Ледовая обстановка — состояние ледового покрова на морях и внутренних водных путях, влияющее на условия и безопасность плавания кораблей (судов), характер и способы боевых действий кораблей сил флота. Ледовая обстановка характеризуется количеством льда, его толщиной, уровнем деформированности, сплоченности, подвижности, положением и состоянием кромки льда, наличием и размерами трещин, полыней и разводий [1].
Для определения ледовой обстановки проводится ледовая разведка — сбор и изучение данных о характере и состоянии ледового покрова в полностью или частично замерзающих морях с целью обеспечить боевые и повседневные действия сил флота (войск), плавание судов и другие виды хозяйственной и научной деятельности. В задачи ледовой разведки входит всестороннее изучение ледового покрова: границ его распространения, толщины, сплоченности; наличия трещин и разводий в нем; положения кромки льда; направления и скорости его дрейфа; возраста; торосистости льда, а также поиск ледяных островов и определение других характеристик ледяного покрова.
Данные ледовой разведки используются для разработки ледовых прогнозов и решения частных задач, например, организации дрейфующих станций, создания взлетно-посадочных полос и так далее. Ледовая разведка проводится летательными аппаратами, метеорологическими искусственными спутниками Земли, кораблями и судами, наземными и дрейфующими гидрометеостанциями, дрейфующими автоматическими радиометеостанциями. Технические средства ледовой разведки могут быть визуальными или инструментальными: РЛС бокового обзора, измерители толщины льда, эхоледомеры, обнаружители разводий, аэрофотосъемочная аппаратура, радиационные термометры, актинометрические датчики [2] и так далее.
В Арктике сбор, анализ и доведение данных о ледовой обстановке в целях эффективного управления силами в боевой и повседневной деятельности составляют сущность освещения ледовой обстановки и проводятся в интересах подводных лодок по данным их собственных средств, внешних источников информации и с использованием атласов, справочников и пособий.
В зависимости от сложившейся обстановки или полученных приказов, подводная лодка, действующая подо льдом, должна быть способна в кратчайшее время всплыть в надводное положение. Такое всплытие осуществляется на чистой воде (в полынье (рис. 1), разводье, канале и т. п.); с проламыванием льда (рис. 2); в полынье, образовавшейся от взрыва торпед, подготовленных для подрыва льда.
Всплытие в надводное положение производится с целью выполнения боевой задачи (рис. 3), приказа; проведения сеанса связи (передачи информации) и определения места; для отработки всплытия; в аварийной ситуации при невозможности ведения борьбы за живучесть в подводном положении по решению командира.
Подготовка к всплытию во льдах — длительная и кропотливая работа. Предпочтительнее всплывать на «чистой воде» в полынье (рис. 4), разводье (рис. 5) или с продавливанием тонкого льда. Но это не всегда возможно. Если подводная лодка длительное время находится в ограниченном районе, где определен дрейф льда, разведаны участки чистой воды или ровного тонкого льда, то трудностей не возникает. Сложнее, когда по 12–24 часа нет информации о ледовой обстановке. За это время небольшие участки открытой воды под действием дрейфа и подвижек льда затягиваются, ровный тонкий лед наращивает толщину и торосится, а траектория дрейфа льда очень сложна (рис. 6) [4].
При невозможности всплыть в полынье (на чистой воде) подводная лодка проламывает лед. Подводная лодка того или иного типа в зависимости от конструктивных особенностей «продавливает» лед только определенной толщины (рис. 7).
Толщина однолетнего льда к началу таяния может достигать 1,5–2,0 метров, и за летний период он обычно полностью не исчезает, а сохраняется до нового ледообразования. Двухлетний лед (2,0 метра и более) толще и плотнее однолетнего, поэтому и осадка его больше. Многолетний паковый лед занимает большую часть ледового покрова Арктики, это основное препятствие для всплытия подводных лодок. Толщина пакового льда на относительно ровных участках равна в среднем 3–3,5 метрам. Нередки торосы (рис. 8) с заглублением до 20,0 метров [5]. Все подводники, готовящиеся к походам в Арктику, должны уяснить: лед крепче железа.
Из этой краткой характеристики арктических льдов видны необходимость и важность освещения ледовой обстановки в интересах каждой подводной лодки, действующей в условиях Арктики (рис. 9). В первую очередь речь идет об обеспечении безопасности плавания, выборе тактических приемов и способов применения оружия. Данные о ледовой обстановке, полученные от всех источников информации, наносятся на путевую карту. Наносятся границы льда различной толщины, положения полыней и разводий, айсбергов. Ледовая разведка проводится непрерывно, с учетом времени работы технических средств, взаимных помех и обеспечения скрытности. Технические средства применяются комплексно. [6].
Учитывается глубина и скорость хода подводной лодки, которые влияют на выбор применяемых средств. К средствам ледовой разведки подводной лодки относятся эхоледомеры (рис. 10), гидроакустический комплекс, станции миноискания (рис. 11), навигационные обнаружители (рис. 12) и оптико-электронные средства (рис. 13).
Сбор, обработка и подготовка информации с целью доведения до командира подводной лодки достоверных данных о ледовом покрове являются задачами навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения. Необходимо определить и выявить координаты кромок сплошного и дрейфующего льда; наличие крупных полыней, разводий, каналов, однолетних ледяных полей; толщину льда, направления и скорости его дрейфа; опасные и особо опасные явления гидрометеообстановки; прогноз ледовой обстановки и т.д. Собранную, обработанную и подготовленную информацию управляющий командный пункт передает на подводную лодку [7, 8].
Ледовая разведка в интересах подводной лодки, действующей в арктических районах, осуществляется силами различных ведомств и подразделений обеспечения флота: самолетами и вертолетами гражданской авиации и Воздушно-космических сил, судами и кораблями Российской Федерации, орбитальной группировкой космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, дрейфующими станциями «Северный полюс», гидрографическими экспедициями, автоматическими ледовыми гидрометеостанциями. Главная задача освещения ледовой обстановки — гарантированно довести до подводной лодки достоверную и своевременную информацию о ней для конкретного района действий.
Актуальность применения перечисленных выше средств велика. Дело в том, что информация от системы «Север», действующей в интересах гражданского судоходства, подводным лодкам не поступает. Хотя и предусмотрено доведение системой ледовых карт, прогнозов, рекомендаций в формате электронной картографической навигационно-информационной системы (ЭКНИС) практически в реальном времени. И группировка Российских искусственных спутников Земли не в полном объеме освещает Арктический регион (рис. 14), из-за чего потенциальная возможность улучшения ледовой разведки не реализуется. В результате информация о толщине льда, сплоченности, дрейфе, наличии полыней и разводий доступна только от иностранных искусственных спутников Земли.
Ситуацию с мониторингом ледовой обстановки в незондируемых сегодня районах должны были исправить радиолокационные космические аппараты серии «Арктика-Р». Они предназначались для вскрытия ледовой обстановки, проведения разведки нефти, газа и других полезных ископаемых в арктическом регионе (рис. 15). Однако данный проект пока не реализован.
Большой интерес для обеспечения подледного плавания (ПЛ) представляет опыт использования автономных и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (АНПА, ТНПА) для работы в ледовых условиях.
Возрастающий интерес к освоению арктического шельфа, необходимость обеспечения походов подводных лодок в арктические районы, научная и экономическая целесообразность диктуют необходимость иметь в России такие аппараты.
Тема полярных исследований с использованием АНПА и ТНПА изучается в США, Великобритании, Германии, Дании, Норвегии, Японии, Китае. Эти страны уже имеют аппараты, способные работать в ледовых условиях: Autosub, Bluefin-2, ROV Nereid, DeepC, MARIDAN, SeaOTTER, HUGIN 3000 и 4500, Urashima и другие [9]. На АНПА Autosub с помощью направленного вверх многолучевого эхолота (МЛЭ) EM 2000 еще в 2004 году удалось получить 3D-изображение нижней кромки льда. Ширина полосы обследования составила около 100 метров.
Комплексное освещение ледовой обстановки в интересах подводных лодок, действующих в условиях Арктики, должно быть подчинено минимизации рисков мореплавания, повышению эффективности и боевой устойчивости при различных по сложности действиях в ледовой обстановке. Развитие средств комплексного освещения ледовой обстановки целесообразно проводить по следующим направлениям:
• улучшение характеристик, наглядности и полноты отображения информации собственных средств ледовой разведки, установленных на подводной лодке, включая морское телевидение, станции миноискания, эхоледомеры, обнаружители и т.п.;
• создание внешних средств ледовой разведки (автономных или телеуправляемых), передающих на носитель (подводную лодку) информацию по кабельному или гидроакустическому каналу связи (возможны другие каналы), а также средств ледовой разведки, дрейфующих вместе со льдом, либо стационарно размещенных на дне и обеспечивающих многостороннюю связь с корреспондентом;
• доведение ледовой обстановки до подводной лодки в реальном масштабе времени;
• проведение научных исследований по вычислению полыней, тонкого льда в различных арктических районах, по картографированию морского дна.
Все это позволит повысить эффективность применения оружия подводными лодками и обеспечит их безопасное подледное плавание в условиях Арктики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Морской словарь. Т. 1. — М.: Воениздат МО СССР, 1959.
2. Военно-морской энциклопедический словарь. — М.: Воениздат, 2003.
3. Военная энциклопедия. Т. 6. — М.: Воениздат, 2002.
4. Деев М.Г. Льды Арктики и климат Северного полушария. — М.: Мысль, 1986. — 245 с.
5. Арикайнен А.И., Чубаков К.Н. Азбука ледового плавания. — М.: Транспорт, 1987. — 223 с.
6. Дреммог В.В., Шифрин Л.С. Навигационная гидрометеорология, второе издание. — М.: Транспорт, 1978. — 178 с.
7. Бушуев А.В., Волков Н.А., Лощилов В.С. Атлас ледовых образований. — Л.: Гидрометеоиздат, 1974. — 139 с.
8. Дерюгин К.К., Карелин Д.Б. Ледовые наблюдения на морях. — Л.: Гидрометиздат, 1954. — 168 с.
9. Аналитический отчет Тяжелые автономные необитаемые аппараты ч. 1, 2. — СПб: Рубин, 2016.
А. МАРКОВ, А. САЛОМАТОВ