В Крым – по льду

Фронтовым подвигом наших сапёров
Фронтовым подвигом наших сапёров

75 лет тому назад была осуществлена беспримерная переправа советских войск через Керченский пролив

Историю Великой Отечественной войны мы знаем очень слабо, на что имеется немало различных причин. И мы не всегда стараемся узнать её по-настоящему. Некоторые «как бы историки» предлагают вновь и вновь «пересматривать» подвиги Николая Гастелло, 28 панфиловцев, Зои Космодемьянской, которые в общем-то давно уже живут своей самостоятельной жизнью, вдохновляя на героические поступки других людей.

При этом «разоблачители» словно бы и не знают, что были ещё многие сотни и тысячи других подвигов –  неисследованных, неизвестных, забытых. Самое широкое поле деятельности для настоящего исследователя. Сейчас уже мало кому известно, что в январе 1942 года, во время Керченско-Феодосийской десантной операции, личный состав и боевая техника войск Закавказского фронта двигались с Таманского на Керченский полуостров своим ходом, по льду Керченского пролива.
Таким путём – не считая переправы с помощью флотских плавсредств – в Крым было переброшено 6 стрелковых и кавалерийская дивизии, 2 стрелковые бригады, 15 зенитных дивизионов, артиллерийский полк, 3 автомобильных батальона, 3 дорожно-эксплуатационных полка и 11 батальонов аэродромного обслуживания. Если же конкретизировать эти цифры, то получится около ста тысяч человек и 24 тысячи лошадей, шесть с половиной тысяч автомобилей, триста артиллерийских орудий… Впечатляет?!
Переправы таких масштабов по льду, да ещё и в ходе наступательной операции, военная история дотоле не знала, да и впоследствии ничего подобного не было. А всё происходило следующим образом…
В 4-м томе «Истории Второй мировой войны» сказано: «7 декабря Ставка поставила перед командованием Закавказского фронта задачу в двухнедельный срок подготовить и провести десантную операцию по овладению Керченским полуостровом». Высадка ­войск была возложена на Черноморский флот и входившую в его состав Азовскую военную флотилию.
Но всё сразу же пошло несколько не так, как планировалось: 17 декабря началось второе крупное наступление гитлеровцев на Севастополь, советское командование срочно перебросило туда часть сил, предназначавшихся для десантирования, а саму операцию отложило на пять дней.
Затем свои коррективы внесла и погода. «Операция началась в крайне неблагоприятных условиях, – писал в 1-м номере «Военно-исторического журнала» за 1962 год генерал-лейтенант инженерных войск Александр Иванович Смирнов-Несвицкий, начальник инженерных войск Закавказского фронта. – Буксируемые средства высадки (шлюпы, баркасы) заливало водой и отрывало от буксиров. Буксирные суда вынуждены были уменьшать ход. 26 декабря отряды высадили десанты в Камыш-Буруне и в Старом Карантине, а также в районе мыс Зюк – мыс Хрони. Некоторые отряды с десантом не смогли подойти к местам высадки и возвратились обратно… 27 декабря погода ещё больше ухудшилась и не дала возможности продолжать высадку».
К тому же 30 декабря в Керченском проливе начался ледоход, и тогда было принято дерзкое решение: подготовиться к переправе по льду, чтобы на тот берег перешла хотя бы пехота.
Генерал Смирнов-Несвицкий писал: «Начальник инженерных войск 51-й армии полковник Шурыгин В.П. со своим штабом организовал инженерную разведку льда в проливе и одновременно начал сбор подручных средств для оборудования переправ по льду. Кроме того, штаб инженерных войск срочно разработал и разослал войскам чертежи для изготовления на месте ледоступов, лыж, салазок, саней для передвижения людей по льду и перевозки материальной части».


Впереди, привязанные друг к другу верёвками, двигались гуськом сапёры, измерявшие толщину льда


В мирных условиях всё было бы несколько проще и чётче: провели бы инженерную разведку, наметили и проложили пути, доложили руководству, после чего пустили бы ­войска по ледовым маршрутам. В ходе боёв всё пришлось делать одновременно: впереди, привязанные друг к другу верёвками, двигались гуськом сапёры, измерявшие толщину льда, укладывавшие доски на трещины и другие опасные места. Сразу за ними шли уже стрелковые подразделения – в колонну по одному, таща на «волокушах» станковые пулемёты. К 6 января удалось переправить около 13 тысяч человек – целую дивизию. Затем, однако, переправа была приостановлена из-за «отсутствия полного ледостава».
К середине января температура вновь резко упала – примерно до минус 20, и если в южной части пролива, от Керчи до Еникале, вода была чистой, то в районе посёлка Жуковка простирались сплошные ледяные поля. Местные рыбаки согласились провести сапёров по этому льду – точнее, сначала они сами прошли с одного берега на другой и только во второй раз, убедившись в возможности безопасного движения, повели с собой бойцов и командиров 75-го инженерного батальона.
«По восьми маршрутам было направлено восемь групп по 10 – 12 человек каждая во главе с офицером и одним-двумя проводниками-рыбаками, – писал генерал Смирнов-Несвицкий. – Разведывательные группы 75-го инженерного батальона, выделенные для разведки льда в Керченском проливе, имели с собой средства для обозначения маршрутов по льду и средства телефонной связи с командным пунктом начальника инженерных войск фронта. Через каждые 2 км пройденного пути разведчики докладывали о состоянии льда, его толщине, о проведении необходимых работ для усиления льда и о готовности прокладываемых маршрутов. Примерно к 14 часам 19 января разведка достигла берега Таманского полуострова и установила телефонную связь со штабом ледовой переправы, который расположился в Жуковке. Донесения были благоприятные: толщина льда всех 8 маршрутов колебалась от 14 до 20 сантиметров, ледостав сплошной, трещин и майн не встречалось».   
Переправа началась уже к исходу этого дня… По льду теперь пошла не только пехота, но и поехали гружёные автомобили, двинулись артиллерийские орудия на конной тяге. Через каждые три километра пути располагался контрольный пост, и каждый трёхкилометровый отрезок трассы обеспечивался своей группой сапёров. Маршрут на правом фланге войска проходили за пять часов, на левом и в центре – за два – два с половиной часа. Массированное движение осуществлялось лишь ночью, а днём – только в случае тумана или снегопада; при ясной погоде проезжали лишь одиночные повозки, так что противник и не догадывался о существовании этой ледовой переправы. Зато транспортные и десантные суда, следовавшие в Крым, немцы бомбили ежедневно.
Конечно, всё было непросто и очень опасно. Если водители не выдерживали дистанцию, лёд ломался и автомобили тонули – таким образом ушло под воду около 60 машин. (Напомним, что всего было переправлено шесть с половиной тысяч автомобилей). Но поскольку  машина тонула за 15–20 минут, сапёры успевали её разгрузить, а потом, благо глубина была небольшой, водолазы сумели поднять весь потерянный транспорт, и он после ремонта был возвращён в строй. В общем, потери при переправе были минимальными.
К сожалению, Керченско-Феодосийская операция закончилась катастрофой, войска Крымского фронта понесли очень серьёзные потери. На фоне всего произошедшего о ледовой переправе, равной которой не знает история, просто  забыли.
Но беспримерная переправа имела место: впервые своим ходом из Тамани в Крым автотранспорт пошёл благодаря генерал-лейтенанту инженерных войск Александру Ивановичу Смирнову-Несвицкому. Фронтовым подвигом наших сапёров мы вправе гордиться.

Автор