Кадетские организации по своим функциям направлены на обучение несовершеннолетних обучающихся по общеобразовательным программам в единстве с подготовкой к военной или иной государственной службе. Военная направленность обусловливает установившуюся систему взаимодействия кадетских организаций с Военными учебными центрами (ВУЦ) гражданских ВУЗов.
В кадетских организациях ведется обязательная постоянная и систематическая начальная подготовка воспитанников к военной и гражданской службе, широко развернутая военно-профориентационная работа. Кадеты – одни из наиболее подготовленных абитуриентов, отличающихся самодисциплиной, универсальными учебными умениями, хорошей физической подготовкой, сформированной гражданско-патриотической позицией.
В настоящее время появились новые возможности профессионального самоопределения, выбора и совмещения кадетами специальностей как в военной сфере, так и в гражданских сферах наукоемких технологий и технологий двойного назначения в интересах обеспечения обороноспособности, научного, технологического и индустриального суверенитета страны.
Преимущество взаимодействия кадетских классов с ВУЦ гражданских ВУЗов позволяет воспитанникам кадетских классов получать высшее военное и гражданское образование в ВУЦ, что является приоритетом в военно-профессиональном самоопределение воспитанников и определяется уставными целями.
Основной акцент при проведении занятий с кадетами школ г. Москвы был направлен на реализацию при обучении дискуссионных и игровых методов.
Хотя учебная дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями и мнениями, взаимодействие преподавателя с учениками строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников, их дискуссии для углубленного и разностороннего обсуждения сказанного. При этом педагог регулирует соблюдение принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности, заботится о согласованности в рассмотрении проблем, помогает в организации самоанализа и выработке общего подхода [ 2 ].
Применение же методов игрового обучения до недавнего времени в учебном процессе было крайне незначительно. Однако, в последние годы, такому методу стали уделять пристальное внимание и активно включать в образовательные программы.
В процессе игры замечено продуктивное творческое поисковое мышление учеников.
Для учебной игры характерна замена выбранных неудачных решений на другой ряд для определения преимуществ и недостатков ранее опробованных решений. Поэтому игровая ситуация может проигрываться несколько раз из-за многовариантности ролевого поведения каждого обучающегося.
Игры формируют у учеников навыки самостоятельной работы, способность профессионально оценивать ситуации, управлять коллективом, принимать решения с организацией их выполнения [ 3 ].
В настоящее время в ВУЦ при РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина при проведении учебных мероприятий с кадетами школ города Москвы используются дискуссионные и игровые методы по следующим вопросам:
1. Анализ военной доктрины Российской Федерации в условиях проведения специальной военной операции (СВО).
При анализе существующей военной доктрины РФ в условиях проведения СВО за счет дискуссионных методов и с использованием методики «круглого стола» студентам на обсуждение выносятся следующие положения:
— приверженность России к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов ее союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера;
— необходимость уточнения положений Военной доктрины и дополнительного внесения в нее раздела «Защита населения и территорий, материальных и культурных ценностей в военное время»;
— анализ событий, предшествующих началу специальной военной операции Российских Вооруженных сил на территории востока Украины, выявили ряд особенностей, которые можно отнести к особенностям современных военных конфликтов, в первую очередь — особенности, влияющие непосредственно на защиту гражданского населения и обеспечение его выживания в условиях военного конфликта непосредственно в зонах боевых действий.

2. Особенности организации и систематизации данных по обеспечению войск горюче-смазочными материалами в условиях СВО.
Для максимального понимания кадетами организации обеспечения войск горюче-смазочными материалами в условиях СВО в режиме дискуссии «преподаватель-ученик» на обсуждение выносятся следующие вопросы:
— организация и планирование обеспечения ГСМ воинской части в мирное время. В процессе обсуждения данного вопроса основное значение придается формулированию основных обязанностей начальника службы горючего воинской части. При планировании обеспечения ГСМ на круглом столе студенты учатся на реальных объектах определять потребность воинской части в ГСМ, разрабатывать планы обеспечения горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями, выполняя роль военнослужащих с различными должностями – командир воинской части, начальник штаба, начальник службы снабжения ГСМ и др.

Таким образом, в рамках выполнения образовательно-просветительских мероприятий «Служба обеспечения горючим – основа обороноспособности страны» ВУЦ успешно внес свой вклад в пропагандирование службы горючего и смазочных материалов ВС РФ среди учащихся кадетских классов школ г. Москвы.
Опыт организации данных мероприятий может быть использован при проведении занятий в кадетских классах и преподавании дисциплины ОБЖ в общеобразовательных школах г. Москвы.
Авторы:
Начальник Военного учебного центра при РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина, к.т.н., полковник – Лавренчук А.И.
Заместитель начальника Военного учебного центра при РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина, подполковник – Исаев Д.В.
Преподаватель Военного учебного центра при РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина, к.х.н. – Кильянов М.Ю.
Начальник цикла, старший преподаватель Военного учебного центра при РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина, подполковник – Ломовский В.М.
Список литературы:
1. Заикин М.В. Разработка и апробация программы профессионального самоопределения воспитанников кадетских организаций во взаимодействии с военным учебным центром университета. // ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2024 № 1 (241), стр. 21 – 31.
2. Асейкина Л.С. Дискуссия как форма интерактивного обучения курсантов на занятиях по дисциплине «русский язык и культура речи». // Теория и практика общественного развития (2015, № 10), стр. 224 – 227.
3. Зимин С.И., Керенцев М.М., Зенченкова Е.А. Дидактические основы организации и проведения игрового обучения в военном вузе. // Достижения вузовской науки 2013, стр. 32 – 38.