Есть такая профессия…
Словами, вынесенными в заголовок, иногда называют моряков-подводников. За романтическим ореолом такого названия — высокое предназначение российских подводных витязей, полные трудностей и опасностей сотни, тысячи морских миль, тяжелый труд, загадочные бездонные пропасти черных глубин, в которые плавно погружается лодка. А еще — неизбежный для людей этой профессии риск, который, как поется в песне, «поровну на весь экипаж».
И каждый раз, выходя из порта, подводники свято верят в свою счастливую звезду, в надежность своих подлодок, в профессиональное мастерство друг друга, а больше всего — во взаимовыручку и крепкую морскую дружбу. Экипаж подлодки — это та боевая единица, которую разделить нельзя, у него один путь под водой и одна судьба. Можно только искренне преклоняться перед этими мужественными людьми, выполняющими свой ратный долг без страха и упрека, влюбленными в свою трудную профессию и не мыслящими себя без моря.
Сегодня мы расскажем о службе моряков-подводников Черноморского флота. Эта служба, образно говоря, полосатая, как тельняшка, — морские походы чередуются с изнурительными тренировками на земле и подготовкой техники к новым выходам в море. Мы встретились с командиром отдельного Констанцкого ордена Ушакова дивизиона подводных лодок Черноморского флота капитаном 1 ранга Анатолием Варочкиным, чтобы поговорить о наиболее памятных выходах в море, прошедших учениях. Благо у подводников-черноморцев существуют давние и славные морские традиции. С этого, собственно, и начался наш разговор с Анатолием Геннадьевичем. Это и неудивительно, ведь кто-кто, а витязи глубин традиции чтут свято. Нынешний год для черноморцев стал юбилейным, исполнилось 45 лет со дня рождения дивизии подводных лодок ЧФ, которая ранее дислоцировалась здесь. В свое время она была расформирована, а сегодня ее традиции продолжает возглавляемый А. Варочкиным отдельный дивизион. Комдив рассказал, что ветераны-подводники преподнесли к юбилею, можно сказать, бесценный подарок. Контр-адмирал в отставке Юрий Ничик и капитан 2 ранга в отставке Валерий Захар подготовили второе, дополненное издание книги «Подводные силы Черноморского флота». Они проделали огромную поисковую работу, серьезный исследовательский труд, собрали несколько сотен фотографий подводников. Все это теперь станет достоянием будущих поколений романтиков морских глубин.
В последние годы, как отметил А. Варочкин, служба стала особенно насыщенной, долго сидеть на берегу не приходится. На вопрос, какое из мероприятий последнего времени стало самым значимым, комдив ответил: «Безусловно, это участие подводной лодки нашего дивизиона «Алроса» в международном учении «Болд Монарх-2011» и межфлотском переходе. За кормой подлодки осталось около 5000 миль. Такого длительного перехода и такой интенсивности боевой учебы у субмарины не было за всю ее историю».
Мы подробнее остановимся на учении «Боллд Монарх-2011». Несмотря на то что оно осталось в прошлом, разговор об этом, весьма значимом мероприятии не теряет своей актуальности, так как такие серьезные учения проводятся один раз в пять лет. Следующее учение «Болд Монарх» пройдет лишь в 2014 году, уже на Балтике. Принимающей стороной будет Польша. Вот где будет востребован опыт, наработанный «Алросой» на минувших учениях.
«Мы вышли из главной базы Черноморского флота 12 мая прошлого года, — начал свой рассказ капитан 1 ранга А. Варочкин. — Все понимали сложность и ответственность поставленных задач. Примечательно, что последний такой межфлотский переход был совершен в 1989 году. Впервые за последние 23 года наша подводная лодка вышла за пределы ближней морской зоны. Соответственно впервые довелось участвовать и в столь серьезных, крупномасшабных и специфических учениях спасательных сил военных флотов. В учении приняли участие спасательные силы и средства от восьми стран-участниц, от двадцати четырех стран присутствовали наблюдатели. Всего было задействовано одиннадцать судов и кораблей, четыре подводные лодки. Кроме нашей «Алросы» там были представлены подводные лодки ВМС Испании («Галерна»), Португалии («Трайденте»), Турции («Анафарталар»).
Кораблем управления был десантный вертолетоносный корабль-док «Галиция» от ВМС Испании. Надводные корабли и вспомогательные суда были представлены кораблем береговой охраны и тральщиком «MINEHUNTER» от ВМС Испании, спасательным судном «Эпрон», килекторным судном «КИЛ-158», спасательным буксиром «Шахтер» от ВМФ РФ, океанографическим судном «Паркуа Пас» от Франции, вспомогательным судном (СС) «Сандерфьерд» от Норвегии, СС «Антео» от ВМС Италии, вспомогательным судном «Шутинг стар» от США, СС «Белос» от ВМС Швеции, СС «Нептуно» от ВМС Испании, водолазным судном «Инеболоу» от ВМС Турции. А кроме того, были представлены спасательные системы NSRS и SRDRS. Действовали также водолазные группы ВМС Италии, Турции, Израиля, Нидерландов, Канады, Испании и России, спасательные парашютно-десантные группы ВМС Великобритании, Италии и России, самолеты базовой и военно-транспортной авиации, поисково-спасательные вертолеты ВМС НАТО. Словом, состав участников был очень солидный. Руководство учением осуществлял заместитель командующего объединенными подводными силами НАТО «Север» капитан 1 ранга ВМС США Д. Диттмер…»
Что и говорить, учения такого рода являются сами по себе выдающимся фактом. Основная цель их заключалась в проверке технической совместимости систем и устройств спасания и отработке организации их взаимодействия при проведении работ по оказанию помощи и спасению экипажа аварийной подводной лодки, лежащей на грунте. Это также включало отработку задачи водолазами из различных стран в эпизодах по осмотру аварийной ПЛ, поддержанию жизнедеятельности экипажа и обеспечению его самостоятельного выхода на поверхность. Таким образом, на этом учении нужно было оценить реальные возможности спасательных систем стран-участниц.
Черное море и проливную зону прошли в штатном режиме. В Эгейском море «Алроса» встретилась со спасательным судном «Эпрон», и до Картахены шли в составе отряда. 25 мая «Алроса» прибыла в Картахену. Здесь пополнили запасы топлива, воды, продовольствия. С 26 по 28 мая шло уточнение плана и деталей предстоящего учения. За это время на «Алросе» побывали около 70 специалистов, были оговорены десятки организационных и технических вопросов.
Само учение началось 29 мая с развертывания сил. Подводники работали на глубинах от 40 до 120 метров. Наши моряки действовали совместно со спасательными судами Италии, Франции, Норвегии, США. Каждый день работы с иностранными судами на борту «Алросы» находились наблюдатели из других стран, в частности Польши, Украины, Канады.
— Что запомнилось больше всего? — спросил я у капитана 1 ранга А. Варочкина.
— В этом походе был один поистине исторический момент, — ответил Анатолий Геннадьевич. — Причем без малейшего преувеличения. Но расскажу обо всем по порядку. Наиболее серьезным и ответственным моментом учений была пристыковка к нашей подводной лодке двух натовских аппаратов: SRDRS (США) и NSRS (совместная спасательная система ВМС Великобритании, Норвегии и Франции). Штатовский аппарат крупнее и рассчитан на 18 человек. Это автономный аппарат, своего рода плавучая барокамера, которая с учетом наличия такой аппаратуры позволяет непосредственно оказывать серьезную медицинскую помощь подводникам на своем борту. NSRS — автономный аппарат, он поменьше и рассчитан на 9 человек. Мы работали и с тем и с другим.
Самой сложной была работа с NSRS 3 июня, когда «Алроса» лежала на грунте, на глубине 120 метров. У аппарата в носовой части хорошее обзорное устройство. На борту NSRS находилось шесть VIP-персон, двое из которых российские военачальники — начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Николай Макаров и начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Александр Татаринов, а также четверо иностранцев высокого уровня, в числе которых был и председатель Военного комитета НАТО адмирал Джиампаоло Ди Паоло. Аппарат обнаружил подлодку, подошел к ней и пристыковался к спасательному люку субмарины. Все шестеро VIP-персон перешли к нам на борт. В общей сложности они пробыли на «Алросе» 1 час 40 минут. За это время они не только ознакомились с подлодкой и попили чаю, но и были произведены в подводники с выдачей соответствующих удостоверений, а также сделали памятные записи в историческом журнале нашей ПЛ.
Так вот это событие как раз и явилось историческим, поскольку подобное происходило впервые. Никогда ранее натовский аппарат не пристыковался к российской подлодке, передавая на нее людей. Все это было задокументировано соответствующим образом, велась видеосъемка. Практические действия подтвердили вывод о сопрягаемости российских спасательных систем, созданных еще в советские времена, с аналогичными системами НАТО.
Вообще же на учении мы работали не только с вышеназванными автономными аппаратами, но и с итальянским колоколом «Макенна». Причем с ним — трижды, со штатовским — дважды и один раз, о чем я сказал выше, с NSRS. Учение прошло успешно, цель была достигнута, задачи решены.
По итогам учений капитан 1 ранга В. Варочкин отметил командира ПЛ «Алроса» капитана 2 ранга Антона Зайцева, его старшего помощника капитана 3 ранга Андрея Адамского (он выполнял еще и роль офицера связи, бывая на натовских кораблях), а также командира БЧ-5 капитана 3 ранга Николая Кулика, который помимо всех традиционных задач перехода ПЛ обеспечивал ее погружение на учениях без хода корабля.
После завершения учения и его разбора (результаты были оценены высоко) снова был дальний путь, ведь подводники продолжили межфлотский переход. Большая нагрузка во время похода легла на штурманскую боевую часть, возглавляемую капитан-лейтенантом Александром Гудаловым. Он действовал профессионально. Важно и то, что командир похода был обеспечен бесперебойной связью, несмотря на отдаленность районов плавания. И в этом большая заслуга командира БЧ-4-7 капитан-лейтенанта Руслана Иванова и его подчиненного старшего мичмана Ивана Дегтяренко.
Этот поход стал школой практической подготовки не только для «Алросы», но и второго экипажа подводников. В состав отдельного дивизиона А. Варочкина входят две подводные лодки: помимо «Алросы» подлодка Б-380, экипаж которой возглавляет капитан 2 ранга Константин Табачный. Она уже длительное время находится в ремонте, поэтому члены экипажа совершенствуют свою профессиональную и морскую выучку на ПЛ «Алроса». Причем не только офицеры, но и рядовой состав. В общей сложности около полутора десятка подводников Б-380 несли вахты на боевых постах «Алросы» во время ее пребывания в Средиземном море и межфлотского перехода, получали необходимые практические навыки обслуживания техники. И после завершения похода часть из них вернулись в родной экипаж, а часть остались на «Алросе».
Экипаж успешно завершил переход из Средиземного моря через Атлантический океан в военно-морскую базу Балтийского флота. В Балтийск «Алроса» пришла 2 июля. Там прошли планово-предупредительный послепоходовый ремонт и отдых личного состава по сменам. Впоследствии «Алроса» шесть раз выходила в море для отработки учебно-боевых задач с кораблями Балтийского флота. Потом она перешла в Кронштадт и стала в завод на плановый ремонт с заменой аккумуляторных батарей.
«Подводная лодка действовала в тех районах, где ранее никогда не бывала, — подчеркнул в своем рассказе Анатолий Варочкин. — Теперь специалисты разных направлений освоили новый для них театр действий, включая Балтику. Это очень важно, как и то, что подводники ЧФ вновь вышли на просторы Мирового океана. Наработанный опыт им пригодится, когда они после ремонта начнут пересекать океан и Средиземное море в обратном направлении».
— Анатолий Геннадьевич, — задал я в завершение беседы еще один немаловажный вопрос, — в этом году сообщалось о закладке и начале строительства для ЧФ трех подводных лодок нового проекта. Как вы восприняли это событие?
— Сообщение о закладке и начале строительства подводных лодок «Севастополь», «Новороссийск» и «Ростов на Дону» все мы, моряки-подводники, восприняли с радостью и надеждой на обновление подводных сил ЧФ. Но это перспектива. А сегодня наша задача — иметь профессионально подготовленных подводников, которые должны решать поставленные задачи. Исходя из перспективы пополнения подводных сил ЧФ мы и строим свою работу.
Что касается конкретно наших субмарин, то Б-380 успешно готовится к выводу из дока. Экипаж «Алроса» четыре раза подряд завоевывал переходящий приз Главнокомандующего ВМФ. Над ним шефствует одноименная компания «АЛРОСА», и шефы периодически навещают экипаж, в том числе и на Балтике. Часть посланцев Якутии теперь служат на подлодке в качестве контрактников. А над экипажем Б-380, который, кстати, в этом году отметил свое тридцатилетие, по-прежнему шефствует Советский район Нижнего Новгорода. Они также наши частые гости.
В экипажах двух подводных лодок идут плановые ротация, ремонт и боевая подготовка. Оба экипажа укомплектованы профессионалами. Среди подводников нет матросов по призыву.
Ну а главное, что подводники ЧФ с оптимизмом смотрят в будущее и с нетерпением ожидают новых кораблей, находящихся в постройке…
Владимир ПАСЯКИН.
Фото автора
Оставьте первый комментарий