А. АЛЕКСАНДРОВИЧ
В Третьих Всероссийских соревнованиях по морской робототехнике «Восточный бриз-2020», состоявшихся во Владивостоке, приняли участие 19 команд, представлявших Военно-Морской Флот России, силовые структуры и научные объединения. В течение нескольких дней на водной станции ЦСКА они выясняли, кто лучше управляет подводными роботами.
— Вижу бортовой самописец с характерной надписью, — докладывает оператор телеуправляемого подводного необитаемого аппарата Евгений Орловцев.
— Какого цвета? — спрашивает судья.
— Оранжевый самописец…
Евгений Орловцев, управляя аппаратом через джойстик, не отрывает взгляд от мониторов. На них в точности отражается все, что видит в этот момент подводный робот на дне акватории водной станции ЦСКА. Песок, камни, водоросли и ракушки. Но главное — заранее разложенные предметы, которые аппарату и его оператору предстоит найти. Команды поэтапно выполняют задания чемпионата.
— По регламенту — пять упражнений для аппаратов, — разъясняет один из судей чемпионата Евгений Рабинович. — Что для легкого класса, что для тяжелого. Первое упражнение — осмотр бонно-сетевых заграждений на предмет целостности и наличия посторонних предметов. Второе упражнение — осмотр кабельной линии и удаление с кабеля посторонних предметов при их наличии. Третье упражнение — поиск и обнаружение объектов на дне. Это крыло самолета, миноподобный объект и бортовой самописец. Четвертое упражнение — поиск и обнаружение якоря, подготовка его к подъему. И пятое упражнение — осмотр подводной части корабля на предмет инородных тел.
Все эти задачи хорошо знакомы участникам соревнований. Каждая команда неоднократно выполняла их у себя в регионе, на тренировках или при реальном использовании своих подводных аппаратов. К примеру, представителям Черноморского флота из Новороссийска не первый раз приходится заступать в подводный дозор.
— Аппарат VideoRay — легчайший аппарат в своем классе, — объясняет оператор, водолаз второго класса Евгений Орловцев. — Нам он очень нравится по своим техническим характеристикам. Мы его часто используем для обследования «режимной» глубины. Чтобы не делать холостой спуск водолазу, мы опускаем робота. Определяемся с характером и объемом работы. И потом уже принимаем решение, исходя из данных, которые мы получили благодаря нашему роботу. Мы работаем с ним и на течениях, и в условиях плохой погоды. Он мобильный и компактный, массой всего 6 кг. Но при этом робот имеет все самые необходимые функции для продуктивной работы. Например, при обследовании мест крушений самолетов или судов.
Представители Черноморского флот из Новороссийска — лишь одна из команд, приехавших во Владивосток со всей России для участия в Третьих Всероссийских соревнованиях по морской робототехнике «Восточный бриз-2020» (ранее они назывались «Аквароботех»). На церемонии открытия команды приветствовал командующий Тихоокеанским флотом России адмирал Сергей Авакянц.
— В соревнованиях принимают участие все четыре флота России, а также представители силовых структур, гражданских ведомств, научных организаций, — отметил командующий ТОФ.
— Каждое такое соревнование дает импульс для творчества, для технических находок. Пусть победит сильнейший, а мы обеспечим объективное судейство.
Турнир по морской робототехнике проводятся в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Юрия Борисова. Организатором соревнований является Фонд перспективных исследований при поддержке Министерства обороны России, коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, МЧС России, Министерства транспорта, Объединенной судостроительной корпорации, Росгвардии, Дальневосточного федерального университета и Морского государственного университета имени адмирала Невельского. Главным судьей соревнований является заместитель командующего Тихоокеанским флотом по вооружению контр-адмирал Игорь Королев.
— Мы считаем развитие робототехники одним из перспективных направлений, — говорит он. — Главнокомандующий ВМФ и Морской научный комитет уделяют этому очень серьезное внимание. Существует целая концепция развития робототехнических комплексов. И вот уже третий год мы на практике проверяем, насколько продвинулись в этом направлении. Смотрим, насколько применимы те роботы, которые существуют сегодня. Насколько умело управляют ими коллективы Минобороны и других ведомств. Мы смотрим образцы проектно-технических организаций и примеряем их к своим задачам. Это и поисковые задачи, и осмотровые. Причем не только при исследовании корпусов кораблей, но и, к примеру, трубопроводов в прибрежной и дальней морских зонах, а также различных объектов, которые представляют интерес и требуют детального рассмотрения на морском дне. Недавно в Марианскую впадину погружался демонстратор «Витязь-Д». ТОФ надеется получить его для обучения расчетов работе на такой сложной технике. В ближайшей перспективе аппараты могут решать задачи охраны и мониторинга Мирового океана. Вне всяких сомнений, они займут достойное место в системе обороны государства и его морских границ.
Соревнования проходили в непростых погодных условиях. Если в день их открытия водная станция ЦСКА во Владивостоке была затянута туманом, то на следующий день соревнования пришлось прервать из-за ветра. Он поднимал на море волны, которые не только грозили разбить о пирс подводные аппараты команд, но и даже смыть с него палатку, из которой операторы управляли роботами.
Самая многочисленная категория роботов, принимавших участие в соревнованиях, — телеуправляемые необитаемые подводные аппараты, которым команды подаются оператором по кабелю. Оператор в режиме реального времени управлял устройством при помощи джойстика. Они были представлены как переносными устройствами, так и смонтированными в ходовых рубках водолазных и противодиверсионных катеров.
Следующая категория — автономные подводные аппараты. Этим управление напрямую уже не требуется. Программа действий закладывается им заранее, и под водой они выполняют ее. В этом случае операторам нужно обладать еще и навыками программирования.
Самая малочисленная категория — безэкипажные катера, то есть роботы уже не подводные, а надводные.
Телеуправляемые аппараты в большинстве случаев используются при поисково-спасательных работах. Поэтому неудивительно, что в «Восточном бризе-2020» принимала участие сборная МЧС России, состоящая из представителей Центра по проведению спасательных работ особого риска «Лидер» и Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра».
— Аппарат среднего класса «Мираж» предназначен для поиска и осмотра объектов, находящихся под водой на глубине до 500 метров, — рассказывает Роман Бушков, начальник группы аварийно-спасательных водолазных работ Центра «Лидер». — Этот робот оснащен видеокамерами по всему периметру. Также у него есть различные манипуляторы, которые могут как хватать, так и перерезать различные веревки и тросы. Данные роботы применялись при поиске самолета, потерпевшего крушение в Сочи, с военным оркестром на борту.
Вместе с силовиками в «Восточном бризе — 2020» участвовали и команды предприятий-разработчиков подводных роботов. Для них это не просто соревнования, а возможность продемонстрировать свои изобретения потенциальным заказчикам. Их аппараты — это новейшие образцы, которые еще только предстоит запустить в серийное производство. Лучшей в этот раз стала команда ФГБУ науки «Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова», которая представила аппарат «Водяной».
— В данном аппарате мы используем видеокамеру, — объясняет устройство робота главный научный сотрудник института Маис Фархадов. — Портативного аккумулятора хватает под водой в постоянном режиме работы на 2–3 часа, а то и больше. Есть процессор, который управляет движителями. Они обеспечивают погружение аппарата и всплытие. Кстати, аппарат хорошо держит плавучесть на любой глубине. Он может найти затонувшие объекты и при необходимости поднять их.
А вот обычный с виду катер проходит «змейку» между буями, затем начинает идти кругами, уклоняясь от встречных яхт и катеров. И только в бинокль можно увидеть, что находящиеся в кабине люди совсем не притрагиваются к штурвалу или кнопкам на панели приборов. Эта разработка концерна «Моринсис-Агат» — безэкипажный катер (БЭК) «Фарватер» — управляется в трех режимах: привычном — с ходового поста рулевым, телеуправляемом — когда команды подаются с берега и в автоматическом режиме — по заложенной программе. Именно в автоматическом режиме мы и наблюдали этот катер, когда он проходил дистанцию в Амурском заливе.
Победа в классе безэкипажных катеров досталась сахалинскому Центру технического творчества молодежи «Техносфера» и АО «Концерн «Моринсис-Агат»». По итогам соревнований в номинации автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) легче 300 килограммов первое место заняла команда Тихоокеанского флота, выступавшая с аппаратом «Галтель». Лучшими в этой же номинации с АНПА тяжелее 300 килограммов стали специалисты Института проблем морских технологий ДВО РАН.
Среди телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА) класса «А» лучшие результаты показала команда частей центрального подчинения Министерства обороны, в классе «Б» победителями стали специалисты из Севастополя.
Лучшей среди представителей организаций-разработчиков ТНПА класса «А» признана команда ФГБУ науки «Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова».
Команды операторов и разработчиков подводных роботов ждут в Приморье и в следующем году. Организаторы обещают приготовить сюрприз — новую акваторию для соревнований, чтобы работы подводные аппараты выполняли уже на реальных глубинах.
Фото В. Еленкина