Дизелям работать в перегруз!

Экипаж легендарной субмарины «С-13».
Экипаж легендарной субмарины «С-13».

Успех подводного боя в равной мере зависит от каждого специалиста.

Для ветеранов-подводников Краснознамённого Балтийского флота уже стало традицией ежегодно собираться в Калининграде у памятника Герою Советского Союза капитану 3 ранга Александру Маринеско, чтобы вспомнить героические действия балтийского подплава в Великой Отечественной войне, и в том числе легендарной подлодки «С-13», которой командовал подводник № 1. До сих пор не утихают споры о личности этого легендарного моряка и «атаке века», которую он совершил в январе 1945 года. Несмотря на то что о том подводном сражении известно практически всё, продолжают открываться всё новые уникальные подробности памятного боя.

Балтийская ПЛ «С-13» – одна из наиболее прославленных подводных лодок советского ВМФ. Из 360 тысяч транспортного тоннажа противника, потопленного подводниками Краснознамённого Балтийского флота в период Великой Отечественной войны, на долю одной только «тринадцатой эски» приходится около 15 процентов, и по этим показателям она занимает первое место среди всех советских лодок, участвовавших в войне на море.
О действиях экипажа подводной лодки и её командира в январском боевом походе 1945 года, потоплении фашистского лайнера «Вильгельм Густлов» в так называемой атаке века и второго крупного германского транспорта «Генерал фон Штойбен» известно всё до мельчайших подробностей. Однако при всём изобилии фактов, архивных документов, воспоминаний непосредственных участников тех событий незаслуженно остаются в тени действия личного состава БЧ-5 подводной лодки. А ведь именно эти специалисты обеспечили успешность атаки, догнав лайнер в неимоверно трудных условиях. Руководил ими командир БЧ-5 инженер-лейтенант Яков Коваленко, выпускник дизельного факультета ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1944 года.
Двадцатые сутки «С-13» вела непрерывный поиск вражеских кораблей в Данцигской бухте. Море штормило. Трудно было нести вахту на мостике, но не менее тяжело было в отсеках. Личный состав БЧ-5 обеспечивал заданный ход, производил зарядку аккумуляторной батареи, пополнял запасы сжатого воздуха. Почти не выходил из центрального поста инженер-механик Коваленко. Вечером 30 января акустик доложил командиру: «Слышу шумы винтов!» Подлодка, находившаяся в надводном положении, пошла на сближение. Она двигалась полным ходом, находясь между берегом и вражескими судами в 2,0–2,5 кабельтовых от них и стремясь как можно ближе подойти к самой крупной цели – лайнеру, шедшему со скоростью около 15 узлов.
Услышав команду «Механика на мостик», Коваленко быстро поднялся из центрального поста наверх. «Надо выжать всё, что возможно из дизелей, и ещё увеличить скорость. Иначе сорвётся атака! Это последний шанс…» – сказал командир подлодки капитан 3 ранга Маринеско. Инженер-механик, как образно выражаются, буквально «упал» в центральный пост, оттуда бросился в дизельный отсек к мотористам. «Командир приказал увеличить ход! Дизелям работать в перегруз! Особо наблюдать за наддувочными агрегатами, температурой, давлением масла и воды. Лайнер мы должны догнать. На нас вся надежда в этой атаке…» – распорядился Коваленко и сразу вернулся в центральный пост.

Мастерски маневрируя, Маринеско вывел лодку из-под ударов кораблей охранения. «С-13» оторвалась от преследователей

А внизу, в дизельном отсеке, был настоящий ад. Захлёбываясь, грохотали работающие на форсаже дизели. В цилиндрах не успевала сгорать солярка. Едкий дым, заполнив отсек, мешал дышать. Люди задыхались. Температура приближалась к отметке 60 градусов. Лица и тела мотористов лоснились от пота. Порой, не выдерживая теплового удара и удушливого дыма, то один, то другой моряк терял сознание, и его тут же заменял подвахтенный. Была опасность, что дизели не выдержат бешеного ритма и шатунно-поршневая группа «вылезет наружу». И тогда лодка останется без хода – беспомощная во власти стихии и на глазах врага. Надсадно выли воздуходувки. Ветер гулял по отсеку. Дизели жадно глотали воздух. Несло резким запахом подгорелого масла. При этом надо было во что бы то ни стало выдержать это адское испытание, чтобы сохранить заданный командиром ход.
Главные двигатели, за которыми заведующие постоянно и любовно ухаживали, получив непомерную нагрузку, «стреляли» предохранительными клапанами. Мотористы подкладывали отвертки в их пружины, чтобы они смягчали удары. Потом в дело пошли куски проволоки, электроды, арматура… С подобной перегрузкой по инструкции допускается работа механизмов в кратковременном режиме, но на карту была поставлена судьба экипажа, лодки, командира. Нужна была только победа! Погоня продолжалась около двух часов. БЧ-5 не подвела. Дизели выдержали тяжелейший режим.
Чтобы повысить скрытность и готовность к погружению после атаки, лодка перешла в позиционное положение. Идти в таком виде при сильном волнении моря да ещё и с большой скоростью – рискованное дело. Субмарина, получив дифферент на нос и зарывшись носом в воду, могла неожиданно уйти на глубину – её палуба сыграла бы в этом случае роль огромного горизонтального руля, переложенного на погружение. Это представляло большую опасность не только для тех, кто находился на мостике, но и для всего экипажа, так как рубочный люк оставался открытым. Инженер-механик был предельно собран в этот момент, а чтобы этого не случилось, приказал дать «пузырь» в ЦГБ № 1 и держать носовые горизонтальные рули в положении 10 градусов на всплытие. Покатившись резко вправо, «С-13» легла на боевой курс и трёхторпедным залпом поразила лайнер, который с большим креном на левый борт стал медленно тонуть. Ликованию экипажа не было предела. После залпа перед специалистами БЧ-5 стояла не менее ответственная задача – оторваться от преследования и не дать себя обнаружить. Коваленко, не отрывая глаз от приборов, подавал чёткие команды трюмным, обслуживавшим дифферентовочную систему, и боцману, управлявшему горизонтальными рулями. Задача – удержать лодку на заданной глубине и не допустить дифферента – была выполнена. Мастерски маневрируя, Маринеско обманул врага и вывел лодку из-под ударов
кораблей охранения. «С-13» оторвалась от преследователей. Экипаж был в приподнятом настроении и радовался победе, ещё не ведая, что скоро она хрестоматийно войдёт в боевую летопись подводного флота России и историю Великой Отечественной войны.
По возвращении из боевого похода инженер-механик ПЛ «С-13» Яков Коваленко был удостоен ордена Красного Знамени. Высокие награды получили и его подчинённые.

Сергей ГУРОВ
капитан 1 ранга в отставке.

Газета “Красная звезда”