Готовность личного состава к выполнению поставленных задач зависит от многих компонентов — это бесспорно. Также очевидно и то, что безусловными лидерами тут вполне заслуженно считаются полевая выучка войск, способность командиров и начальников всех степеней правильно оценивать обстановку, быстро принимать грамотные решения, добиваться их выполнения. О том, какие аспекты при организации учебного процесса поставлены во главу угла в войсках Южного военного округа, специальному корреспонденту журнала «Армейский сборник» Юрию Селезневу рассказал заместитель командующего войсками ЮВО генерал-лейтенант Рустам МУРАДОВ.
— Товарищ генерал-лейтенант! На проведенной комплексной проверке большинство воинских соединений и частей Южного военного округа, его органов управления показали высокую готовность к выполнению задач, стоящих перед ними. Поделитесь, пожалуйста, особенностями работы для достижения таких результатов.
— Прежде всего, следует отметить высокую эффективность деятельности войск округа по обеспечению должного уровня боевой готовности соединений и частей, их способность к защите государственных интересов на юго-западном операционном направлении. Личный состав выполняет задачи боевого дежурства по противовоздушной обороне и защите государственных границ Российской Федерации и ее союзников в воздушном пространстве, прикрытия государственной границы Российской Федерации подразделениями мотострелковых соединений и воинских частей, войск береговой обороны, авиации. Войска округа вносят весомый вклад в обеспечение безопасности в морских зонах нашей ответственности. Решение задач боевой службы выполняется кораблями Черноморского флота и Каспийской флотилии в ближней и дальней морских зонах, где демонстрируется постоянное военно-морское присутствие и осуществляется защита интересов Российской Федерации.
Выполнению поставленных перед округом задач способствует интенсивная боевая подготовка, в ходе которой с начала года проведено более 270 учений различного масштаба. При этом в основу обучения личного состава положен опыт боевых действий современных вооруженных конфликтов.
В текущем периоде обучения подготовка войск осуществляется в системе боевого слаживания от отделения до батальонной тактической группы, ее гармоничным продолжением является проведение двусторонних учений, в том числе командно-штабных на местности, тактических и специальных.
В ходе проведения учений и занятий основное внимание уделяется автономности и маневренности воинских частей и подразделений, привитию личному составу навыков и умений, необходимых именно для эффективного ведения боевых действий.
Нелишним будет сказать, что по результатам комплексной контрольной проверки под руководством комиссий центральных органов военного управления за истекший период обучения боевая подготовка органов управления и войск округа оценена на «хорошо». Основными критериями оценки уровня подготовки управлений соединений и воинских частей были их практические действия в ходе выполнения учебно-боевых задач, учений и тренировок различного масштаба. При этом ставилась цель всесторонней оценки способности управлений выполнять задачи по боевому предназначению.
Хочу обратить внимание на то обстоятельство, что при разработке сценариев учений и тренировок моделировалась учебная обстановка, в максимальной степени требовавшая от обучаемых принятия нестандартных решений. В частности, проверке подвергались знания командирами и начальниками штабов нормативов по развертыванию командных пунктов, на предмет слаженности контролировались действия управлений и функциональных групп в целях своевременной выработки решения и постановки задач подчиненным. Повсеместно практиковалось наращивание сложных элементов обстановки в ходе учений и тренировок, отработка вводных и отражение результатов на рабочих картах. Командиры и начальники должны были принимать те или иные решения, исходя из многовариантности действий противника, подтверждать их расчетами с учетом изменения обстановки. Пристальное внимание уделялось также умению грамотно организовать разведку и оперативно применять полученные данные. Хочу отметить уровень подготовки управления соединений и воинских частей 58-й и 49-й общевойсковых армий, а также Черноморского флота.
— Высокий уровень боевой готовности войск к выполнению стоящих задач во многом определяется степенью подготовленности офицерского состава, военнослужащих-контрактников и подразделений в целом. Применение каких методов, форм и приемов способствует этому?
— Подготовка офицеров осуществляется в ходе плановых занятий по профессионально-должностной подготовке, штабных тренировок, учений и сборовых мероприятий. К примеру, в Абхазии состоялся учебно-методический сбор с командирами рот и батарей российской военной базы ЮВО. В рамках сбора командиры работали над освоением новейших методик организации боевой подготовки, основанных на опыте современных вооруженных конфликтов, в частности, ведения боя в городских условиях.
Во время занятий военнослужащие продемонстрировали методические знания проведения боевых стрельб в составе подразделений, а также порядок уничтожения заминированных объектов и подземных коммуникаций условного противника.
Кроме того, участники сбора усвоили принципы применения беспилотных летательных аппаратов и приданных им сил и средств авиации в общевойсковом бою, отработали навыки вождения бронетехники и выполнили стрельбы из пистолетов Макарова и автоматов АК-74, вооружения бронетранспортеров БТР-82А и танков Т72Б3. На завершающем этапе сбора военнослужащие сдали экзамены по основным предметам боевой подготовки, в том числе тактической, огневой, физической и специальной подготовке.
Важным элементом подготовки солдат и сержантов контрактной службы, контроля уровня их выучки стали в ЮВО испытания на повышение классной квалификации. Такой тактико-методический экзамен, например, состоялся в воинских частях и соединениях общевойскового объединения, дислоцированного на территории Кубани и на Северном Кавказе. Контрольные занятия проводились по предметам боевой и командирской, огневой и физической подготовкам, вождению боевых машин. Уточню, что подобный экзамен на профессиональное мастерство является обязательным для каждого военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. По результатам испытаний более 60 процентов военнослужащих подтвердили свою классную квалификацию. Около 35 процентов повысили квалификацию на одну ступень, а 8 процентов из них прошли испытания на оценку «отлично» и получили высшую квалификацию «мастер». Подобные испытания проводятся дважды в год и позволяют оценить профессиональный уровень подготовки военнослужащих, выявить лучших из них.
Что касается подготовки подразделений, то она осуществляется в ходе плановых и контрольных занятий по предметам обучения и выполнения ими учебно-боевых задач в ходе двусторонних ротных тактических учений. Все мероприятия боевой подготовки отрабатываются по системе «Колесо», обеспечивающей непрерывный цикл обучения, рациональную организацию мероприятий повседневной деятельности и эффективное использование объектов учебно-материальной базы.
Первые шаги в постижении ратного искусства военнослужащие, разумеется, делают в ходе одиночной подготовки. Так, около трех тысяч военнослужащих по призыву 49-й общевойсковой армии прошли интенсивный курс одиночной подготовки, который длился от одного до двух месяцев в зависимости от предназначения подразделения.
Такая подготовка включает в себя изучение теоретических основ тактики и действий на учебном поле, тактико-технических характеристик вооружения и военной техники, требований общевоинских уставов ВС РФ.
Также молодые солдаты занимались выполнением нормативов по огневой и строевой подготовке, РХБ-защите, преодолению минно-взрывных заграждений, совершенствованию навыков в оказании первой медицинской помощи в полевых условиях.
Необходимо учитывать, что от качественного одиночного обучения личного состава зависит успешность дальнейшего боевого слаживания подразделений и их способность выполнять задачи по предназначению.
В течение курса на общевойсковых полигонах ЮВО, расположенных на территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, было проведено более 200 тактических и тактико-строевых занятий, огневых тренировок и занятий по вождению боевых машин. Завершился курс интенсивной одиночной подготовки проведением контрольных занятий, в ходе которых военнослужащие, успешно сдавшие экзамены и зачеты, получили квалификацию «специалист 3 класса».
Далее мы делаем упор на усиленную подготовку действий военнослужащих именно в составе роты, так как это подразделение составляет основную боевую единицу полка (бригады). Не добившись тут качественной выучки, ни о каком дальнейшем совершенствовании не может быть и речи.
Для обучения командиров рот управлению тактической группой, имеющей в своем составе подразделения родов войск и специальных войск, в округе создан и апробирован аппарат руководства, включающий представителей родов войск и специальных войск из состава управления полка (бригады) под руководством соответствующего командира полка (бригады).
В то же время, чтобы не нарушить один из основных принципов боевой подготовки, согласно которому каждый командир обучает своих подчиненных, в состав руководства нами включены заместители руководителя учения по своим войскам и противоположной стороне в ранге командиров батальонов со своими управлениями.
Созданная структура позволила, наряду с обучением командиров рот, совершенствовать слаженность управлений батальонов.
Одним из примеров такой учебно-боевой работы стало тактико-специальное занятие, в ходе которого тактические группы 4-й российской военной базы 58-й ордена Суворова общевойсковой армии в Южной Осетии совершили марш на общевойсковой полигон и приступили к проведению боевых стрельб взводов и отделений.
На полигоне Дзарцеми военнослужащие мотострелковых и танковых подразделений решали ряд задач по организации и ведению учебно-боевых действий с выполнением упражнений учебных стрельб из вооружения танков Т-72БМ, боевой машины пехоты БМП-2, самоходных гаубиц «Акация» и других видов вооружения. Итогом интенсивного курса боевой подготовки стали двусторонние тактические учения с этапами боевой стрельбы. Все занятия проходили под контролем специальной комиссии штаба 58й армии, которая дала итоговую оценку действиям подразделений.
Все батальонные тактические группы российской базы ЮВО проходят в течение трех месяцев полный курс боевой подготовки на различных полигонах ЮВО посменно. К отработке тактических задач привлечено более 1,5 тысяч военнослужащих ЮВО и задействовано около 100 единиц боевой и специальной техники.
По итогам зимнего периода обучения продолжают бороться за звание «ударного» около 300 подразделений.
— Двусторонние ротные тактические учения являются одной из наиболее эффективных форм совершенствования полевой выучки личного состава и подразделения в целом. В чем заключается «изюминка» такой формы тактической подготовки? Кроме того, видимо, есть и другие критерии оценки состояния боевой подготовки военнослужащих?
— Должен особо подчеркнуть, что двусторонняя форма проведения учений способствует развитию духа соревновательности между командирами рот, стремлению взять вверх над условным противником, что зачастую приводит к поиску нешаблонных, нестандартных решений и применению военной хитрости.
Так, в ходе двусторонних РТУ капитан Архипов применил информационное воздействие рассылкой смс-сообщений, используя виртуальную базовую станцию, установленную на беспилотный летательный аппарат (БЛА). После чего подразделения противоборствующей ротной тактической группы оставили позиции, чем и воспользовался капитан Архипов для внезапного перехода своего подразделения в атаку. Такие инициативные действия, на мой взгляд, заслуживают поощрения.
Кроме того, во время двусторонних ротных тактических учений командиры подразделений на практике применяют свои теоретические знания при управлении подразделениями в ходе тактических действий и огнем артиллерии, а также в ходе организации инженерного обеспечения охранения и тактической маскировки. Идет активное изучение и внедрение в практику опыта современных военных конфликтов. Так, в рамках полевых занятий минометчики в Северной Осетии усовершенствовали тактику «кочующих» минометов. На полигоне Тарское артиллерийские расчеты с применением минометов, установленных в кузове автомобилей КамАЗ, поразили мишени, имитирующие легкобронированную технику, скопления пехоты и инженерные строения противника, скрытые за рельефом местности. Для обнаружения целей были задействованы современные комплексы разведки, управления и связи (КРУС) «Стрелец» и беспилотной авиации. Нововведение позволяет расчетам орудий производить мгновенные отражения атак превосходящих сил противника и максимально быстро менять огневые позиции во избежание демаскировки. Современные средства разведки повышают эффективность поражения целей и защиту подразделений артиллерии от сил противника.
В подготовке авиационных подразделений, кроме того, отрабатываются навыки ведения визуальной разведки.
Здесь также имеются незаурядные заделы. Налет летного состава, например, только за зимний период обучения составил более 16 000 часов, что составляет около 40 процентов от годового плана. И активные полеты продолжаются в летнем периоде обучения
В корабельных соединениях и воинских частях в ходе проведения учений командиры демонстрировали на практике обмен информацией между корабельной ударной группой (КУГ) и взаимодействующими силами.
Наплаванность кораблей и подводных лодок Черноморского флота и Каспийской флотилии составляет 2650 суток, уже выполнено 90 процентов от годового плана.
План по прыжкам с парашютом подразделениями специального назначения и морской пехоты в зимнем периоде обучения выполнен в полном объеме, совершено более 12 000 прыжков.
Еще одним важным критерием оценки состояния боевой подготовки воинских частей и подразделений являются результаты контрольных занятий по предметам обучения. Один из основных предметов обучения — огневая подготовка.
Также характерно увеличение количества практики вождения боевых, специальных машин и автомобилей у военнослужащих. Отмечу, что в ходе проверок организации боевой подготовки, выполнения учебно-боевых задач батальонными и ротными тактическими группами в составе группировок войск механики водители и водители, особенно военнослужащие по контракту, показали неплохие результаты в вождении и высокую маршевую выучку.
К примеру, танкисты российской военной базы, дислоцированной в Армении, выполнили упражнения боевых стрельб на полигоне Алагяз. Стрельбы проводились во взаимодействии с расчетами подразделения беспилотных летательных аппаратов.
Военнослужащие танковых подразделений выполнили стрельбы штатным снарядом по появляющимся и движущимся целям на дальностях от 300 до 4000 м. Координацию и мониторинг мишенной обстановки осуществляли расчеты БЛА и в режиме реального времени передавали координаты целей условного противника на пункт управления и наводчикам-операторам танков.
Применение возможностей подразделений БЛА помогло повысить эффективность стрельбы с закрытых огневых позиций. При совершении противоогневого маневра механики водители танков выполнили упражнения с преодолением искусственных и естественных препятствий, в том числе противотанковых рвов и заграждений.
— Рустам Усманович, нет смысла доказывать, что полное и качественное решение задач боевой и специальной подготовки личного состава, подразделений и частей напрямую зависит от соответствующей учебно-материальной базы. Ее наличие и укомплектованность необходимым оборудованием определяют качество проводимых занятий, полноту отработки стоящих учебнобоевых задач. Как в округе обстоят дела с этим вопросом?
— Мы все понимаем, что состояние полевой учебно-материальной базы во многом является залогом успешного проведения мероприятий боевой подготовки. В этой связи скажу, что уже на протяжении нескольких лет полигоны Южного военного округа достойно участвуют в конкурсе на лучший полигон Вооруженных сил Российской Федерации. Так, в 2019 году полигоны ЮВО заняли среди полигонов Вооруженных сил Российской Федерации призовые места. В округе с учетом проведенных этапов конкурса на лучший полигон, подготовки учебных объектов к занятиям, совершенствования и развития полевой учебно-материальной базы среди общевойсковых (межвидовых) полигонов лучшим признан полигон Прудбой в Волгоградской области. И работы по совершенствованию там ведутся регулярно. Так, комплексные работы по подготовке к летнему периоду обучения тут осуществлены качественно и в установленные сроки. В течение месяца была проведена модернизация и усовершенствование учебно-материальной базы полигона. Всего к новому учебному периоду подготовлено около 100 объектов огневой подготовки, вождения боевых машин, а также тактической и специальной подготовки. Особое внимание было уделено техническому оснащению войсковых стрельбищ. Подготовлено около 1000 мишеней, в том числе в комплектах радиоуправляемого мишенного оборудования.
Военнослужащие хорошо подготовили и другие полигоны округа. Так, личный состав противотанковых подразделений Каспийской флотилии в Дагестане усовершенствовал учебно-материальную базу и подготовил объекты полигона Аданак к новому периоду обучения.
Морские пехотинцы выполнили комплексный ремонт технического оборудования электрических подъемников мишенной обстановки. В ходе проводимых работ особое внимание уделялось состоянию и технической оснащенности войскового стрельбища, учебных мест и классов, подготовке мишеней, окопов, командно-наблюдательных пунктов и т. д.
Всего подготовлено более 500 мишеней нового образца в виде фигуры танка и порядка 300 ростовых мишеней, обозначающих скопление пехоты условного противника.
Мишенная обстановка выставлена на полигоне на расстоянии от 700 до 5000 метров, что обеспечивает выполнение стрельбы штатными боеприпасами, согласно планам подготовки подразделений морской пехоты.
— В летнем периоде обучения войскам округа предстоит выполнить большой объем задач. При этом, видимо, будет сделан акцент на какие-то наиболее важные из них.
— В летнем периоде обучения мы проводим несколько двусторонних тактических учений с соединениями и одно одностороннее в составе дивизии. Основное внимание нацелено на подготовку к стратегическому командно-штабному учению «Кавказ–2020».
В завершении подготовки к СКШУ мы отрабатываем вопросы всестороннего обеспечения в рамках комплекса специальных учений по видам обеспечения под руководством центральных органов военного управления.
Нам необходимо поэтапно осуществить слаживание войск (сил) на фоне единой комплексной тактической задачи: от отделения до соединения. Завершающим этапом подготовки и слаживания ротных тактических групп мы считаем занятия по боевой готовности. Сразу после недели боевой готовности в течение пяти недель будет проведено слаживание батальонов. При этом для роста духа состязательности мы практикуем привлечение в соединения батальонов от разных полков.
Таким образом, основными задачами боевой подготовки мы считаем качественную подготовку и выполнение войсками округа учебно-боевых задач в ходе СКШУ «Кавказ-2020», совершенствование теоретических знаний и практических навыков офицеров в ходе сборовых мероприятий, занятий в системе профессионально-должностной подготовки, а также в ходе практической работы по проведению занятий, учений и тренировок. По-прежнему всячески будет стимулироваться развитие соревновательности и состязательности среди подразделений в рамках испытаний на присвоение почетного наименования «ударного» по итогам 2020 учебного года. Все мероприятия боевой подготовки организуются с учетом эпидемиологической обстановки.
— Спасибо за интересную беседу.
Рустам Усманович Мурадов родился 21 марта 1973 года в селе Чинар Дербентского района Дагестанской АССР (ныне — Республика Дагестан).
Окончил Санкт-Петербургское высшее общевойсковое командное училище, Общевойсковую академию Вооруженных сил Российской Федерации, Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.
Прошел все командные должности от командира взвода до заместителя командующего войсками Южного военного округа. Неоднократно принимал участие в специальных операциях по пресечению деятельности бандформирований на территории Северо-Кавказского региона.
В 2012 году присвоено воинское звание генерал-майора.
В 2017 году — военный советник в Сирии. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, удостоен звания Героя Российской Федерации.
С декабря 2017 по декабрь 2018 года — командующий 2-й гвардейской Краснознаменной армией Центрального военного округа. 25 декабря 2018 года был назначен заместителем командующего войсками Южного военного округа.
20 февраля 2020 года присвоено очередное воинское звание генерал-лейтенанта.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней с мечами, орденом Александра Невского, двумя орденами Мужества, орденом «За военные заслуги», медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами.