На «тройку» небо не защитишь

Формирование новых методик и моделей, направленных на профессиональное становление военных специалистов

В. ПРОРОК, доктор технических наук, профессор, полковник запаса,

М. ХОДОР, кандидат технических наук, подполковник,

А. ТИМОФЕЕВ, капитан

В России продолжается модернизациясистем вооружения, активно замещаются устаревшие образцы. В Космических войсках продолжается постановка на дежурство высокотехнологичного образца стратегического вооружения ненаступательного характера — радиолокационной станции высокой заводской готовности серии «Воронеж», которая позволит с высокой эффективностью решать поставленные задачи.

Однако для обеспечения требуемого качества функционирования современных образцов вооружения в условиях динамично изменяющейся обстановки и непрерывного процесса создания новых систем воздушно-космического нападения необходимо особое внимание уделять вопросам обучения личного состава, эксплуатирующего эти системы. Сегодня имеются разнообразные подходы к повышению уровня подготовки, в том числе с использованием разнородных систем обучения, но они не всегда имеют высокую эффективность.

Даже на современных станциях используются в основном «классические» методы обучения. К ним можно отнести изучение технической, конструкторской и программной документации к имеющейся аппаратуре, которая нередко требует от специалиста апробации определенных ситуаций для выработки устойчивого навыка, необходимого при реальной работе. Аппаратно-программные учебно-тренировочные средства имеют низкий уровень автоматизации, что не позволяет полностью интегрироваться в процесс обучения и оценки уровня подготовки специалиста.

Для такого подхода характерно невысокое качество подготовки, поверхностное изучение материала, высокие трудозатраты. Решением проблемы подготовки высококвалифицированных военных специалистов может стать разработка и широкое использование автоматизированных средств теоретического обучения и контроля в совокупности с отработкой практических навыков на учебно-тренировочных средствах, базирующихся на штатных вычислительных средствах и программном обеспечении.

Внешние факторы, определяющие особенности функционирования системы предупреждения о ракетном нападении.

В настоящее время акценты вооруженной борьбы смещаются в воздушно-космическое пространство, что порождает новые задачи для специалистов ВКС. Боевые действия последних десятилетий свидетельствуют о решающем значении средств воздушно-космического нападения на ход и исход военного конфликта.

Руководство ведущих стран видит своей целью завоевание главенствующих позиций в космическом и воздушном пространстве, о чем говорит увеличение объемов финансирования программ, связанных с разработкой и испытаниями перспективных средств воздушно-космического нападения и обороны. Разрабатываемые планы возможных боевых действий предусматривают массированные операции с применением именно данных средств поражения уже в самом начале войны с обязательным поражением основных жизненно важных объектов военного и промышленного назначения на всей территории России.

Изучая характер вооруженных конфликтов, в которых принимали участие США и страны НАТО, можно сделать вывод о постоянном усилении роли средств вооружения, действующих в воздухе и космосе. Помимо привычных образцов оружия, к которым относятся крылатые и баллистические ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля», ведутся активные разработки «космос-космос», «космос-воздух» и «космос-земля».

 В средствах массовой информации США, Франции, Великобритании и Германии освещается проведение различных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию средств воздушно-космического нападения. В ряде случаев страны объединяют свои усилия с целью распределения стоимости проводимых исследований. Наиболее весомые авиационно-космические программы осуществляются под руководством командования родов войск США и в управлении перспективных разработок и исследованийМО США (DARPA, Defense Advanced Research Projects Agency, АРПА) (рис. 1).

Advanced Aerospace System Concepts (AASC) — программа, направленная на изучение возможности применения различных космических программ в военном деле. Рассматривает практически все возможные способы применения, связанные с воздушным и космическим пространством.

Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC) — целью и задачами данной программы является разработка перспективных образцов гиперзвукового оружия, способных поражать даже хорошо защищенные цели. Предусматривается размещение преимущественно на воздушных средствах.

Tactical Boost Glide (TBG) — в рамках этой программы будет создано гиперзвуковое планирующее средство, способное нести различную полезную нагрузку. Ведущие корпорации, в частности «Рейтеон» и «Локхид-Мартин», уже представили результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и продолжают работу в этом направлении. О важности данного направления для военно-политического руководства США говорят и продолжительность проводимых исследований, и суммы, которые выделяются на ее реализацию.

Experimental Spaceplane One (XS-1) — основой данной программы является реализация экспериментов с гиперзвуковыми летающими аппаратами, способными выводить полезную нагрузку на низкую околоземную орбиту.

NAI Wave Rider — проект по созданию гиперзвуковых крылатых ракет различных классов для военно-воздушных сил и военно-морского флота США. В рамках этой программы уже создана ракета Х-51А, которая прошла ряд испытаний.

Advanced Hypersonic Weapon (AHW) — разрабатывается в рамках новой военной доктрины США, подразумевающей понятие «мгновенный глобальный удар». Основой должен являться боевой блок, обладающий высокой точностью и управляемостью, способный за 30–-35 минут достигать цели на расстоянии до шести тысяч километров.

Common Aero Vehicle (CAV) — научно-исследовательские разработки по созданию средства доставки боевой нагрузки на гиперзвуковом планирующем средстве. Подразумевается его неуязвимость для современных средств обнаружения и возможность поражения различных целей.

Sharp Edged Flight Experiment (SHEFEX) — проект немецкого аэрокосмического центра Deutshes Zentrumfur Luft und Raumfahrt, направленный на создание гиперзвуковых летательных аппаратов.

«Скайлон» (Skylon) — разработка английской корпорации Reaction Engines Limited. В рамках этой программы предусматривается создание беспилотного транспортного судна, способного выходить в космическое пространство с возможностью неоднократного использования.

Помимо разработок гиперзвуковых средств вооружения, военными специалистами НАТО рассматривается расширение применения в вооруженном противоборстве беспилотных летательных аппаратов.Разработано несколько принципиальных концепций использования. Первая представляет собой применение беспилотных средств в качестве разведчиков, а также для выдачи целеуказаний для высокоточного оружия и контроля результатов нанесения ударов. В рамках второй концепции подразумевается нанесение ударов по средствам противовоздушной обороны, различным промышленным и военным объектам, противодействие мобильным и малогабаритным целям.

Эти концепции будут развиваться, основным фактором расширения возможностей их применения является малая видимость подобного рода летающих аппаратов для различных средств обнаружения. Также прорабатывается возможность массированного применения беспилотных летательных аппаратов для создания условий невозможности отражения средствами противовоздушной обороны за счет численности.

Современные средства вооружения направлены на создание ситуации, которая позволит изначально перехватить инициативу в возможном военном конфликте и исключить или минимизировать применение любых военно-технических средств в воздушно-космическом пространстве. Любое изменение в характере применения систем вооружения является вызовом как для личного состава Вооруженных Сил, так и для отечественного военно-промышленного комплекса, перед которым стоят задачи по созданию новых и модернизации имеющихся образцов вооружения.

Современные задачи и успешность их выполнения специалистами системы предупреждения о ракетном нападении.

Основная задача системы предупреждения о ракетном нападении — обнаружение с высокой достоверностью ракетного нападения на Российскую Федерацию и страны СНГ и выдача на командные пункты предупреждения о старте баллистических ракет, ракетном нападении, информации о государстве-агрессоре, атакуемых районах, времени до прибытия боевых блоков баллистических ракет и масштабе ракетного удара с характеристиками, достаточными для принятия решений высшими звеньями управления государства и Вооруженных Сил РФ.

Эта задача является основной для каждого радиотехнического узла в отдельности, который является сложной автоматизированной системой. Выполнение задач в данном случае зависит от двух главных факторов: надежности применяемых средств вооружения и подготовленности личного состава.

В наземных информационных средствах СПРН устаревшие комплексы «Днепр» и «Дарьял» сменяют станции высокой заводской готовности «Воронеж». Они, несмотря на высокую степень унификации, имеют модификации и особенности. Для завершения формирования наземной группировки из современных станций ведется строительство рядом с городами Воркута, Оленегорск и Севастополь. Постановка на дежурство планируется до 2025 года. На этих станциях постоянно идут модернизация, доработки и оптимизация в связи с изменением характера применения средств поражения, стоящих на вооружении вероятного противника, и с учетом вновь выявляемых угроз.

Современные средства вооружения требуют высокой профессиональной выучки личного состава. Недостаточно однократной подготовки, боевая выучка должна происходить постоянно. Для этого выстраивается система, которая должна позволять первоначально предоставить необходимые знания, навыки и умения, а впоследствии — беспристрастно оценить полученные знания.

Подготовка к несению боевого дежурства — это комплекс мероприятий, проводимых под руководством командиров с целью поддержания готовности каждого номера боевого расчета к четкому и безошибочному выполнению обязанностей на боевом посту в установленные сроки, в любых условиях обстановки самостоятельно и в составе боевого расчета.

Следовательно, основными задачами подготовки дежурных боевых расчетов является повышение уровня:

индивидуальной теоретической подготовки номеров боевых расчетов к исполнению специальных обязанностей;

индивидуальной практической подготовки номеров боевых расчетов;

теоретической подготовки номеров боевых расчетов при выполнении специальных обязанностей в составе боевого расчета в ходе несения боевого дежурства;

практической подготовки номеров боевых расчетов при выполнении специальных обязанностей в составе боевого расчета в ходе несения боевого дежурства;

слаженности номеров боевых расчетов, выработки у номеров боевых расчетов навыков коллективных действий в составе боевого расчета.

Таким образом, высокое качество подготовки боевых расчетов к несению боевого дежурства достигается:

повседневным руководством подготовкой и планированием обучения подчиненных;

своевременным и всесторонним обеспечением мероприятий подготовки;

анализом достигнутых результатов и подведением итогов с военнослужащими каждой категории;

выполнением мер безопасности при проведении занятий.

Оценка боевых расчетов проводится с целью определения уровня их выучки и слаженности для выполнения задач по предназначению. Подготовка завершается выставлением оценок каждому номеру боевого расчета в журналах учета подготовки к несению боевого дежурства. При этом критериями оценки расчетов являются их способность выполнить поставленную задачу по боевому дежурству в установленное время в любых условиях обстановки, а также уровень подготовки номеров расчетов. Стоит особенно отметить, что при оценке ниже «удовлетворительно» хотя бы по одному из оцениваемых элементов, боевой расчет будет признан небоеготовым и не способным выполнить задачу по предназначению. Это повлечет неудовлетворительную оценку всему радиотехническому узлу.

Классификация существующих подходов к обучению и перспективы их развития с учетом применения учебно-тренировочных средств.

Понятие «учебно-тренировочные средства» появилось, когда возникла задача подготовки специалистов для работы либо на однотипном оборудовании, либо со схожими рабочими действиями, а также для военных нужд. В последнее время, в связи с созданием сложнейших образцов техники, эксплуатация которой требует высочайшего уровня знаний и умений, возникла целая индустрия — тренажерные технологии. Это сложные комплексы, системы моделирования и симуляции, компьютерные программы и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений.

В основу современных автоматизированных обучающих систем и учебно-тренировочных комплексов положен принцип развития практических навыков с одновременной теоретической подготовкой. Реализация такого подхода стала возможна в связи с бурным развитием и удешевлением электронно-вычислительной техники и прогрессом в области создания виртуальной реальности.

Используя автоматизацию обучения в качестве основного классификационного показателя, можно выделить три подхода при подготовке военных специалистов:

«традиционный»;

«автоматизированный» с применением автоматизированных средств обучения;

адаптивный «кибернетический» подход с применением автоматизированной информационно-образовательной среды.

Особенностью традиционного подхода является ведение рабочей тетради личной подготовки, самостоятельное изучение технической и эксплуатационной документации, выполнение приказов командира, отданных в целях овладения знаниями и навыками эксплуатации аппаратно-программных средств различного уровня.

 Применение «автоматизированного» подхода добавляет к традиционным методам активное использование учебно-тренировочных средств (УТС).

«Кибернетический» подход к обучению объединяет в себе как основные элементы «автоматизированного» подхода, так и дополнительные возможности по осуществлению адаптивного контроля знаний и умений, проактивному построению индивидуальных траекторий обучения, учитывающих психофизиологические особенности обучающегося и особенности выполнения непосредственных должностных обязанностей.

Несомненно, что только нацеленность адаптивного «кибернетического» подхода на поддержание постоянного уровня готовности способна обеспечить достижение цели, а именно — обеспечить поддержание постоянной готовности военного специалиста к выполнению поставленных задач.

В современных условиях подготовка специалистов на объекте должна проводиться с применением УТС, построенных на принципах адаптивного «кибернетического» подхода, в обязательном порядке поставляемых в составе образца вооружения или военной техники (рис. 2).

Сегодня существуют разработки УТС на базе кроссплатформенной автоматизированной информационно-образовательной среды (АИОС) подготовки военных специалистов РЛС серии «Воронеж». Она строится с учетом специфики учебно-материальной базы, реализуется на аппаратно-программных средствах станции и включается в процесс подготовки. Однако для совершенствования способов их использования должны быть разработаны:

научно-методический аппарат построения и применения УТС;

концептуальные модели процесса подготовки военных специалистов с использованием УТС;

методики и алгоритмы оценки уровня развития отдельных компетенций и интегральной оценки уровня подготовки специалиста;

алгоритмы принятия управленческих решений при организации процесса подготовки;

методики адаптации обучающего процесса к возможностям объекта обучения.

В динамически изменяющемся мире качество подготовки специалистов имеет приоритет. Уровень подготовки военных специалистов говорит о способности выполнить боевую задачу и о боеготовности подразделения в целом. Одним из наиболее эффективных способов получения теоретических знаний и твердых практических навыков, как уже показала мировая практика, является использование различного рода тренажеров.

Основу современных УТС должна составлять автоматизированная информационно-образовательная среда (АИОС), имеющая высокий уровень автоматизации, адаптивности и унификации, средствами создания которой могут послужить современные достижения в разработке интеллектуальных систем нового поколения, в том числе с применением математического аппарата эволюционных и нейросетевых алгоритмов.

ЛИТЕРАТУРА:

Мельник Н. Основные направления развития средств воздушно-космического нападения США и НАТО/ А. Крупнов// Зарубежное военное обозрение. — 2015. — № 1 С. 65–71.

МО РФ. Система предупреждения о ракетном нападении [Элек-тронный ресурс] // URL:https://structure.mil.ru/structure/forces/vks/50letRKO/sprn.htm (дата обраще-ния 07.06.2020)

PranaliPatil, Pralhad Gatarane, Prof. Bhavana Dakhare Automated Training and Placement System (TPS). IJSRD — International Journal for Scientific Research & Development. — Vol. 5, Issue 02. Mumbai. — 2017.
P. 842–844.

Лепешкин С.А., Петрич Д.О., Харебин Д.А. Применение современных информационных технологий в процессе подготовки кадров высокотехно-логичных радиоэлектронных средств дальнего обнаружения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и основные направления развития радиоэлектроники и образовательного процесса подготовки специалистов радиотехнических систем специального назначения». Часть 2, Том 2. — Череповец, 2017. — С. 31–35.

Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. — Ижевск, 2016. 176 с.

Zamyatina O M., Mozgaleva P.I., Gulyaeva K.V., Sakharova E.T. Infor-mation technologies in engineering education project activity and competence assessment // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts (SGEM 2014): Psychology and psychiatry, sociology and healthcare, education. —Vol. 3. — 2014. — С. 411–418.

Бонч-Бруевич В.В., Кремез А.С., Чирков Б.П. Развитие профессиональных навыков с помощью психофизического тренажера. // Автоматизация в промышленности. — 2008. — № 7. — C. 49–51.

Румянцев П.А., Чакрян В.Р. Использование автоматизированных обучающих систем для повышения эффективности обучения. // Теория и прак-тика общественного развития. — 2014, № 19.

Lorenzo Scagnetti Automated Culture Training System. School of Computer Science Reykjavik University Menntavegi. Reykjavik. — 2012. 37 p.

Pranali Patil, Pralhad Gatarane, Prof. Bhavana Dakhare Automated Training and Placement System (TPS). IJSRD —International Journal for Scientific Research & Development. Vol. 5, Issue 02. Mumbai. — 2017. —
P. 842–844.