Поводом для размышлений на эту невесёлую, прямо скажем, тему стала попавшаяся мне на глаза «Комсомольская правда» за 4 сентября, внутри которой оказалась восьми страничная вкладка под названием «Красная звезда». Первая мысль: «Видимо, какая-то ошибка!». Смотрю дальше. Под большим портретом фотокорреспондента МИД «Россия сегодня» Андрея Стенина подпись: «Публикуем отрывки из фронтового дневника военкора, убитого на украинском юго-востоке». И ссылка на 7-ю страницу. Там, как и было обещано, дневниковые записи журналиста, чьи останки нашли коллеги в сожжённой машине под селом Дмитровка Донецкой области. В постскриптуме к публикации чёрным по белому написано: «Журналистский коллектив еженедельника «Красная звезда» выражает искренние соболезнования родным и близким Андрея Стенина». Коллектив еженедельника «Красная звезда»? А почему соболезнование в «Комсомолке», а не в «Красной звезде» у которой, как известно, кроме основного выпуска, есть своя «толстушка»?
За разъяснениями вынужден был обратиться в редакцию Центрального органа Министерства обороны РФ газеты «Красной звезды». В ответ мне посоветовали обратить внимание на выходные данные еженедельника и объяснили, что к данному изданию журналистский коллектив главной военной газеты страны не имеет никакого отношения, да и адрес новоявленной «Красной звезды» не Хорошевское шоссе, 38, а Старый Петровско-Разумовский проезд… И вообще, как выяснилось, краснозвёздовцы сами в шоке от этого странного издания. Выходит, творцы нового еженедельника использовали широко известную торговую марку главной военной газеты страны, что называется, втихую, даже не поставив в известность коллектив редакции!
Насколько мне известно, в журналистском сообществе в целом подобные «тайные операции» в отношении друг друга, никогда не приветствовались. Было бы интересно узнать, что думают по этому поводу в руководстве нынешних журналистских объединений, в частности, Союза журналистов Москвы. Кстати, его председатель Павел Гусев возглавляет и Общественный совет при Министерстве обороны РФ, членам которого, надо полагать, тоже небезразлично, как освещается военная тематика в наших средствах массовой информации.
Очевидно, стоит посмотреть на случившееся и с юридической точки зрения. В частности, возникает вопрос: на каком правовом основании ООО «Издательский дом «Звезда» и ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» начали выпускать газету с названием, которое уже 90 лет носит центральный печатный орган Министерства обороны Российской Федерации? Наконец, почему Роскомнадзор зарегистрировал издание с таким названием?
В принципе, никто не против того, чтобы гражданские СМИ всерьёз занялись актуальными вопросами, которые стоят сегодня перед нашей страной и обществом в оборонной сфере. Но коль уж случилось, что журналисты такого популярного издания, как «Комсомольская правда», вдруг озаботились военным делом, то хотелось бы увидеть на страницах газеты не «Красную звезду» 2.0», а что-то новое, своё. Тем более что мы знаем: коллектив «Комсомолки» способен удовлетворить запросы любого читателя. В данном же случае трудно сказать, на кого рассчитана вкладка, дублирующая не только название 90-летней «Красной звезды», но, судя по «Слову к читателю», автором которого является сам министр обороны России Сергей Шойгу, и содержание её пятничных выпусков. «Мы хотим, чтобы эта газета стала своей и для матери призывника, и для её сына, для жены офицера и для её мужа, для ветеранов войн и для тех, кто о войнах знает только по школьным учебникам», — написал в своём обращении к читателям глава военного ведомства. Не знаю, знаком ли Сергей Кожугетович с материалами еженедельного выпуска «Красной звезды», который выходит по пятницам на 24 страницах. Но там ведь есть всё перечисленное им в «Слове к читателю» и даже больше. Тематика «толстушки» «Красной звезды» гораздо шире предполагаемой тематики вкладыша в «Комсомолке».
Замечательный русский учёный, автор «Истории России с древнейших времён» Сергей Михайлович Соловьёв в своё время писал: «Бывает в народе готовность к войне внешняя, материальная и бывает внутренняя, нравственная: первая без второй ничего не значит, вторая может восполнить первую, создать её в короткое время». Может быть, с этих позиций стоит посмотреть на свою продукцию и тем, кто причастен к информационной сфере сегодня? Солдатами, как известно, не рождаются. Никакие перспективные наработки в области вооружений, если они и есть, не спасут нас в лихую годину при отсутствии в народе внутренней готовности защищаться. Готовности, в воспитании которой роль средств массовой информации невозможно переоценить. Надо ли говорить, как много здесь значит позиция гражданских информационных учреждений, независимо от их политической направленности, принадлежности к государственным, общественным или коммерческим структурам? Однако же вести речь о том, что значительная часть из них, в том числе и уважаемая мной «Комсомольская правда» с её «военным» вкладышем, всерьёз занимаются проблемами воспитания населения на героических традициях Отечества, в духе верности конституционному долгу по его защите, увы, не приходится.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере выделены в отдельное направление включают в себя такие вопросы, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации. Из этого очевидно, и надо исходить при организации системы информационно-разъяснительной работы, как в военной сфере, так и в гражданском обществе страны.
Полный текст статьи читайте в журнале «Армия и общество»
Оставьте первый комментарий