МЕСТО В СТРОЮ ДЛЯ «НОЧНОГО ОХОТНИКА»

Продукция компании «Роствертол» хорошо известна как в России, так и за ее пределами. Начав в конце тридцатых годов прошлого века с производства деревянных авиационных винтов для военных и гражданских самолетов, предприятие сегодня серийно выпускает боевой вертолет нового поколения Ми­-28Н «Ночной охотник», многоцелевой боевой вертолет Ми-­35М и самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-­26(Т) для военного и гражданского применения.

 

За последние годы ОАО «Роствертол» совершило огромный скачок в своем развитии. Притом, что в 90­е годы заводу, как и многим предприятиям отрасли, приходилось прикладывать колоссальные усилия для выживания в новых условиях. Несмотря ни на что, ростовские вертолетостроители сумели при минимальных объемах производства сохранить технологический комплект, квалифицированные кадры, словом, сохранить завод.

На «Роствертоле» убеждены, что будущее предприятия ­ в постоянном, динамичном развитии и совершенствовании. В ближайшие годы там планируют увеличение объемов реализации продукции и оказания услуг на внутреннем и внешнем рынках, а также обеспечение роста портфеля заказов. Для предприятия жизненно необходимы постоянная модернизация и техническое перевооружение производственной базы, переход на новые технологии конструирования, совершенствование процесса технологической подготовки.  Там постоянно работают для будущего и на будущее. Вот почему «Роствертол» является сегодня современным, высокотехнологичным и успешным предприятием, эффективно работающим в составе холдинга «Вертолеты России» наряду с другими заводами отечественной вертолетостроительной отрасли.

В ходе недавнего собрания акционеров генеральный директор предприятия Борис Слюсарь был назначен председателем совета директоров. Управляющим директором «Роствертола» стал Петр Мотренко.  Он много лет проработал на предприятии, а с 2007 года  занимал должность первого заместителя генерального директора.

Это опытный руководитель, профессионал. Под его руководством осуществлялось формирование и реализация финансовой политики предприятия. Результатом эффективной работы направления, возглавляемого Петром Мотренко, является стабильное экономическое положение «Роствертола» и поступательный рост его финансово­экономических показателей. Для примера, в 2011­2013 годах общий объем инвестиций в основные средства предприятия превысил 4 млрд рублей.

В последние годы в России были предприняты все необходимые шаги, чтобы вертолетостроительные предприятия развивались динамично и эффективно. В рамках госкорпорации «Ростех» создан холдинг «Вертолеты России», в который вошли конструкторские бюро имени Михаила Миля и Николая Камова, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту вертолетов и комплектующих изделий, а также пять производственных площадок, включая «Роствертол». Сегодня предприятия в составе «Вертолетов России» ­ единое целое, что дает холдингу новые возможности.

По данным на 2013 год, свыше 8500 вертолетов российского производства эксплуатируется более чем в 100 странах мира. Холдинг занимает 85 процентов российского рынка вертолетов, в мировых продажах на долю компании приходится 14 процентов. По состоянию на 2013 год на предприятиях холдинга произведено 35 процентов мирового парка боевых вертолетов, 74 процента мирового парка сверхтяжелых вертолетов максимальной взлетной массой более 20 тонн, а также 56 процентов мирового парка среднетяжелых вертолетов максимальной взлетной массой от 8 до 15 тонн.

Эти цифры говорят сами за себя, налицо положительная динамика финансовых и производственных показателей. Холдинг развивается в правильном направлении, однако там считают, что высокие показатели не означают, что можно почивать на лаврах. Напротив, прилагают еще больше усилий, чтобы сохранить темп и успешно развиваться в дальнейшем.

«Роствертол» сегодня способен изготовить столько вертолетов, сколько закажет Минобороны. При этом вот уже третий год подряд «Роствертол» поставляет в российские авиационные подразделения всю линейку производимых вертолетов.

Для предприятия очень важно, что в Министерстве обороны контракты на поставку вертолетной техники стали подписывать на 3 -­ 5 лет. В таком производстве, как  вертолетостроение, которое требует стабильности и эффективного использования производственных мощностей, долгосрочное планирование является большим преимуществом. Опять же выполнение госзаказа повлекло за собой достаточно масштабную модернизацию производства. Ни для кого не секрет, что исполнение государственного оборонного заказа ­ приоритетная задача, стоящая перед «Роствертолом» и «Вертолетами России» в целом. Военная техника, которая производится на «Роствертоле» и поставляется в Российскую армию, служит укреплению обороноспособности страны, поэтому ее качеству и своевременности поставок  придается особое значение. В то же время необходимо отметить, что модернизация производства связана не только с поставками в Российскую армию, но и на экспорт.  Процесс модернизации производства происходит в рамках общей стратегии, направленной на формирование современной и динамично развивающейся вертолетостроительной отрасли.

Для качественного и своевременного выполнения контрактных обязательств необходимо значительную часть средств вкладывать в производство, оно не может ни одного дня стоять на месте. Тем более такое высокотехнологичное.  Если компания не вкладывает деньги в свое развитие, рано или поздно потерпит фиаско. Вот почему на предприятии сегодня стараются работать на опережение, оперативно внедрять новые разработки.

В первую очередь это проектирование с использованием новых материалов. Те материалы, которые ранее традиционно применялись, постепенно уходят на второй план. В новых вертолетах максимально должны применяться новые материалы. Например, пластик, который существенно облегчает вертолет и позволяет значительно улучшить его летно­технические характеристики.

На предприятии систематически обновляется оборудование технического парка, что позволяет обрабатывать детали с большей точностью в высокоскоростном режиме. Это существенно сокращает цикл обработки, снижает объем разметочных работ, повышает производительность труда и качество готовых изделий. Кроме того, на ОАО «Роствертол» введены в эксплуатацию новые объекты: лаборатория динамических испытаний, участок анодирования. Проведена реконструкция  производственных корпусов.

В цехе механической обработки деталей установлены новые многокоординатные обрабатывающие центры, которые применяются для создания деталей вертолетов. На этих станках обрабатываются детали механосборочного производства любой сложности и конфигурации вне зависимости от видов материалов. Трудоемкость механосборки при этом снизилась в два­три раза.

Качественные изменения произошли и в технологическом процессе производства, «Роствертол» перешел на изготовление деталей, узлов и вертолета в целом по его математической модели, подготовленной разработчиками. Впервые, кстати, этот метод был применен как раз при проектировании Ми­28Н с двойным управлением.

В рамках технического перевооружения предприятий холдинга ОАО «Роствертол» получает доступ к самым передовым технологиям производства, которые позволяют повысить качество и надежность продукции, увеличить количество производимых вертолетов и оптимизировать экономическую эффективность, а также повысить экологичность производства.

У «Роствертола» внушительный стаж поставок вертолетов на экспорт ­ 50 лет. Первая в истории завода поставка на экспорт состоялась в 1964 году. Тогда в Индонезию был поставлен тяжелый вертолет Ми­6. В настоящее время продукция «Роствертола» знакома операторам более 30 стран мира.

Надо отметить, что спрос на ростовские вертолеты не просто сохраняется на высоком уровне, но растет с каждым годом. Крупнейшие заказчики продукции «Роствертола» ­ это министерства обороны различных стран мира, авиакомпании ­ операторы вертолетной техники, такие как «ЮТэйр» и другие крупные международные компании.

Наиболее высокий спрос на российские вертолеты традиционно наблюдается на Ближнем Востоке, в Африке, Азиатско­Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и в странах СНГ. В рамках общей политики холдинга «Вертолеты России» и совместно с Рособоронэкспортом ростовское предприятие постоянно ведет работу по освоению новых рынков сбыта.

Предметом особой гордости «Роствертола» является самый грузоподъемный вертолет в мире Ми­26Т, который пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. В настоящее время основными заказчиками этого вертолета помимо самой России и стран СНГ являются такие страны, как Китай, Индия, Греция и другие. Ми­26Т также давно и успешно работает на условиях лизинга во многих европейских, азиатских и африканских странах.

Востребованность этого вертолета обусловлена тем, что у него нет конкурентов ­ 20 тонн груза не поднимает ни один другой вертолет в мире. Кроме того, Ми­-26Т  наряду с военной версией Ми-­26  имеет высокую скорость и хорошие характеристики работы в горячем и разреженном горном воздухе. Как и все вертолеты российского производства, Ми-­26Т надежен в эксплуатации, прост в обслуживании и может храниться под открытым небом.

Холдинг «Вертолеты России» постоянно ведет работу по расширению модельного ряда, и сегодня «Роствертол» готовится к серийному выпуску многоцелевого тяжелого транспортного вертолета Ми­-26Т2, являющегося модернизацией Ми-­26Т. Это вертолет с сокращенным количеством членов экипажа, современной авионикой и возможностью применения в ночное время. Конструкция, оборудование и системы вертолета Ми-­26Т2 позволяют эксплуатировать его в любое время суток, в сложных метеоусловиях, над равниной и горной местностью. Вертолет не требует специальных аэродромных средств технического обслуживания и способен к длительному автономному базированию.

Ми­26Т2 оборудован «стеклянной» кабиной с пятью многофункциональными ЖК­дисплеями, двумя пультами управления и комплектом дублирующих электромеханических приборов.

В 2013 году заключен крупный контракт на поставку Ми-­26Т2.

В последние годы «Роствертол» закрепился на рынке Латинской Америки, в частности, в Бразилии.  И хотя  американские компании лидируют в данном регионе,  ряд стран Латинской Америки уже хорошо знаком с российской  продукцией. В регионе накоплен богатый положительный опыт эксплуатации  российских машин, в частности, Ми-­35М. Эти вертолеты, несомненно, обладают рядом преимуществ в сравнении с зарубежными образцами военной вертолетной техники, как отмечают пилоты, они мощнее и одновременно проще в обслуживании.

В 2008 году был подписан контракт на поставку 12 вертолетов Ми­35М для ВВС Бразилии. Там они эффективно применяются для патрулирования воздушного пространства и осуществления воздушной поддержки при борьбе с нарушителями в приграничной зоне.

Есть уверенность, что сотрудничество со странами Латинской Америки успешно продолжится и расширение рынка сбыта продукции  предприятия на данном континенте не за горами.

На авиационно-­космическом салоне МАКС-­2013 «Вертолеты России» представили в президентской линейке новый вертолет Ми­-28Н с двойным управлением, который создавался в соответствии с требованиями Минобороны России. Новую машину разработал Московский вертолетный завод им М.Л. Миля, а «Роствертол» в 2013 году изготовил опытный образец. Ми-­28Н с двойным управлением предназначен для обучения военных летчиков, которым необходима практика налета на вертолетах Ми­-28Н «Ночной охотник». При этом он может выполнять все функции ударного вертолета.

Стоит отметить, что американцы и европейцы широко используют тренажеры, но при этом они признают, что завидуют тому, что наши пилоты имеют возможность обучаться непосредственно на вертолетах. Это хоть и не дешевое, но самое эффективное обучение.

Основным отличием Ми­28Н с двойным управлением от серийного вертолета является двойная гидромеханическая система управления, которая позволяет управлять вертолетом как из кабины летчика, так и из кабины летчика-­оператора, выполняющего функции инструктора. Ми­28Н с двойным управлением позволит качественно улучшить и сделать более эффективным процесс подготовки пилотов.

Что касается интереса со стороны зарубежных заказчиков, он был давно, а в декабре прошлого года подписан крупный экспортный контракт на поставку Ми-­28НЭ с двойным управлением.

Что касается инвестиций на ближайшие годы, то они в основном связаны с налаживанием серийного производства новых вертолетов. В этой связи в 2013 году началась работа по таким инвестиционным проектам, как «Подготовка производства для серийного выпуска Ми­-26Т2, Ми-­28НЭ и Ми-­28НЭ с двойным управлением», а также «Техническое перевооружение производства для освоения выпуска лопастей рулевого винта». На эти цели и будут расходоваться основные средства.

Стоит напомнить, что завод был основан в 1939 году и в то время находился на окраине Ростова­на­-Дону. Город рос, и завод оказался практически в его центре. Летно­испытательная станция завода граничит с жилыми кварталами. Поскольку испытания ведутся круглосуточно, это может доставлять неудобства горожанам.

В октябре прошлого года было подписано распоряжение правительства России о передаче предприятию аэродрома в Батайске. Теперь ведется работа по передаче этого аэродрома с баланса на баланс, прорабатываются детали строительства летно­испытательного комплекса и всех необходимых для его эксплуатации зданий и сооружений. Таким образом, со временем в Авиагородок будет перенесена основная часть испытательных полетов, а также обучение летчиков и техников. Планируется, что существующая летно­испытательная станция будет обеспечивать первый полет каждого нового вертолета, а также перелета машин на летно­испытательную станцию в Батайск.

На сроках поставки вертолетов перенос летной станции не отразится.

Руководством холдинга «Вертолеты России» поставлена задача довести долю отечественной продукции на мировом рынке до 20 процентов к  2020 году, а годовой объем производства увеличить до 470 вертолетов. Стоит ли говорить, что в решении этих задач «Роствертол» будет играть не последнюю роль.

Кроме того, первоочередными задачами предприятия  являются  выполнение гособоронзаказа и поставка вертолетов  зарубежным заказчикам, расширение географии поставок и увеличение объема реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Крайне актуально расширение спектра выпускаемых вертолетов различных типов и их модификаций. Планируется наращивать серийное производство вертолетов Ми­-28Н «Ночной охотник», Ми-­28Н с двойным управлением, Ми-­26Т2.  Помимо этого идет процесс модернизации парка вертолетов типа Ми­-24/35 и Ми­-26.

Не забывают на «Роствертоле» и о повышении квалификации персонала, оптимизации всех видов затрат, внедрении инновационных технологий в процесс производства вертолетной техники и, конечно, технологическом перевооружении производства. В ближайшей перспективе здесь продолжат развитие системы гарантийного и послегарантийного обслуживания вертолетов в течение всего жизненного цикла техники.

Все это значит одно ­ Российская армия и дальше будет пополняться современными боевыми и транспортными вертолетами. Успешное развитие «Росвертола», его ясные и четкие перспективы ­ залог этому.

Игорь МЕЛЬНИКОВ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий