В начале пути

Евич  Екатерина  Леонидовна – слушатель 1 факультета Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, гвардии старший лейтенант медицинской службы.

Моя собеседница, слушатель первого факультета Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, гвардии старший лейтенант медицинской службы Екатерина Евич, с которой мне довелось познакомиться на Международном форуме «АРМИЯ-2024», родилась в Санкт-Петербурге. И хотя её отец на то время проходил службу на Дальнем Востоке, на свет она появилась во время отпуска, который семья по традиции проводила в этом замечательном городе.

И свой рассказ она начала с рассказа о своей семье:

Евич  Екатерина 

–  Моя мама родом из Белгородской области, а папа – из Брянска. Нас у родителей трое: я, моя старшая сестра и младший брат. Наш отец – офицер, и ему довелось служить в разных гарнизонах. Но когда родилась я, а затем брат, он, сделав выбор в пользу семьи, оставил военную службу… Время было тяжёлое – 90-е…  Зарплаты не платили, а в большом городе можно было где-то подработать. И отец перевёз семью в Санкт-Петербург. Перевёз на время, а остались навсегда… Надо сказать, что родители воспитали нас так, что мы с детства уважали семейные ценности. А ещё они приучали нас к принятию самостоятельных решений и ответственности за свои поступки. И это сыграло немалую роль в моей дальнейшей жизни… Моим родителям, как и многим в то время, пришлось через многое пройти, и жизнь закалила их характер. Для меня это как пример, который был всегда перед глазами. Именно благодаря им я научилась выдержке и хладнокровию, которые так необходимы в профессии врача, особенно военного.

Любимым занятием маленькой Кати было лечение игрушек. Родители, видя детское увлечение дочери, выбрали для её обучения лицей № 623 имени И.П. Павлова. Это специализированный медицинский лицей, в котором с 1 класса изучают предметы, связанные с биологией, а позже и с химией, а со 2 класса начинается обучение сестринскому делу. Вспоминая годы учёбы в лицее, Екатерина очень тепло отзывалась о своих учителях, со многими из которых общается до сих пор. Рассказывая о них, она сказала: «Наши учителя не только обучали нас разным наукам, они воспитывали в каждом из нас личность. Особую благодарность и признательность я выражаю Инне Александровне Херуза, которая совсем недавно ушла из жизни. Она вела нас с 1 класса и была не просто замечательным педагогом, но и человеком большой души…»

Обучаясь в старших классах, Катя работала в музее лицея под названием «Подвиг милосердия». В этом музее экспозиционно рассказывается о подвигах медицинских работников в годы Великой Отечественной войны. Экспозицию музея представляли два ветерана Великой Отечественной войны: Инна Александровна Херуза и Клавдия Васильевна Степанец. А после ухода из жизни Инны Александровны им теперь занимается Клавдия Васильевна – так называемая настоятельница музея.  Среди преподавателей лицея было много ветеранов Великой Отечественной войны, которые обучали своих подопечных на опыте, полученном медсёстрами и врачами в годы войны. И хотя учителя-ветераны не рассказывали о том, что им пришлось пережить и через что пройти за это страшное во всех отношениях время, но каждый из их учеников всё и так понимал… Это стало немаловажной составляющей в воспитании выдержки и закалки воли тех, кто собирался выбрать профессию врача.

–  Рассказы наших преподавателей о подвигах простых санинструкторов, медсестёр и военных врачей стали как бы закрепляющим моментом в принятии моего решения стать врачом, – продолжила свой рассказ Екатерина Леонидовна. –  А так как папа мечтал, чтобы в нашей семье был продолжатель его дела, став военным врачом, я смогла осуществить две мечты – свою и папину.

Так, слушая своих учителей-ветеранов и видя пример жизни своих родителей, Катя закаляла свой характер или, как она говорит сама, «стержень внутри». Оно и понятно, в среде видавших виды военных врачей иначе просто нельзя. И она, воспитав в себе силу воли и закалив характер, приобрела этот внут­ренний стержень, который спасал, спасает и будет спасать её во всех испытаниях, которых впереди у неё будет ещё немало…

Надо сказать, что за время нашей беседы Екатерина ни капельки не тушевалась, не красовалась, как часто бывает, а рассказывала о себе так, словно она говорила о стороннем человеке, который просто живёт и делает то, что требуют от неё сложившиеся обстоятельства.  Рассказала о том, как уже будучи врачом-специалистом, если была в этом необходимость, выполняла работу и медсестры, и нянечки. По её рассказу и спокойной интонации я поняла, что выполняла она эту работу просто потому, что считала и считает это своим долгом.

Словосочетание «внутренний стержень» звучало на протяжении всей нашей беседы. Этот её «стержень» закалялся сначала благодаря родителям, а затем педагогам и воспитателям. Но полностью сформировался благодаря глубокой вере этой девушки. Я поняла это с самого начала нашей беседы. Дело в том, что, описывая в своих книгах судьбы священнослужителей, мне довелось слышать от них много жизненных примеров, которые не один раз доказывали, что именно вера является главной опорой для любого человека, особенно в трудную минуту. И Катя, воспитываясь в истинно православной семье, с 14 лет определила для себя, что вера – это часть её жизни или, как она сказала,  «другая сторона её внутреннего стержня». Один конец этого стержня опирается на родных, которые помогли закалить характер, а другой – на веру.  Именно поэтому, наряду с медицинской литературой, она с удовольствием читает духовные книги, считая их одной из важнейших составляющих для становления человека как личности. 

Готовя себя к профессии врача, ещё учась в старших классах лицея, она уже тогда посещала здание судебно-медицинской экспертизы Военно-медицинской академии, втайне мечтая учиться в этом прославленном вузе. А окончив лицей, опасаясь не пройти высокий конкурс, подала документы сразу в три медицинских вуза Санкт-Петербурга, среди которых, кроме Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, был Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова и Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова. В оба гражданских вуза она поступила, но определённости с академией не было. И она, желая учиться именно в этом вузе, до последнего ждала вызова на вступительные экзамены. К её великой радости, прошла по конкурсу и в этот вуз.

Будучи курсантом 2 факультета Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, она не утратила своего желания учиться. А чтобы понять, какое направление выбрать для себя, старалась вникнуть во все самые потаённые уголки медицины. В свободное от учёбы время она ходила дежурить на различные кафедры, по её словам, «мучая докторов своими вопросами и просьбами». Надо понимать, что доктора – люди занятые и у каждого из них достаточно работы, и, чтобы «завоевать их внимание», ей приходилось просто преследовать их и донимать своими просьбами. И они «сдавались» и брали над ней не только кураторство, но и позволяли ходить на ночные дежурства, что помогло ей увидеть и оценить работу врача на практике.

– Я пробовала себя в разных направлениях медицины: в травматологии, гематологии, ревматологии и диагностике, – продолжила свой рассказ Екатерина Леонидовна. – Несколько лет посвятила кафедре факультетской терапии. Собираясь идти по пути медицины, изначально было желание стать врачом-гематологом. Но уже ближе к выпуску, понимая, что предстоит работать в войсках, стала посещать военно-научное общество курсантов и слушателей кафедры организации и тактики медицинской службы, так называемый ВНОКС,  вскоре став и его старостой. Тогда же защитила научно-экспериментальную работу по теме: «Полевое транспортировочное устройство (ПТК-У) для извлечения раненых из труднодоступных мест». С этой же работой заняла первое место на конкурсе, проводимом Министерством обороны среди молодых учёных… Когда же моё обучение в академии подходило к завершающему этапу, я уже определила для себя, в какой врачебной области хочу работать. А находясь в войсках, полностью убедилась в правильности своего выбора…

После окончания академии гвардии лейтенант медицинской службы Екатерина Евич получила назначение в 7-ю гвардейскую десантно-штурмовую горную дивизию на должность начальника медицинского пункта. Потом был перевод на должность врача операционно-перевязочного взвода медицинской роты, где, по её словам, появились более широкие возможности для получения врачебной практики. Среди прочего была работа в операционных. И уже там она смогла не только приобрести опыт операционной медсестры, но и опыт врача-хирурга, при этом ещё и получив первую возможность применить свои навыки.

Там же находился гарнизонный госпиталь. Екатерина, чтобы закрепить полученные навыки, в свободное от службы время ходила туда на суточные дежурства. Понятное дело, что делала она это безвозмездно. И снова, как и во время дежурств в академии, она выполняла как обязанности операционной медсестры, так и иную необходимую работу.  Но рассказывала об этом просто, словно это было обычным делом для врача:

– В 24 года я окончила академию, три с половиной года служила… Так, ступенька за ступенькой, начиная с операционной медсестры, затем ассистента врача-хирурга, а потом и самостоятельно проводя, правда сначала совсем простые хирургические манипуляции, а вскоре и небольшие операции, что для начинающего врача не так и мало, приобретала опыт и врачебные знания…

Бывая на дежурствах в гарнизонном госпитале, она наладила полное взаимодействие с врачами, медсёстрами и руководством госпиталя, что в дальнейшем сыграло определённую роль. И когда началась специальная военная операция, гвардии старший лейтенант медицинской службы Екатерина Евич вместе с опытными врачами работала в зоне боевых действий…

После выполнения основных задач по спасению и эвакуации в госпитали раненых, Екатерину направили в пункт постоянной дислокации временно исполняющей обязанности начальника медицинской службы дивизии. Надо понимать, что это очень ответственная должность, подразумевающая под собой ответственность за медицинское обеспечение личного состава всей дивизии. А это порядка 5 тысяч человек.

Из рассказа Екатерины Леонидовны:

– Кроме моих прямых служебных обязанностей был очень большой объём работы с ранеными. Я продолжала ходить на дежурства в госпиталь, где помогала и медсёстрам в перевязочной, и врачам в операционной. Ведь часть личного состава госпиталя находилась на передовой и совершенно не хватало рабочих рук. И хотя усталость порой валила с ног, но мы находили в себе силы и продолжали работать… Если говорить о том, что мы делали в госпитале, то при тех обстоятельствах не было разницы, какую работу выполнять, главным было вовремя и качественно оказать помощь… Мы там все друг друга заменяли… А иначе и быть не могло…

Надо понимать, что при сложившейся ситуации никто не делал скидку ни на возраст, ни на опыт работы. Так прошли полтора года её службы…  В 2023 году гвардии старший лейтенант медицинской службы Екатерина Евич поступила в ординатуру Военно-медицинской академии по специальности «Рентгенология» с курсом ультразвуковой диагностики.

Полковник Егор Алексеевич Карев, говоря о своей подопечной, сказал, что она трудолюбивый человек и полностью отдаётся своему делу. А для врача это многое.

В его словах я убедилась, разговаривая с её коллегами. От них же я узнала, что, уже будучи на обучении в ординатуре, она успела побывать в командировке в Белгородском госпитале, где наравне с опытными врачами занималась оказанием медицинской помощи раненым, прибывающим из зоны СВО. Так называемая «работа в приёмно-сортировочном госпитале». Оттуда раненых направляли на лечение в центральные военные госпитали.

Работая главным редактором Военно-медицинской газеты, мне довелось много общаться с военными врачами. И мне всегда было интересно, как можно, изо дня в день борясь за жизнь человека, порой теряя их, не очерстветь, не стать циником, а самое главное – не сгореть на работе. Этот же вопрос я задала Екатерине. А ещё попросила рассказать какой-нибудь случай из её врачебной практики. Вот что она ответила:

– Не знаю, как будет дальше, но для меня самое важное – это жизнь моего пациента, чтобы он вернулся к родным.  И хотя я не могу отстраниться от личного ощущения, особенно когда перед тобой ребята, которых ты знаешь, но это приходится делать…  Это не чёрствость и не безразличие, это включается холодный рассудок, алгоритм действия, который помогает сосредоточиться на главном. А это, в свою очередь, помогает ничего не пропустить и поставить верный диагноз, ведь от этого зависит жизнь человека. А там время порой идёт на секунды… А по поводу случая… Дело в том, что всё, что связано с медициной, особенно сегодняшняя ситуация, это сплошь сложные случаи. Но по жизни особо запоминается самый первый, с которого начинается путь любого врача, так называемое «крещение».  И это является толчком для получения дальнейшего опыта, поэтому и первые переживания – самые яркие… Когда я пришла в полк, с нами пришли выпускники других академий и училищ, такие же молодые лейтенанты, как и я. И мы вместе взрослели, набирались опыта… И когда началась СВО, мы вместе выполняли каждый свою задачу… Запомнился один случай… Крошечный осколок кассетного боеприпаса, залетевший офицеру со спины, пересёк спинномозговой канал на уровне грудного отдела позвоночника… И вот он идёт к тебе на своих ногах и говорит, что ничего страшного, просто осколок попал в спину… И после этих слов падает… Он не понимает, что с ним происходит, начинает тяжело дышать и говорит, что не чувствует тела… Дальше всё понятно… Тогда мне помогла молитва, которая всегда была в голове и в душе… И потом именно она давала силы не сорваться и не сгореть…

Слушая Катю, я понимала, оказывая первую медицинскую помощь, ей надо было найти в себе силы не распуститься до жалости, а, имея холодный рассудок, успеть своевременно оказать помощь, при этом ничего не упустив. Ведь малейший её просчёт мог стоить жизни её подопечному. И понятно, что чувство ответственности за раненых бойцов лежало на ней такой тяжёлой ношей, что иногда нервы просто не выдерживали, особенно когда на руках оказывались те, кого она хорошо знала… 

Да, отвечать за жизнь других – это тяжёлая ноша. Но она, пройдя через многое, не очерствела, а осталась такой же доброй и отзывчивой к чужой боли. В этом я смогла убедиться, наблюдая за её работой на форуме

«АРМИЯ-2024», где она представляла аппарат ультразвуковой диагностики для работы в полевых условиях. Все дни Форума около её стола стояла огромная очередь из желающих пройти обследование. И надо сказать, она не отказала ни одному человеку…

Скажу откровенно, начиная свою беседу с Екатериной, даже не предполагала, что о такой юной девушке можно что-то написать, да ещё так, чтобы это было интересно нашему читателю. Но побеседовав с ней и с теми, кто хорошо её знает, увидела в ней глубокую веру и характер. И я думаю, что именно тот «внутренний стержень», основанный на вере и твёрдом характере, помог ей победить свой страх и достойно пройти через всё, с чем довелось столкнуться в зоне СВО. А о её выдержке и смелости говорят награды, которых для её небольшого стажа службы в медицинских подразделениях более, чем достаточно. Среди многих ведомственных наград есть и государственная награда – медаль «За спасение погибавших».

Подходя к концу своего повествования о судьбе ещё одного своего собеседника, могу сказать, что в этой девушке, избравшей путь военного врача, заложен огромный потенциал. И этот потенциал вкупе с её крепким внутренним стержнем поможет ей пройти через все трудности, которые таит в себе эта сколь почётная, столь сложная и ответственная профессия.

Надежда ДРОБЫШЕВСКАЯ

Карев Егор Алексеевич

ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ

Карев Егор Алексеевич – преподаватель кафедры военной хирургии, полковник:

– Гвардии старший лейтенант медицинской службы Евич Екатерина прошла «горячие точки». Она имеет государственную награду и две медали «За боевые отличия», что говорит само за себя. У неё уже есть опыт работы в войсках и, что немаловажно, собственное мнение по определённым вопросам. И это не мнение, привитое в академии, а своё, уже сформировавшееся мнение. Это то, как должно быть. Имея определённый опыт, который получила за время своей службы в войсках, обучаясь дальше, она может только его совершенствовать. А это и есть то самое главное, к чему должен стремиться каждый, кто решил посвятить свою жизнь делу военного врача.