Дважды спасенная Верея

По инициативе Наро-Фоминского отделения Русского географического общества в Верейской художественной галерее (ул. Кировская, д. 23/23) развернута уникальная художественно-историческая экспозиция «Спасённые памятники русского зодчества. К юбилею освобождения Вереи в Отечественных войнах (1812, 1942)», ранее презентованная в рамках культурной программы Минобороны России на «Армейских международных играх – 2017». Представленные фотодокументы и картины современных художников позволяют глубже понять родную историю и оценить подвиг солдат Отечества.

Колокольня Собора Рождества Христова в Верее (худ. Юлия Литвинова) Масло, холст –лен, 35х50, 2016
Колокольня Собора Рождества Христова в Верее (худ. Юлия Литвинова) Масло, холст –лен, 35х50, 2016

Как рассказала заведующая клубом 1 гвардейского Краснознамённого ордена Александра Невского мотострелкового полка 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии Наталья Образцова, в ходе проведения масштабных армейский мероприятий в подмосковном Алабино с экспозицией уже смогли ознакомиться сотни российских военнослужащих и десятки иностранных делегаций – участниц международных военных игр “Armygames”, Международного военно-технического форума “Армия-2017”, а также многочисленные представители Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».
По словам председателя Наро-Фоминского РГО Олега Бараненко, «самый маленький городок Подмосковья, насчитывающий и сегодня не более 5 тысяч местных жителей, славен не только своим неповторимым архитектурным колоритом и древними памятниками, но и богатой военной историей. С момента своего образования в 1371 году он являлся одним из основных форпостов Московской Руси, защищавших её от вражеского нашествия. Располагаясь на важнейшем стратегическом направлении – пересечении Смоленской и Калужской дорог, ведущих к столице, гарнизон этой небольшой крепости на протяжении веков отбивал литовские, польские, татарские набеги на российские земли. Герб города с изображением двух столбов и полуоткрытыми воротами между зубчатыми стенами олицетворял значимость крепости в системе обороны на западных рубежах столицы».

Верейские окраины (худ. Юлия Литвинова) Масло, спецбумага, 40х60, 2017
Верейские окраины (худ. Юлия Литвинова) Масло, спецбумага, 40х60, 2017

Особую роль Верея сыграла в период Отечественных войн XIX и XX столетий. Город на короткое время попадал в руки превосходящих сил противника, но уже спустя небольшое время освобождался доблестными частями русской и советской армий.
Так было в сентябре 1812 года, когда отборные французские батальоны после захвата Москвы активно использовали этот плацдарм для охраны Смоленской дороги, но были «вынесены на штыках» партизанским отрядом под командованием генерал-майора И.С. Дорохова.
О первой серьёзной победе русского оружия в осенней кампании 1812 года генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов сообщил в донесении императору Александру I: «Генерал Дорохов провёл данное ему предписание с толикою же предприимчивостью, как и быстротою. При сильной потере неприятеля урон с нашей стороны не превосходит 30 чел. убитыми».
Зимой 1942 года подвиг своих славных предков повторили бойцы 33-й армии под командованием генерала М. Г. Ефремова.
Согласно боевым сводкам, в 4 часа утра 17 января 110-я стрелковая дивизия освободила от противника с. Загряжское и с ходу ворвалась на восточную и юго-восточную окраины Вереи. Уже в 4 часа 30 минут остатки немецкого гарнизона были полностью уничтожены. Таким образом, войска 33-й армии после четырехдневных кровопролитных боёв овладели городом.
Находящаяся 92 дня в оккупации Верея подверглась чудовищным разрушениям. Были уничтожены 429 жилых домов, все промышленные предприятия, больницы, культурные учреждения. Сильно пострадали древнейшие архитектурные памятники.
Однако «жемчужина Подмосковья», как и после наполеоновского нашествия, вновь «восстала из пепла». Сегодня она продолжает радовать горожан и десятки тысяч туристов своим неповторимым культурным обликом. «В течение нескольких лет мы пытались воссоздать на художественных полотнах сохранившиеся шедевры национального зодчества, спасенные русскими ратниками, – сказала член правления местного отделения РГО, художник Юлия Литвинова, – и, судя по отзывам многочисленных посетителей выставки, подвиг наших солдат останется в памяти еще множества поколений».

Андрей Петрочинин

Аллея героев войны 1812 года (худ. Юлия Литвинова) Масло, холст –лен, 40х60, 2016
Аллея героев войны 1812 года (худ. Юлия Литвинова) Масло, холст –лен, 40х60, 2016
Церковь Константина и Елены в Верее (худ. Юлия Литвинова) Масло, спецбумага, 24х30, 2017
Церковь Константина и Елены в Верее (худ. Юлия Литвинова) Масло, спецбумага, 24х30, 2017
Вход в Иерусалим (худ. Юлия Литвинова) Масло, холст -лен, 40х50
Вход в Иерусалим (худ. Юлия Литвинова) Масло, холст -лен, 40х50