Он не раз смотрел смерти в глаза

 25 лет мундир комэска украшали Золотая Звезда Героя, боевые ордена и медали

23 февраля— профессиональный праздник Настоящих мужчин. Настоящих— с большой буквы, таких, на которых держится этот мир, благодаря которым родились и живут нынешние и будут жить следующие поколения.

К сожалению, этот знаменательный праздник в последние годы превратился в своеобразный неофициальный «день всех мужчин». Размывается глубинная суть этого красного дня календаря. Ведь это праздник тех, кто защищал и защищает Отечество. Именно о таком герое наш сегодняшний рассказ.

Летчик-ас, совершивший в годы Великой Отечественной войны 210 боевых вылетов, Герой Советского Союза полковник авиации в отставке Николай Кирток говорит, что он везучий. По его словам, летчику-штурмовику на войне удавалось выполнить в среднем 11 боевых вылетов. А он не только прошел в огненном небе войны от Курска до Праги, но и отметил 6 декабря прошлого года 99 лет в здравом уме и ясной памяти.

Казалось, ничего не предвещало «воздушной» биографии у простого крестьянского парня. Он родился 6 декабря 1920 года в селе Мариновка тогда Одесской, а ныне Николаевской области в бедной многодетной семье. Тяжелый физический труд, лишения, голод — все это было знакомо Николаю с самого раннего детства. Вместе с тем, быть может, это и закалило его хрупкую детскую душу, выработало характер и научило, несмотря ни на что, добиваться цели.

Трудно сказать, как сложилась бы судьба Николая, если бы два старших брата не связали свою жизнь с армией. Иван окончил авиационную школу и стал летчиком-инструктором. Одно время служил в авиагарнизоне Рогань под Харьковом, где обучал на Р-5 штурманскому делу будущих летчиков-наблюдателей. Как-то во время учебных занятий при взлете в сторону жилого городка на высоте ста метров у самолета отказал двигатель, но Иван сумел благополучно посадить самолет между домами. Ивана наградили орденом, а об этом происшествии подробно написали в «Красной звезде», отметив мужество и мастерство летчика.

Второй брат Николая Александр после окончания Одесского морского техникума выучился на штурмана дальнего плавания, служил на дизельной подлодке. К слову, впоследствии он стал контр-адмиралом, был одним из тех подводников, кто выводил «на глубину» первые советские атомоходы.

В предвоенные годы оборонно-массовой работе придавалось огромное значение, поэтому многие молодые люди стремились стать кадровыми военными. Думал о службе и Николай. Особенно романтичной казалась юноше профессия летчика. Но Александр посоветовал ему после 9-го класса получить в ФЗУ рабочую специальность, затем поступить на
рабфак и стать инженером. Слово брата было авторитетным, и Николай освоил профессию стропальщика, затем поступил на вечернее отделение пединститута.

Однако мечта о небе не отпускала парня. Тем более комсомол тогда активно призывал в авиацию. В 1930-е годы в СССР бурно развивалась авиационная промышленность, ощущалась острая нехватка летчиков. По всей стране был брошен клич «Молодежь — на самолеты!», повсюду красовались плакаты «Ты записался в аэроклуб?». Важно и то, что первичная подготовка будущих летчиков была возможной без отрыва от работы или учебы. Николая Киртока в числе других рабфаковцев пригласили на медкомиссию, с тем, чтобы выявить годных к авиации. Он оказался одним из немногих, рекомендованных для службы и полетов на всех типах самолетов. Так, в 1938 году Николая зачисли в Одесский аэроклуб.

После того, как в течение года юноша успешно освоил самолет У-2, он был направлен в Тамбовскую школу пилотов. К началу Великой Отечественной войны Кирток овладел самолетами УТ-2, Р-5 и приступил к полетам на скоростных бомбардировщиках.

В октябре 1941 года авиашколу эвакуировали в Узбекистан в Джизак. Там курсантов переучили летать сначала на Пе-2, а потом на штурмовиках Ил-2. Но и после окончания авиашколы наиболее подготовленных летчиков, в числе которых был и младший лейтенант Кирток, не сразу направили на фронт. Еще некоторое время они оттачивали мастерство в запасном авиационном полку. И, наконец, в июле 1943 года Николая отправили в действующую армию. Воевал он в составе 2-й и 5-й воздушных армий Степного, Воронежского, 1-го и 2-го Украинских фронтов в должностях летчика, командира звена 140-го штурмового авиационного полка, а с октября 1944 по май 1946 года — комэском 143-го штурмового авиационного полка.

Отсчет боевого пути младшего лейтенанта Киртока начался на Курской дуге. После поражений под Москвой, Сталинградом и потери господства авиации в небе Кубани фашистской Германии очень нужен был успех. К Курскому фронту немцы стянули ряд специальных эскадрилий «юнкерсов-87», вооруженных пушками, а также новые двухмоторные штурмовики и многоцелевые двухмоторные самолеты-бомбардировщики.

Боевое крещение Киртока чуть не закончилось для него трагически. Он вылетел на первое боевое задание в группе восьми штурмовиков Ил-2. Предстояло нанести удар по колонне танков противника, следующей в направлении Белгорода. Сопротивление немцев на земле было яростным. Горела Волга. Трудно передать, что творилось и в небе. Черные шлейфы за сбитыми машинами, пересекая друг друга, тянулись к земле. Это был ад…

Киртоку удалось поджечь несколько фашистских «тигров», «пантер», но и его самолет был подбит. Из-за потери управления машина практически рухнула на землю. Удивительно, но страшный удар не причинил вреда пилоту. Очнувшись, он увидел, что находится на поле боя, но по какую сторону линии фронта, определить не мог. Однако летчику вновь повезло: вскоре пехотинцы ползком добрались до места падения самолета и вытащили его из кабины. Вернувшись на следующий день в полк, Николай узнал, что однополчане уже сочли его погибшим. Они видели, как вражеские зенитки подбили самолет, и думали, что младший лейтенант сгорел в воздухе.

Кирток получил новый самолет и продолжил воевать. Каждый боевой вылет сопровождался риском и непредсказуемых обстоятельствами. Николаю Наумовичу врезался в памяти один боевой эпизод при форсировании Днепра. Войска успешно переправлялись, но внезапно в небе появились до 40 немецких бомбардировщиков «Юнкерс-87». По каким-то причинам в тот момент в воздухе не оказалось советских истребителей прикрытия. Была только группа штурмовиков в составе 12 самолетов, сопровождаемая восмью яками. Экипажам Ил-2, среди которых была и команда Киртока, приказали атаковать фашистские самолеты, не дать им прицельно сбросить бомбы на советские войска. Штурмовикам и истребителями пришлось срочно перестроиться и вступить в бой. Им удалось быстро перехватить инициативу, сбив ведущего группы юнкерсов. В панике строй бомбардировщиков противника рассыпался, и они начали сбрасывать бомбы на свои войска. Пока шел воздушный бой, подошли еще советские истребители и нанесли немцам большой урон.

Войска 1-го Украинского фронта с упорными боями, стремительно наступая на запад, вышли к Висле и с ходу заняли на ее левом берегу плацдарм в районе Сандомира. Противник упорно оборонялся, цепляясь за каждый населенный пункт и опорную высоту. Особенно сильное сопротивление он оказывал в северной части Сандомирского плацдарма, вводя в сражение свежие резервы танковые и моторизованные части, поддерживаемые с воздуха авиацией. В большинстве своем это были самолеты ФВ-190, используемые в качестве штурмовиков. Группами от 4 до 18 машин под прикрытием «Ме-109» они наносили удары по боевым порядкам советских войск. Немцы стремились остановить наступавшие войска, сбросить их в Вислу и тем самым ликвидировать плацдарм. С воздуха действия Красной армии поддерживала 2-я воздушная армия. В конце августа 1943 года 14-му гвардейскому штурмовому авиаполку поставили боевую задачу: уничтожить танки противника, контратаковавшие наземные части в районе Кобеляны. Для выполнения этой задачи полк выделил несколько групп самолетов Ил-2. Группа Николая Киртока в составе восьми штурмовиков вылетела третьей. После шести заходов на цель с земли поднялись шесть столбов дыма. В результате воздушных ударов была задержана атака противника на этом участке фронта, уничтожено до 10 немецких танков и бронетранспортеров.

Воевал Николай отважно и дерзко. Особенно отличился он в боях за Берлин. 24 апреля 1945 года он дважды водил группы «Илов» на уничтожение артиллерийских и минометных батарей противника на юго — западной окраине Берлина. Метким бомбовым ударом, пушечно — пулеметным огнем и ракетами шесть «Илов» создали 3 сильных взрыва, 4 очага пожара и подавили огонь 4 артиллерийских батарей.

Свой последний боевой вылет Кирток совершил 10 Мая. Фашистская Германия уже капитулировала, но на юге Чехословакии группа немецких войск под командованием генерал-фельдмаршала Шернера стремилась прорваться на запад, чтобы сдаться в плен американцам. В полку была объявлена боевая тревога. Кирток получил боевую задачу: нанести бомбово — штурмовой удар по войскам противника на западном берегу реки Эльбы. И эта боевая задача была выполнена отлично. А на земле летчиков ждала телеграмма от командующего 1-м Украинским фронтом Маршала Советского Союза И. С. Конева: «Всему личному составу полка объявляю благодарность».

За период с 27 июля 1943 года по 11 мая 1945 года из 210 боевых вылетов в условиях сильного противодействия немецкой зенитной артиллерии и истребительной авиации в 120 вылетах Николай Кирток был ведущим. Молодой офицер научился мастерски водить группы штурмовиков, включающие минимум две-четыре машины, а в основном — шесть-восемь. Группу прикрывали два-четыре истребителя. Стоит ли говорить, какая это ответственность: быстро собрать взлетевшие самолеты, точно провести группу по назначенному маршруту, обойти заслоны, отыскать на земле цель, тактически грамотно, и, сообразуясь с обстановкой, ее атаковать. Если ведущий сбит, то и боевое задание может остаться невыполненным.

На счету отважного летчика числятся уничтоженными и поврежденными 38 танков и бронетранспортеров, 54 автомашины с войсками и грузами, 7 цистерн с горючим, им подавлен огонь 6 батарей зенитной артиллерии, уничтожен железнодорожный эшелон с боеприпасами. В групповых воздушных боях Николай Наумович уничтожил пять вражеских самолетов, в там числе один FW-190 сбил лично.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Киртоку было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Николая Наумовича всегда отличало умение командовать людьми благодаря личному примеру и требовательности, прежде всего к себе самому. Он берег личный состав, тщательно готовился к каждому бою. Так, будучи командиром авиаэскадрильи, он проводил в жизнь строгую линию — штурмовику учиться воевать надо постоянно, не щадя себя, ибо в бою с врагом репетиций не бывает, чтобы можно было предварительно проиграть тот или иной вариант, выбрав лучший. Комэск старался находить сам и учить летчиков чему-то новому, необычному, неожиданному для противника в построении боевого порядка, тактических приемах и маневрировании, предполагая всегда при этом здравый, смелый и точный расчет, решительность в действиях, внезапность. Учил тому, что познал сам: «Просмотришь врага — ошибку не исправишь. Того, кто не умеет смотреть за небом, бьют сразу, в упор и наверняка, потому что вторую прицельную очередь атакующему выполнить иногда в десять раз труднее. Обстановка может сложиться и так, что вторая атака и вовсе не состоится».

В числе лучших воинов 1-го Украинского фронта гвардии капитану Киртоку доверили участвовать в историческом Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Оглядываясь на прожитые годы, ветеран говорит, что это было самое торжественное событие в его жизни. «Мне выпала большая честь пройти по брусчатке Красной площади в строю фронтовиков-победителей, — возвращается мыслями в прошлое военный летчик. — За 15 минут до начала шествия хлынул дождь. Вода стекала по каскам и обмундированию. Мы все промокли, но не обращали на это внимания. Нас переполняло чувство гордости и счастья за то, что в неимоверной борьбе смогли отстоять страну, завоевать Победу».

После Великой Отечественной войны Николай Наумович продолжил службу в ВВС. По состоянию здоровья летать ему уже не разрешали. Поэтому, окончив в 1951 году Военно-воздушную академию, служил в научно-испытательном институте ВВС начальником отделения тактических испытаний самолетов. С 1954 по 1976 год проходил службу в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, где, занимая ответственные должности, работал над оснащением отечественных Вооруженных Сил ядерным оружием. В феврале 1976 года полковник Кирток оставил ратный строй из-за болезни, но еще более десятка лет, уже без погон, работал инженером-конструктором в ОКБ имени А.С. Яковлева.

По словам Николая Наумовича, 23 февраля — его любимый праздник. В этот день особенно хочется, несмотря на возраст, распрямить плечи, вернуть присущую молодым стать и даже внешним видом показать: я из того великого поколения, которое добыло в сраженьях Победу.

М. ЕЛИСЕЕВА