ЦЕЛЬ-СРЕДСТВО-РЕЗУЛЬТАТ

Состав и структура организаторских умений офицеров в условиях новых оборонных задач

 

Р.ХАКИМУЛЛИН – кандидат педагогических наук, доцент, полковник

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последние годы Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) наращивают темпы преобразований во всех сферах жизнедеятельности. В военной политике это изменение роли армии, демократизация военно-социального устройства, решение новых оборонных задач (в области борьбы с международным терроризмом,  международного гуманитарного права и др.) В военно-техническом оснащении ― это принятие на вооружение и внедрении новой техники и средств вооруженного противоборства.

В современных условиях ведения вооруженной борьбы становятся характерными зависимость и усиление взаимовлияния на ход и исход боевых действий всех звеньев стратегического, оперативного и тактического уровней, а также заметное изменение в принципах комплектования воинских подразделений и флотских экипажей с существенным увеличением личного состава, проходящего службу по контракту.

Рост авторитета Вооруженных Сил России и профессионального уровня Армии и Флота диктует необходимость максимально полной реализации организаторских возможностей офицерских кадров в сочетании с их высокой ответственностью за выполнение возложенных служебных обязанностей.

К сожалению, в войсках военно-организаторские задачи нередко –упрощают до простой формулы «приказ ― выполнение» без учета всех нюансов технологии процесса выполнения приказа, распоряжения как в мирное, так и военное время. К сожалению, растет число офицеров-выпускников, слабо владеющих современными технологиями в организации своей служебной деятельности и воинского труда подчиненных.

В этих условиях особую значимость приобретает необходимость разработки новой концепции военно-организаторской деятельности будущего офицера, отражающей технологию реализации организаторских знаний, умений, способностей (от постановки задачи по достижению цели до осуществления коррекции действий), соответствующей задачам современных Вооруженных Сил Российской Федерации в военно-профессиональной и социальной деятельности.

В рамках данного научного направления важное место занимают состав и структура военно-организаторских умений у курсантов высших военных учебных заведений (боевых, мобилизационных, служебных, технических, организационно-досуговых и др.). Именно они  лежат в основе принципов и технологий организации выполнения будущими офицерами основных видов деятельности (боевой, служебной, военно-социальной и др.). При этом военно-профессиональная деятельность будет  с коммуникативной, проектировочной, конструктивной, мобилизационной и др. функциями. Сама организаторская деятельность во многом определяет профессиональный потенциал современного офицера. Она имеет прямые проекции на качественные характеристики его личности и осуществляемую им военно-профессиональную деятельность.

Поиск в этом направлении приводит к необходимости исследования решения задачи в условиях функционирования Вооруженных Сил на данном этапе исторического развития с учетом новых задач.

Для этого необходимо задаться вопросом, каковы психолого-педагогические условия формирования военно-организаторских умений у курсантов в образовательной и различных видах военно-профессиональной деятельности.

В настоящее время вопросы современного высшего военного образования непосредственно увязываются с проблемами формирования организаторских способностей у современных офицеров. С учетом этого организаторская деятельность начинает рассматриваться в качестве стратегической цели высшего военного образования.

Роль и место военно-организаторских умений раскрывается в реализации практически всех функций военно-профессиональной деятельности (проектировочной, конструктивной, коммуникативной, мобилизационной и др.), в решении боевых, служебных, мобилизационных задач и складывающихся ситуаций.

В офицерском корпусе Вооруженных Сил России центральное место принадлежит командирам ― главным организаторам военной службы. Они являются единоначальниками и наделены государством соответствующими полномочиями. Именно они отвечают за постоянную боевую и организационно-мобилизационную готовность в мирное и военное время, боевую подготовку, успешное выполнение боевых задач, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы. В руках командиров сосредоточены все права и обязанности, связанные с организацией боевой, социальной, административной и хозяйственной деятельности воинских подразделений. Это позволяет наиболее эффективно организовывать и направлять усилия подчиненных офицеру (командиру) воинов на достижение поставленных целей, обеспечивает единство воли и действий личного состава, дает возможность в любых условиях гибко и оперативно руководить всеми сферами и процессами жизни и деятельности воинского коллектива.

Многогранная деятельность офицерских кадров будет эффективной только тогда, когда каждый офицер станет четко понимать содержание организаторской деятельности и научно применять организаторские умения и методы военно-социального управления.

Обострившиеся за последние пять лет объективные и субъективные противоречия в содержании, организации, методах управления и воспитательной работы с военнослужащими привели к тому, что в ряде частей и соединений они не в полной мере соответствуют характеру решаемых задач, отстают от потребностей боевой подготовки. Накладывает отпечаток и то, что заметно снизился духовный и нравственный потенциал вставших в строй  военнослужащих, что проявляется в различного рода негативных фактах и нарушениях воинской дисциплины.

Анализ войсковой практики показывает, что более 30 % офицеров-выпускников (стаж профессиональной деятельности до трех лет) не удовлетворены служебно-организационными условиями военной службы, но 3 % (а это значительно меньшая часть выпускников военно-учебных заведений) отметили , что полностью удовлетворены созданными условиями.

Проведение занятий с контрактниками
Проведение занятий с контрактниками

Было отмечено, что у начинающих службу офицеров возникают трудности при работе с военнослужащими-контрактниками, так как они старше выпускников по возрасту. Молодому офицеру сложно наладить контакт с подчиненными, отсутствуют знания о современных технологиях организации воинского труда и, как следствие этого, ― бывают случаи травматизма и даже гибели военнослужащих при выполнении обязанностей военной службы.

Войсковая практика показывает, что у многих офицеров, работающих с подчиненными, слабо развиты организаторские качества, что не позволяет им эффективно руководить подразделениями. Надо признать, что у большинства лейтенантов изначально практически отсутствует и организаторская культура.

Хорошо известно: чтобы добиться высокой организации воинского труда личным составом подразделения (части), мало отдать приказ, необходимо создать условия и организовать его исполнение, а также вызвать у подчиненных желание точно и в срок выполнить полученный приказ. И в данном случае необходимо обратиться к теории и практике военно-социальной организации. Более того, война и организация подготовки к боевым действиям являются особым социальным процессом, а социальные процессы и вопросы управления ими относятся к области теории и практики социальной организации.

Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Это значит: всякую человеческую деятельность ―общественную, познавательную, военно-профессиональную, художественную ― можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать его с организационной точки зрения.

В психолого-педагогической литературе словам «организовать», «организация», «организаторская деятельность», «организаторские умения» придается смысл более узкий, более специальный. Чаще всего понятие «организовать» употребляется тогда, когда речь идет о людях, об их труде, об их усилиях. «Организовать предприятие», «организовать армию или кампанию, защиту, атаку, исследование» и т. п., значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразного единства.

Военно-профессиональная деятельность реализуется в военной организации общества. В современной военно-научной литературе под военной организацией понимают систему государственных и общественных учреждений, создаваемых обществом и государством в целях обеспечения защиты своих политических интересов. Военная организация есть разновидность общественной организации. Она представляет собой иерархическую многоуровневую общественную организационную систему, состоящую из ряда подсистем, находящихся в отношениях подчинения (иерархии). При этом деятельность офицера в военной организации это достаточно широкое понятие, ни в коем случае не сводимое к объему функциональных обязанностей его первичной офицерской должности.

Профессия офицера представляет собой, прежде всего, сложное структурное образование, в котором лбъединено  несколько самостоятельных видов деятельности:

– организация управления подразделением в бою;

-руководство подразделением в мирное время;

-организация морально-психологической работы в подразделении;

-обучение военнослужащих;

– воспитательная работа в подразделении;

-согласование отношений в семьях военнослужащих;

– регуляция своей психики в интересах службы и др.

Функционирование военной организации осуществляется в различных относительно самостоятельных, но взаимосвязанных и взаимообусловленных сферах. Различные ученые по-разному выделяют эти сферы. Не дискутируя на данную тему, все же необходимо отметить , что выделение тех или иных сфер жизнедеятельности военной организации есть не что иное, как элементарная классификация по различным субъективным основаниям, и что она является вполне рациональной в рамках конкретных исследований.

Целесообразно выделить следующие три сферы:

  • служебно-целевую, в которой военнослужащие реализуют учебно-боевую и служебную деятельность, направленную на достижение целей военной организации;
  • организационно-штатную, которая отражает формальную структуру военной организации, а также обеспечивает координацию и взаимодействие элементов и подсистем военной организации;
  • социально-бытовую, в которой реализуется социальная упорядоченность жизнедеятельности военной организации, осуществляется поддержание ее социальной целостности и необходимого уровня социального взаимодействия.

При всем своеобразии сфер деятельности все они имеют ряд общих признаков. Это выражается, прежде всего, в том, что любая деятельность социально организована и нормирована. В свою очередь, для офицера вхождение в указанные виды деятельности связано с вхождением в уже сложившуюся организационную структуру, в рамках которой ему предстоит следовать уже оформленным нормам и правилам деятельности.

Инструктаж группы «Антитеррор»
Инструктаж группы «Антитеррор»

Военная организация представляет собой многоуровневую социальную систему. Отсюда правомерно выделение различных иерархических уровней в ней, например, в соответствии с организационно-штатной структурой военной организации. С позиций военно-социального управления нулевым уровнем в военной организации целесообразно считать уровень ее элемента. В качестве первичного социального элемента следует выделить относительно неделимый объект в военной организации. Таким элементом в статике военно-организационной системы, безусловно, является отдельный военнослужащий, а в динамике ― элементарный военно-социальный процесс или первичная деятельность групп военнослужащих.

Необходимо отметить, что понятие «организация» носит такой же многозначный характер, как и понятие «управление», «менеджмент». Тем не менее можно констатировать, что организация рассматривается как комплекс взаимосвязанных элементов, к которым обычно относят:

цель, задачу (или задачи);

– разработку системы мероприятий для реализации цели и разделения задачи на отдельные виды работ, которые могут быть поручены определенным членам внутри организации;

– интеграцию отдельных paбот в соответствующих подразделениях, которые могли бы их координировать различными средствами, включая сюда и формальную иерархическую структуру;

– мотивацию, взаимодействие, поведение, взгляды членов организации, которые отчасти и определяются мероприятиями, направленными на реализацию ее целей, а отчасти же носят личный, случайный характер;

– такие процессы, как принятие решений, коммуникации, информационные потоки, контроль, поощрение и наказание, имеющие решающее значение для обеспечения выполнения целей организации;

– единую организационную систему, которая понимается не как особый, дополнительный признак, а как внутренняя согласованность, которая должна быть достигнута между всеми вышеуказанными элементами организации.

Общим стало и положение, что организация выступает как некий социальный медиум, от структуры и функционирования которого зависят и производительность труда, и личностные характеристики ее членов. Именно общество ставит перед организацией определенные цели и создает систему средств, регулирующих ее функционирование во имя достижения этих целей. Будучи раз создана, организация приобретает относительную самостоятельность и стабильность по отношению как к обществу, так и к индивидам, сравнительно устойчивую социальную структуру, специфический механизм взаимодействия элементов, который при введении одних и тех же факторов может дать весьма различные результаты.

Для рассмотрения организационной деятельности как процесса необходимо исходить из ряда основных положений.

Во-первых, организационная структура должна отражать цели и планы организации (предприятия), поскольку на них базируется вся его деятельность.

Во-вторых, структура должна отражать объем полномочий, которыми обладают лица, управляющие данной организацией.

Это зависит от таких общественных институтов, как частная собственность, репрезентативное правительство в совокупности обычаев, норм и законов, которые как ограничивают, так и допускают руководство отдельными лицами предприятиями, университетами и т. д.

Таким образом, в каждой конкретной организации предоставленные полномочия есть социально детерминированное право свободы действий, и как таковое оно подвержено изменениям.

В-третьих, организационная структура, как и любой план, должна отражать внешнюю среду. В основе построения любой организационной структуры, равно как и в основе любого плана, лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, военного, социального или этического характера. Организационная структура должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала, допускала вклад в общую работу со стороны всех членов группы и эффективно помогала людям достигать поставленных целей и в настоящее время, и в будущем. В этом смысле действенная организационная структура не может быть статичной.

В-четвертых, организация укомплектовывается людьми. Очевидно, что при классификации видов деятельности и распределении полномочий внутри любой организационной структуры необходимо учитывать различные недостатки и привычки людей. Это не означает, что организационная структура должна создаваться применительно к людям, а не на основе целей и сопутствующих их достижению видов деятельности. Однако весьма важным, зачастую сдерживающим для организатора фактором является то, какие лица будут работать на предприятии. Как инженеры учитывают сильные и слабые свойства сырья, направляемого в производство, так и организаторы должны учитывать особенности исполнителей ― людей и их качества.

Чтобы выявить и сформулировать современные сущностные признаки организаторской деятельности офицера-менеджера среднего звена в условиях изменения характера и содержания возможных войн, глубже понять взаимосвязь, взаимодействие военно-организаторских умений, навыков, способностей и функций военно-профессиональной деятельности, обратимся к некоторым вопросам философской и психологической теории деятельности.

На практических занятиях
На практических занятиях

Сегодня педагогика не рассматривает деятельность как самостоятельное педагогическое явление. В педагогике преобладает изучение конкретных видов деятельности: общественно-полезной, общественной, эстетической, спортивной и др. Определение же самой категории деятельности она заимствует из философии и психологии.

На данном этапе особый интерес представляют современный деятельностный и личностный подходы. Они позволяют говорить о новом качественном явлении ― синтезе двух процессов: формировании личности специалиста и его профессиональном становлении. Личностный рост специалиста стимулирует развитие профессиональной деятельности, а ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному росту специалиста.

Военно-профессиональная деятельность является структурным подвидом трудовой деятельности, воинского труда. Ее отличительная черта состоит в том, что это устойчивый род деятельности человека, требующий от него определенной квалификации (совокупности знаний, умений, навыков, способностей), морально-психологических, нравственных, волевых качеств в выполнении воинского долга.

Основополагающими признаками военно-профессиональной деятельности являются:

– ее социальный характер;

– четкая организационная структура;

– решение проблем укрепления обороноспособности страны;

– совершенствование профессионального мастерства военнослужащих.

Если анализировать военно-профессиональную деятельность в ретроспективном плане, то можно выделить существенные изменения. Они касаются не только и не столько качественных изменений военных объектов и средств вооруженной борьбы, их усложнения, интеллектуализации воинского труда и др., сколько изменений ее организационной структуры и содержания.

В армейских условиях деятельность военнослужащего может быть представлена как воинский труд. Воинский труд как интегративная характеристика деятельности военнослужащего представляет собой процесс его самореализации в качестве субъекта военно-профессиональной деятельности, повседневных отношений, собственного развития.

Военно-профессиональная деятельность как один из видов деятельности характеризуется такими признаками, как:

продуктивность (производительность, эффективность);

-организованность (в смысле минимизации затрат непроизводительного труда);

– интенсивность (в смысле быстроты, темпа) и напряженность (в смысле затрат психической и физической «рабочей силы»);

-надежность и точность;

-опосредованность (зависимость от всевозможных факторов внешней среды, орудий труда и т.п.);

– ситуативная обусловленность (зависимость от состояний объектов деятельности и событий в контролируемых и управляемых системах).

Функциональный подход ― это рассмотрение отдельных видов профессиональной деятельности, функций, подфункций, задач как элементов или подсистемы без учета существенных связей, взаимосвязей и влияния друг на друга в системе.

Системный подход ― это представление профессиональной деятельности как объект системы в виде иерархической структуры взаимосвязанных видов, функций, задач с учетом их взаимосвязей.

Взгляд на военно-профессиональную деятельность со стороны функций позволяет обосновать их состав, выделить из них структурные и функциональные, соотнести их с организаторскими умениями, необходимыми для военно-профессиональной деятельности.

Сделаем попытку раскрыть их содержание.

Гностическая (исследовательская) функция включает знания и умения научного и учебного познания; анализ различных военно-профессиональных, военно-служебных задач и ситуаций; поиск продуктивного их решения, сопоставления результата искомого с реальным; овладение современными информационными технологиями, используемыми в военно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Гносеологический компонент в подготовке военного специалиста, как в виде деятельности, связан с получением новых знаний путем выделения совокупности учебных дисциплин, формирующих необходимые для успешной военно-профессиональной деятельности знания (основные понятия, термины, законы и закономерности).

Для качественной реализации гностической функции офицеру-выпускнику должен уметь:

  • организовать собственную исследовательскую деятельность и поведение в ходе решения военно-служебной и мобилизационной задачи;
  • обеспечить процесс исследования научно- техническими средствами, в том числе и компьютерами, а также различного вида информационными средствами и материалами;
  • оптимизировать процесс исследовательской деятельности, а также правильно организовать рабочее место для достижения результатов проводимого исследования;
  • работать с научной информацией с целью диагностики и организации выполнения военно-служебного задания и др.

Прогностическая функция обеспечивает изучение тенденций военного, социально-экономического, научно-технического, социокультурного развития армии, влияние их на военно-профессиональную деятельность и в целом прогноз его развития. При этом офицер должен:

– уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений;

-определять вероятность реального воплощения служебного плана, программы, проекта в практике, с учетом имеющихся ресурсов и социальных последствий;

-предлагать свои варианты решения военно-служебной ситуации.

 

Прогнозирование имеет два аспекта конкретизации:

предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и

предуказактельный, предусматривающий собственно решение этих проблем.

Итак, прогнозирование в Вооруженных Силах РФ представляет собой основанную на специальных методиках научно-познавательную деятельность военных кадров, направленную на определение организационных перспектив развития армии и флота, новых средств и способов вооруженной борьбы, передовых методов обучения и воспитания личного состава в целях научно обоснованной реализации политики государства в области обороны и обеспечения безопасности страны.

Проектировочная функция включает прогностические цели, создание «проекта» новых образцов военной техники, оборудования, фортификационных сооружений и вооружения, предвосхищение, предвидение возможных последствий от реализации боевых, военно-служебных, учебно-воспитательных задач в течение всего планируемого периода времени (например, подготовки военного специалиста). В отличие от конструирования, подразумевающего разработку и изготовление специальных машин и механизмов в материале, проектирование представляет собой создание схем и чертежей с опорой на специальные военно-профессиональные знания.

Занятия по рукопашному бою
Занятия по рукопашному бою

 

В процесс проектирования входит:

– определение конечного и промежуточного «вида», схему ведения боевых действий, схему опорного пункта обороны, блок поста или ее отдельных частей;

– выделение в эскизе или проекте только тех элементов или сторон военной техники, вооружения, которые интересны офицеру в том или ином отношении;

 –  выбор лучшего варианта плана операции;

 – объединение и совмещение различных конструкторских решений,  функций и конструкций;

– подчинение более детальных и конкретизированных решений менее детальным, но более принципиальным.

 

Современная стратегия военного проектирования предопределяет необходимость использования офицером таких военно-организаторских умений, как:

организация работы всего коллектива по проектированию военных объектов, военного оборудования и техники, фортификационных сооружений с учетом технологических, экономических, эргономических и экологических требований;

– прогнозирования непредвиденных ситуаций в проектировании, а также предвидение конечного результата проектировочной деятельности в целом и др.

 

Конструктивная функция включает:

– организацию процесса отбора и структурирования информации по разрабатываемым «проектам» военной техники, оборудования, сооружений, планам и схемам военных действий, операций, композиционное определение их содержания;

– апробацию и использование различных форм, методов, технологии проведения системы мероприятий, связанных с военно-профессиональной деятельностью;

– осуществление контроля за выполнением приказов, а также качеством выполняемых функций военно-профессиональной деятельности.

Коммуникативная функция военно-профессиональной деятельности включает действия, связанные с установлением целесообразных организационных основ взаимодействия в военно-профессиональной среде, отношений с военнослужащими, сослуживцами, коллегами по работе, управлением части и соединения в процессе решения конкретных военно-служебных и воспитательных задач на учебных занятиях и в неучебное время. Коммуникативная функция обеспечивает обмен информацией органом военной государственной службы и обществом в соответствии с принципом информационного баланса.

При этом офицеру-организатору необходимо уметь:

– прогнозировать непредвиденные ситуации в межличностных отношениях в воинском коллективе;

– устанавливать оптимальные отношения с руководителями и подчиненными;

– побуждать коллег и подчиненных к организованному выполнению поставленной задачи;

– предельно доступно излагать цель и сущность предстоящей боевой или служебной задачи, согласовывать свои действия с действиями других воинских частей и подразделений;

– организовывать и проводить военно-служебное совещание;

– общаться и вести переговоры;

– устранять психологические препятствия для ведения диалога и др.

 

Организационно-мобилизационная функция включает:

– знания и действия, связанные с организацией военно-служебной и мобилизационной деятельности, собственной деятельности и поведения в ходе решения военно-служебной и мобилизационной задачи;

– оптимизацию организации военной службы, как в мирное, так и военное время;

– управление военно-педагогическим процессом;

– организацию рабочего места;

– правильное использование военной техники, оборудования и вооружения;

– мобилизацию воинского коллектива на выполнение военно-служебных, мобилизационных задач и планов;

– рациональное распределение служебного времени;

– соблюдение необходимого режима работы военно-служебных систем;

– осуществление обслуживания военного оборудования и техники и управления ими.

Организационно-мобилизационная функция связана с обеспечением военно-профессиональной деятельности и всего военно-служебного процесса материально-техническими ресурсами, в том числе и продовольственными, горюче-смазочными материалами и мобилизацией возможностей личностного потенциала военного специалиста.

В процессе проведения анализа основных функций военно-профессиональной деятельности вполне правомерно возникает вопрос: а какой функциональный компонент способствует решению задач по организации взаимодействия военнослужащих в процессе их службы?

Как показывает исследование, организационно-психологический функциональный компонент обеспечивает устранение психологических и нормативных препятствий для начала диалога в воинской группе и облегчает его протекание, чем повышает его эффективность. Надо заметить, что единого определения этой категории на сегодняшний день не существует.

В основе любого взаимодействия в социальной группе лежит диалог. Наличие предмета диалога обусловлено поиском тактических, служебных и организаторских решений. Основной задачей, решаемой организационно-психологическим функциональным компонентом, является создание благоприятного военно-служебного взаимодействия, организация позитивных коллективных взаимоотношений, способствующих творческому решению военно-профессиональных задач его участниками.

Наиболее высокий уровень интеграции достигается в области, связанной с обеспечением военно-профессиональной деятельности и всего военно-служебного процесса материально-техническими ресурсами.

Таким образом, вполне очевидно, что в первую очередь необходимо формировать основные «базисные» военно-организаторские умения, имеющие место в различных видах военно-профессиональной деятельности. Если курсант овладеет одним навыком, в дальнейшей деятельности он сможет самостоятельно освоить и многие другие.

Теоретическая модель процесса формирования военно-организаторских умений у курсантов в образовательном процессе и различных видах военно-профессиональной деятельности

 

Разработка основных направлений дальнейшего совершенствования подготовки офицерских кадров к изменившейся во всех отношениях военно-профессиональной деятельности и ее организационных структур особо выделяет задачу формирования военно-организаторских умений у курсантов как важнейшего личностного качества военного специалиста.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики решения данной задачи выводит нас на необходимость использования метода моделирования.

Моделирование рассматривается как метод опосредованного изучения объекта, в ходе которого исследуется или осваивается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая промежуточная система ― модель.

Модель всегда выступает как представитель оригинала, заместитель прототипа, который в каком-либо отношении более удобен для изучения или освоения и дает возможность перенести полученные при этом знания, умения, навыки, сформированные личностные качества на исходный объект.

Приступая к разработке теоретической модели процесса формирования военно-организаторских умений у курсантов в условиях решения новых задач, изменения принципов комплектования воинских подразделений и модернизации всей организационно-штатной структуры ВС РФ, военные педагоги исходили из того, что это такое отражение реальной военно-профессиональной деятельности в содержании обучения курсантов, которое, во-первых, дает курсантам правильное и полное представление о современной организаторской деятельности от целеполагания до самоанализа процесса и результатов организаторской деятельности и, во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть «базисными» организаторскими умениями настолько полно, что обеспечит безболезненное вхождение в реальное выполнение своих военно-служебных обязанностей (профессиональных функций).

Формирование организаторских умений у курсантов военных вузов осуществляется эмпирическим путем, нередко от случая к случаю, стихийно, без глубокого понимания сущности происходящих изменений в организационно-штатной структуре Вооруженных Сил (ВС).

Теоретическая модель процесса формирования военно-организаторских умений у курсантов имеет свою структуру: логико-методологический, психолого-дидактический и технологический блоки.

Логико-методологический блок отражает цели, исходные теоретические предпосылки и факторы, влияющие на процесс формирования военно-организаторских умений у курсантов военных вузов.

Как известно, модель всегда создается для определенной цели. Цель ― не предугадывание будущего, а выявление назревших и возможных путей и средств их решения. С целей начинается «методологическая доказательность» правильности определения предполагаемого движения мыслей и действий в направлении «цель ― средство ― результат». Они призваны обеспечить соответствие между развивающимися потребностями общества и личности в формировании нужных качеств и желаемым потенциальным результатом. Всякая цель рассматривается с позиции возможности ее достижения, поэтому они нами рассматриваются как аналог гипотезы.

Нельзя не отметить, что определение целей образования десятилетиями сводилось к комментированию  «социального заказа», сформулированного в соответствующих официальных документах. Они настолько общи, что реализовать их практически невозможно. Необходимо четко и содержательно представлять все аспекты целей образования, среди них выделить цели развития и уже на этой основе раскрывать цели формирования организаторских умений у курсантов в образовательной деятельности. Идея развития ― ключевой момент идеологии новой высшей военной школы.

Развитие личности будущего офицера является не только целью, но и одновременно процессом и результатом обучения и воспитания. Цели формирования предполагают включение обучения и воспитания в сам процесс формирования. Тем самым обеспечивается разностороннее развитие личности: ее воспитанность, образованность, социализированность, культура, физическое развитие и здоровье, развитость психических процессов и свойств, и в целом управление этими процессами.

Цель развития в широком смысле слова предполагает продвижение курсантов на новые уровни познавательных, эмоционально-волевых, психологических свойств (характер, особенности, склонности). Именно цель является основой формирования военно-организаторских умений.

В теоретической модели при раскрытии цели формирования военно-организаторских умений у курсантов военных вузов предусматривается:

широкая, активно мотивированная умственная деятельность;

способность мобилизовать ум, волю и произвольно организовать свой познавательно-преобразующий процесс;

конструктивная самостоятельность, легкость образования неожиданных ассоциаций;

способность к перестройке схемы действий и в конечном итоге ― к самостоятельному и творческому организаторскому решению нестандартных задач и ситуаций.

Цели формирования военно-организаторских умений у курсантов в образовательной деятельности рассматриваются с различных точек зрения.

С психолого-педагогической точки зрения это изменение принципа организации усвоения содержания образования. Оно основано на углублении познания, создании оптимальных условий для лучшей реализации каждым курсантом своих потенциальных организаторских возможностей, включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции, и др.), что максимально способствует формированию военно-организаторских умений у курсантов.

С социальной точки зрения ― это целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное и рациональное использование возможностей каждого члена общества.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что формирование целей является основополагающим и исходным этапом военной организации. От правильно поставленной цели зависит эффективность конечного результата организаторской деятельности, в том числе качество принимаемых организаторских решений в военно-социальных системах управления.

Формирование целей ― это достаточно сложный процесс. Он зависит от внешних и внутренних взаимодействий элементов системы организации. Цель может формироваться самой системой военной организации с учетом поставленных перед ней общих задач, возмущений окружающей среды и состояний объекта управления или задаваться извне.

При определении этапов формирования целей необходимо учитывать следующие две закономерности.

Во-первых, зависимость цели от качества и количества информации, получаемой организующей системой от объекта управления и окружающей среды.

Предполагается, что цель формируется организующей системой. Эта закономерность означает, что перед окончательным формированием цели необходимо детально изучить возможные пути развития объекта организации, предполагаемые воздействия окружающей среды, различные варианты будущих состояний объекта, их свойства и другие факторы. Чем глубже познание этих факторов, тем точнее формулируется цель организации.

Во-вторых, иерархичную природу цели, т. е. возможность ее деления по уровням иерархии (в пространстве) и по этапам (во времени).

Так как цель представляет собой желаемое будущее состояние объекта организации, которое характеризуется совокупностью свойств, имеющих иерархическую структуру, то цель также можно представить в виде совокупности частных целей («дерева целей»), характеризующих желаемое состояние объекта организации. Кроме того, в процессе движения к поставленной цели объект проходит ряд промежуточных состояний, которые тоже можно представить в виде промежуточных целей (этапов).

Формирование целей организаторской деятельности неразрывно связано с выбором показателей и критериев эффективности организации (системы организаций), которые необходимо обосновывать исходя из следующих рассуждений.

– Система будет удовлетворять своему назначению, если значения показателей эффективности будут лежать в области, определяемой выбранным критерием.

– Основное назначение системы организации ― обеспечивать движение объекта управления к поставленной цели.

Необходимо отметить, что показатели эффективности военной организации должны характеризовать цель организации, состояние системы в процессе управления и потребляемые ресурсы. Для сложных систем социальной организации выбор этих показателей является трудоемкой задачей, не всегда приводящей к точным результатам.

В качестве общих показателей могут быть выбраны:

время перехода системы из одного состояния в другое;

затраты материальных, информационных и энергетических ресурсов для достижения цели организации;

прибыль, получаемая в результате функционирования системы управления, и др.

Для военных систем наиболее характерны следующие показатели:

время приведения организационной системы (отделение, взвод, рота, батальон и т.д.) в боевую готовность;

показатели устойчивости системы;

время доведения команд организатора до исполнителей;

показатели ущерба, наносимого противнику, и др.

Если выбрана цель, в соответствии с которой требуется, чтобы желаемые значения показателей объекта управления были больше заданных и в то же время требуется минимизировать потребляемые ресурсы, то выбирается критерий оптимизации, для того чтобы минимизировать ресурсы при ограничениях на показатели конечного состояния объекта социального управления.

Вчера — курсанты, сегодня — лейтенанты
Вчера — курсанты, сегодня — лейтенанты

Существует необходимость разработки теоретической модели процесса формирования военно-организаторских умений у курсантов, отражающей целостное, системное представление данного процесса.

Теоретическая модель конструктивно состоит из трех блоков: логико-методологического, психолого-педагогического, технологического.

Проведенный анализ позволил сформулировать следующие психолого-педагогические условия:

  • содержание и структура военно-организаторских умений у курсантов в военно-организаторской деятельности определяются основными функциями, видами военно-профессиональной деятельности и современными организационно-мобилизационными задачами, процессом их выполнения;
  • военно-организаторские умения у курсантов формируются на интегративной основе в процессе решения организационно-мобилизационных задач в образовательной, военно-служебной, мобилизационной и других видах деятельности с учетом их специфических особенностей;
  • технологичность процесса формирования военно-организаторских умений у курсантов обеспечивается: постановкой командиром и принятием подчиненными цели; определением средств выполнения поставленной задачи, предвидением возможных затруднений (барьеров), обоснованием способов их преодоления; планированием системы мероприятии, предвидением возможных последствий от их реализации; коррекцией полученного результата;
  • готовность преподавательского состава к современной военно-организаторской деятельности обеспечивается целевой (специальной и психолого-педагогической) подготовкой в области технологий формирования военно-организаторских умений у курсантов.

В заключении необходимо отметить, что основой формирования военно-организаторских умений у курсантов выступают образовательная, военно-служебная и мобилизационная деятельность. Именно комплексный подход к изучению этих видов деятельности и правильное методическое применение поэтапного формирования необходимых умений у будущих офицеров позволит вывести образовательный процесс военно-учебных заведений на уровень, отвечающий современным требованиям и потенциалу развития Вооруженных Сил Российской Федерации.