…Мы приехали на Черниговскую авиабазу армейской авиации (Восточный военный округ) в самый круговорот событий. Шло летно-тактическое учение, и, как говорится, было на что посмотреть и что поснимать. Но справедливости ради, сразу отметим, что и в другие дни мы бы не «промахнулись», боевая учеба идет здесь непрерывно. Просто это учение было особенно интересным экипажи вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ми-8 АМТШ «Терминатор» наносили по условному противнику ракетный удар.
Данная задача считается сложной, и она требует от экипажей высокого мастерства. А оно, как известно, прямо пропорционально интенсивности полетов. И с этим в последние годы, как сказали нам летчики, все в порядке. Экипажи отрабатывают не менее четырех летных смен в неделю, летают днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Задачи выполняют разные, чтобы быть подготовленными стопроцентно в любом плане.
В этот раз согласно легенде учений на российское побережье высадился морской десант условного противника на бронетехнике, со средствами усиления. И его необходимо было уничтожить. Для разведки вылетел специальный вертолет, который обнаружил и определил силы и средства десанта, выдал целеуказания на командные пункты авиации и сухопутных войск.
Аэродром немедленно пришел в движение. На наших глазах к взлету готовились одновременно около трех десятков винтокрылых машин. Так много вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ми-8 АМТШ «Терминатор» увидеть вблизи сразу и вместе зрелище впечатляющее, более того, скажем так, не для слабонервных. Когда запустили винты, возникло вполне реальное впечатление, что на аэродроме вдруг разыгралась буря. Все кругом ревело и свистело, стоять рядом было невозможно.
Ввысь ушла первая пара «хищников». Несколько минут спустя попарно друг за другом взлетают все «Аллигаторы». Вся эта «зубастая» армада берет курс на Прокопьевский полигон. Если бы десант противника был реальным, ему бы не позавидовали. На его месте очень скоро выросло море огня…
А у эскадрильи Ми-8АМТШ на этих учениях своя задача. Они оказывают огневую поддержку пехоте и десантируют личный состав спецподразделений.
…Внезапно с командного пункта приходит вводная организовать переброску инженерно-технического состава на запасной аэродром Воздвиженка, куда после нанесения ракетного удара должна прибыть эскадрилья Ка-52. Перебазирование на чужой аэродром стало еще одним элементом учений. Сделано это было с целью ухода от ответного удара условного противника. Так сказать, тактика удара и ухода.
Сбор инженернотехнического состава проходит в считанные минуты. По слаженным действиям техников видно, что такие учения им не в диковинку. Перебазирование происходит в кратчайшее время, как того потребовали бы реальные боевые условия. На новом месте был немедленно развернут временный пункт обслуживания техники.
…И вот на запасной аэродром начинают прибывать вертолеты Ка-52. Учебнобоевая задача успешно выполнена. «Зубастые» сразу попадают в руки техников. От постоянного нахождения на взлетно-посадочной полосе, с потемневшими от ветра и солнца лицами, они быстро осматривают все до мельчайшего винтика, заправляют и снова вооружают вертолеты. Впереди по плану учений предстоят ночные стрельбы, но уже на другом полигоне.
Конечно, говорить о достоинствах машины, не вспомнив работу инженерно-технического состава, было бы неправильно. Здесь, как и в воздухе, все очень строго. Каждый специалист отвечает за свой узел на вертолете. Финальный аккорд зарядка ракет, и вертолет к боевому вылету готов. Выбираем момент и беседуем с инженером авиационного комплекса эскадрильи старшим лейтенантом Сергеем Гливенко:
Учеба есть учеба. Летчики, после того как отработали на полигоне, провели передислокацию. Наша задача остается прежней качественно обслужить машину и подготовить ее к следующему вылету. В течение часа мы должны осмотреть механизмы, что необходимо протестировать, произвести заправку и снаряжение…
Сергей выпускник Воронежской военновоздушной академии. За два года службы на его счету это уже шестое перебазирование с родного Черниговского аэродрома на запасные площадки.
А боевые ударные вертолеты Ка-52 тем временем заходят и заходят на посадку. Нам удается коротко переговорить с командиром вертолета капитаном Николаем Грачевым. Он впечатлен боевыми возможностями машины, надо сказать, на «Аллигаторов» полк перевооружился не так давно.
«Бортовые системы и вооружение этого вертолета позволяют находить и поражать тщательно замаскированные, неизлучающие объекты, мы называем их «тихими», рассказывает летчик. Это крайне важно сегодня, когда повсюду активно внедряется технология «стелс». Этот вертолет незаменим и в наступлении, и в обороне, и в миротворческих операциях, в борьбе с бандами боевиков, он работает по всем целям наземным, морским, воздушным…
Справка
Боевой разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток. Данный вертолет, не имеющий аналогов в мире, способен нести до 2800 тонн различного вооружения от авиационных пушек до управляемых и неуправляемых ракет различной дальности, которые могут поражать бронированные цели на дальности до 8 км. При этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ка-52 «Аллигатор» может обеспечивать разведку целей, целераспределение и аппаратурное целеуказание на взаимодействующие вертолеты и командные пункты сухопутных войск. Вертолет может провести огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
Ка52 поступили на вооружение базы более двух лет назад. Одновременно с ними происходило перевооружение на Ми-8АМТШ, транспортно-штурмовую модификацию знаменитой «восьмерки».
«Без нас не обходится ни одна войсковая операция, ведь поддержка с воздуха всегда стоит на первом месте, рассказывает командир части подполковник Василий Клещенко. Мы активно взаимодействуем с общевойсковой армией самым большим объединением на Дальнем Востоке, с Тихоокеанским флотом, с десантноштурмовой бригадой ВДВ. Кроме учебнобоевых задач в последние годы наши вертолетчики были задействованы в тушении лесных пожаров и в ликвидации последствий паводков. Прочные профессиональные навыки позволяют летать в любых условиях и в любых районах. На совместных российскокитайских учениях одна наша эскадрилья была перебазирована на территорию Китая, приходилось работать на совершенно незнакомой местности. Оценка была высокой. Хорошо отработали на СКШУ, на совместных учениях «Морское взаимодействие» и ряде других…»
Вот и летнотактическое учение, на котором мы побывали, также показало, что все поставленные задачи пилотами были выполнены безукоризненно. Притом что выходить на цель экипажам было особенно сложно на предельно малой высоте, с использованием рельефа местности. Ракетный удар вертолетчики наносили с дальности 1,5 2 километра. Все экипажи провели точные ракетные пуски, поразив мишени. Но они не только наносили ракетные удары, но и сами уходили от ответного удара средств ПВО условного противника с подавлением его радиолокационных средств. Приходилось крутиться маневрировать на предельных скоростях, на разных высотах…
Командир части подполковник Василий Клещенко остался доволен работой своих подчиненных.
Наша авиабаза отметил он, берет свое начало с 1921 года, у нас давние и славные боевые традиции. По мере освоения новых вертолетов, работу которых вы сегодня видели, с большим кругом возможностей, хорошими маневренными характеристиками и новейшим вооружением, наши боевые возможности существенно расширились. Вместе с тем возросли требования к личному составу. Летаем интенсивно и вводим в строй молодых пилотов. Могу однозначно сказать, что сейчас летно-технический состав нашей части представляет собой сплав опыта и молодости. Старшие офицеры подполковники Валерий Герасимов, Вячеслав Соловьев, Дмитрий Порхаев, и этот список можно продолжать, являются не только командирами, но и отличными наставниками. Остается радоваться за людей, что они занимаются любимым делом и растут в профессиональном плане…
…Уже смеркалось, когда вновь на аэродроме поднялась «буря», и десятки боевых машин повисли в воздухе. Теперь им предстояло отстреляться уже в ночных условиях и вернуться на родной аэродром базирования. И с этим сложным заданием личный состав авиабазы также справился успешно, как всегда…
Игорь МАЙБОРОДОВ.
Фото Виталия АНЬКОВА