Судьбою предначертано летать


Династия Ресницких широко известна в среде военных авиаторов.

На чём только не умеет летать заслуженный военный лётчик, старший лётчик-испытатель полковник запаса Юрий Ресницкий. За годы службы в Государственном лётно-испытательном центре (ГЛИЦ) имени В.П. Чкалова он освоил порядка 40 различных типов самолётов и вертолётов, имеет налёт более 7 тысяч часов, несколько раз совершал рекордные перелёты и принимал участие в испытании новых типов летательных аппаратов и авиационной техники. Неудивительно, что его два сына также пошли в испытательную авиацию, а теперь ещё и внук выбрал делом жизни лётную карьеру.

С мечтой о лётно-испытательной работе
Ощущение, что Юрий Петрович может говорить об авиации бесконечно. При этом он из тех людей, кто не стремится к публичности, а просто выполняет свою работу – ответственную, тяжёлую, но невероятно интересную. Старший Ресницкий сейчас в запасе, но его взгляд по-прежнему устремлён в небо, туда, где прошли самые счастливые годы его службы.
Когда-то, начитавшись о первом беспосадочном перелёте Валерия Чкалова, арктических полётах Михаила Водопьянова, Юрий Ресницкий и сам загорелся мечтой о небе. Оказалось, желание научиться летать – это у них семейное. Ещё его дядя, прошедший Великую Отечественную войну, грезил самолётами, а старший брат пошёл в гражданскую авиацию. Второй его дядя на войне был полковым разведчиком. Поэтому и военная служба была для молодого парня близка по крови. Когда же совершил первый космический полёт военный лётчик-истребитель Юрий Гагарин, выбор был сделан окончательно.
Однако в истребительную авиацию Ресницкий не попал: в военкомате его определили к поступлению в Сызранское высшее военное авиа­ционное училище лётчиков, которое он окончил в 1970 году с золотой медалью. «Запомнился, конечно же, первый полёт на Ми-1. То чувство, когда сам поднял машину в небо, не передать. Ощущается каждое отклонение штурвала, каждое движение», – с улыбкой предаётся воспоминаниям Юрий Петрович.
После выпуска лейтенанту Ресницкому предложили остаться в качестве инструктора в училище, на что тот с радостью согласился и четыре года выдавал путёвки в небо молодому пополнению авиаторов.
Там же Юрий Ресницкий узнал, что в училище приедет комиссия для отбора кандидатов в лётчики-испытатели, – в тот год впервые набирали вертолётчиков. Молодой старший лейтенант сразу написал рапорт. Но оказалось, что не проходит по самой безобидной, казалось бы, причине – по возрасту. Тогда требовались специалисты до 25 лет, а Ресницкому уже исполнилось 26.
«И вот однажды я спокойно работаю, как мне звонит начальник училища, чтобы я срочно взял свою медицинскую и лётную книжки и бежал в штаб», – вспоминает Юрий Петрович. Оказалось, что один из кандидатов уехал в санаторий и не смог присутствовать на отборе. Тогда руководство военного училища и предложило рассмотреть способного инструктора, который к тому моменту уже был мастером спорта по вертолётному спорту и лётчиком 1-го класса.
Члены комиссии во главе с лётчиком-испытателем генерал-майором Сергеем Дедухом ознакомились с личным делом, лётной и медицинской книжками Ресницкого, задали ряд профессиональных вопросов. Это было только начало испытаний, зато каких!
«Я не знал, что нас ожидает, поскольку был в первом наборе вертолётчиков, но был уверен, что справлюсь. Своё дело я знаю и люблю, так чего мне бояться?» – так рассуждал тогда Юрий Петрович. Это и помогло ему пройти нелёгкий отбор, окончить Центр подготовки лётчиков-испытателей и получить назначение в испытательный центр ГЛИЦ имени Чкалова, базирующийся на Подмосковном аэродроме Чкаловский, а в последующем дорасти до военного лётчика-испытателя 1-го класса.
«Есть у нас умелец один, вертолётчик…»
Юрий Ресницкий участвовал в освоении и модернизации различных типов летательных аппаратов, авиационной техники и вооружения для них. За специальные испытания дооборудованного вертолёта Ми-8 для постановки помех в интересах советских войск в Афганистане был награждён орденом Красной Звезды. Он был одним из тех, кто разрабатывал и опробовал «афганский заход» по спирали на военно-транспортных самолётах.
Однако в испытаниях самолётов Ресницкий начал участвовать не сразу. После окончания Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске Юрий Петрович освоил, как и положено, четыре новых вертолёта. Однако по своему желанию изучил и сдал зачёты по самолётам Ил-14 и Ан-26. Официального допуска никто вертолётчику тогда дать не мог, поэтому интересовался самолётами Ресницкий больше для себя.
Когда была разработана лазерная система захода на посадку ночью, Ресницкого отправили испытывать новинку на Ан-26. Во время этой задачи он совершил 14 ночных вылетов в качестве ведущего лётчика-испытателя, подтвердив, что лётчик быстрее осваивает данную систему захода на посадку, чем заход по приборам. Узнав результаты выполненных полётов, заместитель командира эскадрильи полковник Норайр Казарян вместе с Юрием отправился к начальнику управления генерал-майору Геннадию Бутенко со словами: «Есть у нас тут умелец один, вертолётчик… Надо давать ему допуск».
Тогда генерал ещё не знал, что этот молодой авиатор добьётся не только допуска, но и в последующем сам станет начальником испытательного центра ГЛИЦ имени Чкалова, в качестве ведущего лётчика примет участие в государственных и специальных испытаниях самолётов Ан-32, Ан-72, Ил-78, Ан-124, Ан-225.

Вокруг Земли к новым рекордам
Одними из самых запомнившихся полётов для военного лётчика-испытателя стали его мировые рекордные перелёты на Ан-124 «Руслан»: на дальность по замкнутому маршруту без дозаправки и вокруг земного шара, за выполнение которых он награждён орденом Красного Знамени.
«Штурман-испытатель полковник Александр Смирнов, с которым мы уже совершали длительные перелёты, однажды предложил, а сможем ли мы на нашем «Руслане» побить рекорд американцев на стратегическом бомбардировщике В-52Н по дальности полёта по замкнутому маршруту без дозаправки. На тот момент мировой рекорд был 18 246 км, – рассказывает Юрий Ресницкий. – Мы решили преодолеть 20 тысяч км, то есть пролететь расстояние, равное половине протяжённости экватора».
Планируемый маршрут рекордного перелёта пролегал по перимет­ру территории Советского Союза, и лётчики-испытатели подумали, а не поможет ли в их задумке погода? «Мы проанализировали синоптические карты за последние несколько лет и поняли. Ту основную часть маршрута в этот период мы сможем выполнить с попутным ветром из-за установившихся циклонов, а значит, сможем ещё установить рекорд по скорости, обогнав американский бомбардировщик», – отмечает лётчик-испытатель. Использовали советские авиаторы и ещё одну хит­рость, а именно при заправке заливался охлаждённый на специальных установках керосин, из-за чего топ­лива в баки вошло больше по массе.
Задумка наших испытателей оказалась успешной: взлетев 6 мая 1987 года, они преодолели 20 150.92 километров, пробыв в полёте 25 часов 31 минуту. А если учесть, добавляет Ресницкий, что каждую контрольную точку на маршруте облётывали на расстояние не менее 10 км, то реально прошли 21 тысячу километров. То есть «Руслан» фактически перекрыл и рекорд дальности полёта по прямой в 20 168 км, установленный всё теми же американцами.

А в декабре 1990-го экипаж
Ан-124, в составе которого был и Юрий Ресницкий, совершил ещё один беспрецедентный полёт, за 72 часа 16 минут облетев вокруг Земли, преодолев два полюса и расстоя­ние в 50 005 километров, установив семь мировых и 10 всесоюзных рекордов.
Инициатором идеи стали наши военные лётчики-испытатели во главе с начальником Государственного научно-испытательного института ВВС (ныне ГЛИЦ имени Чкалова. – Прим. авт.) генералом Львом Козловым. Руководство Военно-воздушных сил поддержало задумку и начался процесс согласования.

Одними из самых запомнившихся полётов для военного лётчика-испытателя стали его мировые рекордные перелёты на Ан-124 «Руслан»

Рекордный полёт начался 1 декабря 1990 года по маршруту Мельбурн – Южный полюс – Рио-де-Жанейро – точка пересечения экватора и нулевого меридиана – Касабланка – Северный полюс – Елизово (Камчатка) – точка пересечения экватора с 180-градусным меридианом – Мельбурн. Более 90 процентов маршрута пролегало над территориями океанов. При подлёте к Антарктиде экипаж вошёл в зону полярного дня, а после дозаправки в Касабланке для них началась самая продолжительная ночь, длившаяся около суток.
Не обошлось и без трудностей. В районе экватора лётчиками отчётливо просматривался грозовой фронт, который мог помешать вой­ти в точку 00°00’ широты и 00°00’ долготы. Если обходить фронт восточнее, то самолёт попадает в воздушное пространство Африканского континента, полёт над которым не был заявлен. Но удача благоволила испытателям – грозовой фронт начал распадаться, облака оказались ниже высоты полёта, и маршрут был пройден без отклонений. А вот приземлиться на дозаправку в Елизово, как было изначально запланировано, не получилось из-за тайфуна, бушевавшего в тех краях. Тогда было принято решение идти на запасной аэродром Воздвиженка в Приморье. «Топливозаправщики на том аэродроме способны дать чуть больше 17 тонн керосина, а нашему гиганту необходимо 220. Тогда отлично сработала наземная служба», – объясняет Ресницкий.
«Перелёт был не только рекордным, но ещё и испытательным. Если над Северным полюсом мы уже знали, как ведёт себя пилотажно-навигационный комплекс «Руслана», то над Южным мы впервые испытывали системы навигации. Но самолёт прекрасно себя показал», – отмечает Ресницкий.
4 декабря Ан-124 «Руслан» приземлился в Мельбурне – финальной точке кругосветного перелёта. А уже на Чкаловском Юрия Петровича с нетерпением встречала семья: «Я сходил с трапа вторым после генерала Козлова. До сих пор помню, как младший мой, Сергей, кинулся навстречу и обнял». Возможно тогда мальчик и определил свою судьбу.

В любой ситуации – на высоте
Сейчас Сергей Ресницкий уже полковник, исполняет обязанности заместителя начальника ГЛИЦ имени Чкалова по военно-политической работе, является лётчиком 1-го класса и старшим лётчиком-испытателем.
О том, кем стать в будущем, он даже не задумывался. Помимо его легендарного отца, с авиацией был связан дед по маминой линии – тоже лётчик 1-го класса, инструктор в Сызранском училище лётчиков майор Сергей Покатилов. «Когда я приезжал к нему ребёнком, он часто брал меня с собой в училище, на аэродром. А однажды у нас с ним состоялся разговор, в котором я пообещал, что обязательно пойду в лётное», – воспоминает Сергей. Уверенный хорошист в школе, он мог поступить в любой гражданский вуз, но душа лежала к уже ставшему родным Сызранскому училищу, и слово он своё сдержал.
Так же как отец, Ресницкий-младший не смог определиться, какой же род авиации любит больше, поэтому освоил несколько типов самолётов и вертолётов. Он умеет летать на Ми-24 и Ми-8 различных модификаций, уверенно чувствует себя за штурвалом Ан-26, Ан-30, Ил-18, Ил-20, Ил-22, Ил-86.
Правда, в испытатели Сергей тоже попал не сразу. До этого довелось участвовать в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. С 2000 года на протяжении семи лет он был командиром кораб­ля Ил-22, обеспечивающего управление ретрансляцией. «В то время работа была интенсивной: мы в небе ежедневно находились по девять часов. Было всё: отказы двигателей, оборудования, полёты в сложных метеоусловиях, порой даже шли ниже установленного минимума. Но справлялись. Спасибо преподавателям училища, которые передавали нам свой богатейший опыт, полученный в Афганистане», – вспоминает о тех днях полковник Ресницкий.
И только после окончания Военно-воздушной академии
имени Гагарина судьба привела его в испытатели. «Не любой может пойти в эту профессию. Должны быть высокая лётная подготовка, теоретические знания, да и определённый склад характера», – говорит Сергей.
Их профессия по праву считается одной из самых опасных в мире – каждый вылет испытателей сопряжён с риском для жизни.
Задач у испытателей хватает и по сей день. Поступление новой и модернизированной техники и авиа­ционного оборудования – в том числе их заслуга. «У нас сейчас идёт плотное взаимодействие с Воздушно-десантными войсками. Поэтому в филиале ГЛИЦ проводится множество испытаний по возможности транспортирования различной техники, боевых машин, автомобилей при помощи самолётов. Изучаем особенности швартовки, как высота и различные манёвры самолёта влия­ют на технику, как эта техника сказывается на управлении летательным аппаратом», – поясняет офицер.
Старший брат Сергея – ведущий инженер-испытатель ГЛИЦ подполковник Олег Ресницкий, пообщаться с которым, к сожалению, тогда не удалось, – в это время он находился в командировке. Ещё один представитель лётной династии сын Сергея Дмитрий сейчас учится на третьем курсе Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков. «Он сдал экзамены на высокие баллы и мог пойти практически в любой вуз. Но выбрал судьбой авиацию и родное нашей семье училище», – с гордостью за сына говорит Сергей. И судя по тому, что парень идёт на золотую медаль, смена у династии Ресницких подрастает достойная.

Фото из семейного архива