«ВОДОЛАЗНЫЙ КРЕЙСЕР» ПО­ПРЕЖНЕМУ В СТРОЮ

В этом году исполняется 55 лет со дня подъема Военно-­морского флага на прославленном и старейшем из судов Черноморского флота серии 527-­го проекта ­ «Эпроне». О многом морякам может сказать тот факт, что в профессиональной среде судно называют «счастливчиком»… Это уникальное  спасательное судно (СС), имеющее столь солидный возраст и не менее солидные заслуги, находится в отличном состоянии и выполняет ответственные задачи.

Например, прошлый свой день рождения «Эпрон» встречал на боевой вахте, выполняя задание государственной важности в районе Адлера ­ нес дежурство по обеспечению охраны зоны зимней сочинской  Олимпиады. Вообще же служба у спасательного судна беспокойная, морякам сидеть без дела не приходится, «спасатель» регулярно задействован на различных специальных работах, не говоря о том, что в любую минуту готов выйти на помощь попавшим в беду экипажам кораблей и подводных лодок, причем вдали от районов базирования, что уже бывало не раз.

ЭПРОН в море

СС «Эпрон» традиционно обеспечивает спуски водолазов­-глубоководников из военно­морской школы младших специалистов, обеспечивая преемственность подготовки таких, остро необходимых флоту кадров. На «спасателе» регулярно проводятся тренировки водолазов­глубоководников, чтобы обеспечивать постоянную готовность к подводным спасательным работам. На «Эпроне» это истинные профессионалы, способные работать на максимальных глубинах. Не так давно судно обеспечивало спуски водолазов на 120­метровую глубину. Такие тренировки, проходившие в течение двух недель на морском полигоне с использованием специального водолазного колокола, необходимы специалистам подводных работ для того, чтобы организм не отвыкал от нагрузок в условиях большого давления.

Существует множество специфических задач, с которыми может качественно справиться только судно такого класса. Например, наверняка многие слышали о работах по поднятию  артефактов с советской подводной лодки «Щука». Эти реликвии подняли со дна моряки и водолазы СС «Эпрон». Кстати, как раз после церемонии по торжественной передаче этих реликвий мы смогли обстоятельно побеседовать с командиром СС «Эпрон» капитаном 3 ранга Денисом Будышем и старшим на борту во время операции по обследованию Щ­216, начальником управления поисковых и аварийно­спасательных работ Черноморского флота  капитаном 1 ранга Юрием Афанасенко.

Ю.Афанасенко на фоне СС Эпрон
Ю.Афанасенко на фоне СС Эпрон

Справедливости ради надо отметить, что в сложных работах  приняли участие также и специалисты 328­-го экспедиционного аварийно­спасательного отряда, в частности, четыре водолаза. Но из всех спасательных сил Черноморского флота, задействованных в этой операции, львиную долю работ выполнили именно экипаж и водолазы «Эпрона». Работы продолжались в течение пяти дней.

Д.Будыш-возглавляет строй
Д.Будыш-возглавляет строй

­ За этот период водолазами было произведено 34 спуска под воду на глубину 52 метра с общим временем работы на грунте 18 часов 20 минут, ­ подвел итоги действий эпроновцев капитан 1 ранга Юрий Афанасенко. ­ При этом был выполнен ряд весьма важных и сложных операций. Например, электрокислородную резку под водой водолазы выполняли в общей сложности 4 часа 26 минут. Работа по остропке орудий заняла 2 часа 54 минуты, замер толщины корпуса в разных местах ­ почти 4 часа, очистка корпуса подлодки от сетей ­ почти 5 часов. Это свидетельствует о профессионализме высочайшего класса. А общее время пребывания водолазов под повышенным давлением составило  более 170 часов…

Снаряжают водолаза
Снаряжают водолаза

За этими сухими и строгими цифрами  стоит напряженный и опасный труд 15 водолазов СС «Эпрон». Они сумели демонтировать и поднять на поверхность с помощью бортовых устройств спасательного судна носовое и кормовое орудия подводной лодки с фрагментами корпуса.

Капитан 1 ранга Юрий Афанасенко и капитан 3 ранга Денис Будыш назвали лучших водолазов: старший мичман А. Лапин ­ командир подводных снарядов, мичманы В. Никоноров, Р. Севостьянов, В. Шихов, главный старшина контрактной службы С. Журавлев, занимавшиеся откручиванием гаек основания орудия с помощью  гидравлического гайковерта, экзотермической резкой основания носового орудия,  остропкой кормовой пушки, замером толщины корпуса лодки и другими операциями.

Командование водолазными спусками с «Эпрона» осуществляли старший водолазный специалист управления поисковых и аварийно­спасательных работ Черноморского флота капитан 2 ранга В. Кучерявый, старшие водолазные специалисты 758­го Центра МТО капитаны 3 ранга В. Левин, А. Моторин, начальник поисково­спасательной службы СС «Эпрон» капитан 3 ранга А. Подгорный.

По итогам работ вышестоящим командованием были отмечены как командир «спасателя» капитан 3 ранга Денис Будыш, так и командир БЧ­5 капитан 3 ранга  Юрий Банников, старший боцман судна мичман Михаил Касастиков, старшина электротехнической команды старший мичман Александр Чередниченко. Это профессионалы, люди, отдавшие службе на СС «Эпрон» долгие годы службы, и как раз их нужно в первую очередь вспомнить самыми теплыми словами в 55­летний юбилей судна. Они напряженно трудились и во время недавних глубоководных спусков и теперь успешно несут свои вахты, выполняя важные задачи.

Снаряжают СВГ
Снаряжают СВГ

­ Наш «Эпрон» ­ первое из серии в девять единиц многоцелевое спасательное судно проекта 527 ­ прошло долгий и славный путь, ­ рассказывает капитан 3 ранга Денис Будыш. ­  По основным характеристикам оно долго сохраняло преимущества перед зарубежными аналогами того времени. Все, кто хорошо знаком с этим проектом, считают его лучшим воплощением мечты  нескольких поколений спасателей. «Эпрон» остался единственным в строю Военно­морского флота России из своих собратьев 527-­го проекта, но и сегодня, как в дни своей молодости, готов в любой момент оказать помощь как надводному кораблю,  так и экипажу затонувшей подводной лодки. Это не раз было подтверждено на практике. Если вспомнить историю судна, то оно было заложено на Николаевском заводе имени 61 коммунара весной 1957 года. Его первым командиром стал капитан 2 ранга Иван Демидов, который во время Великой Отечественной войны с первого ее дня командовал спасательным кораблем «Сталинец». Он  под огнем противника выполнял задачи обеспечения боевых действий на Ладожском озере.  Это именно Иван Демидов заложил добрые традиции нашего спасательного судна,  которое успешно эксплуатируется на протяжении десятилетий и по­прежнему находится на боевом посту.

Надо сказать, первые тридцать лет своей  жизни судно было безымянным и имело лишь номер СС­26. В 1989 году по ходатайству ветеранов аварийно­спасательной службы, поддержанному командованием флота, оно было названо СС «Эпрон» в память о легендарной организации ­ основательнице нынешнего Управления поисковых и аварийно­спасательных работ.

Если говорить о предыстории появления такого универсального спасательного судна, то нужно вспомнить 1950­е годы, когда строившиеся морские буксиры могли проводить спасательные работы, весьма ограниченные по объему и лишь на небольшом удалении от базы. Решение задач спасения экипажей подводных лодок, оказавшихся в плену морской пучины, для таких буксиров было технически невозможно.

В то же время несение боевой службы в различных удаленных районах Мирового океана требовало наличия спасательных судов, способных оказать эффективную помощь кораблям в аварийных ситуациях вдали от родных баз.

к 3 р Александр Подгорный
к 3 р Александр Подгорный

Поэтому с 1953 года началась разработка универсального спасательного судна проекта 527. Сошедший со стапелей в Николаеве в 1959 году «первенец» (нынешний «Эпрон») был оснащен водолазными и спасательными колоколами, рассчитанными для работы на глубинах до 200 м, оборудованием для производства водолазных работ на глубинах до 60 м и другим первоклассным по тем временам спасательным снаряжением. Имелись стационарные и переносные средства водоотлива, пожарные насосы, системы водяной завесы и пенотушения, буксирная лебедка с большим тяговым усилием и т.д. Скорость полного хода составляла свыше 18 узлов, а со скоростью 11 узлов дальность плавания достигала 10 500 миль, автономность ­ 35 суток. Высочайшие характеристики, в мире наш «спасатель» по многим характеристикам не имел себе равных.

В дальнейшем увеличение глубины погружения подводных лодок привело к необходимости создания модифицированного спасательного судна пр. 527М, способного работать на глубинах до 500 м, что и было сделано в последующие годы.

Чем объясняется такой долгий век судна? В 1984­1990 годах на  Морском заводе имени С. Орджоникидзе СС «Эпрон» прошел капитальный ремонт, и «спасатель» получил второе дыхание. Впрочем, без любви моряков к своему «водолазному крейсеру», как они называют свое судно (за оснащение и специфику деятельности), столь долгая жизнь была бы невозможна.  Оно не раз проходило ремонт и модернизацию.

На сегодняшний день СС «Эпрон» оснащен всем необходимым для выполнения универсальных задач вдали от районов базирования. Так, лебедка рассчитана на 25 тонн, мощность водоотливных средств составляет 3600 куб. м/час, семь стволов для пожаротушения имеют производительность по 220 куб. м/ч, водолазный колокол ВК рассчитан для глубин до 800 м, водолазный колокол СК­64 ­ для глубин до 500 м, рабочая камера РК­680 ­ для глубин до 450 м, наблюдательная камера НК ­ для глубин до 300 м. Все это позволяет с высокой эффективностью проводить работы на больших глубинах. Возможности «спасателя» выросли на порядок после установки в 2005 году малогабаритного телеуправляемого необитаемого аппарата «Тайгер», неоднократно доказавшего свою эффективность, в том числе во время международных учений по спасению экипажей подводных лодок. «Эпрон» также имеет комплекс барокамер, комплекс нормоборических жестких скафандров «Hardsuit 1200» и другие эффективные технические средства для спасения моряков под водой и на воде. На судне установлены две навигационные РЛС «Дон», а также современная система поиска подводных объектов МГА­6. Судном обеспечивается буксировка судов водоизмещением более 15 тыс. т. В его четырех соединяющихся между собой барокамерах могут одновременно проходить декомпрессию до 48 человек.

За четверть века службы на Черноморском флоте автору этих строк многократно доводилось бывать на борту «Эпрона». И во время учений, и когда судно очередной раз встречали из дальних походов, и во время действий в море, и в ходе ремонта. Из  всех его бывших командиров одиннадцать знаю лично, а с одним из них, Алексеем Кирпичевым, даже живу в одном доме.  Нынешнего командира  капитана 3 ранга Дениса Будыша, который ступил на мостик в 2009 году, знаю, пожалуй, лучше остальных. И про него, и про его предшественников можно сказать, что все они профессионалы с большой буквы. На спасательном судне по­другому быть не может, от действий экипажа зависят жизни других людей, и всегда могут возникнуть ситуации, когда спасатели становятся последней надеждой попавших в беду моряков. Командование «спасателем» предполагает высочайший уровень профессионализма, это знают все военные моряки.

За историю судна им были спасены и сняты с мели десятки кораблей в Черном и Средиземном морях, в зоне Черноморских проливов. Многие примеры такого рода широкой общественности мало известны, зато в профессиональном кругу спасателей эти факты на слуху, и возможности эпроновцев ценят по­достоинству.

Приведу несколько примеров: это снятие судна «Иргиз» с берега острова Мармара в Мраморном море, выполнение сложных водолазных работ на глубине 127 метров на затонувшем БПК «Отважный», спасение танкера «Вакуленчук», плавучей базы «Волга» и подводной лодки Б­641 в Средиземном море, большого морозильного траулера «Азов» в Черном море и многих других кораблей и судов.

«Эпроном» были вывезены из зоны боевых действий тысячи беженцев из Абхазии, Эфиопии и Сомали. Его водолазами поднято с глубин до 200 метров неисчислимое множество затонувших торпед, мин, ракет, авиабомб, экспериментальных образцов военной техники, обследованы сотни километров грунта в Черном и Средиземном морях, выполнен огромный объем работ по восстановлению технической готовности кораблей и судов в Средиземном море.

Наконец, за годы своего существования судном проведены сотни учений по спасению экипажей затонувших подводных лодок с глубин до 500 метров с фактическим выводом десятков подводников из аварийных ПЛ. Найдены и подняты более 30 самолетов и вертолетов, потерпевших катастрофу над морем.

Не было равных экипажу «Эпрона» и в морском деле. Шлюпочные команды офицеров, мичманов, старшин и матросов судна всегда занимали первые места на соревнованиях, а призы за них не помещались в кают­компаниях судна (эта добрая традиция сохранилась до сих пор, и в этом плане экипаж «Эпрона» по­прежнему на высоте). Командование соединения спасательных судов и Средиземноморской эскадры любило проводить показные учения на «спасателе», и каждый из этих командующих и командиров вкладывал в него частичку своей души, считал себя частью экипажа этого судна, поскольку был уверен, что он его не только никогда не подведет, но и упрочит авторитет.

Так, один из бывших командующих Черноморским флотом адмирал Николай Иванович Ховрин в свое время проводил на «Эпроне» сборы командиров кораблей 1 ранга, показывая, как нужно содержать корабль и организовывать службу.

Можно вспомнить и о том, как в свое время адмирал флота Владимир Масорин, став главкомом ВМФ, именно на СС «Эпрон» собрал  командующих флотами, флотилий, начальников поисковых и аварийно­спасательных служб ВМФ для показательных учений по спасению экипажа аварийной подводной лодки, роль которой выполняла «Алроса». Хорошо помню, как он награждал отличившихся спасателей и подводников на борту спасательного судна и как высоко отозвался о профессиональном мастерстве моряков­спасателей.

В 1977 году именно спасательное судно «Эпрон» было объявлено лучшим кораблем флота. Уникальность события в том, что такое произошло впервые в ВМФ, до того момента лучшими признавались только боевые корабли.

А еще четыре раза судно находилось в зоне боевых действий в периоды начиная с 1 июня  1972 года. Дважды это была  Сирия и дважды, в 1983 году, ­ Египет. В 1993 году судно в составе соединения осуществило поход в район грузино­абхазского конфликта. Об одних только этих страницах  можно было бы написать целую повесть.

Еще одна ярчайшая страница биографии СС «Эпрон» ­ участие судна в международных учениях по поиску и спасению экипажей аварийных подводных лодок, проводившихся в Испании. В ходе учений «спасатель» на практике отработал стыковку водолазного колокола с различными проектами иностранных дизельных подводных лодок, а за одной из операций по осуществлению вывода подводников из субмарины, лежащей на грунте, наблюдали высокие должностные лица всех флотов, принимавших участие в учениях. Действия экипажа спасательного судна были признаны безукоризненными, сложнейшие работы по спасению подводников были проведены успешно.

Нельзя не отметить и то, что большинство офицеров, прошедших суровую школу профессионального мастерства на «Эпроне», быстро продвигались по службе.

И еще мне вспоминается один на первый взгляд малозначимый факт, но много говорящий тем, кто служит на море. Как­то проходили катером по севастопольской бухте, в числе других в нем находился вице­адмирал в отставке Валерий Касьянов, в прошлом член военного совета ВМФ, заместитель главкома ВМФ.

Когда мы поравнялись с «Эпроном», Валерий Павлович вдруг сказал:

­ А я ведь служил на нем еще матросом. Вот же судьба у корабля! Я уже давно  завершил свою долгую службу, ушел  в отставку в звании вице­-адмирала, а «спасатель» все несет свою нелегкую и почетную службу! Это поистине, славный долгожитель, «спасатель» адмирал!

И мы вместе с адмиралом помахали морякам «водолазного крейсера»…

Владимир ПАСЯКИН.

Фото автора

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий