МВМС­ – 2013: ОКНО В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ

Год близится к завершению, и мы вспоминаем его наиболее заметные события. Несомненно, к ним в первую очередь относится VI Международный военно-­морской салон (МВМС-­IMDS-­2013), по своей значимости входящий в тройку мировых выставок. Традиционно он прошел в Санкт-­Петербурге под девизом  «Через сотрудничество ­ к миру и прогрессу». Организаторами выступили министерства обороны, иностранных дел, промышленности и торговли РФ, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, правительство Санкт­-Петербурга, ФГУП «Рособоронэкспорт» и ЗАО «Морской салон».

На форуме демонстрировались самые современные и передовые достижения в области развития флота, которые во многом определяют тенденции развития ВМФ в обозримом будущем.

Предлагаем вниманию читателей материал нашего корреспондента, который работал на салоне.

Время совместных проектов

Формат салона многие мои собеседники назвали уникальным, ибо в отличие от зарубежных аналогов он объединил в едином выставочном пространстве Лен-экспо на площади свыше 17000 кв. м в павильонах, на открытых площадках, у причалов Морского вокзала и в акватории  Финского залива экспозицию продукции военного назначения российских предприятий и иностранных компаний, демонстрацию вооружения и военно-­морской техники, конгрессно­-деловые мероприятия.

­ Главная цель проведения МВМС ­ способствовать развитию деловых контактов предприятий ОПК РФ с зарубежными коллегами, наладить международную кооперацию при создании образцов вооружения и военной техники. За 10 лет своего существования по всем статистическим показателям он год от года набирает обороты. В этот раз в нем приняли участие 457 предприятий из 31 страны мира. Причем среди военных делегаций находились четыре министра обороны и четырнадцать главнокомандующих ВМС различных государств. Это свидетельствует о росте военно-­промышленного сотрудничества и взаимного доверия между Россией и разными странами, ­ сообщил журналистам генеральный директор ЗАО «Морской салон» Михаил Золотарев.

В число участников мероприятия вошли практически все лидеры российского оборонно­промышленного комплекса: ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», ОАО «Концерн «Гранит­Электрон», ОАО «Концерн «НПО «Аврора»,  ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ОАО «Моринформсистема «Агат», ОАО «Концерн «Морское подводное оружие­Гидроприбор», ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей»,  ОАО «Зеленодольское ПКБ», ОАО ОмПО «Радиозавод им. А. С. Попова»,  ОАО «МЗ «Арсенал», судостроительная фирма «Алмаз», ОАО «Северное проектно­конструкторское бюро», ОАО «Концерн «Океанприбор», ОАО «КБ «Вымпел» и другие.

У причалов Морского вокзала и на акватории были представлены 36 новых кораблей, катеров и судов из состава ВМФ, Пограничной службы ФСБ России и предприятий ­ участников салона, а также фрегат «Эвертсен» (Hr.Ms. Evertsen) типа «Семь провинций», дизель­электрическая подводная лодка «Долфин»  (Hr.Ms. Dolfijn) типа «Вальрус» ВМС Нидерландов и польское гидрографическое судно  «Арктовский» (Arctowski). А на открытых площадях демонстрировались современные вертолеты из состава ВМФ России. ОАО «Концерн «Моринформсистема «Агат» представил подвижный береговой ракетный комплекс «БАЛ­Э» и контейнерный комплекс ракетного оружия «Сlab­K».

Тематика МВМС охватывала  все этапы создания военно­морского вооружения и техники в комплексе: кораблестроение и судостроение, энергетические установки, системы морского оружия и вооружения, навигации и управления, авиацию, инфраструктуру базирования и обеспечения кораблей ВМФ, новые материалы и технологии.

В своем приветствии участникам салона Президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что предусмотренные программой МВМС­2013 многочисленные деловые встречи и конференции помогут партнерам договориться о новых совместных проектах в производстве вооружения, его обслуживании и модернизации.

Огласив его текст, председатель оргкомитета МВМС, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что руководство РФ приступает к реализации нескольких программ, связанных с производством военно­морского вооружения, а также гражданской техники, предназначенной в том числе для освоения арктического региона. В связи с этим он высказал предложение сделать этот петербургский форум ежегодным, чередуя военную тематику с гражданской.

Город на Неве с самого своего основания был и остается крупнейшим морским центром и портом России. Сегодня здесь работают в сфере морской индустрии  сорок предприятий и организаций, на них трудятся тысячи специалистов высокого уровня. В Санкт­Петербурге сконцентрировано около 80% научно­технического потенциала судостроительной отрасли России. Современные боевые корабли, созданные в Северной столице, составляют основу морской мощи страны. Только в прошлом году на петербургских верфях было заложено 8 новых кораблей и судов, 10 ­ спущено на воду,  14 ­ передано заказчику. После перевода в Санкт­Петербург главного командования ВМФ РФ город по праву можно назвать военно­морской столицей.

На салоне было отмечено, что курс на обновление ВМФ России, взятый руководством страны, выдерживается твердо.

­ В течение текущего года в состав ВМФ России на вооружение поступит 36 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, в их числе ­ две АПЛ проекта 955 «Борей», субмарина проекта 885 «Ясень» и другие. Будет произведен перевод кормовой части ДВКД (десантно­вертолетоносного корабля­дока) «Владивосток» для завершения строительства на верфи во Франции. Такого еще никогда не было, ­ сообщил заместитель главнокомандующего Военно­морским флотом вице­адмирал Александр Федотенков. ­ Сейчас более шестидесяти наших кораблей несут боевую вахту во всех областях Мирового океана. В их числе оперативное соединение в составе кораблей Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов решает задачи в Средиземном море. В планах у Минобороны РФ до 2020 года закупить 96 вспомогательных судов.

Гвоздь программы ­ боевые корабли

В центре внимания на всем протяжении работы МВМС были боевые корабли, которые пришвартовались у пирса морской гавани. Это корвет «Бойкий», малый артиллерийский корабль (МАК) «Махачкала», противодиверсионный катер «Грачонок», гидрографическое судно «Вайгач», гидрографическое судно «ГС­-525» и малый гидрографический катер «МГК-­403», патрульные катера «Соболь» и «Мангуст», десантный катер на воздушной каверне «Серна» и другие.

Особой популярностью пользовались корвет «Бойкий» и МАК «Махачкала», при строительстве которых была применена технология «стелс», делающая их малозаметными, почти невидимыми для радиолокации.

Корвет «Бойкий» серии 20380 является универсальным морским охотником­-сторожевиком, способным уничтожать надводные корабли, транспортные суда, подводные лодки, а также осуществлять боевое охранение и огневую поддержку десанта. На судостроительном заводе «Северная верфь» продолжат выпускать корабли этой серии. До 2020 года в соответствии с планом российский флот должен получить более 10 корветов, подобных «Бойкому», и их усовершенствованных вариантов.

­ Доля современной военно­морской техники, оружия и вооружения к 2020 году в ВМФ РФ составит не менее 70% от общего объема. Государственной программой вооружений (ГПВ) для этих целей предполагается выделить более 4,5 триллиона рублей, ­ заявил на МВМС главнокомандующий ВМФ России адмирал В. Чирков.

В нынешнем году вступил в строй ВМФ и МАК «Махачкала» под командованием капитана 3 ранга Аюпа Дадаева. Это третий по счету корабль проекта «Буян», который относится к судам класса  «река­море», имеет водоизмещение около 500 тонн, развивает скорость до 28 узлов, способен автономно преодолевать свыше 2770 километров. Он будет охранять 200­мильную пограничную зону на Каспийском море. На вооружении «Махачкалы» помимо артустановки «Универсал» стоят зенитный комплекс ПУ 3М47 «Гибка» под ракеты «Игла» или «Игла­М», ракетная система залпового огня «Град­М», две шестиствольные артиллерийские установки АК­306 калибра 30 миллиметров, а также две пулеметные установки МТПУ калибра 14,5 миллиметра.

Первые два корабля этого проекта ­ «Астрахань» и «Волгодонск» ­ уже несут вахту в составе Каспийской флотилии. Во время проведения салона стало известно, что для южного морского объединения планируется построить в Санкт­Петербурге еще порядка десяти малых ракетных кораблей родственного проекта «Буян­М».

Запомнились слова одного из ветеранов флота капитана 2 ранга запаса А. Аскералиева: «Уволившись в запас около десяти лет назад, предполагал, что наша военная промышленность все еще находится в упадке, и потому флоту не подняться. Но на салоне я вижу молодых, энергичных флотских офицеров, хорошо знающих свое дело, вижу самые современные образцы новых военных кораблей, техники и вооружения, и у меня возникает чувство оптимизма. Отрадно, что наш флот уже прошел путь от состояния надежды до уверенности в его завтрашнем дне».

Сила «красного магнита»

Самый большой стенд на МВМС находился у ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Она сегодня объединяет 114 предприятий, на которых трудятся более 80 тыс. работников. Это проектно-­конструкторские бюро и научно­-исследовательские центры, более 40 верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий. На выдержанном в красных тонах двухэтажном стенде общей площадью почти в 1200 кв. м были представлены более 40 экспонатов, сгруппированных в пять тематических зон: подводные лодки, фрегаты, корветы, катера, гражданские и перспективные проекты. Из-­за цвета и притягательности посетителей к стенду его образно назвали «красным магнитом».

Среди ключевых проектов, вызывающих огромный интерес на мировом рынке военно­-морских вооружений, были представлены неатомная лодка «Амур 1650» с воздухо-независимой энергетической установкой, а также ее, образно говоря, младшая сестра ­ дизель-­электрическая подводная лодка «Амур 950». Здесь же  многоцелевой фрегат проекта 22356, корветы и патрульные корабли от ЦМКБ «Алмаз» и Зеленодольского ПКБ, а также целый ряд современных катеров самого различного назначения.

Следует отметить, что аналогом неатомной подводной лодки (ПЛ) «Амур 1650» является головной корабль проекта 677 «Лада», который вошел в состав ВМФ РФ под именем «Санкт­-Петербург». Специалисты из Рособоронэкспорта отметили, что «Амур 1650» имеет значительное преимущество перед иностранными субмаринами: мощный и сбалансированный комплекс вооружения лодки включает в себя противокорабельные ракеты и возможность их залпового пуска из всех торпедных аппаратов. Кроме того, подлодка способна решать задачи по уничтожению наземных объектов крылатыми ракетами. На сегодняшний день такие ракеты есть только в России. Другое превосходство субмарины над зарубежными аналогами ­ увеличенная дистанция обнаружения целей за счет уникального гидроакустического комплекса, а также более низкий уровень шума.

Перспективы «БраМос»

На салоне стали известны подробности проекта сверхзвуковой российско­-индийской ракеты «БраМос», по праву считающейся весьма перспективным оружием. Ракета предназначена для уничтожения широкого спектра морских целей, характеризуется дальностью полета до 290 км, большой сверхзвуковой скоростью, боевой нагрузкой до 250 кг, а также малой заметностью для радаров. В ракете на практике реализован принцип «выстрелил ­ забыл», цель она находит сама. По оценке специалистов, аналогов такой ракеты, которая бы имела сверхзвуковую скорость и подобную дальность полета, в мире пока нет.

В 2014 году планируется произвести первый испытательный пуск авиационного варианта этой ракеты с борта индийского самолета Су-­30МКИ. Как отметил исполнительный директор компании «БраМос Аэроспейс» с российской стороны Александр Максичев, в Индии идет доработка двух истребителей Су­-30МКИ под ракету, параллельно завершается ее адаптация к самолету, и уже в этом году будет выполнен первый вылет с габаритно-­весовым макетом ракеты.

Руководитель компании «БраМос Аэроспейс» Сиватхану Пиллей поведал журналистам о ближайших планах развития данного типа ракет морского базирования. «Сейчас Россия строит для Черноморского флота шесть модернизированных фрегатов проекта 11356, аналогичных тем, что находятся на вооружении ВМС Индии. Ударный ракетный комплекс «БраМос» идеально подходит для этих кораблей и мог бы быть установлен на них в процессе постройки», ­ отметил Пиллей.

Для справки: вплоть до настоящего времени Индия приобрела у России шесть фрегатов проекта 11356 двумя сериями. Первые три фрегата были оснащены российским ударным ракетным комплексом «Клаб», а вторая тройка ­ российско­индийским ударным комплексом «БраМос».

Плюс «очень умные» ракеты

Салон представил немало интересных новинок, рассказать обо всем просто невозможно. Но о некоторых ноу-­хау, вызвавших всеобщий интерес, стоит упомянуть. Так, тульское ОАО «КБП» впервые продемонстрировало подводно-­надводный автомат АДС, предназначенный для использования боевыми пловцами при проведении разведывательно­-диверсионных операций. Другие подобные аналоги имеют один существенный недостаток: если они эффективны под водой, то малоэффективны над водой. Разработчики же российского АДС уверяют, что их детище в этом плане универсально и многофункционально. По бронепробиваемости, точности, темпу и кучности стрельбы оно не уступает не только наземному АК-­74, но и подводному стрелковому вооружению ведущих производителей мира.

А петербургское предприятие ОАО «Концерн «Гранит­-Электрон» показало «очень умные» ракеты. Усовершенствованная головка самонаведения (ГСН) сверхзвуковой крылатой ракеты «Яхонт» предназначена для поиска и обнаружения морских и наземных целей в условиях жесткого радиоэлектронного противодействия, и она не ошибается даже при запуске противником ложных целей! Высокоинтеллектуальная начинка ГСН может «узнать» противника по заданным критериям, сопровождать его и передавать координаты системе авто-пилотирования ракеты «Яхонт». Причем головке самонаведения не страшны плохие погодные условия, в том числе волнение на море до 7 баллов.

Постскриптум

Говоря о результатах МВМС, начальник департамента ВМФ ОАО «Рособороэкспорт» Олег Азизов выразил свое удовлетворение проведенной работой:

­ Мы достигли всех намеченных целей. Провели более 75 официальных переговоров с участием главнокомандующего ВМФ России адмирала Виктора Чиркова с 30 делегациями, которые возглавляли самые высокие чины. Салон показал, что российские и зарубежные предприятия ведут активную маркетинговую политику, направленную на расширение своего участия в международной кооперации, связанной с разработкой и производством современных боевых кораблей, другой техники и вооружения. Судя по динамичному развитию, МВМС доказал свою эффективность и востребованность…

Заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Игорь Севастьянов акцентировал внимание на том, что «от схемы «продал­-купил» мы перешли к схеме «проектируем и строим вместе», это качественно новый уровень, и мы намерены использовать широкие возможности МВМС, прежде всего для общения и предметного обсуждения перспектив сотрудничества на ближайшие годы».

Очередной, 7­й по счету, Международный военно­морской салон планируется провести в июне­июле 2015 года в Санкт­Петербурге, возможно, часть экспозиции будет демонстрироваться в Шушарах. Организаторы мероприятия уже приступили к его подготовке.

Низамидин КАИНБЕКОВ,

специальный корреспондент журнала «Ориентир».

Фото автора

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий