БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕМОНТНИКОВ

Проблемы, связанные с ремонтом и восстановлением боевой техники, являются одними из наиболее актуальных для Вооруженных Сил РФ. То, что для исправления ситуации нужно принимать неотложные меры, особенно стало очевидным в прошлом году, после внезапных проверок боеспособности войск, произведенных руководством МО РФ в разных военных округах. В ходе действий в условиях, максимально приближенных к боевым, выявились истинные масштабы проблем, связанных с неисправностью боевой техники, причем в разных родах войск. Говоря о результатах одной из таких проверок, начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов подчеркнул, что она «еще раз подтвердила правильность принятого министром обороны решения о восстановлении войсковых ремонтных органов». Но при этом отметил, что «уровень обученности личного состава ремонтных подразделений, их организационно­-штатная структура и обеспеченность запасными частями требуют совершенствования».

Как известно, теперь войсковые ремонтники стали производить текущий ремонт, а средний, крупный и капитальный ремонт, как и модернизация техники, ведется силами промышленных предприятий на договорной основе. Хотя в этом плане качество не всегда удовлетворяет заказчиков. «Зачастую техника, прошедшая капитальный или средний ремонт и находящаяся на гарантийном обслуживании, выходит из строя уже в первые месяцы эксплуатации», ­ отмечал генерал армии В. Герасимов. Такие факты опять же выявились в ходе внезапных проверок, когда многие боевые машины не смогли выехать из парков боевой техники из­за поломок.

Факт тот, что без бывалых, неунывающих в любой ситуации и всегда готовых идти в любое «пекло» войсковых ремонтников, попросту говоря, далеко не уедешь в прямом и переносном смысле. Так что очень хорошо, что войсковые ремонтные органы возрождаются. На практике есть ряд задач, которые никто, кроме специалистов ремонтных подразделений, решить не в состоянии. Важное значение налаженного ремонта техники в боевых условиях трудно переоценить, об этом свидетельствует весь боевой опыт. Вот что говорил по этому поводу генерал­лейтенант инженерно­технической службы Александр Карпенко:

«В годы Великой Отечественной войны организация технического обслуживания боевых машин, их своевременного ремонта и эвакуации в динамике сражений представляла одну из важнейших проблем в общей сумме мероприятий по обеспечению боевой готовности. Значение этих вопросов определялось в первую очередь тем, что пополнение танковых войск новой боевой техникой осуществлялось главным образом в ходе подготовки к операции либо в период продолжительных оперативных пауз. В ходе боев поступление в части танков с заводов промышленности было явлением крайне редким. Поэтому восстановление поврежденной техники в ходе сражений и быстрый возврат ее в строй являлись наиболее существенным, а порой и единственным источником восполнения потерь в танках. В ряде случаев количество отремонтированных танков и САУ в два­три раза превышало число боевых машин, имевшихся к началу операции. Другими словами, каждый танк выходил по два­три раза из строя и столько же раз снова возвращался в боевые порядки».

Во все послевоенные годы, когда существовала прежняя развитая структура ремонтных органов в частях, войсковые технари готовы были в любой момент ехать в любую точку, вытаскивать технику отовсюду, хоть из-­под огня. Так было еще в Афганистане. Потом в Чечне и других «горячих точках».

3

Затем, когда ремонтные органы при прежнем руководстве Минобороны подверглись значительному сокращению, лучшие специалисты ушли на другие должности или уволились из армии. Как сказал один умудренный опытом офицер­десантник, сократить специалистов легко, а набрать заново трудно. Это мнение довелось услышать во время командных сборов на полигоне, где собрались старшие офицеры-­десантники из разных частей ВДВ. К примеру, они поведали о случае, когда в одну из «горячих точек» нужно было отправлять бригаду специалистов­ремонтников, но ехать оказалось некому. Ремонтное подразделение было сокращено, а специалисты, обслуживающие технику на основе  аутсорсинга, убыть в регион, где существует реальный риск для жизни, отказались. И сделать ничего было невозможно, ведь гражданского человека ехать в зону боевых действий не заставишь.

Положение усугубляется тем, что многие опытные специалисты-­ремонтники были прапорщиками, а эту категорию едва не ликвидировали окончательно. Хорошо, что сейчас прапорщиков опять вернули в армию. Время показало, что без них обойтись трудно. Как говорили раньше, человек маленький, но всем нужный. Прежде в ремонтных ротах были такие прапорщики­технари, настоящие мастера, которые могли оживить вышедшие из строя боевые машины прямо на полигоне, а то и двигатель заменить за ночь.

Словом, «второе рождение» ремонтных подразделений в войсках является процессом сложным, требующим времени и немалых усилий. Один из представителей командования Южного военного округа в своем интервью прессе отметил, что «в войсках округа батальоны и бригады МТО укомплектованы в среднем на 80%, причем из них не более 5% личного состава имеют знания и хоть какой­то опыт в области ремонта бронетехники…»

Откровенно говоря, возникает элементарный вопрос ­ зачем же тогда сокращались ремонтные органы при прежнем руководстве Минобороны, кто понес ответственность за это недальновидное решение? Затем, чтобы вновь, образно говоря, «птица Феникс возродилась из пепла»? Но ломать всегда легко, а вот возрождаться трудно, очень трудно…

Хорошо уже то, что при всех вышеназванных трудностях восстановление ремонтных подразделений уже реальная перспектива, что со временем вновь появятся опытные профессионалы-­ремонтники, которые будут готовить настоящих специалистов своего дела. Будем надеяться, что вновь возродится материально­техническая база ремонта боевой техники, и все наладится. Но, к сожалению, данный процесс продлится, по всей видимости, не один год…

Словом, войсковые ремонтники сегодня вновь востребованы. А их реальные возможности лучше всего проявляются непосредственно на полигоне, в обстановке, приближенной к боевой. Как раз этот вопрос всесторонне исследовался в ходе проведенного под общим руководством начальника Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) ВС РФ генерал-­лейтенанта Александра Шевченко сбора с руководителями автобронетанковых служб военных округов, флотов и флотилий Вооруженных Сил РФ. Главной темой мероприятия стала отработка вопросов планирования и организации применения ремонтных рот. Сами же занятия проводились в динамике, в том числе на базе парашютно­десантного полка, в ходе тактического учения.

­ Главной задачей сбора было научить органы военного управления планировать и организовывать применение ремонтных подразделений при подготовке и непосредственном ведении боевых действий, ­ отметил генерал-­лейтенант Александр Шевченко. ­ Данный вопрос был всесторонне рассмотрен на примере ремонтной роты десантно­штурмовой (горной) дивизии. Офицеры лично убедились в том, что ремонтные роты в тактическом звене крайне необходимы, ведь на них возложена основная задача поддержания боеспособности соединений и частей.

В течение двух суток участники сбора посетили более двух десятков учебных точек, расположенных как на территории полигона «Раевский», так и в районе мыса Железный Рог. Одной из первых учебных точек был полевой лагерь ремонтной роты новороссийских десантников, расположившийся на полигоне «Раевский». «Крылатая пехота» возвела его в считанные часы. Созданию лагеря предшествовали подъем роты по тревоге и совершение марша из пункта постоянной дислокации на полигон.

Оборудование необходимой для жизни в чистом поле инфраструктуры уже отработано у ремонтников до мелочей. Специально для участников сбора десантники создали дополнительные элементы, не входящие в традиционный полевой «набор», например столовую для питания военнослужащих в ходе выполнения учебно-­боевой задачи.

­ Для нас участие в сборе стало своего рода экзаменом на профессиональную пригодность, ­ отметил руководивший действиями ремонтников капитан Вячеслав Кутасевич. ­ В подразделении в основном служат солдаты по призыву, они прошли соответствующую подготовку. По оценке руководителя сбора генерал-­лейтенанта Александра Шевченко, все вопросы мы отработали на твердую хорошую оценку. Прежде всего проверялась мобильность подразделения, также большое внимание было уделено действиям групп технической разведки и ремонтно­эвакуационных групп.

…Очередная учебная точка. Обочина дороги. По сценарию в ходе марш­броска одного из подразделений десантников из строя вышла БМД. «Коробочка» мертвым грузом застряла посреди дороги, мешая движению остального транспорта.

К эвакуации БМД тут же приступает одна из групп ремонтной роты. К заглохшей «броне» подъезжает подъемный кран, солдаты быстро цепляют к БМД крепления, и вот машина десанта уже оказывается в воздухе. Под зависшую «броню» аккуратно заруливает армейский тягач. Кран медленно опускает многотонный груз. Стыковка проходит успешно. Крепления отцепляются, и тягач с БМД на борту отправляется вслед за ушедшей колонной. В общей сложности эвакуация заняла несколько минут.

На соседней учебной точке тоже эвакуация. На этот раз получившего ранение механика-­водителя БМД.

­ Эвакуация пострадавшего экипажа ­ одна из задач группы технической разведки, ­ пояснил руководитель на учебной точке. ­ Ведь идя во второй линии, прямо за боевыми порядками подразделений, группа технической разведки первой оказывается рядом с пострадавшей в бою техникой.

Раненого механика-­водителя из люка извлекают медленно, используя специальные стропы. Аккуратно укладывают его на броню. Оттуда «трехсотого» также аккуратно перекладывают на носилки. Несколько метров бегом к медицинской «таблетке», и вот бойца уже осматривает санинструктор. Задача выполнена.

2

Но, пожалуй, главным испытанием для военнослужащих ремонтной роты стало участие в командно-­штабном учении, прошедшем как на полигоне «Раевский», так и на необорудованном участке черноморского побережья в районе Малого Утриша. На этом этапе участникам сбора было продемонстрировано действие групп ремонтной роты непосредственно в ходе ведения боевых действий.

На «Раевском» техническую разведку вышедшей из строя машины военнослужащие ремроты осуществляли прямо на «поле боя». Подбитую БМД решили эвакуировать на территорию полевого лагеря. Подобная задача была решена и на плаву, во время высадки БМД из десантного корабля. Наблюдавшие за действиями экипажей ремонтных групп участники сбора увиденным остались довольны.

­ Нас оценивали строго, ведь в реальных боевых действиях на ремонтную роту возложено очень много задач, ­ отметил капитан В. Кутасевич. ­ Но в целом мы справились. Рота показывает достаточно высокие результаты. Недавно, например, сдавали контрольные занятия по вождению колесной и гусеничной техники. Результат был одним из лучших в дивизии. Да и участники сбора на учебных точках выглядели заинтересованными. Задавали много вопросов. А для нас это прямое подтверждение того, что увиденное им понравилось.

И, пожалуй, самое главное: войсковые ремонтники, справившись с выполнением задач в обстановке, максимально приближенной к боевой, тем самым наглядно продемонстрировали свои возможности. Однако учтем, что это в своем подавляющем большинстве солдаты по призыву. То есть действия, которые выполнялись ими на «поле боя», не требовали каких­то основательных познаний в технике. Если же в ремонтных подразделениях, как это предполагается в будущем, будут служить специалисты на контрактной основе, то боевые возможности ремонтных рот возрастут на порядок. Ремонтниками должны быть профессионалы, потому что сложные работы по ремонту техники (электрика, системы связи, управления и т.д.) солдаты по призыву выполнить не в состоянии. Они просто не смогут освоить такой большой объем знаний, навыков и умений, для этого требуется не один год. А еще настоящий специалист, как известно, ценен своим опытом, позволяющим найти выход из самых сложных ситуаций. Откуда же может быть такой опыт у «срочников»? Поэтому от них никто и не требует выполнения каких­то сложных действий. Все работы, выполнение которых возможно лишь при глубоком, а не поверхностном знании техники, по­прежнему выполняются офицерами, прапорщиками и опытными контрактниками. И сейчас, когда в ремонтных подразделениях остро сказывается нехватка профессионального звена, самое время направить усилий на то, чтобы отобрать служить по контракту достойных специалистов, заинтересовать их в долгой и продуктивной службе.

Павел ЖУРАВЛЕВ.

Олег КОЛОМИЕЦ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий