«АННУШКА» УХОДИТ В НЕБО…

Рассказы о самых разнообразных экстремальных ситуациях, в которых приходилось выполнять задачи, передаются среди летчиков этого истинно боевого авиационного полка внутренних войск, что называется, из уст в уста. У экипажей вертолетов и самолетов этой части, давно уже дислоцирующейся в Ростове­на­Дону, самый большой налет во внутренних войсках, ведь летать не первое десятилетие подряд приходится в беспокойном регионе России. Чего только не довелось испытать авиаторам! Череда «горячих точек» начиная с 1990­х годов, первая и вторая чеченские кампании, полеты в сложнейших условиях, под шквальным огнем, а кому­то довелось даже лететь с террористами и заложниками на борту… Впрочем, обо всем по порядку.

 

Четыре типа летательных аппаратов ­ вертолеты Ми­8, Ми­24, Ми­26 и транспортные самолеты Ан­26 авиации внутренних войск на Ростовском военном аэродроме соседствуют с техникой Министерства обороны. Здесь дважды в неделю командир авиационного смешанного полка внутренних войск полковник Виталий Анатольевич Шатило принимает будничные доклады своих подчиненных и отдает предполетные указания. Кстати, чаще всего именно его «вертушка» начинает день полетов с разведки погоды. После чего на летном поле аэродрома по команде оживают винты сразу нескольких вертолетов, и топливозаправщик, деловито ухая на стыках бетонных плит аэродрома, уже мчится к стоянке самолетов. Начинаются полеты, которые для пилотов сами по себе являются лучшим ответом на банальный вопрос, почему выбрали такую профессию…

­ Любовь к небу! ­ убежденно горят авиаторы. И добавляют: ­ Просто небо ­ это наша работа.

­ Машина ­ это живое существо, и летчик к ней относится не как к железу, ­ поясняет командир корабля Ан­26 летчик 1­го класса майор Андрей Маметьев. ­ Вот наш самолет ­ это же наш кормилец, наша отрада. Он нас выручает, и мы стараемся его не подводить.

Андрей Маметьев в полку с 1998 года, пришел сюда сразу после окончания летного военного училища, и он ничуть не сожалеет, что выпало летать на стареньком Ан-­26. Даже обижается, когда его «Аннушку» кто­нибудь из гражданских друзей называет «привет из прошлого века»:

­ Это очень надежный самолет: на нем и учиться летать легко, и в небе он незаменимый труженик, потому и остается до сих пор одним из основных в классе легких транспортных самолетов. А еще наш борт особенный: ему присвоено почетное имя ростовчанина Героя России генерала Николая Скрыпника…

Генерал­майор Николай Скрыпник командовал тактической группировкой ВВ в Чечне в 1996 году. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента России от 18 ноября 1996 года ему было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно…

Имя легендарного генерала было торжественно присвоено самолету в августе 2013 года. Вообще же «Аннушка» летает с 2001 года, перевозя личный состав и различные военные грузы, нередко доводилось доставлять и раненых. Теперь, после регламентного ремонта, воздушное судно преобразилось, поменяло цвет, выглядит как новое. Экипаж достоен имени Героя, все задачи летчики выполняют успешно. Впрочем, это можно сказать о подавляющем большинстве пилотов этого необычного полка.

История его отсчитывается с начала 1990­х годов. На остром изломе истории в огромной стране, которую лихорадило в национальных междоусобицах, было принято поистине мудрое решение: внутренним войскам нужна своя авиация. В Ростове­на­Дону была сформирована сначала отдельная эскадрилья особого назначения, а потом на ее базе был создан полк.

2006-07-26_00002

С первых же дней существования части перед ее личным составом встали ответственные задачи: перевозка пассажиров и грузов в ходе плановых учений внутренних войск, участие в операциях по ликвидации незаконных посевов мака и конопли в Дагестане, на территориях Закавказья и Средней Азии. От экипажей требовались предельная собранность и дисциплина, а напряженная обстановка в регионе очень скоро проэкзаменовала ростовских авиаторов еще и на личное мужество. С 1991 года экипажи вертолетов полка привлекались для выполнения задач по охране общественного порядка в районах, охваченных межнациональными конфликтами. На Юге России в тот период участились случаи захвата террористами заложников. Участвовать в операциях по их освобождению пришлось и ростовским вертолетчикам. В небо и сегодня поднимается Ми­8 с тем же бортовым номером, на котором экипаж под командованием подполковника Евгения Субботина в мае 1994 года выполнял один из самых своих рисковых полетов. Когда террористы в г. Минеральные Воды захватили рейсовый автобус Владикавказ ­ Ставрополь, именно перед ростовскими авиаторами была поставлена задача вылететь по маршруту, указанному бандитами, по преступному замыслу которых 34 человека ­ пассажиры автобуса ­ оказались в заложниках. Сегодня ветеран полка кавалер ордена Мужества Евгений Борисович Субботин, пришедший в свое время в авиацию внутренних войск с космодрома Байконур, вспоминает о том вылете, как будто все произошло лишь вчера:

­ Конечно, те события оставили след в памяти. Наш экипаж работал в тот момент в г. Нальчике вместе с первым командующим войсками тогда еще Северо­Кавказского округа внутренних войск генерал­лейтенантом Юрием Косолаповым, который инспектировал дислоцированные там воинские части. С просьбой оказать содействие обратились сотрудники МВД по Ставропольскому краю. Командующий задал лишь один вопрос: «Кто полетит с заложниками?» Самыми опытными командирами экипажей у нас в полку на тот момент были майор Александр Гасан и я. Решили, что полетит мой борт. Честно говоря, мне тогда казалось, что вообще ничего сложного не будет: нас быстренько поменяют на заложников, бандитов арестуют, и на этом все закончится хеппиэндом. А оказалось совсем по­другому. При близком контакте понял, что террористы пьяны, а некоторые и вовсе под действием наркотических средств. Сначала они все были в резиновых масках на головах, имитирующих свиные головы с пятаками. Один снял маску и говорит: «Я Ибрагим, командовать здесь буду я». Потом он надел наручники на одну мою руку, а второй браслет застегнул на своем запястье. И тут же свободной рукой выдернул чеку из гранаты. Все происходило очень быстро. Помню, что я скорее автоматически ему сказал: «Ибрагим, она сейчас взорвется!» В ответ он нехорошо рассмеялся: «Так на то и рассчитано». Взрыва, слава богу, не последовало. Но нервы были натянуты до предела…

Сегодня ветеран авиационного полка Евгений Субботин вспоминает, что одним из условий преступников было требование, чтобы экипаж вертолета был безоружен. Евгений Борисович убежден, что если бы у кого­то из авиаторов было табельное оружие, то избежать трагической развязки было бы гораздо сложнее. Всего через месяц снова в одном из южных городов были захвачены заложники, снова банда запросила за их жизни уже ставший традиционным набор: заправленный вертолет, мешки с долларами и наркотики. Но в полете у летчиков сдали нервы, и кто­то из них как последний аргумент выхватил пистолет. Погибли и заложники, и весь экипаж. Ростовским вертолетчикам повезло больше: из сложнейшей ситуации они вышли победителями и сохранили жизни пяти заложникам, которых преступники в качестве живого щита взяли с собой в тот рискованный полет.

­ Бандиты потребовали лететь к границе с Чечней. Моя задача была подольше продержаться в воздухе, знал, что вслед за нами пойдут еще «вертушки», но пересекать рубеж республики, где в то время царил полный беспредел, нам, военным летчикам, да и заложникам ­ русским людям, было смерти подобно, ­ вспоминает Евгений Борисович. ­ Поэтому в районе города Гудермеса мы сымитировали вынужденную посадку. Ибрагима переклинило капитально, он тут же отреагировал угрозой расстрелять одного из членов экипажа. И расстрелял бы, но выручила находчивость, я решил блефовать. Показавшиеся на горизонте вертолеты, не моргнув глазом, обозвал чеченской авиацией: «Это же ваши «дудаевские соколы» к вам на выручку спешат». Предводитель бандитов тут же ответил, что в Чечне нет вертолетов. Слово за слово ­ я выиграл время, и мы снова летим. Смотрю, внизу среди густого леса ­ отличная поляна. Сели. Я же не знал, что наши нас совсем потеряли. Бандиты вышли. Вдруг Ибрагим жестами показывает: «Взлетай!» Я ручку от себя, винт наклонил и на них пошел. Они брык, на землю попадали, а мы через них и в небо. А в воздухе лови меня!

Всё, можно было бы перевести дух: конец безумию! И тут один из авиаторов, по словам Субботина, услышал, как в салоне вертолета что­то «тикает». Это уже потом, когда вертолет экстренно сел на поляну и все покинули борт, после тревожных минут ожидания взрыва летчики поняли, что звук шел от забытой преступниками рации…

А жизнь продолжает преподносить сюрпризы: в той самой восьмерке с тем самым бортовым номером в левом командирском кресле и сегодня летает… тоже Субботин, только Кирилл, однофамилец своего предшественника.

Ни одна операция за период двух чеченских кампаний не проводилась без мощной авиационной поддержки и прикрытия с воздуха. За мужество и оперативность ростовских авиаторов часто даже называют «винтокрылые ангелы», ведь на счету летчиков и техников полка сотни спасенных жизней, тонны перевезенных грузов, участие в операциях разведки и спецназа. На войне нет лишнего времени. У техники тогда просят одного, обращаясь к ней как к живым существам: «Не подведи!»

Может быть, именно так к своей восьмерке обращался в декабре 1994 года и майор Александр Гасан, когда экипаж под его командованием вылетал вместе с медиками за первым пострадавшим на чеченской войне военнослужащим внутренних войск. Ранение оказалось у парня смертельным. Последним стал для Александра Гасана и его товарищей тот полет. Санитарный борт поразила управляемая ракета, пущенная с земли одним из террористов…

Так был открыт в полку свой скорбный список боевых потерь. Через пять лет однополчане внесли в него еще одну запись, прощаясь с отважными друзьями­вертолетчиками. Два майора, два Андрея ­ Анощенков и Орлов ­ в августе 1999 года успели спасти одиннадцать пассажиров из своей подбитой боевиками уже после посадки горящей машины. Трагедия произошла в Ботлихском районе Дагестана. Летчики буквально пожертвовали собой. У них оставалось чуть больше минуты, чтобы отбежать от вертолета, но они до последнего помогали другим, а сами получили ожоги, несовместимые с жизнью… Андрей Орлов скончался от ран в больнице Махачкалы. Днем позже уже в самолете, вылетевшем из столицы Дагестана в московский госпиталь, умер его боевой товарищ Андрей Анощенков. За подвиг оба Андрея удостоены звания Героя России (посмертно). Однополчане до сих пор вспоминают, как трогательно Андрей Орлов называл свою боевую восьмерку ласточкой. Он был настоящим романтиком неба и профессионалом, рядом с которым было легко и безопасно на любой высоте. Восемь лет спустя на воду был спущен патрульный катер, названный в честь Героя России Андрея Орлова. Этот корабль поступил на вооружение в специальную моторизованную часть внутренних войск, охраняющую общественный порядок в городе Сочи.

«Летная работа ­ дело профессионалов, поэтому небо не для дилетантов», ­ убежден нынешний командир Ростовского авиационного смешанного полка внутренних войск полковник Виталий Шатило. Каждый раз, когда приходят молодые летчики, командир заботливо относится к ним, делает все, для того чтобы вырастить настоящих воздушных бойцов. Среди недавнего пополнения два неразлучных друга ­ старшие лейтенанты Павел Белецкий и Алексей Куницин. Оба летчики­штурманы Ми­8, оба выпускники знаменитого Сызранского военного авиационного училища. Молодые офицеры и в оценках своей службы единодушны:

­ В нашем полку, на мой взгляд, самый лучший коллектив. Здесь здоровая атмосфера, сильна взаимовыручка, ­ делится своими впечатлениями Павел Белецкий.

Его поддерживает однополчанин Алексей Куницин:

­ Все как­то по­отцовски. Не понял ­ объяснят, растолкуют. Очень серьезное отношение к начинающим. Недавно был в командировке в Моздоке, там на военном аэродроме встретил однокашника по училищу. Разговорились, что называется, за жизнь. Я рассказал о том, как у нас в полку, и еще раз убедился, что мне просто повезло с местом службы.

Очень хочется пожелать этим молодым офицерам, влюбленным в небо, не растерять оптимизма и веры в себя! А еще чтобы их жизнь в профессии была долгой и увлекательной, чтобы, как говорят авиаторы, количество взлетов всегда равнялось количеству посадок. Ведь им теперь хранить славные традиции Ростовского авиационного смешанного полка внутренних войск, им продолжать боевое дежурство.

 

Татьяна МЕЖАНОВА.

Фото Александра БАРАБАШОВА

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий