Люди в прочном корпусе

Люди в прочном корпусе

Ежегодно 19 марта в нашей стране отмечается День моряка-подводника. В этот день 113 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского Императорского Флота вошли два десятка субмарин типа «Форель», «Касатка», «Сом» и «Осетр». Шесть десятилетий назад отечественный подплав получил первый корабль с ядерной энергетической установкой «Ленинский комсомол» и стал атомным. Юбилей праздновался 17 декабря 2018 года.

Соль ракетно-ядерной романтики

Оборонно-промышленный комплекс России в настоящее время создает океанскую многоцелевую систему, включающую атомные подводные лодки, оснащенные самоходными аппаратами с ядерной энергетической установкой, которые способны на глубинах более километра с огромной скоростью скрытно выдвигаться к цели поражения на межконтинентальную дальность.

Главными направлениями оснащения подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) России определены строительство субмарин четвертого и проектирование подлодок пятого атомного поколения.

Российские подводники стали значительно чаще выходить в моря и океаны на боевое дежурство и различные учения: в 2017 году общий уровень наплаванности экипажей по сравнению с 2015–2016 годами вырос более чем вдвое. В 2018 году подплав ВМФ России принял участие в пяти сотнях учений.

За последние годы заметно выросла популярность службы в российском подплаве. Об этом, в частности, свидетельствует конкурс среди абитуриентов факультета ядерных энергетических установок Военно-морского политехнического института – от пяти до шести человек на место.

Люди в прочном корпусе

На современных российских подводных кораблях нет матросов и старшин, проходящих службу по призыву. Но стать профессиональным подводником можно, заключив контракт в ходе «срочной» службы на берегу.

Так или иначе, несмотря на развитие робототехники и автоматизацию боевых субмарин, задачи, для выполнения которых предназначены отечественные подводные корабли разных типов, решают и в долгосрочной перспективе будут решать люди, несущие службу в замкнутом пространстве подлодки, погруженной в морские и океанские глубины.

Космос высокого давления

Первый космонавт Земли Юрий Гагарин, впервые побывав на советской атомной субмарине, назвал моряков-подводников коллегами. Сравнение закономерно: системы жизнеобеспечения космических и подводных аппаратов во многом схожи.

Но есть отличия в телесных ощущениях. Космонавты большую часть времени пребывания в замкнутом пространстве парят в околоземной невесомости, а их подводные коллеги подвергаются частым перепадам давления глубин Мирового океана.

Именно поэтому отбор кандидатов для военной службы под водой, почти столь же строгий, как для работы в космосе, начинается с испытания барокамерой.

И какими бы высокими ни были показатели физического, душевного, духовного здоровья и интеллекта абитуриента военно-морского учебного заведения или матроса-новобранца, одни только слабые барабанные перепонки становятся непреодолимым препятствием на пути в прочный корпус атомохода и дизель-электрического (неатомного) подводного корабля.

Кстати сказать, для тех, кто выходит в море, не будучи членами экипажа по штату (священники, представители науки и промышленности, стажеры, военные журналисты), не делается исключений. Кандидаты в обитатели прочного корпуса проходят медицинское обследование и курс легководолазной подготовки, изучают устройство корабля и основы борьбы за его живучесть, сдают зачеты, тестируются. И, разумеется, проверяются компетентными органами.

Основное преимущество подводных кораблей по сравнению с надводными – отсутствие качки под водой в штормовых условиях.

Поцелуй кувалды

Не знакомые с особенностями подводной жизни новички, случается, становятся объектом шуток. Им, например, могут порекомендовать отыскать в отсеках «рукотворного кита» бомбоубежище, которое, разумеется, отсутствует; или попросить разогнать радиацию в каюте, используя в качестве вентилятора полотенце.

Вообще-то, с радиацией шутки плохи, но она надежно упрятана в необитаемом реакторном отсеке и находится под строгим разносторонним контролем.

Все впервые погружающиеся в пучины вод на борту любой субмарины должны пройти обряд посвящения в подводники и до последней капли испить чашу соленой забортной воды. Причем чаша обычно представляет собой плафон толстого стекла для предохранения осветительных электроламп, вмещающий до литра жидкости. Ритуал завершается целованием кувалды.

К слову, о жидкости. Всем морякам под водой положено сухое вино для выведения из организма радионуклидов – 50 миллилитров в сутки.

Пищевое равенство

Для атомарин, уходящих на боевое дежурство, даже в несытые времена припасы находились по полной норме. Люди, везущие на борту баллистические или крылатые ракеты с ядерными боевыми принадлежностями, не должны быть голодными – слишком велика на них ответственность за поддержание мира во всем мире.

Кстати сказать, на лодках, в отличие от больших надводных кораблей, офицеры, мичманы, старшины и матросы едят, что называется, из одного котла: пища для всех категорий личного состава готовится одинаковая.

Подледные тропики

В прочном корпусе атомной подлодки, не всплывающей несколько месяцев, моряки дышат отнюдь не атмосферным воздухом. Посредством испарительной установки готовится пресная вода с добавлением минералов. Она разделяется на кислород, который распределяется по отсекам субмарины, и водород, удаляемый за борт. На случай выхода испарителя из строя предусмотрен аварийный запас кислородных пластин.

На заре истории подводного плавания среди людей часто «несли службу» канарейки в клетках. Если птица начинала задыхаться, значит, кораблю необходимо было всплыть для проветривания отсеков.

В наше время некоторые экипажи берут в поход попугаев. Пернатые акванавты обитают в каюте психологической разгрузки. Видимо, приятно сидеть в кожаных тапочках (основная обувь на атомных лодках), робе, напоминающей пижаму, покачиваясь в кресле-качалке среди комнатных цветов, растущих под лампами дневного света, и близко наблюдать тропических птиц.

Особенно, когда доподлинно известно, что в трех сотнях метров над головой – ледяная арктическая пустыня. А здесь – тепло, регенерированный воздух и прекрасный вид на лесную опушку в имитаторах окон.

Минуты, свободные от служебных подводных дел, можно заполнить и активным отдыхом. На современных атомоходах для этого предусмотрены спортзалы с тренажерами, небольшие бассейны и сауны.

К слову, о быте. На любой субмарине даже для того, чтобы воспользоваться гальюном, то есть туалетом, нужны специальные навыки. Дабы избежать результата, обратного смыву, необходимо убедиться в отсутствии давления в системе.

Под танковой броней

Подводные корабли по энергоустановкам подразделяются на дизель-электрические и атомные. В зависимости от боевого предназначения они вооружаются торпедами и крылатыми ракетами. Межконтинентальные баллистические ракеты несут ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН).

Российские атомарины установили до сих пор не превзойденные мировые рекорды по скорости – 46 узлов (85,192 километра в час) и глубине погружения – 1040 метров. Продолжительность их плавания составляет два-три месяца.

Как говорят бывалые подводники, в прочном корпусе есть все, кроме женщин и иллюминаторов, – от пекарни до стоматологического кабинета.

В прочном корпусе расположены основные механизмы, вооружение, энергетическая установка, жилые и нежилые отсеки. За ним размещены баллоны воздуха высокого давления, антенны, размагничивающие кабели. Все это помещено в проницаемый для забортной воды легкий корпус, включающий различные цистерны, в частности, главного балласта, которые обеспечивают нахождение субмарины в подводном и надводном положениях.

На самом деле «легкий» – лишь название. По характеристикам он не уступит лобовой танковой броне.

Иначе сложное боевое изделие, достигающее размера футбольного поля и высоты десятиэтажного дома, не смогло бы многократно погружаться на, допустим, километровую глубину, где от избыточного давления неуютно даже титановым сплавам.

Внутри легкого корпуса могут быть заключены и два прочных: еще не все тяжелые РПКСН советской постройки «порезаны на иголки».

По словам авторитетного отечественного подводника командующего Балтийским флотом в 2001–2006 годах адмирала Владимира Валуева, мощность ядерной энергетической установки подводного атомохода при наличии линии электропередачи способна обеспечить электропитанием средний город. За его практику дважды в экстренных аварийных ситуациях с подлодки подавалось электропитание в военные городки.

В настоящее время планируется применение плавучих атомных электростанций в хозяйственных целях. Практически – это часть подводной лодки.

Безоконное пространство

Внутренний корпус субмарины прочно защищен от попадания забортной воды. Внешний же может иметь вырезы, решетки и прочие технологические отверстия. Люди, знакомые с устройством подводных кораблей на примере «Наутилуса» из романа Жюля Верна, принимают их за иллюминаторы.

На подлодке окна отсутствуют: она двигается на ощупь, часто – в режиме полной тишины. Ее глаза – штурманская карта и гидроакустическая станция. И всплывать на поверхность в течение двух-трех месяцев боевого дежурства ей можно лишь при возникновении чрезвычайной ситуации. Если разрешит командование.

Только мужчины

Отсутствие в походе общения с дамами для части экипажа (за исключением сознательно воздержанных людей) может компенсироваться видеофильмами, фотоснимками в иллюстрированных печатных изданиях или тематическими фантазиями.

Бром в компот для успокоения плоти никто не добавляет, и почти никто не следит за тем, чтобы суровая морская дружба не переросла в нежную любовь. Впрочем, это, как правило, излишне: «таких» стараются не брать в подплав. Да и устают люди – не до глупостей.

Свинья и почет

Российские подлодки, достойно возвращающиеся с боевого дежурства, традиционно встречает свинья. Точнее – целиком зажаренный молочный поросенок, предназначенный на съедение экипажу.

Морякам, несущим службу в прочном корпусе, в ВМФ России всегда – особый почет и уважение.

Михаил Севастьянов

Журнал «Военные комиссариаты России»