УСПЕХ В ВОЗДУХЕ КУЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ

«На протяжении многих лет являемся читателями «Ориентира». Нравится, что публикуемые у вас статьи отличаются смелостью поднимаемых проблем Вооруженных Сил и позитивным видением их решения, ­ пишут нам в редакцию преподаватели филиала Военного учебно­научного центра ВВС «Военно­воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Краснодар) Г. Кликушин и С. Злобин. ­ Опираясь на свой опыт работы, хотим обратить внимание ваших читателей на проблему обеспечения безопасности полетов и предложить апробированную нами новацию в этом деле государственной важности».

С удовольствием даем им слово, но перед этим представим обоих преподавателей, которых можно по праву назвать настоящими экспертами в данной тематике.

Георгий Кликушин ­ заслуженный летчик РФ, доцент, с 2002 по 2009 год являлся начальником Борисоглебского учебного авиационного центра подготовки летного состава.

Сергей Злобин ­ военный летчик 1 класса, с 2003 по 2010 год занимал должность начальника службы безопасности полетов этого же авиацентра.

В нашей стране идет перевооружение Вооруженных Сил. В Военно­воздушные силы страны поступают новейшие авиационные комплексы. Но при этом безопасность полетов вызывает серьезную озабоченность Президента РФ, Правительства РФ и командиров всех степеней.

Сразу поясним, что под понятием «безопасность полетов» понимается совокупность свойств авиационной системы, характеризующих ее способность к функционированию (выполнению полетов) без авиационных происшествий.

Обеспечение безопасности полетов ­ это деятельность федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных органов, руководителей авиационных предприятий и организаций, всего авиационного персонала по принятию мер к снижению уровня риска авиационных происшествий и инцидентов и созданию условий, гарантирующих выполнение полетов при риске, не выше допустимого.

mota_ru_1042901-crop

Указом Президента РФ № 938 от 8 августа 1998 г. «О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации» функции по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации возложены на Министерство обороны РФ.

Распоряжением Правительства РФ № 554­р от 22 апреля 2009 года утверждена Концепция федеральной целевой программы «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2010­2014 годах».

В ней отмечено, что за 10 лет общие потери всей государственной авиации Российской Федерации составили 301 воздушное судно, при этом погибли 773 человека. Относительный показатель (число авиационных происшествий на 100 тыс. часов налета), характеризующий уровень аварийности, в течение 30 лет находится на уровне 4­5 авиационных происшествий на 100 тыс. часов налета, в то время как в ведущих авиационных державах данный показатель в 2 и более раз ниже.

samolet_istpebitel_MiG_35-6

В большинстве случаев непосредственными причинами авиационных происшествий становятся действия (бездействие) авиационного персонала, то есть так называемый человеческий фактор…

Таким образом, решение проблемы высокой аварийности является насущной необходимостью. Это позволит обеспечить снижение рисков авиационных происшествий, чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного, экономического и оборонного потенциалов. С решением данной проблемы будут созданы условия для устойчивого развития государственной авиации и достижения таких показателей безопасности полетов, которые соответствуют уровню передовых авиационных держав.

Вопросам безопасности полетов уделяется повышенное внимание при подготовке будущих защитников воздушных рубежей нашей Родины ­ курсантов филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Краснодар). Учебной программой для курсантов 4­го курса предусмотрено изучение учебной дисциплины «Безопасность полетов» в объеме 80 часов учебных занятий.

При изучении данной учебной дисциплины будущие летчики получают определенную систему знаний и практических навыков по теоретическим основам безопасности полетов, основам системы предупреждения авиационных происшествий, организации профилактической работы по предупреждению авиационных происшествий. Курсанты изучают вопросы обеспечения безопасности полетов при отработке различных видов летной подготовки, организации расследования авиационных происшествий и инцидентов, знакомятся с деятельностью государственных органов безопасности полетов, с принципами авиационной корпоративной культуры и их ролью в профилактике авиационных происшествий.

6931825kcq

Преподаватели нашей кафедры при изучении таких специальных дисциплин, как авиационная техника, практическая аэродинамика, управление летной работой, авиационная безопасность, ставят вопросы безопасности полетов во главу угла каждого проводимого с курсантами занятия, что положительно влияет на конечный результат ­ снижение аварийности.

Такой подход к основам безопасности необходим, но этого недостаточно.

Еще в 2010 году, обсудив опубликованную концепцию федеральной целевой программы «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2010­2014 годах» с преподавателями кафедры, имеющими богатый практический опыт организации и проведения летной работы в строевых частях и в вузовской системе, мы пришли к выводу, что в период теоретического обучения курсанты­летчики как бы временно отстраняются от той стройной системы подготовки в вопросах безопасности полетов, которая проводилась с ними в период летной практики.

В результате возникает острая необходимость в проведении дополнительного профилактического мероприятия, предписанного Руководством по предотвращению авиационных происшествий с воздушными судами в государственной авиации (РПАП­2002) и утвержденного приказом МО РФ № 390 от 2002 года, ­ это конференция по безопасности полетов.

Почему именно конференция?

В конференциях по безопасности полетов курсанты не участвуют в силу занимаемой ими воинской должности, так как руководящими документами проведение этих мероприятий предусмотрено от авиационного соединения и выше. Не являются они также участниками летно­технических конференций по особенностям сезонной эксплуатации, дважды в год проводимых в учебных авиационных базах, так как летную практику курсанты летных вузов проходят с марта по октябрь месяц.

Таким образом, в период обучения в вузе будущие авиационные командиры (начальники) лишены возможности участия в конференциях по безопасности полетов. Тем самым неоправданно ограничиваются их возможности в информировании руководящего состава авиационных баз о своем видении проблем безопасности полетов. В то же время конференция является наиболее доступным для курсантов способом подачи своих предложений по локализации опасных факторов, проявившихся в авиационной системе в период их участия в полетах. А ведь у них, как специалистов первичного звена авиационной системы, таких предложений достаточно.

Для разрешения этой проблемы мы вышли с предложением к начальнику факультета об организации и проведении научно­практической конференции по безопасности полетов с профессорско­преподавательским, курсантским и руководящим составом взаимодействующей авиационной базы в период обучения курсантов летного вуза на факультете. Наше предложение нашло поддержку, и нам разрешили в рамках проводимой на кафедре научной работы подготовить и провести такое мероприятие.

Тема первой научно­практической конференции по безопасности полетов с профессорско­преподавательским и курсантским составом «Аварийность в Военно­воздушных силах за последние 5 лет и Краснодарском ВВАУЛ в 2010 году. Человеческий фактор в вопросах обеспечения безопасности полетов».

Почему мы посчитали наиболее целесообразным отработать эту тему?

Ответ подсказал многолетний жизненный опыт.

В Военно­воздушных силах Советского Союза командиры авиационных соединений, объединений при посещении авиационных частей всегда собирали личный состав первичного звена авиационной системы и доводили до него из первых уст анализ аварийности в ВВС за последние годы, а также  в подчиненном авиационном соединении или объединении в году уходящем. Их выступления всегда были хорошо подготовлены. Как правило, они  проводились с использованием редких тогда мультимедийных систем, содержали детальный анализ обстоятельств и истинных причин авиационных происшествий, серьезных авиационных инцидентов с повреждением воздушного судна.

К сожалению, в последние годы такая практика прекратилась. Руководители, за исключением отдельных, выступать перед подчиненными специалистами первичного звена авиационной системы перестали. Поэтому информация из первых уст ­ о том, как отработали ВВС, авиационное объединение или соединение с точки зрения безопасности полетов, что было положительного и над чем надо еще работать ­ перестала быть достоянием каждого авиационного специалиста.

Проведя в марте 2011 года первую научно­практическую конференцию, мы направили выработанные на ней рекомендации по предотвращению авиационных происшествий командирам взаимодействующих учебных авиационных баз. После этого на заседании кафедры обсудили имевшие место недостатки при ее подготовке и проведении, проанализировали ее практическую роль в повышении безопасности летной работы.

Эффект от проведенного мероприятия превысил ожидаемый результат. В 2011 году, как и в предыдущие годы, во взаимодействующих авиационных базах авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов с повреждением воздушных судов не произошло.

Общее количество авиационных инцидентов (АИ) в частях учебного авиационного центра подготовки летного состава почти не изменилось (56 АИ в 2010 году и 55 в 2011 году). Однако авиационные инциденты, совершенные курсантами по человеческому фактору, уменьшились с 29 до 19. При этом в 1,6 раза уменьшилось количество авиационных инцидентов, связанных с упущениями членов экипажа воздушного судна в соблюдении установленных порядка и правил выполнения полетного задания (8 АИ в 2010 году и 5 АИ в 2011 году), в 1,5 раза уменьшилось количество инцидентов, связанных с ошибками командира экипажа в технике пилотирования (15 АИ в 2010 году и 10 в 2011 году), в 2 раза уменьшилось количество инцидентов, связанных с ошибками членов экипажа в эксплуатации авиационной техники (4 АИ в 2010 году и 2 АИ в 2011 году).

Среди курсантов, готовивших конференцию и выступавших на ней, а их было 8 человек, авиационных инцидентов по человеческому фактору не допущено.

Конференция оказала влияние и на участвующий в ней профессорско­преподавательский состав. После ее проведения четыре  преподавателя обратились к нам с просьбой оказать помощь в подборе материалов по авиационным происшествиям и авиационным инцидентам, имевшим место из­за сваливания самолетов в штопор, ошибок в эксплуатации авиационной техники. Это были преподаватели таких дисциплин, как практическая аэродинамика, авиационное оборудование, радиоэлектронное оборудование, авиационный двигатель.

20712810

Конечно, нельзя утверждать, что это результат только проведенной научно­практической конференции. Несомненно, здесь сказался эффект целого комплекса мероприятий, проводимых командованием учебных авиационных баз и преподавателями факультета, но при всем этом роль конференции неоспорима. Мы приняли решение обязательно проводить такое мероприятие один раз в два года.

28 декабря 2012 года на 4­м факультете (фронтовые бомбардировщики и штурмовая авиация) филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Краснодар) была проведена очередная научно­практическая конференция по безопасности полетов, ставшая отныне традиционной. Ее тема ­ «Аварийность в Военно­воздушных силах за последние 5 лет в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Краснодар) в 2012 году. Человеческий фактор в вопросах обеспечения безопасности полетов».

Разумеется, разрабатывались такие документы как приказ начальника факультета о проведении конференции, календарный план ее подготовки и проведения, материалы докладов и выступлений, проект рекомендаций.

Доклад подготовили авторы этих строк, преподаватели учебной дисциплины «Безопасность полетов». В нем мы предоставили статистические данные об авиационных происшествиях в ВВС и провели обстоятельный анализ тех из них, которые произошли по первой группе причин, то есть по человеческому фактору. Доклад сопровождался демонстрацией видеофрагментов и реальных фотографий с мест происшествий, показом материала объективного контроля, воспроизведением фрагментов радиообмена, цитат из актов расследования и материалов разборов случившихся авиационных событий.

Конечно, подготовка доклада потребовала большой и кропотливой работы. Тем более что Служба безопасности полетов ВВС в ходе реформирования Вооруженных Сил РФ была упразднена, а прямой контакт со Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ на тот момент был еще до конца не налажен.

Определенные трудности возникли и в получении экспресс­бюллетеней по аварийности в государственной авиации Российской Федерации, так как в библиотеку факультета данные документы не поступают вообще, а в учебные авиационные базы ­ с большой задержкой.

Тем не менее, используя Интернет и личные контакты с руководящим летным составом, материал был собран, и доклад получился соответствующим уровню проводимого мероприятия.

Нельзя не отметить, что немалую роль в подготовке доклада, а затем и своих научных выступлений сыграли курсанты 4­го и 5­го курсов. Надо сказать, для придания научно­практической конференции соответствующего статуса пришлось повторно изучить с курсантами методы естественных наук и формально­логические методы расследования авиационных происшествий и инцидентов. Мы учили их применять классификацию авиационных происшествий и инцидентов, предусмотренную Правилами расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ­2000), применять используемую в авиации терминологию. Все это проходило в часы самостоятельной работы курсантов.

Главное, что эта коллективная работа всерьез увлекла наших курсантов. Можно сказать, что они были одержимы реальной возможностью самостоятельно дойти до истины, выявить опасные факторы, ставшие причиной исследуемых авиационных событий, донести до сослуживцев и командования свои предложения по локализации их влияния. В конечном итоге участники конференции глубже познали азы безопасной летной работы и научились анализировать авиационные события с точки зрения безопасности.

Например, курсант С. Мышелов в своем выступлении подверг анализу авиационные происшествия и серьезные авиационные инциденты, связанные с ошибками летчиков в технике пилотирования. Курсант Н. Пустовой разобрал ошибки членов экипажа в эксплуатации авиационной техники, а курсанты А. Карабасов и Р. Толкунов детально проанализировали собственные инциденты.

В ходе этой научно­практической конференции особый интерес аудитории вызвал своим выступлением командир учебной авиационной базы 2­го разряда полковник Александр Грунь. Он  рассказал о результатах расследования аварий самолетов Су­24М, имевших место на аэродромах ВВС, дислоцированных в городах Челябинске и Морозовске в ноябре 2012 года. Также командир детально проанализировал авиационные инциденты, случившиеся в подчиненной ему авиационной базе по причине человеческого фактора на впервые осваиваемом самолете Як­130.

Не меньший  интерес вызвало выступление начальника службы безопасности полетов этой же учебной авиационной базы А. Черентаева. Офицер  поделился с курсантами опытом проведения расследований серьезных авиационных инцидентов в авиационной базе в 2012 году. При этом он отметил честность и порядочность курсантов, которые в ходе расследования и выявления истинных причин способствовали их всестороннему анализу. Также им были проанализированы рекомендации, прозвучавшие в выступлениях на конференции.

Шесть часов пролетели как одно мгновение. Проект рекомендаций научно­практической конференции с учетом вновь поступивших предложений был оглашен курсантом И.Ульяновым и принят единогласно. При этом в рекомендациях конференции не допущено характерных ошибок, указанных в РПАП­2000.

Так, они не противоречили и не повторяли требования нормативных документов, регламентирующих организацию, выполнение и обеспечение полетов. Точно так же, как не повторяли общие меры безопасности. Словом, эти рекомендации максимально конкретны и направлены на активизацию человеческого фактора, устранение опасных факторов в первичном звене авиационной системы: воздушное судно ­ экипаж ­ среда ­ полетное задание. Кроме того, их выполнение не создает  новых проблем и не требует материальных затрат.

Рекомендации научно­практической конференции от 28 декабря 2012 года были утверждены начальником факультета и направлены командирам взаимодействующих учебных авиационных баз, дислоцированных в городах Борисоглебск и Мичуринск, для использования в своей повседневной деятельности.

Хочется еще раз подчеркнуть, что безопасность полетов ­ дело государственной важности. Концепция  федеральной целевой программы «Обеспечение  безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2010­2014 годах» констатирует, что снижение аварийности требует иных подходов и самостоятельных программных мероприятий, и все они должны осуществляться с опережением реализации программ развития авиации. Кроме того, анализ решения проблем безопасности полетов в нашей стране и за рубежом показывает, что существенное снижение уровня аварийности достигается в период проведения государством широкомасштабных мероприятий, обеспеченных как ресурсами, так и организационно.

Авторы этих строк считают, что такое мероприятие, как научно­практическая конференция по безопасности полетов, проводимая с курсантами летного вуза в период их теоретического обучения на факультете, оказывает эффективное влияние на безопасность полетов в период их летной практики. В то же время данное мероприятие не требует материальных затрат и может проводиться на каждом факультете летного вуза.

В заключение отметим, что конференции будут эффективными и при проведении на факультетах, готовящих иных авиационных специалистов. Ведь важнейшая цель работы по предотвращению авиационных происшествий ­ научить каждого авиационного специалиста пониманию потенциальной опасности его ошибочных действий, профессиональной настороженности и работе безопасными методами.

Георгий КЛИКУШИН.

Сергей ЗЛОБИН

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий