Сведения об авторе: Геннадий Анатольевич Ильин, доцент Военного учебного центра Российского Государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, полковник запаса, кандидат педагогических наук (г. Москва).
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические подходы совершенствования системы подготовки обучаемых для сборных команд по спортивному ориентированию для наиболее эффективных результатов в обучении курсантов.
Ключевые слова. Спортивное ориентирование, методика обучения, ориентирование на местности, бег, физическая подготовка.
TECHNIQUE OF TRAINING IN BASES OF SPORTS ORIENTATION
Information about the author.
Krivilev Sergey Anatolyevich – teacher of the 6th department of Military academy of communication of Marshal of the Soviet Union of S.M. Budenny, candidate of pedagogical sciences, associate professor.
Pavlov Alexander Grigoryevich is a teacher of the 6th department of Military academy of communication of Marshal of the Soviet Union of S.M. Budenny.
Silko Alexander Anatolyevich is a teacher of the 6th department of Military academy of communication of Marshal of the Soviet Union of S.M. Budenny.
Tuhto Sergey Vladimirovich is a teacher of the 6th department of Military academy of communication of Marshal of the Soviet Union of S.M. Budenny.
Belov Konstantin Grigorievich – undergraduate of the 32 department of the Military Academy of Communications named after marshal of the Soviet Union S. Budyonny.
Abstract. In article pedagogical approaches of system improvement training of trainees the sports orientation national teams for the most effective results in training of cadets are considered.
Keywords. Sports orientation, training technique, explaining the ground, run, physical training.
Интерес мирового сообщества в сфере физической активности и массового спорта направлен на такой вид спорта как спортивное ориентирование. Культивирование направлений в спортивном ориентировании дает возможность населению заниматься в доступное для каждого период проведения и время суток. Также в программах международных соревнований применяются различные способы выполнения задач, способы передвижения на местности, способы определения результатов, способы подведения итогов, что существенно развивает спортивное ориентирование в мире путем увеличения количества ориентировщиков ежегодно [1].
Спортивное ориентирование – вид спорта, заключающийся в преодолении участниками местности и одновременного выполнения задания по прохождению контрольных пунктов (КП) при помощи спортивной карты и компаса.
Спортивное ориентирование – молодой, бурно развивающийся в мире вид спорта, в котором в одинаковой мере сочетаются основные режимы человеческой деятельности: энергетический, сенсомоторный и интеллектуальный. Задача ориентировщика — как можно быстрее отыскать с помощью карты и компаса контрольные пункты, расположенные на местности и обозначенные на карте. Для этого спортсмену необходимы хорошо развитые физические качества (выносливость, ловкость и сила) и ряд особых психических качеств, обеспечивающих глубокое освоение навыков работы с компасом и картой и позволяющих безошибочно выполнять сложные мыслительные операции в кратчайшие сроки и с наилучшим результатом [2-4].
Спортивное ориентирование является уникальным видом спорта, так как сочетает развитие всех перечисленных качеств и ещё добавляет ряд преимуществ [4]:
— более эффективно развивает выносливость, так как ориентировщик в условиях тренировок и соревнований незаметно для себя преодолевает большие расстояния за счёт сглаживания разнообразными действиями монотонного восприятия длительной нагрузки по пересечённой местности с частотой сердечных сокращений в среднем 160-170 ударов в минуту;
— тактико-техническая подготовка ориентирования способствует развитию важных психических качеств, необходимых для формирования профессиональных качеств;
— ориентирование занимает особое место в приобретении важных навыков работы с картой и компасом на различной по рельефу местности, днём и ночью, в разных климатогеографических условиях;
— по сравнению с «чистым» кроссом в беге с ориентированием достигается определённый психический комфорт, что и определяет психологический эффект от применяемых средств и физической нагрузки.
Таким образом, спортивное ориентирование, сочетая формирование выносливости со специфической деятельностью, может иметь широкий педагогический резонанс, а с другой стороны оно требует определенного сочетания умственной и физической деятельности, тем самым, позволяя формировать специфическую выносливость, лежащую в основе работы специалистов с преимущественным умственным компонентом труда. Тем более, что для практики высшего образования характерно значительное увеличение объема информации в интересах более быстрого формирования у субъектов процесса профессиональной компетентности.
Слабым местом для дальнейшего поступательного развития спортивного ориентирования как вида спорта является научное сопровождение, что обусловлено недостаточным количеством научно-исследовательских работ в указанной области [1].
Анализ литературы
Сравнительный анализ научно-методической литературы показал, что по тематике спортивного ориентирования преобладают материалы, направленные на развитие материально-технической базы, совершенствования навыков ориентирования по спортивной карте ориентировщиками. Вместе с тем, недостаточно внимания уделяется обучению основам спортивного ориентирования и развития в процессе обучения двигательных качеств обучаемых, повышения уровня их физической подготовленности, отсутствие эффективной и достаточной системы подготовки ориентировщиков [1-5].
Важнейшими критериями развития системы подготовки ориентировщиков являются количество занимающихся спортивным ориентированием в высших учебных заведениях и их квалификационный уровень [1-5].
В целях совершенствования научно-методического обеспечения спортивного ориентирования авторами разработана методика обучения основам спортивного ориентирования [4].
Материалы и методы
Указанная методика направлена на приобретение знаний, практических навыков и умений обучаемыми, повышения скорости преодоления участков при пересечении местности, повышения качества чтения спортивных карт с сопоставлением с местностью. В процессе обучения применяются различные методические приёмы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического, психологического и тактико-технического совершенствования [4].
Обучение отдельному приёму, упражнению, действию включает: ознакомление, разучивание и тренировку.
Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении, приёме или действии. Для ознакомления необходимо: назвать изучаемое действие, образцово его показать, объяснить технику его выполнения и предназначение.
Разучивание в ориентировании направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков в совокупности с выполнением мыслительных действий. В зависимости от подготовленности обучаемых и сложности изучаемых действий могут применяться следующие способы разучивания:
в целом, если упражнение несложное или его выполнение по элементам невозможно — отметка на КП;
по частям, если упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы — грубое чтение карты, точное чтение, сличение карты с местностью и др.;
с помощью подготовительных упражнений, к которым в ориентировании можно отнести: разучивание условных знаков, интерпретация карты с их помощью, определение направления на ориентир или контрольный пункт, преодоление различных по проходимости участков местности.
Тренировка — это закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений путём их многократного повторения в различных условиях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств [4].
Предупреждение ошибок при обучении обеспечивается [4]:
чётким показом и объяснением техники выполнения упражнений и заданий;
правильным первоначальным разучиванием;
оптимальным использованием подготовительных упражнений;
подробным объяснением порядка действий при потере ориентировки и других непредвиденных обстоятельствах.
Действенность любого педагогического процесса, в том числе и физического совершенствования, зависит не только от используемых средств, но и во многом от методических особенностей их применения.
На занятиях по спортивному ориентированию важное значение имеет комплексная тренировка, которая проводится в целях совершенствования у обучаемых физических, специальных и психических качеств, а также воспитания у них способности применять усвоенные навыки ориентирования в сложных условиях.
Основными задачами её являются [4]:
совершенствование навыков в выполнении изученных приёмов и действий в усложненной обстановке;
развитие физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости);
воспитание быстроты ориентирования, находчивости, смелости и решительности в действиях в постоянно меняющейся обстановке;
повышение устойчивости организма к утомлению, недостатку кислорода и другим неблагоприятным факторам.
Комплексная тренировка состоит из скоростного преодоления участков местности с выполнением тактико-технических заданий. При её организации необходимо руководствоваться следующим:
в содержание включать приёмы и действия, как изученные на данном занятии, так и изученные на предыдущих в различном сочетании;
насыщать упражнения разнообразными приёмами и действиями, способствующими развитию выносливости, силы, ловкости и быстроты, а также совершенствованию волевых качеств;
обеспечивать подготовку обучаемых к выполнению соответствующих контрольных упражнений.
В содержание комплексной тренировки, как правило, включается два комплексных упражнения: первое направлено на развитие быстроты передвижения и действий, второе — преимущественно на развитие выносливости.
Первое упражнение представляет собой преодоление небольших участков местности в максимальном темпе. Во втором упражнении обучаемые преодолевают учебную дистанцию с выполнением тактических приёмов.
При организации комплексной тренировки руководитель выстраивает подразделение в две шеренги на линии старта и ставит задачу, где указывает исходное положение, содержание упражнения, метод (потоком, в составе групп, отделений, группы) и место построения после выполнения упражнения.
При подготовке и проведении занятия необходимо учитывать, что каждое учебное занятие не должно сводиться к натаскиванию обучаемых на выполнение того или иного контрольного норматива. Все занятия должны носить учебно-тренировочный характер.
Готовясь к проведению занятий, руководитель должен уяснить задачи и содержание предстоящего занятия, выписать из расписания перечень отрабатываемых вопросов, изучить соответствующий раздел Наставления по физической подготовке, а также имеющиеся методические пособия и рекомендации, в которых изложены техника выполнения упражнений и методика обучения.
При изучении литературы руководитель должен не только уяснить содержание учебного материала, но и практически опробовать упражнения, уточнить методику обучения, используя для этого подготовительные и специальные упражнения, продумать организационное построение занятия, его материальное обеспечение.
Важным моментом при подготовке к проведению занятия являются составление плана-конспекта и инструктаж помощников руководителя занятия. В конспекте обязательно отражаются следующие вопросы:
наименование основных и подготовительных упражнений для каждой части занятия;
время, отводимое на изучение отдельных упражнений и тренировку в их выполнении; методические приёмы обучения и тренировки;
содержание комплексной тренировки и порядок её проведения;
материально-техническое обеспечение занятия.
Руководитель накануне проведения занятий инструктирует своих
помощников непосредственно на месте проведения. В процессе инструктажа он объясняет содержание, организацию и ход занятия, показывает последовательность и методику изучения упражнений, порядок проведения тренировки. Проверяет умение своих помощников правильно показать отдельные упражнения, знание команд, подаваемых при обучении, и мер предупреждения травматизма. Даёт указания по устранению выявленных недостатков.
В качестве апробации методики обучения основам спортивного ориентирования коллектив авторов провел педагогический эксперимент.
Цель эксперимента состояла в том, чтобы на практике проверить эффективность специальной программы по развитию профессиональных качеств и повышению успеваемости обучаемых. В эксперименте приняли участие: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы обучаемых.
Исходный уровень сформированности психических качеств, физического развития, физической подготовленности обучаемых, условия проживания и обеспечения были примерно одинаковыми, что позволяет судить о чистоте педагогического эксперимента. Контрольная группа занималась по действующей программе, предусматривающей организацию процесса физической подготовки обучаемых в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих порядок обучения указанной дисциплине. Экспериментальной группе была предложена специальная программа, при этом количество часов, отводимое на проведение всех форм физической подготовки в КГ и ЭГ было одинаковым.
При контроле за уровнем физической подготовленности необходимо пользоваться показателем потребления кислорода на уровне анаэробного порога, который характеризует экономичность систем энергообеспечения.
Разделы и формы занятий по физической подготовке, составляющие программу экспериментальной и контрольной групп, были идентичны, за исключением регулярно включаемых в учебные занятия ЭГ упражнений с элементами спортивного ориентирования. Методика в ЭГ была направлена на развитие выносливости, привитие навыков в преодолении естественных препятствий, совершенствование технических и тактических элементов спортивного ориентирования. При планировании, организации и проведении занятий с ЭГ нашли своё отражение принципиальные вопросы, касающиеся основ спортивной тренировки и подготовки спортсменов-ориентировщиков.
На первом этапе в содержание занятий по физической подготовке включались упражнения с элементами спортивного ориентирования направленного воздействия на определенное психическое качество, а в содержание спортивно-массовой работы включались соревнования по упрощённым правилам, простейшим схемам, компасу, как индивидуальные, так и в составе отделения.
На втором этапе проводилось целенаправленное развитие и совершенствование познавательных процессов и предлагалось решение таких задач спортивного ориентирования, которые требовали их комплексного проявления.
Особое место занимали специальные упражнения, выполняемые на фоне утомления, создаваемого физической нагрузкой, как средства совершенствования специфического механизма профессиональной работоспособности, а также регулярное участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и выполнение спортивного разряда по этому виду спорта.
При одинаковом подходе к методике проведения занятий, развитию двигательных качеств, оценке уровня физической подготовленности акцент в ЭГ производился на развитие и совершенствование в процессе физической подготовки важных качеств как физических (выносливости), так и психических (внимания, памяти, мышления).
В результате проведения эксперимента оказалось, что уровень физической подготовленности вырос как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Полученные данные свидетельствуют, что после первого этапа выраженные изменения, по сравнению с исходным уровнем, произошли практически по всем показателям, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Это совпадает с результатами исследований по теории и методике спортивной тренировки, которые свидетельствуют, что чем ниже исходные показатели, тем более выражен эффект педагогических воздействий. Однако если сравнивать группы не с их базовым уровнем, а между собой, то более высокий прогресс уже после первого этапа отмечается в ЭГ в развитии качества выносливости. При этом статически значимы (Р<0,05) различия в этом качестве становятся после 2 этапа. Такое соотношение при том же уровне значимости имеет место и в интегральной оценке физической подготовленности.
Более высокие показатели выносливости объясняются направленностью программы на преимущественное её совершенствование, а также более высоким эффектом развития этого качества в процессе занятий спортивным ориентированием за счёт переключения на другие действия в условиях монотонной циклической нагрузки.
У испытуемых обеих групп произошли положительные изменения уровня сформирования профессионально важных психических качеств. У обучаемых контрольной группы оно объясняется формирующим началом специфики образовательного процесса вуза. Положительные сдвиги, особенно на завершающем этапе ЭГ, по нашему мнению, также связаны с влиянием этого фактора. Однако более высокий прирост, а в отдельных случаях со значительными величинами, можно объяснить влиянием программы, основанной на избирательном влиянии средств, спортивного ориентирования на них.
После первого этапа отмечается незначительный прогресс в каждом из исследуемых качеств. С одной стороны, содержание начального этапа, по видимому, не предъявляет требований к их проявлению, так как носит общеобразовательный характер. С другой стороны, формирование и развитие психических качеств имеет определенный латентный период и как развитие любого природного процесса характеризуется неравномерностью.
На втором этапе во всех качествах наблюдается более выраженный прогресс по сравнению с динамикой профессиональных качеств первого этапа. Эта тенденция отличается как в КГ, так и в ЭГ, однако во второй группе эффект педагогических воздействий проявляется более ярко, а в таких качествах, как концентрация внимания, переключение и распределение оперативной памяти и продуктивности мыслительных операций изменения носили значимый (Р<0,05) характер.
Учитывая, что различия между ЭГ и КГ состояли только в применении на занятиях экспериментальной группой спортивного ориентирования, полученные результаты в отсутствие других воздействующих факторов, можно объяснить положительным влиянием этих средств на психически значимые качества будущих специалистов.
Следует отметить более высокий педагогический эффект по сравнению с другими качествами в развитии внимания и его функций. Ряд авторов отмечают первоочередную востребованность внимания в процессе правильной оценки поступающей информации и необходимость избирательного развития у начинающих ориентировщиков.
Значимые различия (Р<0,05) в обеих группах, по сравнению с исходным уровнем, произошли в показателях общей памяти и логичности мышления. Здесь вполне уместно соотнести полученные результаты с эффектом вовлечения обучаемых обеих групп в образовательный процесс. Обучаемые экспериментальной группы имели значимый прогресс в показателях оперативной памяти. Это объяснимо тем, что деятельность спортсмена-ориентировщика востребует оперативную память для удержания информации и использовании ее в процессе принятия решения.
Результаты эксперимента показали эффективность предложенной программы (Таблицы 1.1 -1.2).
Таблица 1.1
Модельные характеристики скорости бега на уровне
анаэробного порога у ориентировщиков экспериментальной группы (мин./км)
Пороговая скорость мин/км | Прогнозируемый результат в беге (мин, с) | |||||
3 км | 5 км | 10 км | 20 км | 3 км в зимней форме | ||
1-й этап | 7,30 | 11,59 | 25,29 | 55,50 | 2:00,05 | 17,35 |
7,23 | 11,39 | 24,56 | 54,47 | 1:59,43 | 17,14 | |
7,10 | 11,05 | 23,56 | 53,41 | 1:55,20 | 16,38 | |
2-й этап | 6,58 | 10,34 | 22,02 | 51,58 | 1:53,22 | 15,06 |
6,37 | 9,39 | 20,32 | 48,52 | 1:51,24 | 14,08 | |
6,20 | 9,15 | 20,17 | 43,03 | 1:47,00 | 13,20 |
Таблица 1.2
Модельные характеристики скорости бега на уровне
анаэробного порога у ориентировщиков контрольной группы (мин./км)
Пороговая скорость мин/км | Прогнозируемый результат в беге (мин, с) | |||||
3 км | 5 км | 10 км | 20 км | 3 км в зимней форме | ||
1-й этап | 7,30 | 11,59 | 25,29 | 55,50 | 2:00,05 | 17,35 |
7,27 | 11,49 | 25,07 | 55,30 | 2:00,03 | 17,25 | |
7,15 | 11,25 | 24,47 | 54,49 | 1:57,30 | 17,07 | |
2-й этап | 7,07 | 11,03 | 24,23 | 54,05 | 1:56,10 | 17,00 |
6,55 | 10,45 | 23,58 | 53,54 | 1:55,49 | 16,35 | |
6,45 | 10,03 | 23,28 | 52,15 | 1:53,07 | 16,03 |
Так, изменение уровня развития общей выносливости в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной (на 10 % при Р<0,05). Общая оценка физической подготовленности в экспериментальной группе на 0,3 балла выше, чем в контрольной (Р<0,05).
У представителей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой значимо улучшился уровень развития концентрации внимания на 59 % (Р<0,05), переключение внимания на 46 % (Р<0,01), распределение внимания на 43 % (Р<0,001). В экспериментальной группе отмечена более высокая продуктивность выполнения мыслительных операций на 21,2 % (Р<0,01), как в обычных условиях, так и на фоне утомления. Существенно (на 20,5 %) улучшились показатели оперативной памяти.
Занятия спортивным ориентированием на протяжении всего периода обучения оказали положительное влияние на отношение обучаемые в ЭГ к спортивной работе вообще (Таблицы 1.1 -1.2).
В рамках проведения педагогического эксперимента использовались рекомендации ведущих специалистов в области ориентирования (Таблица 1.3) [1-5].
Таблица 1.3
Рекомендации по повышению качества обучения основам спортивного ориентирования
№ п/п | Основная рекомендация | Пояснение |
1 | Не превышать скорость передвижения | У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя «критическая» скорость. При превышении её быстро наступает утомляемость, пропадает чёткость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения |
2 | Правильно определять ориентир | Перед уходом с точки своего стояния нужно задать себе вопрос: «Что является ориентиром-привязкой у следующего КП?» и ответить на него —, от которого будет сделан выход на цель движения, и установить по карте путь к нему. |
3 | Проявлять внимательность | Если с первого захода не удалось попасть на КП, то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП. Если есть уверенность, что «привязка» взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от неё. |
4 | Беспристрастность | Допустив ошибку и потеряв время, не нужно пытаться за счёт ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо помнить о «критической» скорости. |
5 | Думать самостоятельно | При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, не прислушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников. |
Также учитывались предлагаемые советы некоторых специалистов спортивного ориентирования о порядке действий спортсмена на дистанции [1-5]:
1. Сориентируй карту с помощью компаса или окружающих объектов, определи своё местоположение.
2. Посмотри, какой КП будешь брать, его номер, и на каком ориентире стоит этот пункт.
3. Посмотри, с какой точки (ориентира) удобней зайти на КП.
4. Выбери путь движения и наметь промежуточные привязки (ориентиры).
5. Постарайся всё это запомнить.
6. Теперь можно бежать через намеченные привязки до самого КП.
7. Увидев КП, посмотри, в какую клеточку на карточке будешь делать отметку, приготовь карточку к отметке заранее.
8. Определи, в какую сторону будешь бежать дальше.
9. Непосредственно на КП проверь его номер и быстро сделай отметку в нужную клеточку на карточке участника.
10. Отойди от КП в нужном направлении.
11. Не обращай внимания на соперников и посторонние КП. Соперники могут ошибаться или хитрить, а забегая на все КП можно только потерять своё местонахождение. Бежать старайся равномерно без резких ускорений и остановок.
Каждый ориентировщик должен иметь свою систему тактико-технических навыков. Компас и карту лучше носить в левой руке. Правая рука свободна для хватания за деревья на спусках, для отбивания веток и т. д. Исключения составляют электронные карточки, их намного удобней носить в правой руке.
Компас должен постоянно находиться на карте. Стрелка компаса должна, по возможности, находиться на меридиане или на параллельном обрезе карты, тогда даже малейшее отклонение сразу видно.
Если КП стоит на самом верху бугра, то не нужно особо ничего читать. Необходимо выбежать на самую высокую точку бугра и отметить местонахождение пункта. В горку лучше бежать не длинными шагами, так быстрее наступает усталость, а короткими, но частыми. После горки лучше пробежать 15-20 м полегче, чтобы «почувствовать в ногах легкость», а затем постепенно увеличивать темп.
Первое, что необходимо узнать о следующем КП, это его легенда. Отсюда — необходимо искать не КП, а ориентир, на котором стоит КП. И вообще, чем больше ты знаешь о районе КП, тем легче (быстрее) его искать.
На очень «скользкие» КП (микро ямка в зелёнке, вдалеке от дорог), лучше заходить на невысокой скорости и по возможности иметь заднюю привязку.
Необходимо прогнозировать ситуации, т.е. спортсмен должен ждать ориентиры, предвидеть их на своём пути, полностью контролировать своё передвижение. Мелкие, несущественные ориентиры не нужно читать.
Приведём несколько «финских» заповедей ориентировщикам:
1. Для поддержания высокой спортивной формы тренируйся не менее 6 раз в неделю.
2. Тренируйся в беге на местности, постоянно упражняйся в измерении пройденного расстояния для достижения автоматизма.
3. Ежедневно выполняй упражнения, направленные на повышение мастерства в ориентировании.
4. Добивайся, чтобы не менее 1 раза в неделю были организованы тренировочные соревнования или упражнения с картой на местности.
5. Не пользуйся компасом на второстепенных состязаниях.
6. Выступай в соревнованиях, которые проводятся по хорошим картам.
7. Для пополнения опыта участвуй в соревнованиях, проходящих в соседних областях, старайся попасть на другие крупные состязания.
8. Для повышения мастерства участвуй в соревнованиях высокого ранга и не стремись к победам только на состязаниях низших рангов.
9. Надейся лишь на свои силы, не цепляйся за сильного соперника и не примыкай к толпе.
10. Тщательно следи за инвентарём, одеждой и обувью.
11. Не соревнуйся при недомогании, тщательно следи за режимом питания.
12. Следи за спортивной информацией и периодическими изданиями.
Рекомендации психолога
Без психического напряжения нет продуктивной работы. С ростом результатов растёт и психическое напряжение в тренировочном процессе, в пик тренировочной нагрузки вполне возможно временное психическое перенапряжение. Будет тяжело, но относиться к этому необходимо спокойно, воспринимать это перенапряжение как положительный фактор, который после снижения нагрузки и восстановления определит рост спортивных результатов.
В период психического перенапряжения интерес к тренировке резко снижается, уменьшается число положительных эмоций, возрастает число отрицательных переживаний. Компенсируется всё это волевыми усилиями. Иногда нужно вспоминать о том великом счастье, которое принесёт достижение цели, тогда будет легче перенести и выдержать этот период.
Чем выше психологическое напряжение, тем выше требования к организованности на тренировках и соревнованиях.
Необходимо избавиться от спешки и суеты, планировать свои дела так, чтобы всегда был запас времени. Это поможет спортсмену сохранять к тренировке столь ценный нервно-психический потенциал.
Кто хорошо работает, тот должен и хорошо отдыхать, — это особенно важно в период больших тренировочных нагрузок. Ведь к успеху ведёт не только работа, но и активный отдых между тренировками.
В период напряженных тренировок важно общение. Желательно общаться с интересными людьми, у которых есть чему поучиться. В перепадах настроения союзники и друзья — это жизнерадостность и оптимизм. Необходимо стараться сохранять эти состояния как можно дольше.
Исходя из этого, спортивное ориентирование является уникальным видом спорта, так как сочетает развитие всех перечисленных качеств и ещё добавляет ряд преимуществ:
— более эффективно развивает выносливость, так как спортсмен в условиях тренировок и соревнований незаметно для себя преодолевает большие расстояния за счёт сглаживания разнообразными действиями монотонного восприятия длительной нагрузки по пересечённой местности с частотой сердечных сокращений в среднем 160-170 ударов в минуту;
— тактико-техническая подготовка ориентирования способствует развитию важных психических качеств;
— ориентирование занимает особое место в приобретении важных навыков работы с картой и компасом на различной по рельефу местности, днём и ночью, в разных климатогеографических условиях;
— по сравнению с «чистым» кроссом в беге с ориентированием достигается определённый психический комфорт, что и определяет психологический эффект от применяемых средств и физической нагрузки.
Таким образом, предлагаемая методика обучения основам спортивного ориентирования позволяет сократить время приобретения знаний, практических навыков и умений обучаемыми за счет снижения количества ошибок при преодолении заданий по спортивному ориентированию, повышения скорости преодоления участков при пересечении местности, увеличения быстроты качественного чтения спортивных карт с сопоставлением с местностью. Помогут уточнить подходы
Проведенные исследования, на наш взгляд, помогут уточнить подходы к более эффективному достижению высокого уровня подготовки и помочь в обеспечении совершенствования системы подготовки обучаемых для сборных команд по спортивному ориентированию.
ЛИТЕРАТУРА
- «Развитие спортивного ориентирования в Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Президентом Федерации спортивного орентирования России, Москва – 2015г.
- Акимов В. Г. Спортивное ориентирование / В. Г. Акимов, А. А. Кудряшов. — Минск : Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 2007. — 176 с.
- Алёшин В. М. Судейство соревнований по ориентированию на местности / В. М. Алёшин, Е. И. Иванов, А. А. Колесников. — М., 2001. — 124 с.
- Чайкин И. Н. Спортивное ориентирование в процессе физической подготовки курсантов вузов (на примере финансово-экономического вуза): дисс…. канд. пед. наук/ И. Н. Чайкин. — С-Пб.,1999. — 176 с.
- Ширинян А. А. Иванов А. В. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика, — М. : Советский Спорт, 2010. — 111 с