В ЮЖНОЙ ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ВВС и ПВО

Недавно сотрудник редакции журнала МО РФ «Армейский сборник» Юрий Селезнев встретился с командующим 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенантом В.М. Севостьяновым.

Редакцию журнала интересовали особенности организации боевой подготовки. В частности, удалось ли военнослужащим объединения подтвердить свое боевое мастерство во время крупномасштабного учения, которое прошло в минувшем году? Поэтому неслучайным был и первый вопрос нашего корреспондента:

Товарищ командующий, какие задачи сегодня приходится решать военнослужащим 4-й армии ВВС и ПВО?

– Основными задачами, решаемыми соединениями и воинскими частями нашего прославленного Краснознаменного объединения, являются несение боевого дежурства по противовоздушной обороне в нашей зоне ответственности, ведение воздушной разведки, участие в контртеррористических и миротворческих операциях.

4-я армия ВВС и ПВО несет боевое дежурство по периметру всего юга Российской Федерации – с запада от Крыма и на восток до границы с Казахстаном, от границы с Грузией – на юге и далее на север – вглубь территории России. Не секрет, что и в наши дни у так называемых западных «друзей» сохраняется нездоровый интерес к нашей стране, особенно к тому, насколько мы готовы к внезапному нападению. Ежедневно летчикам объединения приходится решительно пресекать попытки иностранных самолетов нарушить воздушное пространство Российской Федерации. И каждый раз зарубежные военные пилоты убеждаются, что за штурвалами российских истребителей находятся не просто высококлассные специалисты, а мастера воздушного боя.

Как Вы полагаете, насколько удалось военнослужащим объединения подтвердить свое боевое мастерство во время прошлогоднего крупномасштабного учения?

– Известно, что учения – это венец боевой учебы. Не стали исключением и прошедшие весной 2017 года оперативно-тактические учения. Для военнослужащих объединения они стали серьезной проверкой их боевого мастерства. Согласитесь, что не просто скрытно и быстро перебазировать силы и средства авиации, зенитных, ракетных и радиотехнических частей и подразделений на новое операционное направление. Но мы это сделали. Двадцать восемь экипажей в течение двадцати четырех часов совершили беспосадочный перелет через всю страну. Максимальная продолжительность одного полета с дозаправками в воздухе на расстояние в 8 000 километров составила 8 часов 42 минуты. Для сравнения – это в 2,5 раза больше, чем до Лондона, и примерно соответствует расстоянию до восточного побережья Канады.

Казалось бы, что время, потраченное пилотами на преодоление указанного расстояния, равняется в среднем рабочему дню гражданского специалиста. Но для летчиков-истребителей даже короткий боевой вылет, я уже не говорю о более длительном полете, всегда сопровождается максимальными физическими и психологическими нагрузками, которые перенести неподготовленному человеку просто невозможно. При этом военные летчики не просто пилотировали боевые самолеты, а последовательно решали ряд учебно-боевых задач, в том числе вели огонь по воздушным целям, совершали бомбометание на незнакомых полигонах, выполняли сложные фигуры, в том числе высшего пилотажа.

Наконец, одним из сложнейших элементов для летчиков всегда является дозаправка самолета топливом в воздухе. А их во время учения было три, причем две дозаправки пришлись на темное время суток. Думаю, не надо объяснять, что только отлично подготовленному пилоту это под силу.

Виктор Михайлович, все-таки какие конкретно задачи пришлось решать вашим подчиненным во время упомянутого широкомасштабного учения?

– Для начала замечу, что в оперативно-тактическом учении принимали участие соединения армии и четыре авиационные группы, которые совершили беспосадочный перелет на оперативные аэродромы Восточного военного округа. В ходе первого этапа пилотами были выполнены учебно-боевые задачи по отражению нападения истребителей условного противника с применением ракет «воздух-воздух». Летчики произвели 22 бомбометания по целям условного противника на четырех различных полигонах Западного, Центрального и Восточного военных округов. Но наиболее сложно было в ночном бою уничтожить четыре воздушных «противника». Тем не менее наши летчики уверенно произвели пуски управляемых ракет, которые поразили цели поистине с идеальной точностью.

Летчики самолетов-истребителей Су-30СМ и
Су-30М2, а также многоцелевых авиационных комплексов Су-34 уверенно поразили все наземные мишени, имитирующие аэродромы, командные пункты, склады ГСМ условного противника. Естественно, что в большинстве случаев им приходилось применять авиационные бомбы П-50Т, предназначенные для обучения летного состава бомбометанию. Данный тип боезаряда снабжен пиротехническим зарядом, который обозначает точку падения вспышкой и облаком дыма.

Напомню, что все перечисленные учебно-боевые задачи летчикам приходилось выполнять во время перебазирования на аэродромы в Восточном военном округе. Непосредственно же в ходе розыгрыша оперативно-тактического учения в воздухе в течение суток одновременно находились самолеты 6 авиационных эскадрилий. Во время 10 групповых маневренных боев они совершили около 90 атак по воздушным целям,  нанесли около 80 бомбовых ударов по наземным целям условного противника.

На прошедших оперативно-тактических учениях все летчики в составе экипажей закрепили практические навыки боевого применения всех видов вооружения Су-27СМ3, Су-30М2, Су-30СМ, в том числе по крылатым ракетам и сверхзвуковым мишеням. Причем истребителям пришлось осуществлять перехват и атаку крылатой ракеты на малых и предельно малых высотах. Пришлось вести огонь из стрелково-пушечного вооружения, совершать пуск управляемой ракеты по низколетящей цели с помощью оптического и радиолокационного прицела. Одной из особенностей учения было то, что два экипажа получили опыт «силового» принуждения к посадке на незнакомый аэродром условно захваченного террористами воздушного судна.

Руководящий состав уверенно принимал решения относительно боевых действий и реализовал все боевые возможности вверенных им подразделений и воинских частей в условиях комплексного противодействия условного противника средствами радиоэлектронной борьбы. Экипажи беспилотных аппаратов получили опыт нанесения тактических ударов по реальным позициям средств противовоздушной обороны условного противника.

На оперативно-тактическом учении дежурные силы ПВО на практике отразили массированный эшелонированный налет авиации условного противника одновременно с трех направлений. Работа офицеров командных пунктов истребительных полков и соединения ПВО при наведении на цели с максимальным использованием всех возможностей управления (6 истребителей на 6 целей одновременно) отличалась высоким профессионализмом.

Летчики, состоящие на должностях младшего командного звена, приобрели уникальный опыт применения вооружения по реальным целям очень высокой степени сложности. Что же касается боевых расчетов радиотехнических средств объединения, то они впервые отработали вопросы обнаружения и сопровождения крылатой ракеты Х-55 в условиях сложного рельефа местности. И хотя уничтожать воздушные цели не основное предназначение радиотехнических войск, на этом учении военнослужащие полка провели боевые стрельбы ПЗРК «Игла-2» по мишеням, имитирующим низколетящие мишени, на отлично. Добавлю, что в противовоздушном бою расчетами зенитного ракетного полка ЗРК С-300ПМ1 и ЗРПК ближнего действия «Панцирь-С» были совершены боевые пуски зенитно-управляемых ракет. Все цели были уверенно поражены.

Виктор Михайлович, известно, что летчики объединения принимали участие в конкурсе «Авиадартс-2017». Хотелось бы узнать подробности.

– В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации в период с 14 по 24 июня 2017 года под руководством главнокомандующего Воздушно-космических сил России был проведен третий этап конкурса с базированием самолетов оперативно-тактической авиации на аэродроме Липецк и вертолетов армейской авиации – на аэродроме Воронеж (Балтимор) и с использованием наземного авиационного полигона Погоново.

На данный этап конкурса от 4-й армии ВВС и ПВО привлекались 8 экипажей самолетов Су-24М, Су-25СМ, Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-34 и 4 экипажа вертолетов Ми-8АМТШ и Ка-52. Все экипажи 4-й армии ВВС и ПВО, принимавшие участие на отборочном этапе, стали победителями. В частности, истребительная авиация на Су-30СМ, бомбардировочная авиация на Су-24М и штурмовая авиация на Су-24СМ заняли первые места.

Армейская авиация на боевых вертолетах Ка-52 в напряженном поединке с соперниками также завоевала первое место. Не отстала от своих товарищей по оружию и армейская авиация на транспортно-боевых вертолетах Ми-8АМТШ. Они также стали победителями.

На четвертом этапе конкурса, который проводился в Китайской Народной Республике, от 4-й армии ВВС и ПВО привлекались лучшие экипажи самолетов Су-24МР, Су-25СМ, Су-34 и экипажи вертолетов Ми-28Н, Ми-35М. Летному составу пришлось выполнять не только нормативы по физической подготовке, но и на боевой технике продемонстрировать мастерство пилотирования, а также применение авиационных средств поражения по наземным целям.

На заключительном этапе конкурса Армейских международных игр «Авиадартс» наши экипажи, входившие в состав российской команды, показали превосходное владение военной техникой и вооружением. В результате воины Вооруженных Сил Российской Федерации стали победителями этих престижных международных соревнований.

Догадываюсь, что на соревнования в Китае отечественная военная техника и вооружение показали себя безупречно. Ожидается поступление в армию новых образцов ВВТ?

– Да, на соревновании в Китае отечественная боевая техника и вооружение нас не подвели. Надо сказать, что в 2016 году ударные боевые вертолеты Ка-52 «Аллигатор» только-только поступили на вооружение вертолетного полка, дислоцированного в Краснодарском крае. И экипажи с огромным энтузиазмом осваивали новейшие вертолеты.

Ми-28Н
Ми-28Н

В минувшем году в соединения и воинские части 4-й армии ВВС и ПВО продолжали поступать как новые, так и модернизированные образцы вооружения, военной и специальной техники. Теперь мы ожидаем поступление новых учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ, что позволит не только более надежно охранять рубежи нашей Родины, но и более эффективно готовить летный состав армейской авиации.

Могу с гордостью сказать, что в авиационных полках объединения военными летчиками освоены новейшие истребители Су-27СМ3, Су-30М2, многоцелевые самолеты Су-30СМ, фронтовые бомбардировщики Су-34, модернизированные штурмовики
Су-25СМ. Мы ожидаем поставки самолетов Су-25СМ, прошедших глубокую модернизацию. В целом можно сказать, что парк армейской авиации максимально обновлен и новейшими вертолетами Ми-28Н, Ми-35М, Ка-52, Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ5.

Продолжается совершенствование системы вооружения зенитных ракетных и радиотехнических полков. Так, в Севастопольском зенитном ракетном полку завершаются стыковочно-настроечные работы и приемо-сдаточные испытания новой зенитной ракетной системы С-400 «Фаворит». Уже в сентябре минувшего года военнослужащие произвели первые боевые стрельбы. Продолжают поступать доработанные ракеты к зенитным ракетным комплексам «Панцирь-С», прекрасно зарекомендовавшие себя в боевых условиях.

Виктор Михайлович, что еще делается командованием прославленного объединения, чтобы поднять боеспособность полков и соединения на новый уровень?

– Надо ли объяснять, что недостаточно освоить современную авиационную технику, необходимо также добиваться ее безаварийной эксплуатации. Поэтому составной частью всех мероприятий по обеспечению боевой готовности объединения является дальнейшее совершенствование аэродромной сети. В настоящее время силами подрядных организаций реконструируются аэродромы в Крымске, Кореновске, Моздоке.

Так, в минувшем учебном году на аэродроме Крымск были завершены работы первого этапа по реконструкции объектов летного поля и служебно-технической застройки. В частности, здесь было применено искусственное покрытие взлетно-посадочной полосы. Замечу, что начиная с июля 2014 года с новых искусственных покрытий аэродрома начались плановые полеты авиации объединения.

Во время подготовки частей и соединений к проведению учения «Кавказ-2016» была введена в эксплуатацию новая искусственная взлетно-посадочная полоса на аэродроме Кореновск. Работы по строительству полного комплекса объектов служебно-технической территории аэродрома мы продолжим в новом учебном году. Реконструкция и ремонт искусственных покрытий аэродромов будем вести силами инженерно-аэродромных частей объединения.

На аэродроме Буденновск были реконструированы стартово-финишный участок взлетно-посадочной полосы и групповые места стоянок под новые типы вертолетов. На аэродроме Ростов Центральный были реконструированы искусственные покрытия, а также проведена реконструкция искусственных покрытий на аэродроме Морозовск.

Также в период формирования бригады армейской авиации были восстановлены и приведены в эксплуатационное состояние объекты на аэродроме Зерноград. В минувшем году были завершены работы на искусственных покрытиях аэродрома Мариновка.

Все это позволяет соединениям и частям армии уверенно выполнять непростые задачи боевого дежурства по защите воздушных рубежей Российской Федерации. Сегодня в объединении продолжается напряженная боевая учеба. Летчики, ракетчики и расчеты радиотехнических подразделений и частей настойчиво совершенствуют боевое мастерство. Думается, неслучайно вот уже несколько десятилетий наше объединение входит в число наиболее боеготовых и боеспособных формирований Воздушно-космических сил России. Так что без преувеличения могу сказать: у нас служат только высокоподготовленные специалисты, мастера воздушного боя и точных ракетных пусков.

Виктор Михайлович, спасибо за интересную беседу.

Виктор Михайлович Севостьянов
Виктор Михайлович Севостьянов

Наша справка:

Виктор Михайлович Севостьянов родился 11 января 1959 года в поселке Октябрьский Курганского района Краснодарского края.

В 1980 году окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил летчиком-инструктором, старшим летчиком-инструктором, командиром авиационного звена, заместителем командира эскадрильи в учебном авиационном полку Армавирского высшего военного училища летчиков.

После окончания Военной командной академии ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в 1990 году проходил службу в истребительном авиационном полку ПВО Дальневосточного военного округа в должностях командира эскадрильи, заместителя командира полка, командира полка. С 1998 по 2001 год – заместитель командира дивизии ПВО Забайкальского военного округа.

С 2001 по 2003 годы обучался на основном факультете в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

С 2004 по 2005 годы проходил службу в Приволжско-Уральском военном округе в должности командира дивизии.

С 2005 по 2010 годы – заместитель командующего войсками 4-го командования ВВС и ПВО (Северо-Кавказский военный округ). Присвоена квалификация «летчик-снайпер».

Имеет опыт выполнения служебных обязанностей в боевой обстановке.

С июля 2010 года исполнял должность командующего войсками 2 командования ВВС и ПВО Центрального военного округа. В январе 2016 года назначен на должность командующего 4-й армией ВВС и ПВО (Южный военный округ).