КУРС ­ НА АРКТИКУ!

Президент Российской Федерации В. Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Как она реализуется, каков вклад Вооруженных Сил РФ, в частности Северного флота, который в первую очередь осуществляет эту высокую миссию? Подробно о военной деятельности в Арктике, направленной на ее освоение и обеспечение безопасности, рассказывает командующий Северным флотом адмирал Владимир КОРОЛЕВ, который лично возглавил первый арктический поход отряда кораблей СФ.

Командующий Северным флотом адмирал Владимир КОРОЛЕВ
Командующий Северным флотом адмирал Владимир КОРОЛЕВ

В начале давайте уясним, что собой представляет наша Арктика и почему мы должны ее изучать, осваивать и защищать?  Арктика ­ единый физико­географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Особое географическое положение, наличие больших запасов природных ресурсов, оборонная, научная и экологическая значимость делают Арктику  объектом территориальных, ресурсных и военно­стратегических интересов для ряда государств.

Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры.  Площадь составляет около 27 млн кв. км. Ресурсная база этого региона России обеспечивает около 11% национального дохода: здесь создается 22% объема общероссийского экспорта природных ресурсов, добывается и производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100% барита и апатитового концентрата.

Комплекс морского промышленного рыболовства, расположенный в данном регионе, производит около 15% общих объемов рыбной продукции страны и других водных биологических ресурсов.

Общий ресурсный углеводородный потенциал российской части континентального шельфа Арктики составляет примерно 100 млрд тонн условного топлива, что соответствует 10% от доказанных мировых ресурсов и 25% от мировых неразведанных запасов углеводородов.

В настоящее время на шельфе Баренцева моря известно 11 крупных месторождений: четыре нефтяных,  три газовых, столько же  газоконденсатных  и одно нефтегазоконденсатное ­ Северо­Гуляевское. Среди нефтяных ­ Приразломное, Долгинское, Варандейское и Медынское. Газовые ­ это Мурманское, Лудловское и Северо­Кильдинское. В числе газоконденсатных ­ Штокмановское, Поморское и Ледовое месторождения.

На природный газ приходится около 80% углеводородов шельфа, при этом в недрах Баренцева и Карского морей преобладают природный газ и газовый конденсат, в Печорском море ­ нефть.

Месторождения углеводородов имеются и на полуострове Таймыр. Эта область имеет все предпосылки к тому, чтобы стать новым центром добычи углеводородов.

Также значительные запасы свинца и цинка имеются на архипелаге Новая Земля. Суммарные их запасы составляют несколько десятков миллионов тонн.

Богатейшие ресурсная база и природные запасы арктического сектора России вызывают повышенный интерес со стороны стран, располагающих ограниченными природными ресурсами. Притязания на эти энергоресурсы, от которых напрямую зависит мировая экономика, и могут стать потенциальными источниками международных конфликтов в Арктическом регионе.

Кроме того, в настоящее время сохраняется ряд противоречий, разрешение которых еще не закреплено нормами международного права. В чем они?

Во­первых, это стремление ряда иностранных государств придать статус международной транспортной коммуникации Северному морскому пути. Его использование может существенно снизить транспортные расходы российских и иностранных судоходных компаний.

К примеру, протяженность перехода из порта Йокогама (Япония) в порт Роттердам (Нидерланды) по Северному морскому пути составляет 7300 морских миль, которые транспортные суда проходят за 20 суток. Расстояние между этими же портами через Суэцкий канал составляет 11200 морских миль (на 3900 миль больше), и время на переход увеличивается до 33 суток. Время доставки грузов по Северному морскому пути сокращается на 13 суток.

Во­вторых, противоречия, связанные с различными подходами приарктических стран и стран Азии (Япония, Китай, Южная Корея) к вопросу раздела арктического шельфа и доступа к его перспективным разработкам.

В­третьих, это противоречия между Россией и Норвегией по вопросам использования архипелага Шпицберген и прилегающих к нему морских акваторий.

Анализ развития военно­политической ситуации показывает, что масштабное применение военной силы в Арктике в настоящее время маловероятно, а разрешение противоречий в этом регионе в период до 2020 ­ 2025 годов в основном будет лежать в международно­-правовой плоскости с опорой на демонстрацию военной силы.

Но тем не менее следует заметить, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к наращиванию военного присутствия ряда государств в Арктике, что может привести к изменению баланса сил в регионе не в пользу Российской Федерации и увеличит вероятность возможности развязывания военных конфликтов различной интенсивности против России в 2025 ­ 2030 годах.

Анализ ситуации в Арктике позволяет сделать вывод об основных источниках угроз военной безопасности России с арктических направлений.  Таковыми на сегодняшний день являются:

­ возможность применения из Арктики оружия по промышленным и административно-­политическим объектам на всей территории России;

­ срыв перевозок по трассе Северного морского пути;

­ создание арктических военных группировок (в том числе негосударственных) для захвата островных территорий, объектов экономической и научной деятельности;

­ активизация деятельности экологических  и других неправительственных организаций по раздуванию обвинений в нарушении Россией экологических норм, показа бесперспективности и опасности разработки углеводородных месторождений в Арктике.

Необходимость адекватного реагирования на существующие и перспективные угрозы в Арктике требует в первую очередь организовать контроль за обстановкой в Арктической зоне Российской Федерации.

Как это осуществить? Считаю, что, во­первых, нам нужно наращивание системы освещения обстановки  на акватории Северного морского пути и в Арктике в целом. Во­вторых, развитие систем противоракетной и противовоздушной обороны. В­третьих,  создание мобильной арктической группировки Вооруженных Сил с ударной подсистемой, способной решать задачи на море, в воздухе и на суше. В­четвертых, развитие системы базирования, в том числе двойного назначения.

Должен сказать, что первые шаги в данных направлениях мы уже сделали, и нынешние годы для России, а особенно для ее Военно­морского флота, стали переломными в освоении Арктики. Беспрецедентной по масштабам и привлекаемым силам за весь постсоветский период российской истории стала арктическая деятельность сил Северного флота, осуществившего одновременно два арктических похода, в которых было задействовано 12 надводных кораблей, исследовательских судов и судов обеспечения.

Один отряд кораблей Северного флота, возглавляемый тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», совершил переход к архипелагу Новосибирских островов, где высадил морской десант на остров Котельный, принял активное участие в восстановлении арктического аэродрома «Темп» и подготовке инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности государства.

В ходе подготовки к решению данной задачи (в архипелаге Новосибирских островов) на Северном флоте был сформирован отряд боевых кораблей и вспомогательных судов. Попутно они должны были в форме военно­морского присутствия в Арктике решать задачи обеспечения оперативного режима, безопасности судоходства и морской экономической деятельности Российской Федерации на акватории Северного морского пути.

Решающим фактором при планировании выхода отряда была сложившаяся в то время сложная ледовая обстановка по маршруту перехода в проливе Вилькицкого. На этапе подготовки к переходу отряда арктическим маршрутом силами морской авиации флота была организована ледовая разведка с интенсивностью два самолетовылета в неделю. Кроме того, штабом флота непрерывно анализировались данные ГМЦ МО РФ, Института Арктики и Антарктики, администрации Северного морского пути и штаба морских операций.

Тщательный мониторинг ледовой обстановки позволил своевременно спрогнозировать возможные трудности и организовать взаимодействие с ОАО «Атомфлот» госкорпорации «Росатом», в результате которого впервые был заключен государственный контракт на ледокольную проводку кораблей и судов ВМФ по акватории Северного морского пути для нужд Минобороны России.

Отряд Северного флота начал переход к Новосибирским островам третьего сентября. Эта дата была спланирована с учетом факторов ледообразования в арктических морях, а также с учетом времени, необходимого кораблям и судам для разгрузки перевозимых грузов.

На момент подхода кораблей и судов отряда к проливам Матиссена и Вилькицкого у походного штаба имелась полная информация по ледовой обстановке в проливах. На основе имеющихся данных было принято совместное решение с администрацией ОАО «Атом-флот» на проводку отряда боевых кораблей четырьмя атомными ледоколами маршрутом с наиболее благоприятной ледовой обстановкой, проходящим через пролив Матиссена (в южной части проливной зоны).

В дальнейшем при проводке каравана ледовая разведка проводилась в светлое время суток корабельным вертолетом на полную дальность с привлечением специалиста-­гидролога Атом-флота.

Проводка каравана проливными зонами проходила в сложных ледовых условиях. Наблюдался однолетний и многолетний лед сплоченностью до 8­9 баллов, толщиной до 2,5 метра.

12 сентября отряд кораблей и судов прибыл к западному побережью острова Котельный, в залив Стахановцев Арктики. В этот же день с использованием корабельных вертолетов была проведена рекогносцировка косы, на которой раньше находилась взлетно­посадочная полоса аэродрома «Темп».

На следующий день вновь была осуществлена высадка личного состава десанта и техники с больших десантных кораблей «Оленегорский горняк» и «Кондопога» на побережье. Организована охрана пункта выгрузки.

Одновременно с подготовкой пунктов выгрузки производились выгрузка и перевозка техники,  материальных средств с судов десантными катерами и их разгрузка в подготовленном пункте высадки, что позволило сократить время.

Выгрузка материальных средств на берег осуществлялась с использованием судовых грузовых устройств, рейдовых плавсредств, инженерной техники и корабельных вертолетов. Для доставки крупногабаритных грузов (жилых блоков и контейнеров с продовольствием) от пунктов выгрузки к месту формирования жилого городка были задействованы два вертолета Ми­26 Военно­воздушных сил. При этом были применены технологические схемы, способствующие сокращению продолжительности грузовых операций и транспортировки грузов.

Детальное планирование и практическая предварительная подготовка, конкретная постановка задач, организованное взаимодействие и жесткий контроль со стороны командования и походного штаба позволили осуществить весь объем работ организованно, безаварийно и безопасно. За время проведения разгрузочных работ личным составом не было получено ни одной травмы.

Общая продолжительность разгрузки судов составила 99 часов. Всего на остров Котельный  было доставлено 46 единиц техники, более 300 тонн имущества, 4 20-­футовых контейнера с продовольствием и 17 социально­-бытовых блоков, около 130 4­-тонных резервуара с арктическим дизельным топливом и около 800 200­-литровых стальных бочек с различными горюче-­смазочными материалами.

На остров Котельный также были доставлены образцы специальной техники ­ амфибийные катера на воздушной подушке, двухзвенные снегоболотоходы, которые в настоящее время испытываются в особо тяжелых климатических условиях Арктики.

Одновременно с выгрузкой на острове начались развертывание инфраструктуры аэродрома и его восстановление. Для временного проживания личного состава авиационной комендатуры установлены каркасные обогреваемые палатки, впервые применяемые в Арктике.

Во время арктического похода отряда кораблей Северного флота постоянно изучался театр плавания, проводились океанографические, гидрометеорологические, навигационно­гидрографические исследования. Также были обследованы береговые средства навигационного оборудования: маяки, светящие и несветящие знаки, радиолокационные маяки­ответчики, контрольно­корректирующие станции морской дифференциальной подсистемы глобальных спутниковых систем. Оценивалась точность работы в высоких широтах спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и НАВСТАР.

По всему маршруту гидрографической партией выполнен маршрутный промер с использованием штатных технических средств корабля. Всего выполнено 6000 линейных километров промера.

Выполненные силами Северного флота исследования позволили внести ряд предложений по совершенствованию существующей системы освещения надводной обстановки и береговых средств навигационного оборудования в районах Северного морского пути.

В результате похода отряда кораблей и судов на Новосибирские острова был получен  богатейший опыт применения сил флота в арктическом регионе в целях обеспечения экономической и военной безопасности государства, подтверждена возможность проводки тяжелых кораблей ледоколами «Атомфлота» по акватории Северного морского пути в условиях сложной ледовой и гидрометеорологической обстановки.

Арктический поход отряда кораблей и судов Северного флота к Новосибирским островам еще раз подтвердил необходимость восстановления и последующего развития всей инфраструктуры в арктическом регионе, в частности систем освещения воздушной и надводной обстановки, навигационно­гидрографического обеспечения, развития аэродромной сети, проектирования и строительства кораблей и судов ледового класса для Военно­морского флота.

Вторым не менее значимым арктическим походом стала экспедиция гидрографической службы Северного флота в составе гидрографического судна «Горизонт» и морского буксира МБ-­56 в районе архипелага островов Земля Франца-­Иосифа.

Целью экспедиции стал сбор информации об изменении навигационно­гидрографической обстановки, корректура карт и морских лоций, гидрометеорологические наблюдения, обследование геодезических пунктов на архипелаге и проверка их привязки, а также изучение возможностей плавания судов неледокольного класса в высоких широтах в благоприятный по ледовым условиям период.

Комплексные работы в районе островов Земля Франца­Иосифа, были приурочены к 140­летию со дня открытия архипелага, а также  к 100­летию похода Георгия Седова к этим островам и объявлению архипелага территорией России.

Напомню, что архипелаг Земля Франца­Иосифа был открыт австро­венгерской экспедицией, вышедшей на судне «Тегетхофф» под руководством австрийских военно­морских офицеров Юлиуса фон Пайера и Карла Вейпрахта в 1873 году. В 1912­1914 годах состоялась первая русская экспедиция на шхуне «Святой мученик Фока» на острова под руководством старшего лейтенанта Георгия Яковлевича Седова.

В 1914 году экспедиция под руководством капитана 1 ранга Исхака Ибрагимовича Ислямова, отправленная на поиски трех пропавших экспедиций Седова, Брусилова и Русанова, объявила острова территорией Российской империи.

Поход гидрографической экспедиции Северного флота начался 3 сентября, и уже через пять дней экспедиция наблюдала айсберги на подходе к острову Грэм­Белл.

На острове Рудольфа был проведен митинг, посвященный экспедиции Георгия Седова и установлению над архипелагом государственного суверенитета России в 1914 году, после которого состоялась закладка капсулы с посланием потомкам.

Местом для закладки капсулы и проведения митинга был выбран триангуляционный знак на сопке вблизи места высадки на берег. Там же и  был символически поднят флаг Военно-­морского флота России.

Исследовательской группой проведен комплекс работ в этом северном малоизученном районе Мирового океана, в том числе на «белых пятнах», по которым отсутствует какая­либо информация на навигационных картах.

В районах «белых пятен» обнаружены резкие колебания дна, отмели и навигационные опасности на малых глубинах. Специалистами Северного флота  на островах архипелага также было осмотрено 25 геодезических пунктов и средств навигационного оборудования.

По гидролокационному изображению дна были определены особенности характера рельефа дна. На небольших глубинах обнаружили  борозды, изрезанные айсбергами. Их ширина на дне порой достигала 60 метров с глубиной до 3 метров. Также были найдены борозды и на глубине более 120 метров. Полученные данные позволяют косвенно судить о размерах айсбергов, дрейфующих в районе островов Земля Франца­Иосифа и достигающих в высоту 150 и более метров.

Было также документировано появление пролива, разделяющего остров Нортбрука на две части. Причиной изменения рельефа местности здесь послужило отступление ледника.

Итоги деятельности сил Северного флота в Арктике наглядно подтвердили возобновление присутствия России в этом регионе. В текущем году мы продолжаем свою работу по освоению новых районов плавания в Арктике.

Так, например, в летний период 2014 года несколько отрядов кораблей и судов Северного флота намерены осуществить походы в морях Карском и Лаптевых. Таким образом они продолжат начатую ранее работу по изучению новых районов плавания в акватории Северного Ледовитого океана. Ряд исследований планируется провести и в районе архипелага островов Северная Земля.

В наших планах ­ изучение навигационно-­гидрографической обстановки, корректура карт и морских лоций, гидрометеорологические наблюдения, обследование геодезических пунктов в Арктике, проверка их привязки, а также исследование возможностей плавания судов неледокольного класса в высоких широтах в благоприятный по ледовым условиям период.

Северный флот продолжит выполнение всех возложенных на него задач по обеспечению военной безопасности государства и ведения морской экономической деятельности в различных условиях обстановки в Арктическом регионе.

Фото капитана 1 ранга

Вадима СЕРГИ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий