В полной мере соответствовать вызовам времени

Военная академия Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в Твери выпускает специалистов, обеспечивающих надёжную защиту нашего неба.

1 марта 2021 года свой годовой праздник отмечает личный состав Военной академии Воздушно-космической обороны, которая до 1998 года называлась Военной командной академией противовоздушной обороны. В этот день, ровно 64 года назад, в Калинине (Твери) в военном городке по улице Коммунальной, дом 50 (впоследствии ей дадут имя Главного маршала авиации Павла Фёдоровича Жигарева), где раннее располагались Военно-химическое училище и Военная академия тыла и снабжения, начались занятия с первым набором слушателей-офицеров – будущими командными кадрами системы ПВО страны. О сегодняшнем дне вуза, о задачах, стоящих перед ним, и особенностях образовательного процесса нашему корреспонденту рассказал начальник академии генерал-лейтенант Владимир ЛЯПОРОВ.

Генерал-лейтенант
Владимир ЛЯПОРОВ.

– Владимир Николаевич, с чего всё начиналось 64 года назад?
– Создание академии в 1957 году шло синхронно с интенсивным техническим и технологическим развитием сил и средств Войск ПВО, осуществлявших защиту страны от воздушного, позднее воздушно-космического нападения со стороны стран, вошедших в блок НАТО.
Как мы помним, в этот период получили активное развитие реактивная авиация, межконтинентальные баллистические ракеты. Страны Запада всерьёз рассматривали возможность ядерной бомбардировки городов Советского Союза и стран социалистического лагеря.
На вооружение частей и соединений ПВО стали активно поступать самые современные на тот период времени системы и средства противовоздушной обороны. Поэтому с особой остротой встала задача подготовки офицеров, способных эксплуатировать и применять их.
Основу преподавательского коллектива академии в те годы составили офицеры – участники Великой Отечественной войны, имевшие боевой опыт и хорошую теоретическую подготовку, поэтому комплектование было произведено в кратчайшие сроки. А уже в апреле 1958 года состоялся первый выпуск слушателей. 2 ноября 1958 года академии было вручено Боевое знамя.
Дальнейшее развитие академии происходило самым интенсивным образом. Начавшаяся подготовка офицеров зенитных ракетных войск была дополнена подготовкой офицеров радиотехнических войск (в 1958 году), офицеров для войск ракетно-космической обороны (в 1966 году), истребительной авиации (в 1977 году), разведки и радиоэлектронной борьбы. Таким образом, уже к 1980-м годам была создана комплексная система подготовки офицеров для всех родов Войск ПВО.

– Какова структура современной академии?
– С 1995 года, после распада Советского Союза, когда большая часть учебных заведений осталась за пределами России, в академии началось обучение курсантов, которое ведётся и расширяется до настоящего времени. Профиль подготовки определяется потребностью в специалистах для частей, соединений и объединений Воздушно-космических сил.
Поэтому наш выпускник должен быть хорошим управленцем, способным объединить в единую систему действия частей и соединений различных родов войск, уметь принимать быстрые и правильные решения, быть технически образованным и грамотным офицером. Кроме того, должен обладать самым обширным набором знаний различных родов войск, их вооружения и военной техники, а также способов их применения.
В настоящее время ни одно из учебных заведений Минобороны России не имеет такого опыта комплексной подготовки офицеров войск противовоздушной и противоракетной обороны, который имеет академия. Это касается и опыта проведения научных исследований.

В ближайшие три года в академию должны поступить четыре тренажёрных комплекса и перспективная, находящаяся сейчас на государственных испытаниях система автоматизированного управления


В состав вуза входят пять факультетов, 17 кафедр, научно-исследовательский центр и два учебных центра – зенитных ракетных войск и подготовки специалистов (расчётов радиотехнических войск).
Современная учебно-материальная база, насыщенная средствами вооружения, военной техники и информатизации, и опытные преподаватели позволяют решать все задачи подготовки высокопрофессиональных специалистов-офицеров.
При этом академия реализует полный цикл подготовки – от курсантской скамьи до командования подразделением, частью, соединением, а в последующем и объединением за счёт реализации в академии всех уровней высшего образования от полной военно-специальной подготовки (курсанты) до высшей военной оперативно-тактической подготовки (слушатели-магистры) и подготовки учёных.
Отмечу, что основная направленность подготовки слушателей – это управление воинскими частями и соединениями, а также управление техническим обеспечением войск (сил).
Что касается курсантов, то это специалисты в области эксплуатации автоматизированных систем управления от уровня подразделения рода войск до соединения и объединения, а также специалисты по эксплуатации современных систем вооружения зенитных ракетных и радиотехнических войск и загоризонтных радиолокационных станций.


– Что ещё способствует качественной организации обучения?
– Во-первых, тесное взаимодействие с расположенными в непосредственной близости Центральным научно-исследовательским институтом ВКС, воинскими частями и соединениями войск ПВО-ПРО, ведущими научно-производственными предприятиями по направлению ВКО. Это позволяет проводить ряд занятий на их базе, прививать прочные практические умения и навыки будущим командирам и инженерам по управлению подразделениями, воинскими частями и их техническому обеспечению в различных условиях обстановки, а также организовывать научные исследования.
Во-вторых, привязка теоретического обучения к практике. Уже с первого курса начинаются выезды курсантов и слушателей в войска на места своей будущей службы. Практики, стажировки в частях ВКС спланированы на протяжении всего обучения в академии.
– Надо полагать, что подготовка кадров в полной мере соответствует техническому развитию и современным вызовам?
– Безусловно. Сегодня в ВКС идёт динамичный процесс ввода в эксплуатацию новейших систем и комплексов: радиолокационные станции систем предупреждения о ракетном нападении «Воронеж», зенитные ракетные системы С-400, С-350 и другие средства нового поколения. Компетенция наших выпускников, судя по ежегодно поступаемым в академию отзывам из войск, позволяет выполнять задачи по предназначению и быстро осваивать средства вооружения противовоздушной и противоракетной обороны. Замечу, что уже второй год идёт обучение будущих специалистов по эксплуатации новейших комплексов С-500, ещё не поступивших на вооружение.
– Каким был набор в вуз в 2020 году? Отразилась ли ситуация с коронавирусом на общем конкурсе поступающих?
– Несмотря на объективные сложности, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, средний конкурс на все 13 специальностей у курсантов не уменьшился, составив более трёх человек на место. У девушек отбор традиционно был более сложным, свидетельством тому – двузначное числовое значение конкурса: 13 человек на место.
Если говорить о географии поступления, то здесь мы увидим всю Россию – к нам поступали абитуриенты из Иркутской области, Омска, Белогорска, Хабаровска, Калининграда, Екатеринбурга, Саратова, Курска, а также из маленьких городков и сёл России. Мы отобрали самых подготовленных ребят.
Примерно четверть всех поступивших абитуриентов составили выпускники довузовских учреждений Минобороны России. Это представители Омского кадетского военного корпуса, Ставропольского Президентского кадетского училища, девушки из Кызылского Президентского кадетского училища, Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации, Тверского суворовского военного училища.
Кстати, Тверское СВУ входит в структуру ВКС. Взаимодействие между академией и училищем организовано посредством проф-
ориентации суворовцев в рамках дополнительного образования с участием в этом процессе наших педагогов. Традиционными стали совместные мероприятия – военно-исторические конференции, на которых суворовцы имеют возможность выступить на актуальные темы наравне с курсантами и офицерами.

– Наступает активная фаза подготовки к набору курсантов первого курса. Как академия готовится к приёму, каковы ожидания от набора курсантов в 2021 году?
– Перед началом набора курсантов мы традиционно проводим большую работу по привлечению молодёжи в наш вуз. Специально созданные группы из офицеров академии проводили разъяснительную и агитационную работу по всей нашей стране от Калининграда до Хабаровска. Мы посетили более 70 регионов страны, десятки учебных заведений – школ и вузов.
Была проделана большая работа по взаимодействию с центральными и региональными средствами массовой информации. Более 30 изданий по всей России разместили информацию о нашем вузе, правилах и условиях набора. На сайте в сети интернет можно найти агитационные видеоматериалы об академии.
В период с 1 сентября прошлого года и по февраль этого года было проведено четыре мероприятия в рамках дня открытых дверей. В их ходе все желающие поступить в академию могли ознакомиться с вооружением и техникой, изучаемой в академии,
с правилами поступления, узнать об условиях жизни курсантов, непосредственно пообщаться с ними. На сегодняшний день всё запланированное выполнено в полном объёме.


– Владимир Николаевич, как модернизируется учебно-материальная база? Что уже сделано и что ещё предстоит сделать?
– Учебно-материальную базу, инфраструктуру академии можно охарактеризовать как современную, динамично развивающуюся. Её совершенствование – объект постоянного внимания Главного командования Воздушно-космических сил и Министерства обороны Российской Федерации.
При поддержке руководства ВКС и Министерства обороны, помощи со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса проведены работы по приведению учебно-материальной базы академии в соответствие с требованиями к содержанию и эксплуатации зданий (сооружений).
В частности, в течение последних трёх лет проведена реконструкция и введены в эксплуатацию два учебных корпуса, включающих в себя 32 учебных класса и 12 лекционных аудиторий, позволяющих проводить обучение до 430 слушателей и курсантов по направлениям подготовки академии. Проведён ремонт и полностью оборудованы мебелью 84 учебных класса и аудитории в шести учебных корпусах академии. Отремонтированы два спортивных зала, плавательный бассейн и открытые учебно-спортивные тренировочные комплексы, которые позволяют не только проводить занятия по физической подготовке, но и организовывать всеармейские соревнования в рамках спартакиад и олимпиад.
В соответствии с современными требованиями в учебном центре академии в Гатчине оборудованы две технические позиции для размещения вооружения и военной техники, используемой в учебном процессе.
Только за последние три года в академию поставлены: зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь», новейшие учебно-тренажёрные средства для подготовки расчётов РТВ, расчётов командных пунктов ЗРВ, тренажёр зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1», модульный тренажёрный комплекс вождения КамАЗ-5350, пять современных комплексов средств автоматизации управления войсками, которые позволяют вырабатывать у обучающихся навыки боевой работы на современных образцах вооружения и военной техники.
С помощью системы учебных командных пунктов различного уровня войск ПВО-ПРО решаются задачи подготовки командиров и офицеров штабов соединений и частей, а также задачи подготовки офицеров по организации комплексной системы ВКО в регионах и на стратегических направлениях.
В академии активно реализуется программа «Электронный вуз», в рамках которой осуществляются информатизация и автоматизация всех процессов образовательной деятельности в первую очередь путём дальнейшего развития электронной информационной образовательной среды академии.
За последние два года в академию в рамках реализации государственного контракта поступило более 500 современных персональных компьютеров, что стало основой создания и внедрения в образовательный процесс электронных учебников. Всего их разработано более 170.
Работа по модернизации учебно-материальной базы продолжается. В ближайшие три года в академию должны поступить четыре тренажёрных комплекса и перспективная, находящаяся сейчас на государственных испытаниях система автоматизированного управления.
– Вы уже говорили о войсковых стажировках и практиках. Где и как их проходят курсанты и слушатели?
– Учебными планами академии более двух третей всего учебного времени отведено на практические занятия и практики. Практические занятия слушателей проходят на автоматизированных учебных командных пунктах, а с курсантами – на вооружении, развёрнутом в учебных центрах академии, а также в воинских частях.
Знакомство курсантов 1-го курса с будущей профессиональной деятельностью осуществляется в рамках практики, которая в обязательном порядке проводится с выездом в части и соединения Воздушно-космических сил.
С целью совершенствования умений и навыков при исполнении должностных обязанностей курсанты и слушатели выезжают на войсковую стажировку. Места проведения стажировок напрямую зависят от военных специальностей, которые осваивают обучающиеся. В этом году курсанты академии проходили войсковую стажировку на базе 4-го Государственного центрального межвидового полигона.
И конечно же, финал подготовки офицеров – это комплексные командно-штабные учения с боевой стрельбой, которые ежегодно проводятся на полигоне Ашулук.
В учениях принимают участие совместные боевые расчёты курсантов Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны и слушателей и курсантов Военной академии Воздушно-космической обороны. В 2019 и 2020 годах в ходе комплексных командно-штабных учений с боевой стрельбой все задачи по поражению ракет-мишеней боевыми расчётами академии были выполнены на отлично. Рассчитываем на такой же результат и в этом году.
– Нынешний год знаменателен – состоится первый выпуск лейтенантов-девушек. Поделитесь уникальным опытом подготовки военнослужащих-женщин в рамках образовательной программы.
– Большинство девушек, поступающих в академию, заранее готовятся стать курсантами и уделяют большое внимание своей физической подготовке, морально настраиваются на преодоление будущих трудностей. Поэтому слабым полом наших девушек можно назвать разве что до поступления в академию. И то с большой долей условности.
Опыт показывает, что девушкам-курсантам помогают в освоении специальностей такие присущие женщинам качества, как внимательность, взвешенность личностных оценок в профессиональном общении, умение быстро адаптироваться к условиям обстановки, способность не теряться в трудных ситуациях и долгое время одинаково хорошо и кропотливо выполнять рутинную, но чрезвычайно нужную работу.
В ходе обучения программа подготовки девушек практически ничем не отличается от аналогичной у юношей. Они также учатся ежедневно по 9–12 часов, включая шесть часов обязательных занятий под руководством преподавателей. Во время обучения девушки принимают активное участие в мероприятиях по обслуживанию и эксплуатации военной техники. В ходе отработки заданий во время практики они проявляют самостоятельность, трудолюбие, инициативу и творческий подход, показывают твёрдые знания и практические навыки в использовании современных компьютерных информационных технологий при решении прикладных инженерных задач.
За пять лет девушка получает профессиональные знания и физическую форму, позволяющие исполнять функциональные обязанности в должности предназначения наравне с мужчинами. Поэтому и распределяются наши выпускницы на те же офицерские должности, что и представители сильного пола. Сомнений в их профессиональной пригодности лично у меня не возникает.
– Как академия будет представлена на параде Победы в 2021 году? Началась ли подготовка к нему?
– Наши курсанты-девушки начиная с 2019 года постоянно участвуют в парадах на Красной площади 9 Мая. Привлекаются только успевающие на хорошо и отлично, отличающиеся примерной дисциплиной курсанты.
В этом году в параде Победы примут участие 84 курсанта женского пола. Учитывая исключительное желание девушек, нам пришлось провести отбор на соответствие требованиям парадного расчёта.
Подготовка курсантов к параду началась 1 декабря 2020 года. В настоящее время проходит второй этап подготовки (строевая подготовка без оружия в составе полуроты и роты). С 26 марта спланировано убытие девушек в город Москву для тренировок непосредственно на полигоне Алабино.
– Каков научный потенциал академии? Как учебное заведение будет представлено на предстоящем форуме «Армия-2021»?
– Гордость нашего коллектива – профессорско-преподавательский и научный состав. Подготовку слушателей и курсантов в академии ведут более 300 педагогов. Из них 52 доктора наук и профессора, более 240 кандидатов наук.
В вузе трудятся: восемь заслуженных деятелей Российской Федерации; 35 сотрудников, удостоенных различных почётных званий в области образования и науки; 67 преподавателей имеют боевой опыт. Укомплектованность профессорско-преподавательского состава преподавателями с учёной степенью и (или) учёным званием составляет более 62 процентов.
В рамках проведения Международного военно-технического форума «Армия-2021» академия планирует принять участие в выставочной экспозиции «Военное образование – передовые технологии и цифровая трансформация».
В рамках выставочной экспозиции готовимся к показу электронного образовательного ресурса – программного модуля «Подготовка научно-педагогических и научных кадров», программно-аппаратного комплекса «Электронная информационно-образовательная среда академии», который представляет собой систему средств нормативного, учебно-методического, информационно-технологического и организационно-технического обеспечения обучения и контроля качества адъюнктов.
В рамках научно-деловой программы форума «Армия-2021» Военная академия ВКО планирует провести круглый стол на тему «Проблемы разработки специального программно-алгоритмического обеспечения функционирования систем локации, опознавания и радиоуправления в интересах повышения эффективности применения комплексов и систем, решающих задачи воздушно-космической обороны».
Подготовка идёт полным ходом.

Фото ВАВКО

Тверь