В современных условиях вопросы обеспечения национальной безопасности России являются приоритетными по отношению к другим вопросам политического развития, поскольку для российского государства решение проблем национальной безопасности, как никогда ранее, напрямую связано с выживанием страны, сохранением ее самоидентификации, самобытной культуры и цивилизационной модели.
Уникальное положение Российской Федерации на земном шаре, особенности ее географического и культурноисторического ландшафта, традиции вовлеченности в решение глобальных проблем мирового развития свидетельствуют о непригодности для России геополитических моделей обеспечения национальной безопасности, используемых другими государствами. Поэтому поиск собственного пути геополитического развития, определение оптимальных направлений реализации национальных интересов в ХХI веке превращаются для нашей страны в приоритетную задачу на ближайшую и среднесрочную перспективу.
События последнего десятилетия, связанные с ухудшением геополитического положения России, хотя и носят временный характер, оказывают существенное влияние на формирование подходов к обеспечению национальной безопасности. Сложившееся положение накладывает повышенную ответственность на лиц, принимающих соответствующие политические решения, в плане учета, с одной стороны, национальных интересов и национальных целей России и с другой реальных возможностей по их достижению.
Императивы геополитического поведения России имеют в своей основе объективную природу, и от того, насколько полно объективные параметры современного геополитического положения и системы национальной безопасности Российской Федерации отражены в концептуальных и программных документах органов государственной власти, учтены в практической политике, зависит успех в деле обеспечения национальной безопасности нашего государства.
Система национальной безопасности России, как и любого другого государства, определяется ее геополитическим положением, совокупным влиянием групп объективных и субъективных геополитических факторов, характером геополитических процессов и особенностями проявления современных форм геополитического противоборства, которое, выступая в качестве основного источника формирования геополитической структуры мира, влияет на параметры геополитического пространства России, детерминирует роль и место Российского государства в современном мире.
В свою очередь существенные изменения геополитической структуры мира порождают геополитические процессы глобализации, регионализации, фрагментации, территориального и политического сепаратизма и т.д., которые в сложившихся условиях, как правило, негативно воздействуют на систему национальной безопасности России. Результатом же комплексного воздействия геополитических факторов на элементы системы национальной безопасности России и связи между ними выступает геополитическое положение страны, которое представляет собой сложно структурированное явление.
В содержательном и функциональном плане геополитическое положение показывает характер и особенности вовлечения России в систему глобальных пространственносиловых отношений, способность нашего государства оказывать влияние на развитие геополитической обстановки на планете, возможности реализации российских национальных интересов. Структурно геополитическое положение России включает в себя ряд компонентов, важнейшими из которых являются: территориальногеографический, геоисторический, геоэкономический и геостратегический.
Каждый из них формируется под воздействием соответствующих групп геополитических факторов и непосредственно связан с процессом осознания объективных потребностей развития общества и государства в России и формулирования ее национальных интересов.
Территориальногеографический компонент геополитического положения современной России включает в себя характеристику территории страны, ее природноклиматических условий, основных демографических и национальноэтнических показателей, административнотерриториального устройства, начертания государственной границы и параметров пограничного пространства.
Занимая огромное пространство, имея выходы к морям, используя большую территорию для международного транзита, а также обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия благодаря этому владеет уникальными возможностями для активного и эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы и жизнь планеты в целом. В то же время большие пространственные размеры, многообразный и разноплановый характер соприкосновения с другими государствами и центрами международного влияния значительно затрудняют использование имеющихся средств для освоения (удержания) и использования пространства в интересах национальной безопасности.
Геоисторический компонент геополитического положения Российской Федерации характеризуется особенностями геополитической истории России и культурноцивилизационными традициями российского суперэтноса.
Функционально геоисторический компонент геополитического пространства России служит не только для изучения геополитической истории страны, но и для определения типичного для российского суперэтноса геополитического поведения, оптимальных направлений национальногосударственного развития и обеспечения национальной безопасности в настоящее время и обозримом будущем. Изучение опыта геополитической истории России позволяет сделать вывод о том, что наиболее успешно национальная безопасность страны обеспечивалась тогда, когда государство распространяло эффективный контроль над территорией от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке и от Северного Ледовитого океана на севере до горных хребтов Памира и Алтая на юге. При этом население России лишь тогда было способно преодолеть межнациональные противоречия, когда в государстве проводилась целенаправленная политика по оформлению единого цивилизационного пространства на российской территории формированию евразийской локальной цивилизации.
Не менее важно при оценке геополитического положения современной России обратить пристальное внимание на геоэкономические аспекты. Это объясняется тем, что именно экономика сегодняшней России является наиболее уязвимым звеном в системе ее национальной безопасности.
Геополитическое положение Российской Федерации оказывает влияние на систему национальной безопасности страны следующим образом.
Вопервых, Россия объективно обладает параметрами великой державы, так как имеет обширную территорию с богатыми природными ресурсами, население с высоким интеллектуальным потенциалом, огромный военностратегический потенциал, а также геоисторические традиции державности и общий «цивилизационный ресурс». Императивы сохранения статуса великой державы не только задают определенные рамки для функционирования системы национальной безопасности, но и возлагают на Российскую Федерацию дополнительную ответственность за безопасность на глобальном и региональном уровнях. Кроме того, закономерности геополитического поведения России требуют от руководства государства проведения политики в сфере безопасности с учетом континентальной природы страны, особого типа локальной цивилизации на ее просторах, федеративного государственного устройства и переходного характера экономики.
Вовторых, на геополитическое положение России существенное влияние оказывают происходящие в мире геополитические процессы глобализации, регионализации, фрагментации и сепаратизма. Негативное воздействие носят действия других геополитических субъектов, осуществляемые в рамках глобального геополитического противоборства. Укрепление геополитического положения России в этом контексте возможно путем укрепления российской государственности и суверенитета, обеспечения экономического роста, модернизации вооруженных сил, стимулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Втретьих, геополитическое положение России не является чемто неизменным. В процессе обеспечения национальной безопасности, реализации национальных интересов, поступательного развития общества и государства меняется и геополитическое положение страны.
Таким образом, для России крайне важно направить политику по обеспечению национальной безопасности так, чтобы геополитическое положение Российского государства изменялось исключительно в лучшую сторону.
Геополитическое положение России оказывает значительное влияние на систему национальной безопасности страны через систему геополитических факторов, которые, с одной стороны, характеризуют взаимоотношения системы национальной безопасности с внешней средой и, с другой стороны, задают основные параметры функционирования как отдельных элементов, так и данной системы в целом. Одновременно в результате совокупного воздействия геополитических факторов на систему национальной безопасности меняются и основные показатели геополитического пространства государства, что в свою очередь приводит к изменению геополитического положения страны или отдельных его компонентов.
Система геополитических факторов России, вступая во взаимодействие с системами геополитических факторов других государств и отражая в целом пространственное положение российского государства и характер отношений его системы национальной безопасности с внешней средой, оказывает прямое воздействие на элементы системы национальной безопасности России. Специфика этого воздействия заключается в том, что геополитические факторы оказывают существенное влияние на формирование объективных жизненных потребностей населения России и тем самым задают основные качественные параметры национальным интересам Российской Федерации. При этом в системе геополитических факторов преломляется совокупность пространственносиловых отношений, складывающихся между Россией и другими геополитическими субъектами, а это означает, что определенным образом формируются угрозы национальной безопасности страны. Учет комплексного воздействия геополитических факторов в практике государственной политики способствует правильной постановке национальных целей и расчету возможностей реализации национальных интересов.
Таким образом, вопервых, сложившаяся система геополитических факторов оказывает противоречивое воздействие на национальную безопасность России. При этом тенденция последних лет изменение динамики этого воздействия в сторону увеличения ее деструктивной составляющей. Следовательно, использование положительного и преодоление негативного влияния геополитических факторов является одной из главных задач обеспечения национальной безопасности. Вовторых, система национальной безопасности Российской Федерации в целом и отдельные ее элементы детерминированы параметрами геополитического пространства государства, воздействующими на систему безопасности России через группы геополитических факторов. В свою очередь в процессе обеспечения национальной безопасности через механизм обратной связи видоизменяются отдельные геополитические факторы, трансформируется геополитическое положение государства. Втретьих, взаимосвязь геополитических факторов и элементов системы национальной безопасности России имеет также региональное и глобальное значение. Устойчивость систем безопасности в отдельных регионах и мире в целом во многом зависит от эффективного функционирования системы национальной безопасности Российской Федерации, максимального учета геополитических факторов при разработке российской государственной политики в области безопасности.
Анализ сложившейся практики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации свидетельствует о том, что в стране создан и достаточно успешно функционирует государственный механизм разработки и реализации политики в области безопасности. Вопросы обеспечения безопасности достаточно проработаны в правовом, концептуальном, структурноорганизационном и содержательном плане. За последние годы учеными и политиками была проделана огромная работа по концептуальному осмыслению проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, официально утверждены и уже используются в практической политике такие важные документы, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г., Военная доктрина, Концепция внешней политики, Доктрина информационной безопасности. В обществе сложилось убеждение в том, что в основе государственной политики должны лежать национальные интересы, а политические решения должны быть продуманы, научно обоснованы и согласованы с основными направлениями обеспечения национальной безопасности.
Однако наличие определенных противоречий в деятельности государственных и общественных структур по обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, потребности устойчивого геополитического развития России, сохранения ее статуса великой державы и осуществления исторической миссии вызывают необходимость совершенствования механизма обеспечения национальной безопасности России.
Среди мер, которые могли бы быть предприняты в целях совершенствования данного механизма, важнейшими являются следующие.
В теоретикометодологическом плане наиболее оптимальным представляется применение на практике следующей функциональной модели системы обеспечения национальной безопасности. Концептуальные основы процесса обеспечения национальной безопасности России в этом случае должны включать в себя ряд компонентов. В качестве первого компонента может быть рассмотрена концепция геополитического развития России, в которой в самом общем виде необходимо отразить контуры эффективного функционирования Российского государства в качестве геополитического субъекта.
Так, в ряде публикаций последних лет нашли свое отражение элементы стратегии геополитического развития России в первой половине XXI века. В частности, Ю.В. Морозов и К.В. Сивков считают, что геополитическое развитие России должно осуществляться с использованием следующего способа действий: «…опираясь на геополитику как идейную основу возрождения государственности России и ее статуса цивилизационного континентального центра силы, восстановить традиционный для России тип государственности, сосредоточив в дальнейшем основные усилия на последовательном восстановлении геополитического контроля (вплоть до возможного добровольного присоединения) над государствами «ближнего зарубежья» и формировании основы континентального геополитического блока в противовес атлантическому, с последующим распространением своего геополитического влияния в мире, сосредоточением усилий по узким направлениям, рассекая «петлю анаконды» атлантического геополитического блока на всю ее глубину «геополитическими разломами».
Применительно к процессу обеспечения национальной безопасности разработка концепции геополитического развития России позволит с большей степенью адекватности определить долгосрочные жизненно важные интересы личности, общества и государства, точнее установить источники реальных и потенциальных угроз для безопасности страны, грамотнее применять имеющийся арсенал сил и средств для реализации национальных интересов. Разработка концепции геополитического развития России с последующей реализацией стратегии ее геополитического развития будет также способствовать более активному влиянию нашей страны в поддержании безопасности на региональном и глобальном уровнях.
В качестве второго компонента предлагается рассмотреть дальнейшее совершенствование нормативноправовой базы обеспечения национальной безопасности России. С этой целью необходимо обеспечить скорейшее прохождение и принятие следующих законопроектов: «О внесении изменений и дополнений в федеральные законы «Об обороне», «О безопасности» и «О воинской обязанности и военной службе», а также «О пограничной службе Российской Федерации», «О государственной поддержке социальноэкономического развития приграничных территорий Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О войсковом резерве в Российской Федерации», «Об иммиграции в Российскую Федерацию» и др. Насущной потребностью стало создание полновесного закона о Вооруженных Силах Российской Федерации.
Третьим компонентом может выступать сама концепция национальной безопасности, но не в виде официального документа, а лишь как совокупность взглядов, суждений, положений и принципов, максимально точно отражающих особенности геополитического положения России и элементы ее системы национальной безопасности. Предлагается во избежание периодического пересмотра существующей концепции применить указанный подход в практике обеспечения национальной безопасности России. Видимо, целесообразно с учетом российской специфики шире использовать опыт концептуальных подходов к обеспечению безопасности таких стран, как США, Япония, Израиль и некоторых других.
Четвертый компонент стратегия национальной безопасности России на конкретный период времени (оптимально на календарный год). Она должна разрабатываться Советом безопасности на основе предложений министерств и ведомств, общественных и научных организаций и ежегодно представляться Президентом РФ Федеральному собранию РФ. Задачи, изложенные в стратегии, обязательны для выполнения всеми государственными структурами. Главной особенностью данного документа является то, что в нем происходит трансформация концептуальных и доктринальных положений в плоскость практических задач по обеспечению национальной безопасности.
Пятым компонентом будет совокупность политических решений, принимаемых руководством государства, отдельных министерств и ведомств в рамках их полномочий в области обеспечения национальной безопасности. Принимаемые решения должны опираться на указанные выше документы, но при этом учитывать особенности складывающейся в каждом отдельном случае политической обстановки в стране, прилегающих регионах и мире в целом.
В содержательном плане главные усилия по совершенствованию механизма обеспечения национальной безопасности России необходимо сосредоточить на следующих направлениях:
при принятии фундаментальных решений в области национальной безопасности стремиться к достижению оптимального соотношения между национальными интересами и возможностями по их реализации, концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях реализации национальных интересов;
в политической сфере главными задачами должны стать централизация управления, укрепление единого политического и правового пространства, достижение единства по проблемам безопасности между ветвями власти, формирование двух, трехпартийной политической системы, обеспечение реального равенства между субъектами Федерации;
в экономической сфере необходимо создавать условия для укрепления позиций отечественных производителей, повышения роли государства в управлении экономикой, особенно стратегическими отраслями, отказ от внешних заимствований и проведения реформ по рецептам Международного валютного фонда, государственное протежирование внешнеэкономическим связям;
во внешнеполитической сфере главное внимание нужно уделить реинтеграционным процессам на постсоветском пространстве, форсированию создания Союзного государства Беларуси и России, проведению многовекторной внешней политики, участию в региональных структурах и режимах безопасности, содействию усилению роли ООН в международных делах;
в военной сфере успех в обеспечении национальной безопасности связан с успешным реформированием военной организации, отказом от бесконечного сокращения численности Вооруженных Сил, сохранением стратегических ядерных сил в качестве основного потенциала сдерживания, кардинальным улучшением финансирования военной организации, сохранением лучших традиций отечественного военного образования;
в информационной сфере важное место должны занимать разработка принципов государственной информационной политики, укрепление государственных средств массовой информации, развитие информационных технологий, осуществление информационной и культурной экспансии в отношении зарубежных стран;
в духовной сфере главным условием обеспечения национальной безопасности должно стать формирование национальной идеи, объединяющей народы России в их усилии по достижению достойного будущего для себя и своих потомков. Идеологией, консолидирующей российское общество сегодня, может стать неоевразийство геополитический проект, который строится на основе самоидентификации народа России в территориальном, культурноцивилизационном и формационном плане.
Осуществление предложенных мер могло бы способствовать устойчивому и поступательному развитию Российской Федерации, повышению благосостояния ее граждан, миру и безопасности в Евразии и во всем мире.
Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что, несмотря на существенное ухудшение геополитического положения, Россия сохраняет объективные параметры, позволяющие занимать особое место в системе глобальных пространственносиловых отношений. Статус великой державы определяют и особое геополитическое поведение России, и основные способы обеспечения национальной безопасности, и неизбежная вовлеченность российского государства в региональные системы безопасности.
За последние годы учеными и политиками была проделана огромная работа по концептуальному осмыслению проблемы обеспечения национальной безопасности РФ. В обществе сложилось убеждение в том, что в основе государственной политики должны лежать национальные интересы, а политические решения должны быть продуманы, научно обоснованы и согласованы с основными направлениями обеспечения национальной безопасности.
Сложившийся механизм обеспечения национальной безопасности России успешно функционирует на протяжении последних нескольких лет. Однако его эффективность может и должна быть повышена в случае принятия необходимых мер теоретикометодологического, структурноорганизационного и содержательного плана. Для этого в стране имеются все необходимые ресурсы, и многое будет зависеть от политической воли государственного руководства, активности граждан России, чьи интересы реализуются прежде всего в процессе обеспечения национальной безопасности.
Вадим КАЛЮЖНЫЙ,
доктор политических наук
Оставьте первый комментарий