Уникальный парусник во Владивостоке

Третьего июня во Владивосток прибыл барк «Седов», занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как самый крупный из сохранившихся до наших дней учебный парусник. На его борту проходят практику курсанты высших учебных заведений Росрыболовства — будущие капитаны, штурманы, механики, радисты.

Парусник со стальным корпусом и вспомогательным двигателем был спроектирован в 1919 году в Германии. Длина — 117,5 метра, водоизмещение — 7320 тонн, экипаж — 240 человек, площадь парусов — 4192 квадратных метра. В 1920 году он был заложен по заказу бременского судовладельца Фридриха Виннена на судоверфи «Германия» Фридриха Круппа в г. Киль. Первоначально носил имя «Магдалена Виннен II» в честь дочери заказчика. Спущен на воду, вступил в строй и вышел в первое плавание в 1921 году. Первоначально барк использовался для перевозки грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 году барк был продан судоходной компании «Норддойчер Ллойд». Новый владелец присвоил судну имя «Коммодор Йонсен», оборудовал его кубриками на 70 кадет и стал использовать не только для грузовых перевозок, но и в учебных целях.

В годы Второй мировой войны судно числилось в составе вспомогательного флота нацистской Германии в качестве буксируемой баржи при доставке военных грузов в Балтийском море.

В декабре 1945 года парусник в счёт репараций перешёл Советскому Союзу.

11 января 1946 года стал принадлежать Советскому Военно-Морскому Флоту и носить имя русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.  Переведён в разряд учебных парусников.

В 1966 году барк был передан Министерству рыбного хозяйства СССР. В 1975-1981 годах он прошёл капитальный ремонт и модернизацию на Кронштадтском морском заводе, получив кубрики для 164 курсантов, учебные классы, актовый зал, кают-компанию, столовые, спортзал, музей, сауну.

В 1991 году судно передали Мурманскому государственному техническому университету.  В апреле 2017-го — Калининградскому государственному техническому университету со сменой порта приписки с Мурманска на Калининград.

Сейчас парусник  участвует в кругосветной экспедиции, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Это уникальный проект по длительности переходов учебно-парусного флота Росрыболовства. В сумме это почти 100 тысяч морских миль, или четыре длины экватора. В нём участвуют учебные парусники «Паллада», «Седов» и «Крузенштерн». Практику на них проходят более 600 курсантов вузов Росрыболовства, Минтранса, зарубежных вузов. Распоряжением Правительства РФ экспедиция получила статус официального государственного мероприятия.

В кругосветную экспедицию барки «Седов» и «Крузенштерн» отправились из Калининграда 8 декабря 2019 года. «Паллада» отчалила из Владивостока 1 ноября 2019 года. «Седов» и «Паллада» совершают полноценные кругосветные плавания, «Крузенштерн» — трансатлантический переход. Парусники посетили около 40 портов Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки и Океании. В портах захода по маршруту кругосветной экспедиции состоялись мероприятия, посвящённые памяти российских мореплавателей и исследователей Мирового океана, а также посещение воинских мемориалов и памятных мест Второй мировой войны.

Впервые в истории три парусника Росрыболовства встретились в феврале 2020 года в южной Атлантике (район островов Южная Георгия) на участке между портами Ушуайя (Аргентина) и Кейптаун (ЮАР) и приняли участие в совместной 200-мильной регате. Завершить миссию — достичь антарктической станции Беллинсгаузен и доставить полярникам вымпел кругосветной экспедиции Росрыболовства — взяла на себя инициативная группа российских яхтсменов под руководством центра «Морская практика» — многолетнего партнёра парусников по образовательной деятельности.

После регаты начался второй этап кругосветного плавания, посвящённый Победе над фашизмом.

В конце апреля парусники  «Седов» и «Паллада» снова встретились  и продолжили кругосветную экспедицию вместе, двигаясь одним маршрутом — через Сингапур до Владивостока.

Кстати, капитан «Паллады» Николай Зорченко с 2011 по 2014 год был капитаном барка «Седов», и под его началом парусник прошёл кругосветку в 2012-2013 гг.

У Малаккского пролива к ним присоединился морской буксир Тихоокеанского флота «Калар» для обеспечения безопасности плавания барка «Седов» и фрегата «Паллада» при их следовании Малаккским и Сингапурским проливами.

Главный день кругосветной экспедиции, посвящённой 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, экипаж и курсанты встретили в водах Южно-Китайского моря.  Ровно в восемь утра под звуки гимна Российской Федерации на флагшток был поднят сшитый для особо торжественных случаев государственный флаг, выходящий за флотские стандарты, площадью 24 квадратных метра. В тёплые воды Южно-Китайского моря в память о погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов были  спущены венки. Павших героев почтили минутой молчания.  День продолжила акция «Бессмертный полк»: более 30 человек прошли по главной палубе с портретами родных — тружеников тыла и ветеранов Великой Отечественной войны. Чуть позже участники акции поделились воспоминаниями о подвигах близких, которые положили жизнь на алтарь Победы. По общесудовой трансляции звучали песни военных лет. Завершилось торжество вечером памяти и концертом.

Оба парусника в начале июня прибыли к российским берегам.

Командование Тихоокеанского флота на основании обращения ректора Калининградского технического университета приняло решение обеспечить стоянку барка «Седов» в  период его захода во Владивосток.  Учебное парусное судно ошвартовано в самом центре приморской столицы — на Корабельной набережной, где расположен основной причал кораблей Приморского объединения разнородных сил ТОФ, и будет здесь находиться до 27 июня.

 

По  материалам из  открытых  источников подготовила  Наталья  РОНДАЛЕВА.

Фото В.СЕМИДЬЯНОВА, И.ГИЛЯЗУТДИНОВА.