19 марта – день моряка-подводника
Крепким морским узлом связала судьба моих героев с подводным флотом. Каждый из них мечтал в своё время продолжить дело отца, носить погоны. Вместе они постигали азы морской науки в училище подводного плавания и даже обитали в одном кубрике. Все трое, пройдя не одну автономку, достигли высот, о которых мечтает почти каждый подводник, – подняться на командирский мостик и управлять субмариной. Сегодня, в дни празднования юбилея подводного флота, некогда простившиеся на пороге училища молодыми лейтенантами, а теперь уже командиры кораблей встретятся… Правда, только на страницах «Красной звезды», и расскажут каждый о том, каково это – служить под толщей воды…
Лучший на флоте
Капитан 1 ранга Алексей Гридчин с детства мечтал стать подводником, как отец, оставшийся в своё время на лодке сверхсрочником. Не изменяя традициям, заложенным родителем, стремился попасть на Тихоокеанский флот. Не пугали его, тогда ещё юного лейтенанта, ни особые климатические условия, ни отдалённость Камчатки. Он и сегодня благодарен судьбе, что был распределён для дальнейшего прохождения службы, как сам говорит, именно в этот по-настоящему заповедный регион. Всё, о чём мечталось, именно здесь, на краю родной земли, и сбылось. И даже служить он попал, как и задумывал, на стратегические атомные подводные лодки.
– Я пришёл сразу на должность командира боевой части и должен был, сдав все положенные зачёты, стать первым помощником командира по применению оружия, вторым вахтенным офицером на выходе в море, – рассказывает Алексей Гридчин. – Ответственность была большая, но и интересного было не меньше.
Он с лейтенантства не привык отсиживаться за спинами других, быть на вторых ролях, ему сразу же хотелось ощутить свою нужность в экипаже. И он, несомненно, очень быстро нашёл свое место в строю. И тем не менее баловнем судьбы его вряд ли назовёшь. К командирскому мостику он шёл, преодолевая все служебные ступени, – ни одну не пропустил.
На вопрос о том, мечтал ли он стать командиром корабля, Алексей Гридчин честно отвечает, что начал об этом задумываться всерьёз только после окончания офицерских классов когда, вернувшись в родной экипаж, он, кстати, практически сразу же отправился в море. Да и первый год его службы командиром подводного стратегического крейсера «Святой Георгий Победоносец» был самым что ни на есть напряжённым: четыре похода, один из которых боевой и достаточно продолжительный.
Но он выдержал, «оморячивание» Алексея Гридчина как командира прошло успешно. Более того, по итогам первого года службы в новой должности именно его экипаж был назван лучшим по боевой подготовке на всём Тихоокеанском флоте и удостоен переходящего кубка. На вопрос о том, есть ли у него какие-то командирские секреты, капитан 1 ранга Гридчин отвечает:
– Главное, нужно слышать свой экипаж. Меня никогда не волновало, как что-то заведено на других кораблях, в дивизиях, какие там утвердились правила и законы. Меня интересовал только мой экипаж. Конечно, командир не имеет права ни при каких условиях дать слабину, что бы в душе его ни творилось. Нельзя не то что оступиться – даже случайно поскользнуться! Ведь экипаж очень внимательно за тобой наблюдает, ориентируется и равняется на тебя.
На командирском посту он уже более пяти лет, за это время провёл в прочном корпусе с экипажем гораздо больше суток, чем на берегу с семьёй. Такова специфика командирской службы. И вверенный Алексею Гридчину личный состав, – а это ни много ни мало 140 моряков, своего командира не только уважает, ценит, но и по праву считает лучшим на флоте. Тем более что он много раз подтверждал это. В 2011 году был признан лучшим командиром лодки на Тихоокеанском флоте, а спустя два года удостоен этого звания на конкурсе среди подводников всего Военно-морского флота. Кто бы мог подумать, что Алексею Гридчину, приехавшему защищать честь тихоокеанцев, придётся в том числе и соревноваться, соперничать со своим курсантским другом – командиром атомной подводной лодки Северного флота Николаем Цибулько…
На глубину, под лёд…
В том самом конкурсе корабельный расчёт подводной лодки «Верхотурье», которой командовал капитан 1 ранга Николай Цибулько, стал лучшим по выходу на торпедную атаку. Но это была далеко не первая встреча двух командиров после окончания училища. Судьба не раз сводила Николая и Алексея. Неоднократно в одно и то же время они обучались в Обнинском центре, где имели возможность не только вспомнить курсантское прошлое, узнать, как сложилась у каждого жизнь и служба, но и обменяться опытом.
Николай Цибулько – потомственный военный. Вырос в гарнизоне подводников, где у пирсов провожал и встречал из автономок отца – мичмана. А потому с детства влюблённый в море и воспитанный на рассказах о непростой службе настоящих мужчин, не мог ни о чём другом мечтать, как о продолжении военной династии. Как же ему хотелось, став подводником, вернуться в главную базу подводных сил Северного флота – Гаджиево – в офицерских погонах! И так тому суждено было случиться, что желания и возможности Николая совпали. Попал-таки молодой лейтенант Цибулько на подводную лодку «Брянск» командиром минно-торпедной боевой части.
За неполные 20 лет службы он сменил несколько кораблей, и все они были одного проекта. Командовать же Николаю Цибулько доверили ракетным крейсером «Верхотурье».
Сегодня он говорит, что курсантами о командирских высотах они и не задумывались. Но, немного поразмыслив, уточняет, что где-то в глубине души всё же, наверное, украдкой и об этом мечтали. Но вслух не озвучивали: не принято было это.
– Цели такой я себе точно не ставил. Просто старался достойно служить на любом посту, – объясняет капитан 1 ранга Цибулько.
Командирская стезя ведь совсем не легка. За осанкой, невозмутимым видом и твёрдым взглядом офицеров, какими мы привыкли видеть их на мостике, кроются титанический повседневный труд и колоссальная ответственность. Ведь именно от командира зависят все успехи вверенного ему экипажа.
– Ты обязан сразу и навсегда взять на себя всю полноту ответственности за принятие решений, которые порой бывают весьма непростыми, – делится тем, что обычно остаётся за кадром,
Николай Цибулько. – А советоваться командиру больше не с кем, как только с самим собой.
– Да разве что с морем…– добавляет после паузы с улыбкой.
О походах он рассказывает по-командирски скупо, отмечая лишь, что лёгких у подводников не бывает. Каждый – особенный, даже если задачи обычно стоят одни и те же. А сколько погружений и всплытий за всю свою службу совершил, уже и не припомнит.
– При лейтенантских погонах, – уточняет, – считал. А потом сбился со счёта.
Но наиболее запоминающиеся из выходов в море, несомненно, командирские. Особенно если это ходовые испытания корабля, вернувшегося, к примеру, из ремонта, или поход подо льдами в районах Арктики.
– Считается, что любой выход в море сопряжён с опасностью, а подлёдный поход опасен вдвойне, – говорит капитан 1 ранга, повидавший на своём веку многое. – Погружение, всплытие, поиск полыньи – чем сложнее задача, тем больше удовлетворения в конечном итоге получаешь, тем теплее встречают тебя в родной базе.
Вот уже почти два года Николай живёт «на берегу», очень скучая по морю. Сегодня он – слушатель Военной академии.
Подводником не рождаются
Анатолий Паликов грезил стать подводником с 6 лет. Его отец, полковник запаса, никак с флотом не был связан. Просто в один из отпусков семья Паликовых отправилась в Севастополь, и из окон комнаты, где разместились родители Толика, открывался потрясающий вид на подводные лодки, базировавшиеся в Южной бухте.
С тех пор Анатолий планомерно шёл к своей мечте. Несмотря на категорический протест мамы, в 15 лет сам собрал все необходимые документы для поступления в Нахимовское военно-морское училище и, успешно сдав вступительные экзамены, стал его воспитанником. Однако, чтобы из тебя вышел настоящий подводник, признаётся сегодня уже капитан 1 ранга, одного желания недостаточно, не менее важно, какие люди встретятся на твоём пути. Ориентиром для Анатолия стал Михаил Малков – офицер-воспитатель, в прошлом командир электро-технического дивизиона атомных подводных лодок на Камчатке. За плечами Малкова было множество памятных боевых служб. Ему было о чём рассказать юным питомцам. И они слушали его буквально с открытым ртом.
– Из нас, нахимовцев, он целенаправленно воспитывал подводников. Именно Малков привил нам и любовь к субмаринам, – рассказывает Анатолий Паликов. Тем не менее окончательным моментом в выборе дальнейшей специальности для будущего командира стала трагическая гибель «Комсомольца». Она настолько потрясла юношу, что он бесповоротно утвердился во мнении: его место – в прочном корпусе субмарины.
– У меня оба деда воевали, отец тоже был достаточно строгих правил. Оттого я с детства опасностей, риска не сторонился, – делится воспоминаниями Анатолий Паликов.
Но подводная служба по распределению из военно-морского училища у него не задалась. Моря так и не увидел. Поэтому, когда ему предложили перейти на надводный корабль, где открывались как раз те перспективы, о которых он мечтал с детства, Анатолий, не раздумывая, согласился.
– На надводный корабль, к сожалению, из соображений секретности, не могу сказать, какой именно, я пошёл по своей военно-учётной специальности. Принял его с завода после среднего ремонта и модернизации, перегнал в составе экипажа из Севастополя на Северный флот, – продолжает Паликов свой рассказ. – Испытывал новую технику в отдалённых районах Норвежского моря, выполнял задачи боевой службы.
Его ждало большое будущее. Но в жизнь некстати вмешались семейные обстоятельства, из-за которых пришлось оставить Военно-морской флот, чтобы только спустя несколько лет вернуться на круги своя.
Анатолию Паликову в буквальном смысле пришлось карьеру подводника строить заново. В то время как его однокурсники по училищу уже далеко продвинулись по служебной лестнице, он вновь был назначен на первичную должность инженера минно-торпедной боевой части атомного подводного крейсера. С тех пор прошло десять лет, три последних года из которых Анатолий на командирском мостике.
19 марта Анатолий Паликов, как и Алексей Гридчин, и Николай Цибулько, будет принимать поздравления с профессиональным праздником. Но только у него завтра ещё и день рождения!
Оставьте первый комментарий