Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков создано на основании решения военного совета Российской армии, которое было высочайше утверждено 10(23) декабря 1914 года.
Начальником эскадры стал инициатор ее создания М.В.Шидловский—бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, производившего самолеты «Илья Муромец».
За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях ими уничтожено 12 вражеских истребителей, в то время как за всю войну был сбит всего один «Илья Муромец». 39 воспитанников эскадры стали Георгиевскими кавалерами.
После Октябрьской революции военное ведомство предприняло попытку воссоздать эскадру. 22 марта 1918 года декретом СНК была организована Северная группа воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц. Самолеты собрали на Российском Балтийском вагоно-ремонтном заводе из числа ранее недостроенных. В июне 1921 года авиагруппа была переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Он состоял из трех отрядов по 2 самолета в каждом. Самолеты эксплуатировались до 1923 года.
Принятие на вооружение в декабре 1930 года ТБ-3 позволило значительно увеличить боевой состав Дальней авиации. В 1933 году тяжелобомбардировочные отряды, эскадрильи, бригады объединены в авиационные корпуса.
К началу Великой Отечественной войны ДБА ГК организационно состояла из 5 авиакорпусов, 3 отдельных авиадивизий и одного отдельного авиаполка. В ней насчитывалось около 1500 самолетов и почти 1000 боеготовых экипажей.
С началом Великой Отечественной войны экипажи дальнебомбардировочных частей уже в полдень 22 июня 1941 года вступили в боевые действия по уничтожению скопления немецко-фашистских войск в районах Сувалки и Прасныш.
23 июня совместно с морскими летчиками они бомбили объекты глубокого тыла в Данциге, Кенигсберге, Варшаве, Кракове, Бухаресте.
В ночь с 10 на 11 августа 1941 года 3 группы дальних бомбардировщиков из состава 22, 200 дбап и 81 авиадивизии нанесли удар по Берлину. В течение месяца ими было совершено 10 налетов на логово фашистов, выполнено 90 самолето-вылетов.
За 6 месяцев войны ДБА ГК понесла большие потери. К концу 1941 года в ней осталось всего 266 исправных самолетов.
5 марта 1942 года Постановлением ГКО дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке ВГК.
Командующим АДД был назначен генерал А.Е.Голованов.
За годы войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили около 220 тысяч боевых вылетов, сбросили на войска и объекты противника 2 млн. 276 тысяч бомб различного калибра. 312 авиаторов-дальников стали Героями Советского Союза, а 6 удостоены этого звания дважды.
В 1947 году на вооружение Дальней авиации поступает стратегический бомбардировщик Ту-4. А в 1951 году в связи с оснащением Дальней авиации ядерным оружием началось ее массовое перевооружение на этот самолет.
1954 год открывает новый этап в развитии Дальней авиации—на вооружение принят первый дальний реактивный бомбардировщик Ту-16. Через два года самолетный парк Дальней авиации пополняет стратегический бомбардировщик Ту-95, а еще через год—стратегические бомбардировщики конструкции В.М.Мясищева М4 и 3М.
В начале 60-х годов на вооружение поступили дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и первые ракетоносцы Ту-16К. Вслед за ними появились ракетоносцы Ту-95К и Ту-22К. Дальняя авиация становится ракетоносной, что подняло ее на качественно новый уровень, сделало авиационной составляющей стратегических ядерных сил.
Поступившие на вооружение Дальней авиации в 70-80-е годы новые авиационные комплексы Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160 подняли на новую высоту роль и место Дальней авиации в общей системе обороны страны. Вооруженные крылатыми ракетами большой дальности стратегические ракетоносцы способны не только наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара, но, также, не прибегая непосредственно к военным действиям, демонстрировать решимость применения своего оружия.
По статусу, масштабу и характеру выполняемых задач командование Дальней авиацией является средством Верховного Главнокомандующего, компонентом СЯС, составной частью ВВС, служит для решения стратегических и оперативных задач на континентальных, океанских (морских) ТВД и на отдельных стратегических (операционных) направлениях.
Оставьте первый комментарий