаратов, или споров, касающихся деятельности по обеспечению соблюдения зако­нов в отношении осуществления суверенных прав и юрисдикции, а также споров, в отношении ко­торых Совет Безопасности ООН осуществляет функции в соответ­ствии с Уставом ООН».
Однако принятые правовые нормы «не срабатывают», когда дело касается лакомого «товар­ного пирога». С учетом потепле­ния климата и таяния океанских льдов повысилась доступность энергетических и биоресурсов на всей протяженности аркти­ческого шельфа и появилась возможность организации кру­глогодичного стратегическо­го международного торгового маршрута (Северного морского пути), проходящего в террито­риальных водах России. Страны «Северного альянса» (США, Нор­вегия, Канада и Дания), несмотря на существующими между ними самими разногласия по границам их морских пространств (прежде всего, между США и Канадой по статусу Северо-западного про­хода), продолжают настаивать на делимитации наших водных границ и выдвигают требования о признании континентального шельфа вдоль побережья России «общим наследием человечества».

88% 70% газовых запасов нефти всех отечественных морских акваторий, а также огромные месторождения угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца.


Это «общее наследие», по оценкам наших экспертов, со­держит более 70 % нефти и свы­ше 88 % газовых запасов всех отечественных морских аквато­рий, огромные месторождения угля, золота, меди, никеля, оло­ва, платины, марганца. Соглас­но заключениям авторитетных ученых-климатологов, ежегод­но площадь ледникового слоя сокращается до 5 млн. кв. км. А это значит, что уже к 2035 году в летний период большая часть Северного Ледовитого океана будет доступна для судоходства, промышленной добычи биоре­сурсов, разведки и использова­ния источников углеводородов, а также других полезных ископае­мых. Вместе с тем, сохраняется тенденция регионального похолодания, что однозначно под­тверждает актуальность разви­тия «АТОМФЛОТА» России как минимум до середины нынешне­го столетия.
Таяние арктических льдов с каждой навигацией позволяет увеличивать трафик прохода по Северному морскому пути гру­зовых и пассажирских судов. Со­гласно прогнозу, грузооборот по этому направлению уже к 2021 году возрастет практически в де­сять раз: с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. Арктические марш­руты логисты называют новым Панамским или Суэцким кана­лом. И к этому есть все основа­ния. Северный морской путь из Европы в Азию практически в два раза короче других анало­гичных маршрутов. Расстояние от Санкт-Петербурга до Вла­дивостока по «арктической ар­терии», к примеру, составляет 14 280 км, через Суэцкий ка­нал — 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды.— 29 400 км.
С учетом приведенных фак­торов, страны «Арктического альянса» и не имеющие прямого географического выхода на эту территорию государства стремятся закрепить и расширить свое геопо­литическое, экономическое и воен­ное влияние в Российской Арктике. Этот тезис закреплен в националь­ных стратегиях североевропейских (Норвегии, Дании, Швеции, Ислан­дии, Финляндии), американских (США, Канады), а также азиатских (Китая, Индии, Японии, Сингапу­ра, Южной Кореи) стран. 
Поэтому основной стратеги­ческой целью альянса НАТО яв­ляется противодействие росту российского влияния на Край­нем Севере как доминирующего игрока в этом регионе. В связи с этим происходит расширение экономического и военного при­сутствия США и их союзников в арктических широтах, активи­зируются военно-политические усилия североевропейских госу­дарств (в том числе, санкционное) по затруднению экономической деятельности России. Предпри­нимаются попытки пересмо­тра морских границ, изменения правового статуса Северного морского пути. Происходит ин­тенсивное сплочение стран Се­верной Европы под эгидой НАТО (в том числе давление на Фин­ляндию и Швецию, традиционно до недавнего времени ценивших свой нейтралитет), что в той или иной степени провоцирует рост взаимного недоверия между го­сударствами и может привести к столкновению их интересов. При этом значительный конфликтный потенциал заложен и в попыт­ках «неарктических» стран полу­чить доступ к ресурсам Севера, а Финляндия, Япония и Республи­ка Корея считают богатства рос­сийского сектора «достоянием мирового сообщества». Все эти факторы создают угрозы нацио­нальной безопасности России в арктическом регионе и требуют адекватной оценки.
На протяжении предшеству­ющих столетий отечественные полярники наиболее активно осваивали ледяные просторы, их имена присваивались сотням открытых географических объ­ектов. С точки зрения междуна­родного права того периода этого было достаточно для распростра­нения на открытые территории властных полномочий прибреж­ного государства. Исторические правооснования важны и для установления прямых исходных линий у побережья, выходящего к Северному Ледовитому океа­ну. Соответственно, арктические государства должны и могут принимать соответствующие за­конодательные акты, касающие­ся режима своего арктического сектора без санкций других го­сударств, руководствуясь сувере­нитетом и другими важнейшими международно-правовыми прин­ципами. Указанное секторальное разделение Арктики в момент его осуществления не вызыва­ло каких-либо возражений иных неарктических государств и при­нималось де-факто. «Основы государственной политики Рос­сийской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальней­шую перспективу», утвержден­ные Президентом РФ 18 сентября 2008 г., также не предусматривали цели создания в Арктике района «общего наследия человечества», тем более за счет российского ар­ктического шельфа.


В соответствии с некоторыми расплывчатыми формулировка­ми Конвенции 1982 г. соседние арктические государства «на фоне международного обычно­го права» могли отдельными со­глашениями модифицировать разграничительные линии по­средством сопоставления сек­торальных границ шельфа, но с учетом сложившихся традиций и международного признания границ арктических морей. По­добная трактовка, ведущая к несправедливой пространствен­ной потере Россией части своего шельфа, есть неправомерное иг­норирование применимого к Арктическому региону общего меж­дународного права.
Со второй половины 80-х го­дов «перестроечное» руководство СССР шаг за шагом разрушало территориальную целостностьго­сударства и игнорировало любое долгосрочное прогнозирование возможных последствий. В про­цессе реализации внешней поли­тики в русле «нового мышления» и «приоритета общечеловеческих ценностей» было подписано со­глашение с США об экономи­ческом разграничении морских пространств и шельфовых зон в Беринговом и Чукотском морях, Северном Ледовитом и Тихом океанах, нанесшее серьезный урон национальным интересам страны. В 1990 г. руководством Советского Союза было безвоз­мездно передано в пользу США свыше 60 % примыкающей к Се­верному Ледовитому океану Бе­ринговой акватории. Другие пар­тнеры по Арктическому совету не преминули воспользоваться дан­ным прецедентом и по сей день продолжают предъявлять свои права на исконно российские ар­ктические территории. Начиная с образования в 2004 году «Ази­атского форума полярных исследований» в составе КНР, Японии, Южной Кореи, Таиланда и Ма­лайзии, к разделу северных тер­риторий подключаются все новые игроки. Все это требует переоцен­ки в новых геополитических реа­лиях с прогнозом на будущее.
Казалось бы, уже поздно воз­вращаться к пресловутому доку­менту тридцатилетней давности. Однако данное соглашение не является для России междуна­родным юридически обязыва­ющим актом ввиду отсутствия его ратификации российским парламентом. Имеются веские основания к его пересмотру, для чего необходимо уведомить США по дипломатическим каналам о прекращении временного при­менения данного документа и предложить начать новые пере­говоры. В исторически справед­ливом формате разграничение исключительной экономической зоны и континентального шельфа в соответствующих акваториях Тихого и Северного Ледовитого океанов должно проходить с обя­зательным учетом собственных национальных интересов, а также предусматривать восстановление внешних границ российской 200 мильной экономической зоны в этих районах.
По общепринятому меж­дународному правилу народы, которые впервые открыли неиз­вестные ранее земли, имеют на них неоспоримое право. Так во второй половине XVIII — пер­вой половине XIX веков возник­ли заморские северо-восточные владения Российской империи, включавшие территорию Аля­ски, Алеутские и другие острова в Беринговом море и часть тихо­океанского побережья Северной Америки с прилегающими остро­вами под общим названием «Русская Америка».

Историческое формирование российско-американской границы в районе стыка Чукотки и Аляски, Командорских и Алеутских остро­вов имело своей предтечей территориально-пограничное размежева­ние российских и британских владений в Северной Америке. Русские землепроходцы открыли эти земли к 40-м годам XVII века в результа­те экспедиций В.И. Беринга и А.И. Чирикова. Постоянные поселения русских колонистов появились в северо-западной части Северо-Аме­риканского континента с 1784 года. Их административным центром стал город Новоархангельск (ныне — Ситка) на острове Баранова. Северо-западное побережье Северной Америки от 55° с. ш. и далее на север с прилегающими островами, а также находящимися к западу от полуострова Аляска и к северу от Алеутских островов, были открыты российскими мореплавателями и ежегодно посещались российскими промышленниками. Первые суда США достигли берегов Северо-За­падной Америки только в 1788 году.


Приоритет в географических открытиях имеет важное зна­чение для признания прав того или иного государства на обла­дание территорией. Однако ос­нову современных международ­ных отношений составляют все же договоры о территориальном разграничении. Поэтому, несмо­тря на утрату в последующем территории Русской Америки, уступленной в 1871 году по до­говору с Северо-Американскими Соединенными Штатами, ника­ких территориальных претензий к США ни Советский Союз, ни Российская Федерация не имели и не имеют. Принцип нерушимости существующих границ является общепринятой нормой совре­менного международною права. Попытки же пересмотреть исто­рически сложившиеся границы, закрепленные соответствующи­ми ратифицированными международными договорами, создают угрозу для всеобщего мира. Скла­дывающаяся практика со стороны США о выходе в одностороннем порядке из целого ряда междуна­родных договоров настоятельно диктует необходимость усилить прогноз возможных последствий от таких действий и своевремен­но парировать возможные угро­зы. Именно в этой связи следует задуматься о повышении статуса российского сектора в Арктике с точки зрения соблюдения экологической безопасности в нем под нашим наблюдением.
Четкие указания Админи­страции Президента Российской Федерации на «внесение коррек­тировки в работу по обоснованию и продвижению указанной позиции» (№ А 21-1669 от 29.04.2011 г.) по­зволяют сформулировать ясные принципы по всем военно-по­литическим и экономическим а­спектам российского арктиче­ского присутствия. Напомним, что еще в 2013 году Президентом Российской Федерации В.В. Пути­ным была утверждена «Страте­гия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Документ закрепляет план действий РФ, направленный на реализацию суверенитета страны и национальных интересов в Ар­ктике.

В настоящее время актив­но готовится новая Арктическая стратегия, учитывающая все со­временные реалии международ­ных отношений и изменения ба­ланса сил в существующем мире. В подготовке этого документа активное участие принимает Со­вет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Очень важной и актуальной на сегодняшний день является проблема определения правово­го статуса Северного морского пути (СМП). Многие зарубеж­ные партнеры и некоторые оте­чественные политики пытаются отстаивать позицию его «интер­национализации», не оценивая последствий подобных решений.
Анализируя географическое положение Северного морского пути, становится ясно, что боль­шая часть его акватории посто­янно находится либо в грани­цах территориального моря (12 морских миль), либо в границах исключительной экономической зоны (200 морских миль) или кон­тинентального шельфа РФ. Если на участки СМП, расположенные в территориальном море, распро­страняется суверенитет России, то на участки, проходящих через исключительную экономическую зону и континентальный шельф она имеет только ряд суверенных прав, среди которых нет права на ограничение прохода иностран­ных судов. Вызывают опасения норвежские, датские и особенно канадско-американские проек­ты преобразования российского Северного морского пути в меж­дународный коммерческий транзитный маршрут. США и Канада выступают против обязательной проводки судов российскими лоцманами и ледоколами и оспа­ривают право РФ регулировать судоходство на его отдельных участках.
В этой связи уточнение пра­вового режима морских районов Арктики приарктическими стра­нами, и в первую очередь Росси­ей неизбежно и необходимо. По­скольку северные воды регулярно подвергаются замерзанию, на них распространяется юрисдик­ция статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву. Согласно ее тексту, прибрежные государства могут применять национальные законы в границах исключитель­ной экономической зоны в тех районах, которые подвержены покрытию льдами, для обеспе­чения экологической безопасно­сти этих районов. Ограничение движения судоходства на СМП можно считать действиями, на­правленными на защиту морской среды и обеспечением междуна­родной экологической безопасно­сти. Бесконтрольное судоходство по покрытым льдом участкам СМП являлось бы экологически вредным фактором воздействия на окружающую среду и вело бы к ухудшению экологической обста­новки. Основываясь на данном тезисе, а также, беря во внимание тот факт, что СМП это единая транспортная магистраль, часть которой постоянно проходит в границах РФ, Россия применяет данную статью ко всему СМП. Так, на базе принципа обеспече­ния экологической безопасности, в Арктике установлены Правила плавания в акватории Северного морского пути от 17 января 2013 года. При этом Россия не един­ственная страна, которая уста­навливает ограничение судоход­ства в водах, в которых должно действовать правило свободного мореплавания. Точно такого же мнения придерживается Кана­да, которая распростраяет свои полномочия на исключительную экономическую зону Арктики, поставив под контроль дви­жение иностранного морского транспорта в границах канадских арктических вод, что подтверж­дено актом 1985 года, которым позволялось североамериканской стране устанавливать особый ре­жим судоходства и ограничивать движения судов, не соответству­ющих собственным стандартам. Канадскую практику обеспече­ния безопасности мореплавания в арктических водах следует бо­лее тщательно исследовать нам в своих интересах.
В рамках реализуемой Ар­ктической стратегии Российская Федерация последовательно вы­ступает за мирные методы урегу­лирования межгосударственных споров (в том числе и о делими­тации морских пространств), предусмотренных в п. 1 ст. 33 Устава ООН: путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судеб­ного разбирательства, обращения к региональным органам или со­глашениями, либо иными мирны­ми средствами по выбору сторон. Укрепление военной безопасно­сти является неотъемлемой ча­стью деятельности любого госу­дарства (в том числе и России) и не должно способствовать эска­лации напряженности в регионе.
Защиту интересов России на ее северных рубежах продолжает обеспечивать сформированное более трех лет назад межвидо­вое объединенное стратегическое командование Северного флота совместно с Тихоокеанским фло­том решающие, в настоящее вре­мя масштабные задачи по разви­тию военной инфраструктуры на Северо-восточном побережье и островах Арктической зоны РФ.
Для социально-экономиче­ского развития Арктической зоны и обеспечения возможности адекватного противодействия су­ществующим и прогнозируемым угрозам, в том числе и военными методами, необходимо иметь раз­витую инфраструктуру.

Уже не­сколько лет ведется масштабное строительство комплексных объ­ектов на островах Северного Ле­довитого океана и на арктическом побережье. На сегодняшний день сданы в эксплуатацию объекты военного назначения и админи­стративно-жилых комплексов на архипелаге Земля Франца-Иоси­фа и Новосибирских островах. В рамках решения задачи обеспе­чения транспортной безопасно­сти продолжается развитие аэро­дромной сети Арктической зоны и реконструкция портов двой­ного назначения. В ближайшие годы, с окончанием реконструк­ции, большинство российских аэродромов в Арктике станут всесезонными и смогут прини­мать самолеты всех типов.
На основании получаемой информации формируются бан­ки океанографических данных, создаются и переиздаются мно­гочисленные карты, руководства и пособия для плавания. Значи­тельная часть этой информации легла в основу Национального атласа Арктики.
Кроме того, в Арктике и на Северном побережье обеспечива­ется пограничная безопасность, которая развивается в соответ­ствии с Комплексным планом обеспечения пограничной безо­пасности в Арктическом регионе. Продолжается создание совре­менной береговой инфраструк­туры, оснащение пограничных органов корабельным составом и совершенствование законода­тельной базы в сфере охраны го­сударственной границы.
На маршрутах наиболее ак­тивного судоходства по трассам СМП и в районах промышлен­ной деятельности Пограничной службой ФСБ России наращива­ются усилия по осуществлению радиолокационного и радиотех­нического наблюдения. В целях решения задач по обеспечению морской безопасности, безопас­ности нефтегазодобывающих комплексов, транспортных ком­муникаций, морских ресурсов и экологии организована работа по созданию межведомственных региональных информацион­но-координационных центров в городах Мурманск и Петропав­ловск-Камчатский. Деятельность центров будет направлена на оп­тимизацию межведомственного информационного взаимодей­ствия заинтересованных феде­ральных органов власти в целях осуществления комплексного контроля за надводной обстанов­кой в морских пространствах.
В рамках реализации государ­ственной политики Российской Федерации в Арктике и выпол­нения поручений Президента РФ по развитию Северного морского пути и побережья арктических морей предусмотрена рекон­струкция морских портов Дик­сон, Тикси, Певек, Провидения, что должно позволить оператив­но реагировать на возникающие угрозы безопасности мореплава­ния на всей протяженности СМП.
Но все эти меры, которые спланированы и проводятся в соответствии с концептуальны­ми документами, направлены на мероприятия сдерживания от возможных опасностей и угроз территориальной целостности Российской Федерации, а их дей­ствия определяются в междуна­родном праве, как «силовые».Пре­делы реализации суверенных прав России над ее континентальным шельфом в Арктике следует уточ­нять прежде всего в рамках общего международного права, на основе его обычно-правового «стержня». Такой подход предотвратит по­терю Россией данного района; и, напротив, эта потеря неизбежна, если продолжать формальное ис­полнение ст. 76 Конвенции 1982 г., вырванной из общего контекста применимого права.
Ведущими отечественными экспертами было предложено включить в новую «северную стратегию» возможность реа­лизации права на арктический шельф посредством исполнения обязательств о разграничении шельфа между соседними го­сударствами на основе общего международного права, пред­усматривающего исторически определенные предварительные границы. Реализация этих норм исключит возможность созда­ния в российском арктическом секторе международного района морского дна (территориальных потерь), сведет к минимуму из­лишний ажиотаж по поводу гра­ниц шельфа, в том числе со сто­роны неарктических государств, предотвратит новые риски под­рыва правовой стабильности ар­ктического региона.
Принятие подобной полити­ко-правовой позиции предусма­тривает реализацию следующих мер:
1. С учетом роли в разви­тии применимого к Арктике меж­дународного обычного права, практики исполнения и приме­нения национального законода­тельства арктических государств подтвердить, что действующее природоохранное законодатель­ство арктических государств при­меняется ко всем районам кон­тинентального шельфа России в Северном Ледовитом океане (в Арктике нет «ничейных» про­странств).
2. В соответствии с действу­ющим законодательством подго­товить и осуществить процедуры выдачи компаниям-инвесторам (российским и иностранным) платных лицензий на исследова­ние природных ресурсов.
3. С учетом международ­ной правовой практики (законо­дательства Канады) разработать проект постановления правительства Российской Федерации об особо охраняемых районах и заповедниках у арктического по­бережья, в том числе и континен­тального шельфа и предусмотреть особые природоохранные требо­вания ко всякой экономической деятельности в таких особо охра­няемых районах и заповедниках.
4. В соответствии с приро­доохранным законодательством подготовить комплекс мер, свя­занных с предупреждением за­грязнения окружающей среды в районах арктического континен­тального шельфа и Северо-Вос­точного побережья России.
5. Активизировать работу по окончательному оформлению «частичного представления» Рос­сии в соответствии со ст. 76 Кон­венции 1982 г. — только в части Тихого океана.
6. Провести с приарктиче­скими странами консультации о приостановлении работы по самоограничению своего арктического шельфа, пока США не приступят к такому самоограни­чению (полноценно восстановить понятие «Арктический сектор» в интересах обеспечения экологи­ческой безопасности).
7. Уведомить приарктиче­ские государства о готовности России исполнять в высокоширот­ной части арктического шельфа ст. 83 Конвенции 1982 г. и до согласо­вания разграничительных линий в целях осуществления природоохранной юрисдикции в Арктике, направить дипломатическую ноту приарктическим государствам, о взаимном уважении меридианных (секторальных) линий, установ­ленных русско-американской кон­венцией 1867 г.
8. После обмена такими нотами с приарктическими госу­дарствами, в рамках исполнения ст. 6 Конвенции о континенталь­ном шельфе 1958 г., провести соответствующие переговоры с США (с учетом секторальной линии, предусмотренной рус­ско-американской конвенцией об уступке Аляски 1897 г.).
9. Усилить разъяснение международно-правовой пози­ции России по вопросу об ее кон­тинентальном шельфе.
10. Определить единый го­сударственный (научный) орган под эгидой Совета Безопасности РФ для реализации российской Арктической стратегии.
Отстаивание национальных интересов России в Арктиче­ской зоне должно проходить с максимальным использованием существующих международных институтов (которыми в опре­деленные периоды руководят представители РФ) и с учетом предшествовавшего негативного опыта. К примеру, в период с 2015 по 2017 г. г. Россия председатель­ствовала в Баренцовом сообще­стве, но не извлекла из этого ста­туса никакой пользы. Более того, многие ведущие отечественные эксперты не были информиро­ваны и допущены к его работе. Предстоящее председательство­вание в Арктическом совете в период с 2021 по 2023 гг. (кото­рое переходит нам от Исландии с мая 2021 года) должно быть более продуктивным.
Решение актуальных вопросов «арктической повестки» возмож­но в условиях укрепления авто­ритета России на международной арене, где военная мощь играет не последнюю роль. Несмотря на то, что Арктика продолжает быть регионом стабильности и отно­сительного спокойствия, нельзя не учитывать стремление стран НАТО «расшатать» это состоя­ние. При этом наша страна неу­клонно демонстрирует открытое и искреннее стремление мирно урегулировать споры по поводу разграничения пространств и ак­ватории Крайнего Севера.

Г. ИВАНОВ, 
капитан 1 ранга, доктор военных наук,член Совета 
по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ,

А. КОСТЮКОВ, 
кандидат юридических наук, доцент кафедры Информационной 
безопасности Севастопольского государственного университета,

А. ИВАНОВ, действительный государственный советник РФ 3 класса, член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ