По заслугам и честь

На протяжении двух недель на полигоне Дубровичи Рязанской области проходили соревнования «Авиадартс».

Экипажи военных летчиков из России, Белоруссии, Казахстана и Китая демонстрировали свое мастерство на Су­-27, Су-­30, МиГ-­29, Су-­25, Су­-24, Су­-34, Ка­-52, Ми­-24 (Ми­-35), Ми­-28Н, Ми­-8 и  Ил-­76, а китайские летчики на своих самолетах JH­7А (бомбардировочная авиация). Общекомандное первое место осталось за россиянами. Во всех четырех номинациях равных им не было. Победителями в соревнованиях среди летчиков штурмовой авиации стала пара штурмового авиационного полка на самолетах Су-­25СМ капитана Сергея Сапилина и старшего лейтенанта Антона Кислова. Лучшими среди летчиков бомбардировочной авиации стали экипажи Су­34 отдельного бомбардировочного авиаполка капитана Алексея Белонога и старшего лейтенанта Станислава Корецкого. В номинации «Боевые вертолеты» второе место завоевала пара вертолетного полка на вертолетах Ка­-52 капитана Андрея Кузнецова и старшего лейтенанта Максима Ефимова. На одном из военных аэродромов Юга России пару триумфаторов в категории «Транспортно­боевые вертолеты» на Ми­-8АМТШ, завоевавших первое место, капитанов Романа Романютенко, Александра Шевцова со своими экипажами, встречали родные, сослуживцы, представители средств массовой информации.

 

Журналистский десант провезли мимо стройных рядов грузных Ми­-26. Неподалеку от них ждали своего часа воинственные Ми-­28. На их фоне Ми­-8 выглядели элегантными и почти ангельского вида, если бы не вооружение, размещенное на балочных держателях по бокам фюзеляжей.

Мираж на взлетке создавал некую футуристическую картину. Лишь рев вертолетных двигателей придавал сурового реализма. То и дело винтокрылые машины с красными звездами и символикой ВВС России проносились почти над нами.

На военном аэродроме шел обычный полетный день. Каждый из находившихся здесь занимался своим делом: наземные службы обеспечивали полеты, инженерно-­технический состав проводил регламентные работы, экипажи отрабатывали полетные задания. Ежедневно повышать уровень подготовки личного состава авиационной бригады ­ одна из основных целей, которую перед собой ставит командование, и результаты говорят сами за себя.

Кивая в сторону пролетавшего невдалеке Ми­-8, сопровождающий гостей заместитель командира бригады майор Василий  Кравченко замечает:

­ Это он на внешней подвеске тренируется доставлять негабаритные грузы. Например, пушку или какое-­либо другое вооружение. Приходиться и пожары тушить. Периодически подобные задачи возникают. Экипажи должны быть готовы ко всему.

­ А где же командир части? ­ поинтересовались журналисты. ­ Мы с ним сможем пообщаться?

­ Да. Наберитесь терпения, сейчас он вернется с полета, ­ ответил В. Кравченко.

Через несколько минут из приземлившегося Ми­-8 вышел среднего роста, крепкого телосложения офицер. Направляясь к нашей группе, на ходу отдавал какие­-то указания подчиненным. После небольшой паузы в вертолет сел новый экипаж и взмыл в небо.

­ Здравствуйте! Несмотря на то что встречаем наших победителей, никто службу и боевую подготовку не отменял, ­ как бы извиняясь, твердо произнес врио командира авиа-бригады подполковник Олег Авраменко. ­ Подлетное время два часа, пока предлагаю осмотреть технику, пообщаться с личным составом.

­ Авиабригада молода, ей будет только год. Но сколько за это время сделано! Например, успели в прошлом году завоевать первое место на «Авиадартсе», ­ с гордостью рассказывает Олег Авраменко. Прежде чем попасть на международный этап «Авиадартс», лучших определили в частях, потом в соединениях, объединениях и наконец на всероссийских соревнованиях. Отбор ребята прошли серьезный. Не подвели. Конкурс лучших из лучших. Награды сродни олимпийским.

Пятьдесят экипажей за несколько этапов соревнований показали свое мастерство как на земле, так и в воздухе. Призовые места во всех, без исключения, номинациях заняли российские летчики и специалисты инженерно­авиационной службы. В общекомандном зачете вторыми стали представители Беларуси, третьими ­ летчики из Казахстана, замыкают квартет асы из Китая.

Борьба оказалась настолько упорной, что опытные судьи до последнего не решались предугадать лидерство тех или иных участников. Так, например, в номинации «Армейская авиация (транспортно-­боевые вертолеты)» разрыв между победителями и серебряными призерами оказался минимальным.

Когда в донском небе появились несколько мерцающих точек и послышался гул приближающихся вертолетов, последовала команда: «Становись!» Командование, личный состав, главы муниципальных образований, летчики­ветераны встречали победителей хлебом-­солью и троекратным «ура!».

После торжественного церемониала удалось пообщаться с некоторыми из участников. По словам судьи международных игр полковника Вячеслава Никитина, начальника отдела боевой подготовки армейской авиации 4­й армии ВВС и ПВО, «Авиадартс» ­ это целый набор зачетных дисциплин ­ от физической подготовки до боевого применения воздушного судна. Оценка выставлялась по трем номинациям: «Техника пилотирования» (выполнение полетов строем и выполнение фигур пилотажа), «Разведка» (поиск определенных объектов), «Боевое применение».  Наши экипажи вернулись с победой ­ заняли 1­е место! В качестве приза кубок и автомобиль «УАЗ-­Патриот».

А вот как вспоминает о пережитом капитан Сергей Старухин, летчик­-штурман ведомого (второго) экипажа Ми­8АМТШ:

­ Для меня нынешний год удачный: получил очередное воинское звание «капитан», сдал на первый разряд по нырянию в длину, опять же победа на «Авиадартсе». Здорово. Моя семья следила за конкурсом и переживала. Сейчас жена Олеся и десятимесячная дочурка Алиса у родителей. Скучаю по ним, скоро увидимся. Рассказали, как смотрели телесюжет одного из региональных телеканалов, где у меня брали интервью. Радовались, плакали и гордились.

Подобные чувства испытал и руководитель местной ветеранской организации полковник запаса Юрий Чолохян, встречавший ребят:

­ Я хорошо знаю цену такой победы. Сам неоднократно участвовал в подобных соревнованиях, готовил экипажи. Большая радость для всех нас. Возрождается все то, что еще несколько десятков лет назад казалось утраченным. У молодежи горят глаза, они стремятся постигать вершины летной профессии, добиваться серьезных результатов.  27 августа 2016 года ­ 75 лет  31­му гвардейскому Никопольскому Краснознаменному ордена Суворова III степени истребительному авиационному полку имени Героя Советского Союза Н. Е. Глазова, к сожалению, расформированному в ходе реформ в 2009 году. Восемь с половиной лет я командовал этой частью. Нынешняя авиационная бригада дислоцируется на месте моего полка. Ветераны инициировали обращение к командованию объединения, его проект уже готов. Предварительная работа проводится. Инициативу поддерживают многие.  Если в двух словах, хотим восстановить историческую справедливость. Авиационная бригада заслужила честь присвоения ей почетного наименования.  Надеюсь, так и будет. Они этого достойны.

Действительно, за неполный год личный состав авиационной бригады успел побывать в Сирии, поучаствовать в контр-террористической операции на Северном Кавказе, надежно обеспечить воздушное прикрытие российско-­украинской государственной границы на таганрогском направлении, принять участие в тушении пожаров.

Один из победителей, Рома Романютенко, родился и вырос в глухом шахтерском хуторе на севере Ростовской области. Кругом бескрайние степи да терриконы. Казалось бы, сама судьба предопределила его будущий жизненный путь. Отец Николай Васильевич ­ шахтер, старший брат Андрей тоже пошел в забой. Вот только Роман, взрослея, все чаще посматривал в небо. Оно манило. Увлекся парашютным спортом. Большим авторитетом для парня стал родной дядя Александр Владимирович. Майор, борттехник, повидал и пережил на своем веку многое: Афганистан, боевые вылеты, тяжелую службу. Частенько они общались на разные темы. Вопросов в то время было много. На изломе оказалось все: развалился Советский Союз, в стране сменился общественный строй, один за одним по России прокатились экономические кризисы, а следом «горячие точки» и две чеченские кампании.

До поры до времени мама Наталья Владимировна не противилась увлечению летным делом младшенького, все лучше, чем после занятий в школе шататься по улицам. В Ейскую специальную школу-­интернат с первоначальной летной подготовкой отдала с легким сердцем. Парень окреп не только физически, но и морально. Серьезно стал готовиться к поступлению в военное училище. Родственники к такому решению оказались не готовы. Шутка ли, по собственной инициативе ­ да в армейский строй с его тяготами и лишениями. Но Роман решил подать документы в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Среди выпускников прославленного училища более пятидесяти Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, звание «генерал» присвоено свыше шестидесяти его выпускникам, более ста семидесяти удостоены звания «Заслуженный военный летчик». Курсант Романютенко впитывал военные науки и специальные дисциплины старательно. Продолжал прыгать с парашютом. К слову сказать, на его счету двести пятьдесят прыжков.

­ На крыло меня ставили такие опытные летчики, как полковники А. Белов, А. Диденко, подполковники С. Мощенко и С. Иванов. Столько в меня вложили души и знаний, что век помнить буду, ­ поделился воспоминаниями капитан Роман  Романютенко.

С первых дней службы и по сей день Роман летает на Ми­8. «Моя восьмерочка», ­ называет свой вертолет Роман Николаевич.

Вертолет Ми-­8АМТШ появился на базе многоцелевого вертолета Ми­-8АМТ. «Терминатор» ­ неофициальная кличка, под которой прототип этой машины демонстрировался в 1999 году на авиасалоне в британском Фарнборо. Принят на вооружение ВВС России в 2009 году.

­ Первым моим командиром экипажа был майор Оболдин. С Сергеем Владимировичем прошло мое офицерское и профессиональное становление. Всегда ощущал на себе контроль и заботу своего командира эскадрильи подполковника А. Халимендика. С такими старшими товарищами хоть в огонь, хоть в воду, ­ откровенничает летчик.

При подготовке к «Авиадартсу» большую методическую помощь экипажам оказали прошлогодние победители международных игр, вертолетчики­-однополчане капитаны А. Сильванский и Э. Лукманов. 

С таким багажом мог ли быть другой результат? Возможно. Но, как и почти пятнадцать лет назад, Роман свой шанс упускать не собирался.

­ Мы как одна единица работали. Заслуга не только моя, это работа экипажей и пары в целом. Без помощи ребят, без полной единой работы победа не была бы возможна, ­ признался  старший летчик звена на Ми­-8АМТШ капитан Роман Романютенко. Солидарен со своим боевым товарищем и командир второго экипажа­-победителя «Авиадартс» капитан Юрий Шевцов.

 

P.S.

В Положении «О порядке организации и проведения конкурса по воздушной выучке летных экипажей Воздушно­космических сил «Авиадартс», утвержденном главнокомандующим Воздушно­космическими силами генерал­полковником В. Бондаревым, говорится о том, что победитель и призеры конкурса награждаются ценными (именными) подарками и могут представляться к досрочному присвоению очередного воинского звания, квалификационного разряда (при соответствии уровня подготовки требованиям, указанным в приказе министра обороны Российской Федерации №055 от 2012 года), назначению на вышестоящие должности, внеконкурсному зачислению для обучения в ВУНЦ ВВС «ВВА».

Уверен, командование воспользуется такой возможностью и поощрит отличившихся. Ведь как иначе? По заслугам и честь.

Сергей ЛИВАНЦОВ,

Южный военный округ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий